Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Пушкаревой Н.В, судей Евтифеевой О.Э, Никулиной И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации г. Шарыпово Красноярского края, поданную через суд первой инстанции 3 февраля 2021 года, на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 10 августа 2020 года
по административному делу N 2а-1274/2019 по административному исковому заявлению Администрации города Шарыпово Красноярского края к Шарыповской межрайонной прокуратуре Красноярского края, к прокуратуре Красноярского края, об оспаривании представления Шарыповской межрайонной прокуратуры от 21 октября 2019 года N.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Пушкаревой Н.В, возражения прокурора Рубан А.В, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Администрация г. Шарыпово Красноярского края обратилась в суд с административным исковым заявлением об оспаривании представления Шарыповской межрайонной прокуратуры от 21 октября 2019 года N.
В обоснование заявленных требований указала, что Шарыповской межрайонной прокуратурой проведена проверка по обращению Сидорцовой М.В, по результатам которой, установлено нарушение пункта "а" части 1, части 2 статьи 14 Закона Красноярского края от 4 декабря 2008 года N 7-2542 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае" в части предоставления земельного участка в собственность членам многодетной семьи, а не Сидорцовой М.В, что привело к приостановлению регистрации права, в отношении администрации г. Шарыпово выдано представление.
По мнению административного истца, требования прокурора не соответствуют нормам действующего законодательства, поскольку Законом Красноярского края предусмотрено право на бесплатное получение в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства многодетными семьями, из чего следует, что данное право может быть использовано однократно на семью в целом. Сидорцова М.В. является матерью многодетной семьи. Как при постановке на учет, так и в дальнейшем представляла документы, подтверждающие совместное проживание с детьми, в связи с чем, администрацией правомерно предоставлен земельный участок в собственность всем членам многодетной семьи. Кроме того, установленный в представлении срок для устранения выявленных нарушений до 29 октября 2019 года является необоснованным и не соответствует закону.
Решением Шарыповского городского суда Красноярского края от 25 декабря 2019 года признано незаконным представление Шарыповской межрайонной прокуратуры от 21 октября 2019 года N об изменении распоряжения Администрации города Шарыпово N от 25 апреля 2019 года "О бесплатном предоставлении Сидорцовой М.В, ФИО10.", с указанием на предоставление земельного участка в собственность Сидорцовой Марии Владимировны, и выдаче данного распоряжения Сидорцовой М.В, в срок до 29 октября 2019 года. В удовлетворении административного иска к Прокуратуре Красноярского края отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 10 августа 2020 года решение Шарыповского городского суда Красноярского края от 25 декабря 2019 года в части удовлетворения административного иска Администрации города Шарыпово Красноярского края к Шарыповской межрайонной прокуроре, о признании незаконным представления Шарыповской межрайонной прокуратуры от 21 октября 2019 года N об устранении нарушений федерального законодательства, внесенного в результате проведенной проверки по обращению Сидорцовой Марии Владимировны отменено, в удовлетворении административного иска отказано. В части отказа в удовлетворении административного иска к прокуратуре Красноярского края, решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель ставит вопрос об отмене апелляционного определения и оставлении в силе решения суда первой инстанции. Указывает на неправильное применение судебной коллегией норм материального права, регулирующих правоотношения, связанные с предоставлением многодетным гражданам в собственность бесплатно земельных участков, поскольку право на приобретение земельного участка может быть использовано однократно на семью в целом. Администрация города Шарыпово в ходе рассмотрения настоящего дела обратилась с заявлением в Росреестр о регистрации права собственности на земельный участок по "данные изъяты" доли каждому члену семьи Сидорцовой М.В. 5 декабря 2019 года на основании распоряжения N от 25 апреля 2019 года право собственности на земельный участок зарегистрировано за всеми членами семьи, что доказывает его законность. Не была судом дана оценка, что при проведении проверки по обращению Сидорцовой М.В. не была проверена законность действий Росреестра, анализ норм действующего законодательства и его применение надлежащим образом не произведен, в результате чего было вынесено незаконное представление.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в пределах доводов кассационной жалобы пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения допущены судом апелляционной инстанции.
Согласно подпункту 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.
В Красноярском крае указанные вопросы регламентированы Законом Красноярского края от 4 декабря 2008 года N 7-2542 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае". Согласно части 2 статьи 14 данного закона многодетные граждане, имеющие место жительства на территории Красноярского края, имеют право на однократное бесплатное получение без торгов в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для одной из следующих целей по своему выбору: ведение садоводства, огородничества, животноводства (за исключением территории Красноярской агломерации), индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства. Право на приобретение земельного участка в собственность бесплатно может быть использовано однократно на семью в целом. Порядок бесплатного предоставления в собственность многодетным гражданам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, устанавливается главой 3.1 настоящего Закона.
Статьями 29.1-29.7 указанного закона определен порядок предоставления земельного участка в собственность.
Из материалов дела следует, что Сидорцова М.В, являясь матерью несовершеннолетних ФИО11 опекуном ФИО12 имея статус многодетной семьи, обратилась в администрацию г. Шарыпово о выделении земельного участка для индивидуального жилищного строительства в черте Муниципального образования город Шарыпово, 24 июля 2015 года семья поставлена на очередь.
Как следует из заявления Сидорцовой М.В. от 16 июля 2015 года поданного в администрацию г. Шарыпово, к которому было приобщено четыре копии о рождении несовершеннолетних детей, заявитель просила выделить земельный участок для индивидуального жилищного строительства как многодетной семье, согласно заявлению от 12 апреля 2019 года она просила предоставить в собственность земельный участок многодетной семье.
Распоряжением Администрации г. Шарыпово N от 25 апреля 2019 года, на основании статьи 39.19 ЗК РФ, пункта 2 статьи 14 Закона Красноярского края от 4 декабря 2008 года N, заявления члена многодетной семьи Сидорцовой М.В, бесплатно в общую долевую собственность предоставлено Сидорцовой М.В, ФИО13 по "данные изъяты" доли каждому в праве собственности на земельный участок по адресу "адрес" земельный участок "данные изъяты", для индивидуального жилищного строительства.
Для регистрации права Сидорцова М.В. обратилась в Управление Росреестра по Красноярскому краю, вместе с тем, в связи в выявленным несоответствием Распоряжения Администрации г. Шарыпово N от 25 апреля 2019 года требованиям законодательства (пункту 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2016 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости") регистрация права приостановлена до 29 октября 2019 года.
Сидорцова М.В. обратилась с заявлением к прокурору Шарыповской межрайонной прокуратуры Красноярского края указав, что Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 29 июня 2019 года была приостановлена регистрация права, ввиду выводов государственного регистратора о незаконности распоряжения Администрации города Шарыпово N от 25 апреля 2019 года, в связи с чем просила разобраться в действиях Администрации города Шарыпова и КУМИ Администрации г. Шарыпово и предоставить ей возможность получения в собственность данного земельного участка.
На основании обращения Сидорцовой М.В. Шарыповской межрайонной прокуратурой проведена проверка, по результатам которой прокурором установлено нарушение законодательства Российской Федерации, в адрес администрации г. Шарыпово внесено представление, которым на администрацию возложена обязанность безотлагательно рассмотреть представление с участием представителя прокуратуры и принять в течение месяца конкретные меры к устранению указанных нарушений законодательства Российской Федерации и недопущению их в дальнейшем - изменить Распоряжение о предоставлении земельного участка в собственность Сидорцовой М.В. и в срок до окончания приостановления регистрации (до 29 октября 2019 года) выдать его заявителю. В месячный срок принять меры к устранению выявленных нарушений, о принятых мерах уведомить прокурора.
Удовлетворяя требования в части признания незаконным представления Шарыповской межрайонной прокуратуры, суд первой инстанции исходил из того, что администрацией г. Шарыпово земельный участок предоставлен в общую долевую собственность Сидорцовой М.В. и членам ее семьи по основаниям, предусмотренным законодательством субъекта Российской Федерации, специальные нормы которого направлены на повышение уровня социальной защищенности граждан, имеющих трех и более детей, так как именно с наличием трех и более детей закон связывает возникновение у граждан их имеющих права на получение в собственность земельного участка в льготном порядке, из-за отсутствия в законе прямого указания, на предоставление земельного участка в общую долевую собственность, пришел к выводу, что оснований для изменения распоряжения Администрации г. Шарыпово от 25 апреля 2019 года N N, с указанием на предоставление спорного земельного участка в единоличную собственность Сидорцовой М.В. не имеется, имущество предоставленное в собственность двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности.
С выводами суда первой инстанции в данной части не согласился суд апелляционной инстанции. Отменяя решение суда первой инстанции, судебная коллегия указала, что из содержания пункта 1 статьи 29.3 и пункта 1 статьи 29.1 Закона Красноярского края от 4 декабря 2008 года N 7-2542 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае" следует, что земельный участок предоставляется бесплатно заявителю, являющемуся многодетным гражданином. Нарушение администрацией города Шарыпово указанных правовых норм и предоставление земельного участка всем членам многодетной семьи в долях, а не многодетной матери Сидорцовой М.В. повлекло за собой приостановление государственной регистрации права.
Вместе с тем судебной коллегией не было учтено следующее.
Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства осуществляет, в том числе надзор за исполнением законов органами местного самоуправления (пункты 1 и 2 статьи 1 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации").
Предметом прокурорского надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, в том числе представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, их должностными лицами (абзац первый пункта 1 статьи 21 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации").
Пунктом 2 статьи 21 названного Федерального закона установлено, что при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.
В соответствии с пунктом 3 статьи 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона, вносит представление об устранении нарушений закона.
Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме (пункт 1 статьи 24 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации").
Определенному Законом Красноярского края от 4 декабря 2008 года N 7-2542 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае" порядку предоставления земельных участков в собственность, согласно подпункту 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, как правильно было установлено судом первой инстанции, Распоряжение администрации г. Шарыпово N от 25 апреля 2019 года не противоречит, выводы судебной коллегии в данной части основаны на ошибочном толковании норм материального права, что повлекло неправильные выводы суда апелляционной инстанции о законности оспариваемого преставления.
Судом апелляционной инстанции не было учтено, что избранный прокурором способ устранения выявленных в ходе прокурорской проверки недостатков не отвечает требованиям статьи 21 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", поскольку по существу является вмешательством в деятельность органа местного самоуправления при исполнении полномочий по реализации права многодетной семьи на предоставление земельного участка в собственность для индивидуального жилищного строительства. Кроме того\э представлением нарушены права несовершеннолетних детей на предоставление земельного участка в собственность, как членов многодетной семьи, при том что из закона Красноярского края от 4 декабря 2008 года N 7-2542 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае" не следует, что земельный участок не может быть предоставлен в долевую собственность всем членам многодетной семьи. Следует также отметить, что Сидорцовой М.В. Распоряжение не оспорено, из содержания ее заявлений о предоставлении земельного участка не следует, что она настаивала на предоставлении земельного участка в собственность именно ей, регистрация права долевой собственности произведена.
При таких обстоятельствах апелляционное определение подлежит отмене с оставлением в силе решения суда первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 10 августа 2020 года отменить. Решение Шарыповского городского суда Красноярского края от 25 декабря 2019 года оставить в силе.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 9 апреля 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.