Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Евтифеевой О.Э, судей Конаревой И.А, Мишиной И.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Центрального банка Российской Федерации, поданную 1 февраля 2021 года, на решение Железнодорожного районного суда города Красноярска от 6 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 25 ноября 2020 года
по административному делу N 2а-949/2020 по административному исковому заявлению Центрального Банка Российской Федерации (далее - Банк России) о ликвидации Кредитного потребительского кооператива "СОВЕТ" (далее - КПК "Совет", Кооператив), о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Евтифеевой О.Э, пояснения представителя Банка России Медяника Е.Ю, поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя КПК "Совет" Немкова А.Ю, возражавшего в удовлетворении кассационной жалобы, установила:
Банк России в лице Отделения по Красноярскому краю Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации обратился в Железнодорожный районный суд г. Красноярска с административным исковым заявлением о ликвидации КПК "Совет" ввиду нарушения требований пункта 3 части 4 статьи 6 Федерального закона от 18 июля 2009 N 190-ФЗ "О кредитной кооперации" (далее Федеральный закон N 190-ФЗ), подпункта 1.6 пункта 1 Указания Банка России N 3916-У, пункта 1 Указания Банка России N 4083-У; возложить на Куликова М.Н, Авилова А.О, Шахову Н.М. обязанности по осуществлению ликвидации КПК "Совет" и произведению всех необходимых действий, связанных с его ликвидацией в шестимесячный срок.
В обоснование требований указано, что КПК "Совет" зарегистрирован в Едином государственном реестре юридических лиц 3 октября 2016 года, является действующим юридическим лицом. Согласно данным Государственного реестра кредитных потребительских кооперативов КПК "Совет" с 18 октября 2016 года является членом Союза Саморегулируемая организация "Губернское кредитное содружество". В рамках надзорной деятельности Сибирским ГУ Банка России рассмотрена информация, представленная КПК "Совет" в ответ на запросы Банка России в целях проверки соблюдения кредитной организацией значений и порядка расчетов обязательных финансовых нормативов, установленных Указанием Банка России от 28 декабря 2015 N 3916-У; порядка формирования резервов на возможные потери по займам, установленного Указанием Банка России от 14 июля 2014 N 3322-У; а также порядка составления Отчетности N 0420820, изложенного в Приложении 1 к Указанию N 4083-У. Также Сибирским ГУ Банка России рассмотрен акт проверки КПК "Совет" от 8 августа 2019 года N А1П-И25-13/13ДСП, составленный Межрегиональной инспекцией по Сибирскому федеральному округу Главной инспекции Банка России, и содержащий результаты анализа документов, представленных КПК "Совет". По результатам проведенной проверки, анализа представленных документов, установлено нарушение КПК "Совет" требования подпункта 1.6 пункта 1 Указания Банка России N 3916-У, пункта 3 части 4 статьи 6 Федерального закона N 190-ФЗ в части превышения максимально допустимого значения финансового норматива ФНЗ по состоянию на 31 декабря 2018 года, 31 марта 2019 года, 31 августа 2019 года.
Также в рамках проведения проверки в отношении Кооператива установлены нарушения (по состоянию на 31 марта 2018 года, 30 июня 2018 года, 30 сентября 2018 года, 31 декабря 2018 года и 31 марта 2019 года) в части несоблюдения КПК "Совет" порядка составления отчетности, установленного Приложением 1 к Указанию N 4083-У, осуществления Кооперативом формирования показателей отчетности не на основании данных бухгалтерского учета и не на основании данных внутреннего учета. Факты нарушения требований пункта 1 Указания Банка России N 4083-У отражены в предписаниях Банка России от 7 марта 2019 года N Т6-16/18716, от 16 мая 2019 года N Т6-16/15686, подтверждаются заключениями Сибирского ГУ Банка России от 25 февраля 2019 года N ВН-6-16-2-2/8757ДСП, от 25 апреля 2019 года N ВН-6-16-2-118813ДСП, от 5 сентября 2019 года N ВН-6-16-2-2/41120ДСП, актом проверки. Настаивают, что КПК "Совет" неоднократно нарушались требования подпункта 1.6 пункта 1 Указания Банка России N 3916-У, пункта 3 части 4 статьи 6 Федерального закона N 190-ФЗ в части превышения максимально допустимого значения финансового норматива ФНЗ; пункта 1 Указания Банка России N 4083-У в части несоблюдения порядка составления отчетности о деятельности кредитного потребительского кооператива (код формы по ОКУД 0420820), установленного Приложением 1 к Указанию N 4083-У, осуществление Кооперативом формирования показателей указанной отчетности не на основании данных бухгалтерского учета и не на основании данных внутреннего учета. Согласно данным, имеющимся у административного истца по состоянию на 5 августа 2019 года в состав правления КПК "Совет" входят следующие физические лица: Куликов М.Н, Авилов А.О, Шахова Н.М, на которых должна быть возложена обязанность по осуществлению ликвидации и произведению необходимых действий, связанных с его ликвидацией.
Решением Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 6 июля 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 25 ноября 2020 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, заслушав явившихся лиц, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера были допущены судами при рассмотрении дела.
Разрешая заявленные требования о ликвидации КПК "Совет", суд первой инстанции, оценив представленные доводы и доказательства, пришел к выводу о том, что мера юридической ответственности в виде ликвидации в данном случае не соразмерна по своим последствиям, поскольку может повлечь ухудшение имущественного положения членов Кооператива, выявленные нарушения могут быть устранены иными мерами ответственности, предписание Банка России от 16 мая 2019 не может расцениваться как надлежащее применение мер досудебного реагирования, поскольку в основной своей части являлось невыполнимым, основания ликвидации кредитного кооператива отсутствуют. Судом установлено, что в адрес КПК "Совет" по результатам проверочных мероприятий неоднократно выдавались предписания об устранении нарушений законодательства, требования которых устранялись не в полном объеме, в том числе, были выявлены нарушения Кооперативом финансовых нормативов ФН1, ФН3, ФН8, установлены нарушения в части составления отчетности и в части формирования реестра пайщиков, не выполнялись требования о предоставлении информации и документов, подтверждающих исполнение предписаний. Кооперативом неоднократно нарушался порядок составления отчетности, не в полном объеме предоставлялись сведения бухгалтерской отчетности, что не позволяет произвести в полном объеме расчет финансовых нормативов, допускались нарушения при формировании резервов на возможные потери по займам, были выявлены нарушения при заключении сделок с участием заинтересованных лиц.
Предписанием Банка России N Т6-16/15686 Кооперативу введен запрет на осуществление привлечения денежных средств, приема новых членов и выдачи займов, в том числе путем заключения дополнительных соглашений к ранее заключенным договорам сроком до устранения выявленных нарушений и прекращения обстоятельств, послуживших основанием для направления предписания, а также до прекращения обстоятельств, послуживших основанием направления предписания, предписано ежемесячно представлять в Банк России информацию о выполнении введенного запрета, с приложением документов, расчетов числовых значений ФН1, ФН2, ФН3, ФН4, ФН5, ФН6, ФН7, ФН8 с отражением каждой промежуточной величины, реестров пайщиков, реестров договоров по привлеченным денежным средствам, реестров договоров по предоставленным денежным средствам, оборотно-сальдовых ведомостей по счетам за каждый месяц, расшифровки кредиторской и дебиторской задолженности. Предписания исполнялись не в полном объеме. Выявлены также нарушения в других сферах, в частности, Управляющим Отделением по Красноярскому краю СГУ Центрального банка РФ в отношении КПК "Совет" выносились постановления N ТУ-04-ЮЛ-17-14650/3120 от 28 декабря 2017 и N ТУ-04-ЮЛ-17-14652/3120 от 28 декабря 2017 о назначении предупреждения по делу об административном правонарушении, КПК "Совет" неоднократно привлекалось к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ; по информации ИФНС России по Железнодорожному району г..Красноярска КПК "Совет" привлекался к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ. Признав доказанными выявленные нарушения, суд пришел к выводу, что нарушения не являются достаточными для удовлетворения требований о ликвидации КПК "Совет".
Указанные выводы судом обоснованы тем, что анализ предписания Банка России от 7 марта 2019 года и заключения о его исполнении, позволяет сделать вывод, что первоначально вмененные нарушения носили малозначительный, технический характер, административным ответчиком исполнены. Доводы о неисполнении предписания не могут быть признаны обоснованными, поскольку предписание в части принятия мер по недопущению аналогичных нарушений в будущем носило общий и абстрактный характер. Нарушение Кооперативом финансовых нормативов, которые не были соблюдены в течение определенного периода времени, является единым длящимся нарушением, несоблюдение финансовых нормативов ФН3, ФН8 носит характер неоднократности. Вместе с тем, с учетом того, что сам по себе формальный признак неоднократности не является достаточным основанием для принудительной ликвидации кооператива, суд учитывает обстоятельства нарушения указанных нормативов, а именно: предписание Банка России от 16 мая 2019 года, установившее запрет на выдачу займов, создало препятствия в исполнении предписания, которое являлось неисполнимым. Предложенные Банком России способы исполнения предписания являлись бы ненормальными, недобросовестными, противоречили бы практике обычного гражданского оборота и интересам контрагентов Кооператива.
Судебная коллегия, проверяя законность решения в апелляционном порядке, с выводами суда первой инстанции согласилась.
Суд кассационной инстанции полагает выводы судов неправильными ввиду следующего.
Правовыми основами создания и деятельности кредитных кооперативов являются Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 18 июля 2009 N 190-ФЗ "О кредитной кооперации", другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации и нормативные акты Центрального банка Российской Федерации, регулирующие отношения с участием кредитных кооперативов (статья 2 Федерального закона N 190-ФЗ).
Регулирование отношений в сфере кредитной кооперации осуществляется Банком России (часть 1 статьи 5 Федерального закона N 190-ФЗ, здесь и далее, указанный закон в редакции, подлежащей применению к спорным правоотношениям).
Согласно части 2 статьи 5 Федерального закона N 190-ФЗ Банк России осуществляет, в частности, функции: принимает в пределах своей компетенции нормативные акты, регулирующие деятельность кредитных кооперативов, их союзов (ассоциаций), саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, объединяющих кредитные кооперативы, и иных объединений кредитных кооперативов (пункт 1); устанавливает числовые значения и порядок расчета финансовых нормативов, предусмотренных настоящим Федеральным законом (пункт 1.1); осуществляет контроль и надзор за соблюдением кредитными кооперативами требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов, нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных актов Банка России с учетом особенностей, установленных статьей 35 настоящего Федерального закона (пункт 7); обращается в суд с заявлением о ликвидации кредитного кооператива в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом (пункт 8); запрашивает у кредитных кооперативов и их должностных лиц необходимые документы и информацию, в том числе информацию, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами (пункт 8.1); дает кредитным кооперативам предписания, обязательные для исполнения, а также запрашивает у них документы, необходимые для решения вопросов, находящихся в компетенции Банка России (пункт 8.2).
В соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона N 190-ФЗ в отношении кредитных кооперативов Банк России вправе: проводить проверки соблюдения установленных финансовых нормативов и соответствия деятельности кредитного кооператива настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам, нормативным правовым актам Российской Федерации и нормативным актам Банка России в порядке, установленном Банком России (пункт 4); направлять кредитным кооперативам, а также их саморегулируемым организациям предписания, обязательные для исполнения, а также запрашивать у них документы, необходимые для решения вопросов, находящихся в компетенции Банка России (пункт 6).
Кроме того, пунктом 7 части 3 статьи 5 Федерального закона N 190-ФЗ прямо предусмотрено право Банка России в отношении кредитных кооперативов при выявлении нарушений требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов, нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных актов Банка России, а также в случае воспрепятствования проведению проверки деятельности кредитного кооператива своим предписанием запретить кредитному кооперативу осуществлять привлечение денежных средств, прием новых членов и выдачу займов до устранения нарушений или до прекращения обстоятельств, послуживших основанием для направления предписания о соответствующем запрете.
Согласно пункту 9 части 3 указанной статьи Банк России вправе обращаться в суд с заявлением о ликвидации кредитного кооператива в случаях: неисполнения кредитным кооперативом предписания об устранении выявленных нарушений в установленный Банком России срок (подпункт "а"); неоднократного нарушения кредитным кооперативом настоящего Федерального закона, других федеральных законов, нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных актов Банка России (подпункт "в").
Частью 4 статьи 6 Федерального закона N 190-ФЗ установлена обязанность кредитного кооператива соблюдать финансовые нормативы.
Указанием Банка России от 28 декабря 2015 N 3916-У на основании пункта 1.1 части 2 статьи 5 Федерального закона N 190-ФЗ "О кредитной кооперации" установлены числовые значения и порядок расчета финансовых нормативов кредитных потребительских кооперативов, предусмотренных частью 4 статьи 6 указанного федерального закона.
В том числе: финансовый норматив соотношения размера задолженности по сумме основного долга, образовавшейся в связи с привлечением денежных средств от одного члена кредитного кооператива (пайщика) и (или) нескольких членов кредитного кооператива (пайщиков), являющихся аффилированными лицами, и общего размера задолженности по сумме основного долга, образовавшейся в связи с привлечением кредитным кооперативом денежных средств от членов кредитного кооператива (пайщиков) (ФН2); финансовый норматив соотношения размера задолженности по сумме основного долга, образовавшейся в связи с предоставлением займа (займов) одному члену кредитного кооператива (пайщику) и (или) нескольким членам кредитного кооператива (пайщикам), являющимся аффилированными лицами, и общего размера задолженности по сумме основного долга, образовавшейся в связи с предоставлением займов кредитным кооперативом (ФН3); финансовый норматив соотношения суммы денежных требований кредитного кооператива, срок платежа по которым наступает в течение двенадцати месяцев, и суммы денежных обязательств кредитного кооператива, срок погашения по которым наступает в течение двенадцати месяцев (ФН8).
Кредитный кооператив в соответствии с положениями статьи 10 Федерального закона N 190-ФЗ может быть ликвидирован по решению суда по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
В соответствии с пунктом 5 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации решением суда о ликвидации юридического лица обязанности по осуществлению ликвидации могут быть возложены на его учредителей (участников).
Согласно части 3 статьи 11 Федерального закона N 190-ФЗ членство в кредитном кооперативе возникает на основании решения органа кредитного кооператива, уполномоченного принимать решение о приеме в члены кредитного кооператива (пайщики) на основании устава кредитного кооператива, а также в иных предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях, со дня внесения соответствующей записи в реестр членов кредитного кооператива (пайщиков). Обязанность вести реестр членов кредитного кооператива (пайщиков) установлена статьей 12 указанного федерального закона.
Органами кредитного кооператива согласно статье 15 Федерального закона N 190-ФЗ являются общее собрание членов кредитного кооператива (пайщиков), правление кредитного кооператива, единоличный исполнительный орган кредитного кооператива, контрольно-ревизионный орган кредитного кооператива, а также иные органы, предусмотренные настоящим Федеральным законом, уставом кредитного кооператива и внутренними нормативными документами кредитного кооператива.
Указанные нормы права при разрешении требований судами применены неверно. Выводы судов о создании условий невозможности осуществления деятельности Кооператива и исполнения предписаний об устранении нарушений законодательства вследствие применения Банком России установленных статьей 5 Федерального закона N 190-ФЗ инструментов регулирования, в частности, путем установления запрета на привлечения денежных средств, прием новых членов, выдачу займов и проведение иных операций, не могут быть признаны обоснованными, постановлены на основе неправильного применения норм материального права.
Кроме того, в ходе рассмотрения дела не получили правовой оценки доводы административного истца о предоставлении недостоверных сведений о деятельности Кооператива, в том числе, о составе его органов управления и реестре членов, а также допущенных нарушениях при ведении отчетности, в том числе, предоставляемой Банку России в целях информирования об исполнении выданных предписаний, что в правовой взаимосвязи с предъявляемыми требованиями о соблюдении установленных финансовых нормативов и выявленных нарушениях, имеет правовое значение для оценки допущенных нарушений, их характера, неоднократности и грубости.
Кроме того, следует, принять во внимание, что кредитный потребительский кооператив - добровольное объединение физических и (или) юридических лиц на основе членства и по территориальному, профессиональному и (или) иному принципу в целях удовлетворения финансовых потребностей членов кредитного кооператива (пайщиков) (пункт 3 части 1 Федерального закона N 190-ФЗ).
В соответствии со статьей 14 указанного федерального закона о кредитной кооперации членство в кредитном кооперативе прекращается, помимо иного, в случае выхода из кредитного кооператива. Заявление о выходе из кредитного кооператива подается в письменной форме в правление кредитного кооператива. Порядок выхода из кредитного кооператива определяется уставом кредитного кооператива и внутренними нормативными документами кредитного кооператива. Выход из кредитного кооператива оформляется путем внесения соответствующей записи в реестр членов кредитного кооператива (пайщиков). Аналогичные положения закреплены в пункте 3.9 Устава КПК "Совет".
В силу подпункта 1 пункта 3 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации кредитные кооперативы относятся к числу потребительских кооперативов, которые являются корпоративными юридическими лицами (корпорациями) (пункт 1 статьи 65.1 данного Кодекса).
Согласно пункту 2 статьи 65.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с участием в корпоративной организации ее участники приобретают корпоративные (членские) права и обязанности в отношении созданного ими юридического лица.
Решением суда о ликвидации юридического лица обязанности по осуществлению ликвидации этого лица могут быть возложены на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом (пункт 5 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Выход из состава членов потребительского кредитного кооператива участника, в том числе являвшегося его учредителем, влечет за собой прекращение корпоративной связи с названным юридическим лицом, что, в свою очередь, не предполагает возможности возложения на такого участника обязанности по осуществлению ликвидации этой организации.
Поэтому при определении круга лиц, на которых должна быть возложена обязанность по осуществлению ликвидации потребительского кредитного кооператива, следует исходить не только из сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, но и исследовать иные фактические обстоятельства конкретного дела и доказательства, позволяющие сделать вывод о членстве того или иного лица в кооперативе либо о выходе участника из состава членов кооператива в предусмотренном законом порядке.
После выхода из состава членов кредитного потребительского кооператива вышедший участник, в том числе выступавший его учредителем, разрывает корпоративную связь с юридическим лицом и не может обременяться несением дополнительных обязанностей, связанных с его дальнейшей деятельностью, в частности, обязанностей по осуществлению ликвидации организации и возмещению соответствующих расходов. Обратное означало бы умаление права на добровольный выход из объединения, несовместимое с положениями статьи 30 Конституции Российской Федерации (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 10 ноября 2016 года N 2371-О).
Согласно пункту 5.3.13 Устава КПК "Совет" (в редакции 2017 года) и пункту 9.2 Устава КПК "Совет" 9 (в редакции 2019 года) члены правления избираются Общим собранием членов Кооператива из числа членов кооператива.
В ходе рассмотрения дела в качестве административных ответчиков, на которых может быть возложена судом обязанность по ликвидации Кооператива привлечены Куликов М.Н, Авилов А.О, Шахова Н.М, с указанием на возникновение данной обязанности в связи с избранием указанных лиц в состав Правления КПК "Совет". Вместе с тем, несмотря на возражения Шаховой Н.М, не только об избрании ее в состав Правления КПК "Совет", но и в членстве в Кооперативе, указанным обстоятельствам судами правовая оценка не дана. Обстоятельства, обосновывающие членство указанных лиц в КПК "Совет", а равно состав лиц, на которых может быть возложена такая обязанность, на момент предъявления требований о его ликвидации, не являлись предметом судебной проверки и оценки в ходе рассмотрения дела, что свидетельствует о неправильном применении и существенном нарушении норм материального и процессуального права.
С учетом изложенного, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, полагает, что допущенные нарушения норм права повлекли за собой неправильные выводы суда, обжалуемые судебные акты подлежат отмене с направлением административного дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду необходимо установить обстоятельства, имеющие значение для дела, установленным обстоятельствам и представленным доказательствам дать правовую оценку, разрешить требования в соответствии с нормами права, регулирующими спорные правоотношения.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Железнодорожного районного суда города Красноярска от 6 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 25 ноября 2020 года отменить, административное дело направить в суд первой инстанции на новое рассмотрение.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в сроки и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 9 апреля 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.