Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Евтифеевой О.Э, судей Конаревой И.А, Мишиной И.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Нарвинского сельского Совета депутатов Манского района Красноярского края, поданную 4 февраля 2021 года, на решение Манского районного суда Красноярского края от 18 марта 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 5 августа 2020 года
по административному делу N 2а-85/2020 по административному исковому заявлению Анжаева Владимира Борисовича о признании незаконным решения Нарвинского сельского Совета депутатов от 1 ноября 2019 года N 6/21 "О досрочном прекращении полномочий депутата Нарвинского сельского Совета депутатов Анжаева Владимира Борисовича".
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Евтифеевой О.Э, пояснения прокурора Кадошникова С.О, действующего на основании доверенности, подержавшего доводы, изложенные в возражениях на кассационную жалобу, представленных прокуратурой Красноярского края, установила:
Анжаев В.Б. обратился в Манский районный суд Красноярского края с административным исковым заявлением о признании незаконным решения Нарвинского сельского Совета депутатов от 1 ноября 2019 года N 6/21 "О досрочном прекращении полномочий депутата Нарвинского сельского Совета депутатов Анжаева Владимира Борисовича".
В обоснование требований указано, что оспариваемым решением досрочно прекращены его полномочий депутата Нарвинского сельского Совета депутатов, что считает незаконным. Указывает, что 10 октября 2019 года получил извещение о назначении внеочередного заседания Совета депутатов, повестку сессии на 11 октября 2019 года и копию представления прокуратуры Манского района Красноярского края от 30 сентября 2019 года N 86-01-2019. На сессии 11 октября 2019 года со слов председателя Нарвинского сельского Совета депутатов Абалмасова В.В. узнал, что 9 и 10 октября 2019 года состоялись заседания комиссии по урегулированию конфликта интересов и на них было принято решение о наличии оснований для досрочного прекращения полномочий депутата Анжаева В.Б. Копию решения комиссии от 10 октября 2019 года административный истец не получил, с решением не ознакомлен. О заседаниях комиссии уведомлен не был. На сессии Совета депутатов рассматривался вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата Анжаева В.Б. и по результатам голосования решение не было принято. 26 октября 2019 года административный истец получил распоряжение о назначении очередного заседания Нарвинского сельского Совета депутатов на 1 ноября 2019 года. В повестку заседания вновь включен вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата Анжаева В.Б. Объяснения о возникновении допущенных им нарушений и об их причинах ему представить не удалось. Объяснение не истребовали. В ходе заседания сессии, пояснения в чем выражен существенный характер нарушений не были даны. Настаивает, что в предоставленных Анжаевым В.Б. сведениях о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера были допущены технические ошибки (были указаны сведения о жилой площади квартиры, вместо общей); земельный участок, не был указан в справке, поскольку супруга пояснила, что право собственности не зарегистрировано и передала истцу уведомление о приостановлении государственной регистрации.
Намерений скрывать имущество семьи у административного истца не было.
Решением Манского районного суда Красноярского края от 18 марта 2020 года заявленные исковые требования удовлетворены. Отменено решение Нарвинского сельского Совета депутатов от 1 ноября 2019 года N 6/21 о досрочном прекращении полномочий депутата Нарвинского сельского Совета депутатов Анжаева Владимира Борисовича.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 5 августа 2020 года решение Манского районного суда Красноярского края от 18 марта 2020 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Нарвинским сельским Советом депутатов Манского района Красноярского края ставится вопрос об отмене судебных актов и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, заслушав пояснения прокурора, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, представленных прокуратурой Красноярского края и Анжаевым В.Б, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений при рассмотрении дела судами допущено не было.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, прокуратурой Манского района Красноярского края проведена проверка соблюдения законодательства в сфере противодействия коррупции при предоставлении сведений за 2018 год о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей лицами, замещающими муниципальные должности, в ходе которой установлено, что в справке о доходах депутата Нарвинского сельского Совета депутатов Анжаева В.Б. неверно указана площадь квартиры, расположенной по адресу: "адрес", а именно: 18, 2 кв.м, тогда как фактическая площадь в соответствии с данными ЕГРН составляет 31, 2 кв.м. Кроме того, в справке о доходах на имя супруги депутата Анжаевой Т.В, не отражено наличие в ее собственности земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", общей площадью 1186 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" и выдано представление об устранении выявленных нарушений
В повестку заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению лиц, замещающих муниципальные должности и урегулированию конфликта интересов в Муниципальном образовании Нарвинский сельсовет на 9 октября 2019 года вынесены вопросы об ознакомлении с представлением прокуратуры и досрочном прекращении полномочий депутата Анжаева В.Б. Рассмотрение вопроса о досрочном прекращении полномочий депутата Анжаева В.Б. перенесен на 10 октября 2019 года. По причине неявки Анжаева В.Б. и отсутствия его объяснений.
Согласно повестке заседания комиссии по соблюдению требований и служебному поведению лиц, замещающих муниципальные должности и урегулированию конфликта интересов в Муниципальном образовании Нарвинский сельсовет на 10 октября 2019 года вынесены вопросы об ознакомлении с представлением прокуратуры и о досрочном прекращении полномочий депутата Анжаева В.Б.
Согласно протоколу заседания комиссии по соблюдению требований и служебному поведению лиц, замещающих муниципальные должности и урегулированию конфликта интересов в Муниципальном образовании Нарвинский сельсовет от 10 октября 2019 года, рассмотрение вопросов проведено в отсутствие депутата Анжаева В.Б, по итогам голосования комиссия рекомендовала рассмотреть принятие проекта решения "О досрочном прекращении полномочий депутата Нарвинского сельского Совета депутатов Анжаева В.Б. на ближайшей сессии. Председателем комиссии Абалмасовым В.В. председателю Нарвинского сельского Совета депутатов Абалмасову В.В. направлено уведомление о принятом решении и внесении проекта решения о досрочном прекращении полномочий депутата на ближайшую сессию.
Согласно распоряжению председателя Нарвинского сельского Совета депутатов (далее - Совет депутатов) от 4 октября 2019 года N 7 на 11 октября 2019 года созвано внеочередное заседание Совета депутатов. В повестку дня включен вопрос о рассмотрении представления прокуратуры Манского района "Об устранении нарушений коррупционного законодательства".
Из протокола заседания внеочередной сессии Совета депутатов от 11 октября 2019 года следует, что проведено голосование по проекту решения о досрочном прекращении полномочий депутата Анжаева В.Б, по итогам которого решение не принято, из присутствующих на заседании 8 человек, "за" отдано 3 голоса.
Распоряжением председателя Совета депутатов от 17 октября 2019 года N 8 на 1 ноября 2019 года созвано очередное заседание Совета депутатов. В повестку дня включен вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата Анжаева В.Б.
Решением Нарвинского сельского совета депутатов Манского района Красноярского края от 1 ноября 2019 года постановлено досрочно прекратить полномочия депутата Анжаева В.Б. в связи с несоблюдением ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года "О противодействии коррупции".
Федеральный законодатель, реализуя возложенные на него Конституцией Российской Федерации полномочия, установилв Федеральном законе от 6 октября 2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) общие правовые, территориальные и организационные принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, а также государственные гарантии его осуществления (преамбула).
В соответствии с установленными частью 1 статьи 2 Федерального закона N 131-ФЗ понятиями и терминами, депутат, член выборного органа местного самоуправления отнесены к лицам, замещающим муниципальную должность.
Федеральный закон от 25 декабря 2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ), устанавливает, как следует из его преамбулы, основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Часть 4 статьи 12.1 Федерального закона N 273-ФЗ устанавливает, что лица, замещающие муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 13.1 Федерального закона N 273-ФЗ муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае непредставления лицом сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений.
Непредставление депутатом представительного органа муниципального образования указанных сведений, предусмотренных Федеральным законом N 273-ФЗ, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений в силу части 7.1 статьи 40 Федерального закона N 131-ФЗ влечет досрочное прекращение полномочий такого депутата, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
На основании части 11 статьи 40 Федерального закона N 131-ФЗ решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.
Согласно пунктам 15, 16 "Положения о комиссии по соблюдению требований и служебному поведению лиц, замещающих муниципальные должности и урегулированию конфликта интересов в Муниципальном образовании Нарвинский сельсовет" заседание комиссии проводится в присутствии должностного лица, в отношении которого рассматривается вопрос о соблюдении требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов. В случае неявки на заседание комиссии должностного лица (его представителя) и при отсутствии письменной просьбы должностного лица рассмотрении данного вопроса без его участия рассмотрение вопроса откладывается. В случае повторной неявки должностного лица без уважительной причины комиссия может принять решение о рассмотрении данного вопроса в отсутствие должностного лица. На заседании комиссии заслушиваются пояснения должностного лица и иных лиц, рассматриваются материалы по существу вынесенных на данное заседание вопросов, а также дополнительные материалы.
Разрешая заявленные требования, руководствуясь указанными нормами права, оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для их удовлетворения, указав, что при досрочном прекращении полномочий депутата Нарвинского сельского Совета депутатов Анжаева В.Б. не соблюдена процедура для принятия оспариваемого решения. Часть 11 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не свидетельствует о наличии возможности произвольного применения санкции за несоблюдение установленных запретов в течение неограниченного периода времени. Прокуратурой Манского района Красноярского края в Нарвинский сельсовет представление внесено 30 сентября 2019 года, решение Советом принято за пределами предусмотренного законом 30-дневного срока со дня появления оснований для рассмотрения информации прокурора. Кроме того, в нарушение предусмотренной пунктами 15, 16 Положения о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению лиц, замещающих муниципальные должности и урегулировано конфликта интересов в Муниципальном образовании "Нарвинский сельсовет" процедуры привлечения к дисциплинарной ответственности, сведения о том, что Анжаев В.Б. был надлежащим образом извещен о состоявшихся 9 и 10 октября 2019 года заседаниях комиссии, на которых обсуждался вопрос о досрочном прекращении его полномочий депутата Нарвинского сельского Совета депутатов, в материалах дела отсутствуют, в следствие чего у депутата Анжаева В.Б. отсутствовала возможность представить пояснения и возражения.
Досрочное прекращение полномочий депутата представительного органа местного самоуправления является мерой публичной ответственности за совершенное нарушение, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законом интересам, а также характеру совершенного деяния. Основанием для принятия решения о досрочном прекращении полномочий депутата Анжаева В.Б. явилось неверное указание в справке о доходах депутата Нарвинского сельского Совета депутатов Анжаева В.Б. площади квартиры, расположенной по адресу: "адрес", а именно: 18, 2 кв.м, тогда как фактическая площадь в соответствии с данными ЕГРН составляет 31, 2 кв.м. В свидетельстве о праве собственности помимо общей площади содержатся сведения о жилой площади 18, 2 кв.м, которая и была указана в справке о доходах, что возможно признать технической ошибкой. Кроме того, в справке о доходах супруги депутата Анжаевой Т.В, не отражено наличие в ее собственности земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", общей площадью 1186 кв.м, расположенного по адресу: "адрес". Согласно пояснениям административного истца, часть указанного земельного участка отражена административным истцом в справке о доходах за 2018 год, исходя из имеющегося уведомления о приостановлении государственной регистрации земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", общей площадью 1186 кв. м, полагал, что права на земельный участок супруги не зарегистрированы. Допущенные административным истцом нарушения не свидетельствуют о наличии какой-либо коррупционной составляющей, применение к нему меры ответственности в виде досрочного прекращения полномочий депутата не отвечает требованию соразмерности.
Судебная коллегия, проверяя законность решения в апелляционном порядке с выводами суда первой инстанции об отсутствии достаточных основания для досрочного прекращения полномочий депутата Нарвинского сельского Совета депутатов Анжаева В.Б. согласилась. Допущенные нарушения при составлении справок о доходах, имуществе, обязательствах имущественного характера в отношении себя и своей супруги не отвечают признакам существенности и не свидетельствуют об умышленном сокрытии имущества и наличии коррупционной составляющей. Неверное обозначение площади квартиры - жилой площади вместе с общей правильно расценено судом первой инстанции в качестве технической ошибки. Не указание в составе имущества, принадлежащего супруге административного истца, земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" было связано с тем, что данный участок является частью единого надела, образованного совместно с земельным участком с кадастровым номером "данные изъяты" (был поименован в справке о доходах за 2018 год), на котором находятся старые строения и огород (расположение таковых соответствует ортофотоплану 2007 года). Данным объектом недвижимости семья Анжаева В.Б. пользовалась на протяжении 40 лет, в декабре 2016 года Анжаевой Т.В. было указано, что ввиду неверно произведенного межевания необходимо оформить правоустанавливающие документы на часть неучтенного участка, площадью 1186 кв.м. (данному наделу присвоен впоследствии кадастровый номер "данные изъяты"). Согласно уведомлению от 31 января 2017 года государственная регистрация права собственности на спорный надел была приостановлена, свидетельство о праве собственности не выдавалось, в связи с чем Анжаев Е.Б. полагал, что регистрационные действия на момент составления справки о доходах не завершены.
Данные обстоятельства подтверждаются объяснениями административного истца, в полной мере согласуются с пояснениями, данными в заседаниях Нарвинского сельского Совета депутатов при рассмотрении вопроса о досрочном прекращении полномочий, документами, представленными Управлением Росреестра по Красноярскому краю, постановлением старшего следователя Уярского межрайонного следственного отдела ГСУ СКК России по Красноярскому краю от 25 мая 2020 года об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении Анжаева Е.Б. и Анжаевой Т.В. Обснованными признаны выводы суда о нарушении процедуры привлечения к ответственности. Вместе с тем судебной коллегией указано, что подлежит исключению вывод суда о вынесении оспариваемого решения о досрочном прекращении полномочий с нарушением установленного частью 11 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" срока.
Суд кассационной инстанции полагает выводы судов правильными, доводы кассационной жалобы не могут являться основанием для отмены судебных актов, поскольку не опровергают правильности их выводов, нарушение судами норм материального или процессуального права не подтверждают.
Доводы кассационной жалобы о том, что заседания комиссии и составление по итогам заседания документы правового значения не имеют, не могут являться основанием для отмены судебных актов, поскольку основаны на неверном толковании заявителем норм материального права.
Не опровергают правильности выводов суда о нарушении порядка принятия решения о досрочном прекращении полномочий депутата доводы кассационной жалобы об отсутствии нарушений при принятии решения порядка, установленного Нарвинским сельским Советом депутатов N 18 от 22 декабря 2017 года, поскольку из указанного Порядка также следует, что перед увольнением проводится проверка (пункт 3 Порядка), получение объяснений лица, замещающего муниципальную должность является обязательным (пункт 7 Порядка). Кроме того, должно быть в силу требований пункта 11 обеспечено заблаговременное получение уведомления о проведении соответствующего заседания и ознакомления с проектом решения Совета депутатов об увольнении.
Обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела установлены судами правильно, выводы судов установленным обстоятельствам соответствуют, доводы, изложенные в кассационной жалобе, повторяют правовую позицию, изложенную в обоснование возражений на заявленные требования и апелляционной жалобе, фактически направлены на иную оценку представленных доказательств и установленных обстоятельств дела, являлись предметом судебной оценки в судах двух инстанций, указанным доводам и доказательствам дана правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, оснований, считать которую неправильной не имеется.
Иное толкование положений законодательства, регулирующего спорные правоотношения, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом норм права, оснований для отмены судебных актов в кассационном порядке в пределах доводов кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Манского районного суда Красноярского края от 18 марта 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 5 августа 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в сроки и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 13 апреля 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.