Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Шефер И.А. и Богдевич Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N42RS0009-01-2020-006339-86 (2-3337/2020) по иску Прокичевой С.А. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) об оспаривании решения
по кассационной жалобе Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) на решение Центрального районного суда г. Кемерово от 14 сентября 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 1 декабря 2020 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Шефер И.А, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Прокичева С.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кемерово Кемеровской области (межрайонное) (далее - УПФР в г.Кемерово Кемеровской области (межрайонное)) об оспаривании решения.
В обоснование заявленных требований указала на то, что решением УПФР в г. Кемерово Кемеровской области (межрайонное) от 15 мая 2020 г. N ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 частью 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием необходимого стажа на соответствующих видах работ (в наличии 24 года 5 месяцев 10 дней, при требуемом - 25 лет).
Полагает, что ответчиком необоснованно не включены в ее специальный стаж период работы с 14 сентября 2006 г. по 27 августа 2007 г. (11 месяцев 13 дней) в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе на 0, 5 ставки в МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 61".
Просила признать незаконным решение УПФР в г. Кемерово Кемеровской области от 15 мая 2020 г. N об отказе в назначении досрочной страховой пенсии; обязать УПФР в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) включить в специальный педагогический стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы: с 14 сентября 2006 г. по 27 августа 2007 г. (11 месяцев 13 дней) учителя в МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 61" и назначить страховую пенсию с 30 марта 2020 г.
Решением Центрального районного суда г. Кемерово от 14 сентября 2020 г. исковые требования удовлетворены частично, постановлено:
Признать незаконным решение Государственного учреждения -Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) от 15 мая 2020 г. об отказе Прокичевой С.А. в назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Обязать Государственное учреждение -Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) включить Прокичевой С.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в стаж на соответствующих видах работ, дающих право назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" период работы учителем истории в МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 61" с 19 сентября 2006 г. по 27 августа 2007 г. и назначить досрочную страховую пенсию с 18 августа 2020 г.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 1 декабря 2020 г. решение суда первой инстанции изменено в части возложения обязанности на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) назначить Прокичевой С.А. досрочную страховую пенсию по старости с 18 августа 2020 г. В указанной части решение суда изложено в следующей редакции:
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) назначить Прокичевой С.А. в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" досрочную страховую пенсию с 30 марта 2020 г.
В остальной части решение Центрального районного суда г. Кемерово Кемеровской области от 14 сентября 2020 г. оставлено без изменения.
В поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции кассационной жалобе представителем Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) Денисовой А.А. ставится вопрос об отмене решения Центрального районного суда г. Кемерово от 14 сентября 2020 г, апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 1 декабря 2020 г, как незаконных.
Судебная коллегия по гражданским дела Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела в кассационном суде общей юрисдикции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы не установлено.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 18 февраля 2020г, что Прокичева С.А. обратилась в пенсионный орган о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением УПФР в г. Кемерово Кемеровской области (межрайонное) от 15 мая 2020 г. N Прокичевой С.А. в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ отказано, так как отсутствует стаж на соответствующих видах работ (в наличии - 24 года 5 месяцев 10 дней, при требуемом - 25 лет).
Согласно указанному решению в специальный стаж истца не включен период ее работы: с 14 сентября 2006 г. по 27 августа 2007 г. (11 месяцев 13 дней) в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе на 0, 5 ставки в МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 61", так как не выработана норма рабочего времени, установленная за ставку заработной платы, что предусмотрено Списком от 29 октября 2002 г. N 781. В данный период истец работала по совмещению учителем истории с нагрузкой 15 часов в 6-11 классах в МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 61". Данный период засчитать не предоставляется возможным, так как не выработана норма рабочего времени, установленная за ставку заработной платы, и отсутствует зачисление на штатную должность, что предусмотрено Списком от 29 октября 2002 г. N 781.
Согласно материалам дела, Прокичева С.А. с 14 сентября 2006 г. принята заместителем директора по учебно-воспитательной работе в МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N", уволена 27 августа 2007 г.
Согласно приказу "Средняя общеобразовательная школа N 61" от 18 сентября 2006 г. N об изменении оплаты труда с 19 сентября 2006 г. протарифицировать Прокичевой С.А. учителю истории 15 часов истории в 5-11 классах, 4 часа обществознания в 10-11 классах.
Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования Прокичевой С.А. о признании за ней права на досрочное получение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с 18 августа 2020 г, об обязании пенсионного органа зачесть Прокичевой С.А. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", период ее работы с 19 сентября 2006 г. по 27 августа 2007 г. учителя истории в муниципальном бюджетном образовательном учреждении средней общеобразовательной школе N 61, суд первой инстанции исходил из того, что в спорный период она осуществляла основную трудовую деятельность в должности учителя истории в общеобразовательном учреждении - школе, продолжительность ее рабочего времени в этот период соответствовала установленной норме часов учебной (преподавательской) работы за ставку заработной платы (19 часов в неделю), то есть выполняла работу, засчитываемую при действующем правовом регулировании спорных отношений в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости.
Начальником УПФР в г. Кемерово Кемеровской области (межрайонное) Денисовой А.А. была подана апелляционная жалоба на решение Центрального районного суда г. Кемерово от 14 сентября 2020 г, в которой она просила отменить решение суда первой инстанции в части удовлетворения исковых требований.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев дело по апелляционной жалобе начальника УПФР в г. Кемерово Кемеровской области (межрайонное) Денисовой А.А. решение суда первой инстанции изменил в части возложения обязанности на УПФР в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) назначить Прокичевой С.А. досрочную страховую пенсию по старости с 18 августа 2020 г. В указанной части решение суда изложил в следующей редакции:
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) назначить Прокичевой С.А. в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" досрочную страховую пенсию с 30 марта 2020г.
В остальной части решение Центрального районного суда г. Кемерово Кемеровской области от 14 сентября 2020 года оставил без изменения.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не соглашаться с выводами судов первой и апелляционной инстанций не находит.
Конституцией Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (статья 39).
Пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что страховая пенсия старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено право Правительства Российской Федерации утверждать при необходимости списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых страховая пенсия назначается досрочно, а также правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения страховой пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Аналогичные положения о праве на досрочное назначение трудовой пенсии по старости были предусмотрены и ранее действовавшим Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". В частности, трудовая пенсия по старости назначалась ранее достижения возраста, установленного статьей 7 этого федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста (подпункт 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
При исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу названного федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица (часть 8 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
В целях реализации положений статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).
Подпунктом "м" пункта 1 названного постановления установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются, в том числе, Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.
Согласно пункту 3 Правил от 29 октября 2002 г. N 781, в стаж работы засчитываются периоды работы в должностях и в учреждениях, указанных в Списке.
Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 31 марта 2011 г. N 258н.
В соответствии с пунктом 3 Порядка N 258н периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно пункту 3 Правил N 781 в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей. При этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела "Наименование должностей" Списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 - 1.14 раздела "Наименование учреждений" Списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" Списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка.
Пункт 1.1 раздела "Наименование учреждений" Списка N 781 к учреждениям, работа в которых дает право на пенсию по выслуге лет в связи с педагогической деятельностью, относит, в частности, школы всех наименований. Пунктом 1 раздела "Наименование должностей" Списка N 781 предусмотрены такие должности как учитель, заместитель директора, деятельность которого связана с образовательным (воспитательным) процессом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2003г. N 191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников" (утратило силу в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации 20 июля 2011 г. N 603) определено, что педагогическим работникам в зависимости от должности и (или) специальности с учетом особенностей их труда устанавливается норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы (нормируемая часть педагогической работы): 20 часов в неделю - учителям 1-4 классов общеобразовательных учреждений; 18 часов в неделю учителям 5-11 (12) классов общеобразовательных учреждений.
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 2 постановления Минтруда России от 30 июня 2003 г. N 41 "Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры" преподавательская работа руководящих работников в том же учреждении без занятия штатной должности учителя не считается совместительством и не требует заключения трудового договора. Поэтому преподавательская работа руководящих работников предусматривается в приказе о распределении учебной нагрузки на общих основаниях с учителями, а для определения заработной платы вносится в тарификационный список, как и всем учителям.
Исходя из приведенного правового регулирования периоды работы в должности учителя в общеобразовательных учреждениях - школах всех наименований - засчитываются в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы педагогической или учебной нагрузки, установленной за ставку заработной платы, - 18 часов в неделю.
Судами установлено, что Прокичева С.А. с 19 сентября 2006 г. по 27 августа 2007 г. работала учителем истории с нагрузкой 19 часов в неделю, что соответствует ставке заработной платы.
Частью 1.1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.
С учетом положений в том числе пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ части 3 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" поскольку истцом Прокичевой С.А. требуемый стаж 25 лет (с учетом включения в стаж периода работы с 19 сентября 2006 г. по 27 августа 2007 г.) выработан на 30 сентября 2019 г, то суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что право на досрочное назначение страховой пенсии у истца возникло 30 марта 2020 г.
Выводы суда первой и апелляционной инстанций соответствуют положениям норм материального права, регулирующим спорные правоотношения сторон, сделаны на основании совокупности проанализированных судом доказательств и при правильном установлении обстоятельств, имеющих значение по делу.
Доводы кассационной жалобы фактически направлены на несогласие с выводами судов первой и апелляционной инстанций, на переоценку доказательств по делу и оспаривание правильности выводов судов об установленных ими обстоятельствах.
Однако эти доводы, сами по себе не могут служить основанием для отмены судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции, поскольку согласно части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
Решение вопроса исследования и оценки доказательств, установление фактических обстоятельств дела отнесено к компетенции судов первой и апелляционной инстанций, поэтому связанные с ним доводы заявителя подлежат отклонению.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения кассационной жалобы УПФР в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) и отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Кемерово от 14 сентября 2020г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 1 декабря 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.