Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего: Фроловой Т.В, судей: Кожевниковой Л.П, Раужина Е.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1910/2020 (УИД N), по иску Микитишина М.И. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском административном округе г. Омска о включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости
по кассационной жалобе Микитишина М.И. на решение Кировского районного суда г. Омска от 3 августа 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 27 октября 2020 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Раужина Е.Н, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Микитишин М.И. обратился с иском к Государственному учреждению ?Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском административном-округе т. Омска (далее ? УПФР в Кировском АО г. Омска).
В обоснование требований истец указал, что решением пенсионного органа от 17 декабря 2019 г. ему незаконно отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с работой в качестве водителя автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах.
По мнению Микитишина М.И. ответчиком необоснованно исключены при подсчете его страхового стажа на соответствующих видах работ периоды работы в должности водителя автобуса в ПАТП-8 с 28 по 31 августа 1985 года, с 1 марта по 30 апреля 1986 года, с 1 по 31 июля 1987 года, с 1 января 1988 года по 31 декабря 1993 года, с 1 февраля по 31 марта 1994 года, с 1 июня 1994 года по 31 октября 1996 года, с 1 по 31 декабря 1996 года, с 1 по 28 февраля 1997 года, с 1 апреля по 31 декабря 1997 года, с 1 февраля по 30 апреля 1998 года, с 1 июня по 31 декабря 1998 года, с 1 февраля по 31 декабря 1999 года, с 1 января по 31 декабря 2000 года, с 1 января 2003 года по 30 апреля 2004 года, с 1 июня по 31 июля 2004 года, с 1 по 30 сентября 2004 года, с 1 ноября по 31 декабря 2004 года, с 1 февраля 2005 года по 31 мая 2006 года, с 1 июля но 31 декабря 2006 года, с 1 февраля по 31 декабря 2007 года, с 1 февраля 2008 года по 30 апреля 2009 года, с 1 июня 2009 года по 31 января 2010 года, с 1 марта по 31 июля 2010 года, с 1 сентября по 31 декабря 2010 года, с 1 марта по 30 апреля 2011 года, с 1 июня по 31 декабря 2011 года, с 1 февраля по 31 декабря 2012 года, с 1 февраля 2013 года по 31 мая 2014 года, с 1 июля 2014 года по 28 февраля 2015 года, с 1 апреля по 30 апреля 2015 года, с 1 июля по 31 июля 2015 года, с 1 по 31 марта 2016 года, с 1 по 30 сентября 2017 года, с 1 по 31 декабря 2017 года, с 1 июля 2018 года по 28 февраля 2019 года.
Истец просил обязать ответчика произвести расчет страхового стажа на соответствующих видах работ с учетом спорных периодов, признать за ним право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с работой в качестве водителя автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах с 24 октября 2019 г..
Решением Кировского районного суда г. Омска от 3 августа 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 27 октября 2020 г, в удовлетворении исковых требований Микитишину М.И. отказано.
Микитишиным М.И. подана кассационная жалоба, в которых заявитель ставит вопрос об отмене указанных судебных постановлений, как незаконных и необоснованных.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://8kas.sudrf.ru), не явились, сведений о причинах неявки не представили, об отложении рассмотрении дела в связи с невозможностью явиться в судебное заседание не просили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы не установлено.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Микитишин М.И. 8 января 1985 г. зачислен на курсы водителей автобуса ЛИАЗ-677 в "данные изъяты" 28 августа 1985г. переведен водителем автобуса ЛИАЗ-677, 10 марта 1988 г. переведен водителем а/м ПАЗ 672, 1 марта 1991 г. переведен водителем заказного автобуса, 2 сентября 1995 г. переведен водителем-наставником ЛИАЗ-677, 8 августа 1995 г. назначен начальником 71 маршрута, 1 января 1998 г. переведен водителем-наставником а/м Мерседес-Бенц, 31 марта 2007 г. уволен в порядке перевода в МП г. Омска "данные изъяты" 1 апреля 2007 г. принят водителем в МП г. Омска "Пассажирское предприятие N".
Согласно сведениям Муниципального архива г. Омска от 26 марта 2020 г. в архивном фонде МП г. Омска "Пассажирское автотранспортное предприятие N" (ранее ОМУП "Омскпассажиртранс", ОМУПАТП N, ОМПАТП N, ОПАТП N) в ведомостях по начислению заработной платы работникам с января 1985 по март 2007 значится Микитишин М.И, курсант, водитель.
Согласно справке, уточняющей характер работы от 13 марта 2020 г, выданной МП г. Омска "Пассажирское предприятие N", Микитишин М.И. с 1 апреля 2007 г. работает водителем автобуса полный рабочий день.
Судом первой инстанции с целью проверки занятости истца в спорные периоды времени на городских маршрутах исследованы ведомости начисления заработной платы водителям, выборки часов, представленные МП "адрес" "Пассажирское предприятие N", Муниципальным архивом г. Омска.
24 октября 2019 г. Микитишин М.И. обратился в ГУ УПФР в Кировском АО г. Омска с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 10 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Решением ответчика от 17.12.2019 истцу отказано в назначении пенсии, в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ.
При этом в специальный стаж истца не засчитаны периоды работы с 28 по 31 августа 1985 года, с 1 марта по 30 апреля 1986 года, с 1 по 31 июля 1987 года, с 1 января 1988 года по 31 декабря 1993 года, с 1 февраля по 31 марта 1994 года, с 1 июня 1994 года по 31 октября 1996 года, с 1 по 31 декабря 1996 года, с 1 по 28 февраля 1997 года, с 1 апреля по 31 декабря 1997 года, с 1 февраля по 30 апреля 1998 года, с 1 июня по 31 декабря 1998 года, с 1 февраля по 31 декабря 1999 года в должности водителя автобуса в ПАТП-8;, с 1 января по 31 декабря 2000 года, с 1 января 2003 года по 30 апреля 2004 года, с 1 июня по 31 июля 2004 года, с 1 по 30 сентября 2004 года, с 1 ноября по 31 декабря 2004 года, с 1 февраля 2005 года по 31 мая 2006 года, с 1 июля но 31 декабря 2006 года, с 1 февраля по 31 декабря 2007 года, с 1 февраля 2008 года по 30 апреля 2009 года, с 1 июня 2009 года по 31 января 2010 года, с 1 марта по 31 июля 2010 года, с 1 сентября по 31 декабря 2010 года, с 1 марта по 30 апреля 2011 года, с 1 июня по 31 декабря 2011 года, с 1 февраля по 31 декабря 2012 года, с 1 февраля 2013 года по 31 мая 2014 года, с 1 июля 2014 года по 28 февраля 2015 года, с 1 апреля по 30 апреля 2015 года, с 1 июля по 31 июля 2015 года, с 1 по 31 марта 2016 года, с 1 по 30 сентября 2017 года, с 1 по 31 декабря 2017 года, с 1 июля 2018 года по 28 февраля 2019 года в должности водителя автобуса ПАТП-8. Остальные периоды работы на указанном предприятии учтены в страховом стаже на соответствующих видах работ.
При этом продолжительность общего страхового стажа истца составила 37 лет 6 дней, стажа на соответствующих видах работ 9 лет 9 месяцев 8 дней, индивидуальный пенсионный коэффициент 107, 143.
Разрешая спор по существу, руководствуясь положениями Федерального закона N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года "О страховых пенсиях", Федерального закона N 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях", Постановления Правительства Российской Федерации N 665 от 16 июля 2014 года "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 8 января 1997 г, Правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте, утвержденных Приказом Минтранса РСФСР от 31 декабря 1981 г, суд первой инстанции, исследовав ведомости начисления заработной платы водителям, выборки часов, представленные МП г. Омска "Пассажирское предприятие N8", Муниципальным архивом г. Омска, иные доказательства по делу, в том числе пояснения представителя третьего лица МП г. Омска "ПП-8", пришел к выводу об отсутствии документального подтверждения постоянной занятости Микитишина М.И. в течение полного рабочего дня перевозкой на регулярных городских маршрутах в спорные периоды. Учитывая изложенное, суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции, установив, что выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом по результатам исследования и оценки представленных сторонами доказательств в соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно, согласился с принятым по делу решением.
Выводы судебных инстанций являются правильными, соответствуют требованиям закона, сомнений у суда кассационной инстанции не вызывают.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 года.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ в редакции, действовавшей до 1 января 2019 года).
На основании пункта 10 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" досрочная страховая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах не менее 20 лет и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
Аналогичные нормы содержались ранее в пункте 10 части 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и в пункте "к" части 1 статьи 12 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР".
Согласно пунктом 1.2.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08 января 1997 года, автобусный маршрут - это установленный в процессе организации перевозок путь следования автобусов между начальным и конечными пунктами, а регулярными, в соответствии с пунктом 1.2.3.1, признаются перевозки, осуществляемые с определенной периодичностью по установленному маршруту с посадкой и высадкой пассажиров на предусмотренных маршрутом остановках.
Пунктом 11 Правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте, утвержденных Приказом Минтранса РСФСР от 31 декабря 1981 года (действовавших в период возникновения спорных правоотношений), предусмотрено, что автобусные маршруты подразделяются на городские, пригородные, междугородные. К городским относятся маршруты, проходящие в пределах черты города (другого населенного пункта).
Письмом Минтранса России от 2 июля 1992 года N 13-пр, согласованным с Минсоцзащиты населения Российской Федерации (письмо от 1 июня 1992 года N 1-2110-15) утвержден Порядок подтверждения специального трудового стажа водителей автобусов, трудившихся на регулярных городских пассажирских маршрутах.
Согласно пункту 1 указанного Порядка право на назначение пенсии в связи с особыми условиями труда имеют водители автобусов, постоянно трудившиеся на регулярном городском маршруте в течение полного рабочего времени. Под полным рабочим временем понимается выполнение работы на таких работах не менее 80% рабочего времени за месяц. Подтверждение специального трудового стажа возможно на основании приказов о назначении на работу водителя регулярных городских пассажирских маршрутов, путевых листов, справок предприятий с указанием документальных оснований (приказов, лицевых счетов, ведомостей на заработную плату, коллективных договоров и др.) (пункт 2).
Согласно пунктам 3, 4 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 258н периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются: до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" - документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами; после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Пунктом 1 Порядка подтверждения специального трудового стажа водителей автобусов, трудившихся на регулярных городских пассажирских маршрутах, согласованного с Министерством социальной защиты населения Российской Федерации (письмо от 1 июня 1992 г. N 1-2110-15), являющегося приложением к письму Минтранса России от 2 июля 1992 г. N 13-пр, право на назначение пенсии в связи с особыми условиями труда в соответствии со статьей 12 "к" Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" имеют водители автобусов, постоянно трудившиеся на регулярном городском маршруте в течение полного рабочего времени.
Под полным рабочим временем понимается выполнение работы на таких маршрутах не менее 80 процентов рабочего времени за месяц.
Как разъяснено в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и после такой регистрации.
Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в силу пункта 2 статьи 13 Федерального закона N 173-ФЗ подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Перевозки пассажиров и багажа, грузов осуществляются в городском, пригородном, междугородном, международном сообщении, что отражено в статье 4 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта". Перевозки в городском сообщении осуществляются в границах населенных пунктов. Виды перевозок пассажиров и багажа: регулярные перевозки, перевозки по заказам, перевозки легковыми такси.
Регулярные перевозки пассажиров осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок и подразделяются на перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок; перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном Правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок. Регулярные перевозки пассажиров подразделяются на перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок; перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном Правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок. Перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок осуществляются в соответствии с расписаниями, установленными для каждого остановочного и пункта. Остановки транспортных средств для посадки и высадки пассажиров обязательны в каждом остановочном пункте по маршруту регулярных перевозок, за исключением случаев, если согласно расписанию, посадка и высадка пассажиров в остановочном пункте осуществляется по требованию пассажиров.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок. Регулярные перевозки пассажиров и багажа относятся к перевозкам транспортом общего пользования и подразделяются на перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок; перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном Правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок. Перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок осуществляются в соответствии с расписаниями, установленными для каждого остановочного пункта. Остановки транспортных средств для посадки и высадки пассажиров обязательны в каждом остановочном пункте по маршруту регулярных перевозок, за исключением случаев, если согласно расписанию, посадка и высадка пассажиров в остановочном пункте осуществляются по требованию пассажиров. Перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном Правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок осуществляются в соответствии с расписаниями, установленными для следования из начального и конечного остановочных пунктов по маршруту регулярных перевозок. Остановки транспортных средств для посадки и высадки пассажиров осуществляются в начальном и конечном остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок, а также по требованию пассажиров.
Маршрут регулярных перевозок, это предназначенный для осуществления перевозок пассажиров и багажа по расписаниям путь следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, которые определены в установленном порядке (пункт 9 статьи 2 указанного Федерального закона).
Таким образом, к городским пассажирским маршрутам относятся маршруты, проходящие в пределах черты города (населенного пункта), выполняемые автотранспортными средствами, предназначенными для перевозки пассажиров. К регулярным пассажирским относятся перевозки, осуществляемые с определенной периодичностью по установленным маршрутам с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном Правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок. Транспортное средство осуществляет движение по расписанию, своевременно следует по всем промежуточным контрольным пунктам и прибывает на конечный пункт по расписанию с учетом допустимых отклонений.
Разрешая требования по существу, судебные инстанции пришли к выводу, что в ходе судебного разбирательства не нашла своего подтверждения занятость истца в спорные периоды на регулярных городских пассажирских маршрутах в течение полного рабочего дня. При этом судом первой инстанции было произведено сопоставление представленной выборки часов с нормой часов рабочего времени в месяц.
Доводы кассационной жалобы о необходимости включения в стаж на соответствующих видах работ периодов дежурств, периодов работы на заказ и работы на пригородных маршрутах не могут повлечь отмену обжалуемых судебных актов, поскольку были предметом оценки суда апелляционной инстанции, не подтверждают нарушений судом норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела, и фактически основаны на несогласии с оценкой обстоятельств дела, поэтому они не могут служить основанием для кассационного пересмотра состоявшегося по делу судебного постановления.
Нарушений принципов состязательности и равноправия сторон судом апелляционной инстанции не допущено, суд в соответствии с положениями статей 12, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации создал все необходимые условия для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела, все представленные в материалы дела доказательства судом исследованы, заявленные ходатайства разрешены судом в установленном законом порядке. Право определения достаточности доказательств по делу принадлежит суду (часть 3 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Приведенные в кассационной жалобе иные доводы были предметом рассмотрения судом апелляционной инстанции и отклонены применительно к установленным обстоятельствам, не опровергают выводы суда, и не свидетельствуют о допущенных нарушениях норм материального и процессуального права.
Переоценка доказательств и установленных судами фактических обстоятельств спора в силу норм статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в полномочия кассационного суда общей юрисдикции не входит.
Фактически доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о наличии правовых оснований для отмены обжалуемого судебного постановления, поскольку по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки в суде, выражают несогласие с оценкой суда апелляционной инстанции, исследованных по делу доказательств, которым дан анализ и оценка по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Судебная коллегия Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что судами первой и апелляционной инстанций все юридические значимые обстоятельства по делу определены верно, доводы участников процесса судом проверены с достаточной полнотой, выводы судов, изложенные в решении, апелляционном определении соответствуют собранным по делу доказательствам, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Процессуальных нарушений, которые в силу статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могут повлечь отмену оспариваемых судебных постановлений в кассационном порядке, не допущено.
С учетом изложенного, обжалуемое судебное постановление следует признать законным, оснований для его отмены в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кировского районного суда г. Омска от 3 августа 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 27 октября 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Микитишина М.И. - без удовлетворения.
Председательствующий Т.В. Фролова
Судьи Л.П. Кожевникова
Е.Н. Раужин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.