N 88-2238/2021 (88-21554/2020)
г. Кемерово 31 марта 2021 г.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Фроловой Т.В.
рассмотрел гражданское дело N 2-889/2020 (УИД: 22МS0097-01-2020-001571-18) по иску прокурора Поспелихинского района Алтайского края в интересах Мощенских Алены Игоревны к краевому государственному казенному учреждению "Управление социальной защиты населения по Поспелихинскому и Новичихинскому районам" о взыскании незаконно удержанной ежемесячной денежной компенсации, по кассационным жалобам краевого государственного казенного учреждения "Управление социальной защиты населения по Поспелихинскому и Новичихинскому районам" и Министерства социальной защиты Алтайского края на решение мирового судьи судебного участка Поспелихинского района Алтайского края от 27 июля 2020 г. и апелляционное определение Поспелихинского районного суда Алтайского края от 6 ноября 2020 г.
установил:
Прокурор Поспелихинского района Алтайского края в интересах Мощенских Алены Игоревны (далее - Мощенских А.И.) обратился с иском к краевому государственному казенному учреждению "Управление социальной защиты населения по Поспелихинскому и Новичихинскому районам" (далее - КГКУ "УСЗН по Поспелихинскому и Новичихинскому районам") о взыскании незаконно удержанной ежемесячной денежной компенсации.
В обоснование заявленных требований прокурор Поспелихинского района Алтайского края указал, что прокуратурой Поспелихинского района Алтайского края была проведена проверка соблюдения законодательства в сфере социального обеспечения педагогических работников, по результатам которой выявлены нарушения.
До 1 июля 2019 г. Мощенских А.И. была зарегистрирована по адресу: "адрес", работала в МКДОУ "Детский сад N "Рябинушка" педагогом-психологом, получала ежемесячную денежную компенсацию. После указанной даты сменила место регистрации на адрес: "адрес", продолжая работать в должности педагога-психолога в МКДОУ "Детский сад N "Рябинушка". О смене регистрации Мощенских А.И. не сообщила в КГКУ "УСЗН по Поспелихинскому и Новичихинскому районам", продолжила получать ежемесячную денежную компенсацию.
5 сентября 2019 г. Мощенских А.И. написала заявление в КГКУ "УСЗН по Поспелихинскому и Новичихинскому районам", согласно которому, излишне выплаченную сумму в связи с несвоевременным сообщением об изменении места жительства, просила удержать из текущей выплаты ежемесячной денежной компенсации. В результате указанных удержаний, Мощенских А.И. не получила 2 000 рублей.
Обращаясь с иском в суд, прокурор Поспелихинского района Алтайского края ссылался на то, что толкование КГКУ "УСЗН по Поспелихинскому и Новичихинскому районам" положений п. 25 Правил предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, утвержденных Постановлением Правительства Алтайского края от 30 марта 2017 г. N 103, как нормы, в соответствии с которой сам по себе факт изменения места жительства является обстоятельством, влекущим утрату права на получение компенсации или изменение условий ее предоставления, нельзя признать соответствующим закону, в связи с чем, оснований для удержания с Мощенских А.И. 2 000 рублей у КГКУ "УСЗН по Поспелихинскому и Новичихинскому районам" не имелось.
Прокурор Поспелихинского района Алтайского края просил суд взыскать с КГКУ "УСЗН по Поспелихинскому и Новичихинскому районам" в пользу Мощенских А.И. незаконно удержанные денежные средства в размере 2 000 рублей за счет средств краевого бюджета.
Решением мирового судьи судебного участка Поспелихинского района Алтайского края от 27 июля 2020 г. исковые требования прокурора Поспелихинского района Алтайского края удовлетворены. С КГКУ "УСЗН по Поспелихинскому и Новичихинскому районам" в пользу Мощенских А.И. взыскана незаконно удержанная ежемесячная денежная компенсация в размере 2 000 рублей за счет средств бюджета Алтайского края.
Апелляционным определением Поспелихинского районного суда Алтайского края от 6 ноября 2020 г. решение мирового судьи судебного участка Поспелихинского района Алтайского края от 27 июля 2020 г. оставлено без изменения.
В кассационных жалобах представителями ответчика КГКУ "УСЗН по Поспелихинскому и Новичихинскому районам" и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства социальной защиты Алтайского края ставится вопрос об отмене решения мирового судьи судебного участка Поспелихинского района Алтайского края от 27 июля 2020 г. и апелляционного определения Поспелихинского районного суда Алтайского края от 6 ноября 2020 г, как незаконных.
На кассационные жалобы прокурором Поспелихинского района Алтайского края на кассационные жалобы принесены письменные возражения.
В соответствии с ч. 10 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) кассационная жалоба рассматривается в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, проверив законность обжалуемых судебных постановлений в соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Восьмой кассационный суд общей юрисдикции приходит к следующему.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Мощенских А.И. является педагогическим работником, проживающим в сельской местности. В период с 5 мая 2014 г. по настоящее время Мощенских А.И. трудоустроена в должности педагога-психолога в МКДОУ "Детский сад N "Рябинушка".
В период с 21 августа 2012 г. по 1 июля 2019 г. Мощенских А.И. была зарегистрирована по адресу: "адрес".
1 июля 2019 г. Мощенских А.И, продолжая выполнять трудовую функцию в должности педагога-психолога в МКДОУ "Детский сад N "Рябинушка", сменила место регистрации в пределах одного населенного пункта: Алтайский край, Поспелихинский район, с. Поспелиха.
О смене регистрации Мощенских А.И. не сообщила в КГКУ "УСЗН по Поспелихинскому и Новичихинскому районам", продолжала получать ежемесячную денежную компенсацию.
5 сентября 2019 г. Мощенских А.И, написала заявление в КГКУ "УСЗН по Поспелихинскому и Новичихинскому районам", в котором просила удержать излишне выплаченную сумму в связи с несвоевременным сообщением об изменении места жительства из текущей выплаты денежной компенсации. В результате удержаний Мощенских А.И. не получила 2 000 рублей.
Разрешая спор по существу, мировой судья, руководствуясь положениями ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 8 ст. 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", статей 1, 3 Закона Алтайского края от 3 ноября 2005 г. N 88-ЗС "О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)", пунктов 2, 5, 6, 25 Правил предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления, и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, утвержденных Постановлением Правительства Алтайского края от 30 марта 2017 г. N 103, пришел к выводу о том, что спорная сумма подлежит взысканию с ответчика за счет средств бюджета Алтайского края, поскольку изменение места жительства Мощенских А.И. в пределах одного муниципального района не повлекло утраты права на получение компенсации.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции, соглашаясь с выводами мирового судьи указал, что изменение места регистрации в одном сельском населенном пункте не влечет изменение условий получения компенсации при условии соблюдения иных требований, предусмотренных законом и устанавливающих право на выплаты. Поскольку Мощенских А.И. соблюдены иные требования, предусмотренные законом, то оснований для удержания ежемесячной выплаты с Мощенских А.И. не имелось.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции оснований не согласиться с приведенными выводами судебных инстанций по доводам кассационных жалоб не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационных жалоб не опровергаются.
В соответствии со ст. 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 2006 г. N 56-О указано, что, внося изменения в содержание мер социальной защиты, в том числе направленные на ее сужение, законодатель должен исходить из недопустимости издания в Российской Федерации законов, отменяющих или умаляющих права граждан (ч. 2 ст. 55 Конституции Российской Федерации), и основывать свои решения на конституционных принципах и нормах, как закрепляющих единый для всех граждан Российской Федерации конституционный статус личности, так и обусловливающих специальный статус отдельных категорий граждан ? получателей мер социальной поддержки.
При этом должен также соблюдаться принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики в социальной сфере, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, то есть в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет реализовано.
Согласно ч. 8 ст. 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 26 октября 2013 г. N 963 "О предоставлении компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам, руководителям, заместителям руководителей, руководителям структурных подразделений и их заместителям, состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных образовательных организациях, проживающим и работающим по трудовому договору в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)" установлено, что финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией данного постановления, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных главным распорядителям средств федерального бюджета, к ведению которых относятся расположенные в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) федеральные государственные образовательные организации.
Этим же постановлением утверждены Правила предоставления компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам, руководителям, заместителям руководителей, руководителям структурных подразделений и их заместителям, состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных образовательных организациях, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) (далее - Правила предоставления компенсации расходов).
Согласно пунктам 1, 2, 3 названных Правил предоставления компенсации расходов определен порядок предоставления в качестве меры социальной поддержки ежемесячной компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам, руководителям, заместителям руководителей, руководителям структурных подразделений и их заместителям, состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных образовательных организациях, проживающим и работающим по трудовому договору в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа). Ежемесячная компенсация осуществляется на основании документов, подтверждающих право работников на ее получение (трудовой договор или трудовая книжка, копия документа, удостоверяющего личность, с отметкой о регистрации по месту жительства или иной документ, подтверждающий место жительства), имеющихся в распоряжении организаций, без истребования дополнительных документов. Ежемесячная компенсация осуществляется организацией со дня возникновения у работника права на ее получение одновременно с выплатой заработной платы за первую половину текущего месяца с отражением в отдельной ведомости.
Размер, порядок и условия возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, регламентированы Законом Алтайского края от 3 ноября 2005 г. N 88-ЗС "О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)" (далее - Закон Алтайского края от 3 ноября 2005 г. N 88-ЗС).
Согласно ст. 1 Закона Алтайского края от 3 ноября 2005 г. N 88-ЗС педагогические работники, работающие в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, имеют право на компенсацию расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения.
При наличии у педагогического работника права на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по нескольким основаниям указанные меры предоставляются по одному основанию по его выбору.
В соответствии с п. 2 Правил предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления, и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, утвержденных постановлением Правительства Алтайского края от 30 марта 2017 г. N 103 (далее - Правила 30 марта 2017 г. N 103) компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения (далее - компенсация) предоставляется, в том числе, проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края педагогическим работникам: работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, расположенных в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края.
Согласно абз. 1 п. 5 вышеуказанных Правил компенсация предоставляется в твердой денежной сумме, устанавливаемой законом Алтайского края о краевом бюджете на очередной финансовый год и на плановый период. При совместном проживании в жилом помещении двух и более работников, имеющих право на получение компенсации, ее назначение и выплата производятся каждому из них в равных долях от размера компенсации, определенного абзацем первым настоящего пункта.
В соответствии с п. 6 Правил от 30 марта 2017 г. N 103 компенсация назначается краевыми государственными казенными учреждениями управлениями социальной защиты населения по городским округам и муниципальным районам по месту жительства (пребывания) на основании приведенного в этом пункте перечня документов, в том числе заявления о назначении компенсации по форме, установленной Министерством социальной защиты Алтайского края.
Пунктом 25 Правил от 30 марта 2017 г. N 103 установлено, что при наступлении обстоятельств, влекущих утрату права на получение компенсации или изменение условий ее предоставления (изменение места жительства, изменение (утрата) оснований и (или) условий предоставления мер социальной поддержки, указанных в пунктах 2 и 3, абзаце втором пункта 5 настоящих правил), педагогический работник обязан сообщить в управление социальной защиты населения о таких обстоятельствах в течение 14 дней с момента их наступления с предоставлением соответствующих документов.
Судебные инстанции, установив, что Мощенских А.И. изменила место жительства в пределах одного муниципального района, являлась и является педагогическим работником муниципального дошкольного образовательного учреждения, то есть по своему статусу в спорный период являлась педагогом, работающим в сельской местности, пришли к правильному выводу о том, что оснований для удержания ежемесячной выплаты с Мощенских А.И. не имелось.
Адреса проживания Мощенских А.И. относятся к сельской местности, находящейся в пределах одного населенного пункта. Изменение места жительства, площадь жилых помещений не влияют на размер компенсации, которая выплачивается в твердой денежной сумме.
Суды пришли к правильному выводу, что в спорный период Мощенских А.И. не утратила право на компенсацию, несмотря на то обстоятельство, что она своевременно не сообщила об изменении места жительства, которое также относится к сельской местности.
Доводы, приведенные в кассационных жалобах, не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку не содержат каких-либо сведений, опровергающих выводы мирового судьи и суда апелляционной инстанции, основаны на неверном толковании норм права, регулирующих спорные отношения.
Вопреки доводам кассационных жалоб суды разрешили спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права и установленными обстоятельствами, в связи с чем отсутствуют предусмотренные ст. 379.7 ГПК РФ основания для отмены оспариваемых судебных актов по доводам кассационной жалобы.
Процессуальных нарушений, которые в силу ст. 379.7 ГПК РФ могут повлечь отмену оспариваемых судебных постановлений в кассационном порядке, не допущено.
Поскольку мировым судьей и судом апелляционной инстанции материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных ст.379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой кассационный суд общей юрисдикции
определил:
решение мирового судьи судебного участка Поспелихинского района Алтайского края от 27 июля 2020 г. и апелляционное определение Поспелихинского районного суда Алтайского края от 6 ноября 2020 г. оставить без изменения, кассационные жалобы краевого государственного казенного учреждения "Управление социальной защиты населения по Поспелихинскому и Новичихинскому районам" и Министерства социальной защиты Алтайского края - без удовлетворения.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.