Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В, судей Кожевниковой Л.П, Леонтьевой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 24RS0056-01-2020-003734-40 (2-4690/2020) по иску М.Н.К. к Министерству социальной политики Красноярского края о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения, по кассационной жалобе М.Н.К. на решение Центрального районного суда г. Красноярска от 22 июля 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 2 ноября 2020 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Кожевниковой Л.П, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, установила:
М.Н.К. обратился в суд с иском к Министерству социальной политики Красноярского края о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения.
В обосновании исковых требований указал, что он является инвалидом и ветераном Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг, проживает временно в Германии, в настоящее время желает вернуться в Россию, однако не имеет такой возможности в связи с отсутствием жилого помещения, был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Он обратился в Министерство социальной политики Красноярского края с заявлением о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения, однако ему было отказано, с чем он не согласен.
Просил суд отменить приказ Министерства социальной политики от 6 марта 2020 г. N-ОД, об отказе в предоставлении ему мер социальной поддержки, возложить на ответчика обязанность по предоставлению единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения.
Решением Центрального районного суда г. Красноярска от 22 июля 2020 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 22 июля 2020 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, М.Н.К. ставится вопрос об отмене решения Центрального районного суда г. Красноярска от 22 июля 2020 г, апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 2 ноября 2020 г, как незаконных, принятых с нарушением норм материального права. В обоснование доводов жалобы указывает на то, что в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" постановлено завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее- Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ). Истец по всем критериям подпадает под действие указанных нормативных актов, поскольку является гражданином Российской Федерации, не имеющим жилья на территории России, нуждающимся в жилье, поскольку имеет намерение возвратиться в Россию. Полагает, что предоставление указанных мер социальной поддержки зависит от участия в боевых действиях в указанный период, а не от места проживания в момент обращения с соответствующим заявлением. Указывает, что продажа им в 2000 г. принадлежащей ему ? доли в доме, расположенном в "адрес", "адрес", "адрес", была вынужденной, поскольку его супруга с детьми переехала на постоянное место жительства в Германию, он хотел проживать вместе с семьей, вынужден был поехать за ними, своего жилья в Германии не имеет, проживают с супругой в арендованной квартире.
Относительно доводов кассационной жалобы Министерством социальной политики Красноярского края представлены возражения.
В судебное заседание суда кассационной инстанции стороны не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, судебная коллегия, руководствуясь ст. ч.5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что доводы кассационной жалобы заслуживают внимания.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В силу положений ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что такие нарушения были допущены судами и они выразились в следующем.
Как следует из материалов дела, М.Н.К, является инвалидом Великой Отечественной войны 1941-1945 гг, что подтверждается материалами дела, в том числе удостоверением, дубликат которого выдан 21 мая, 2013 г. (л.д. 29).
В настоящее время М.Н.К. проживает на территории Германии совместно со своей супругой, в собственности жилья не имеет.
Из договора купли-продажи от 24 марта 2000 г. и свидетельства о регистрации права усматривается, что жилой дом, общей площадью 64, 2 кв.м, жилой - 38, 5. кв.м. расположенный по адресу: "адрес", "адрес" "адрес",, продан М.П.К, действующим за себя и по доверенности от М.Н.К. - Д.О.А. Дом принадлежал продавцам в равных долях по ? доле в праве собственности. Указанные обстоятельства также подтверждаются выпиской из ЕГРН от 14 августа 2019 г, справкой АО "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" от 16 января 2000 г
Из акта обследования жилого помещения от 11 февраля 2020 г. следует, что указанный жилой дом был Д.О.А. снесен, на его месте выстроен новый двухэтажный дом, общей площадью 350, 4 кв.м, при этом, земельный участок в собственность Д.О.А. был оформлен 24 марта 2000 г, на месте снесенного дома выстроен новый, площадью 350, 4 кв.м, который разделен на две квартиры, был введен в эксплуатацию в марте 2017 г, свидетельство о праве собственности выдано 19 июня 2018 г. Документов, подтверждающих регистрацию права собственности Д.О.А. на указанный дом в деле не имеется.
Истец значится зарегистрированным по указанному адресу, где фактически не проживает, и домовладения площадью 65, 2 кв.м. не имеется.
Истцом представлены договор аренды жилого помещения М.О. в "адрес" с 1998 г, регистрационное подтверждение регистрации семьи в "адрес" с 1998 г, справкой с места жительства М.Н.К. в "адрес", копией паспорта гражданина СССР истца с 14 апреля 1976 г, с последней отметкой о регистрации по указанному месту жительства.
Распоряжением администрации "адрес" от 16 января 2020 г. N-р М.Н.К. был признан нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории муниципального образования "адрес".
7 февраля 2020 г. в адрес Министерства социальной политики Красноярского края поступило заявление М.Н.К. о предоставлении меры социальной поддержки в виде единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения.
Комиссией по решению вопросов обеспечения жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий из числа ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов от 5 марта 2020 г. заявление М.Н.К. рассмотрено, и решено рекомендовать Министерству социальной политики отказать в предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем М.Н.К. в связи с отсутствием права на ее получение на момент принятия комиссией решения.
В обоснование данного решения комиссия указала, что М.Н.К. с 90-х годов прошлого века проживает на территории Германии, на территории России не имеет в собственности жилого помещения, при этом состоит на регистрационном учете с 1976 года по адресу: пгт. Курагино, "адрес", в жилом доме, общей площадью 64, 2 кв.м. Фактически указанный жилой дом принадлежал ранее истцу М.Н.К, в 2000 году им продан, и в настоящее время снесен новым собственником, на его месте выстроен новый жилой дом площадью 350, 4 кв.м. Решением Курагинского поселкового Совета депутатов от 12 сентября 2011 г. N 14-101-Р учетная норма на одного человека составляет 12 кв.м. Таким образом, комиссией установлено отсутствие права М.Н.К. состоять на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищный условий на территории поселка "адрес", поскольку обеспеченность жилой площадью по месту его регистрации превышает учетную норму. Кроме того, он не имеет права на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем в Красноярском крае в виду того, что на территории Красноярского края не имеет места жительства.
Приказом Министерства социальной политики от 6 марта 2020 г. N 229-ОД М.Н.К. отказано в предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем.
Распоряжением администрации "адрес" от 20 марта 2020 г. N 140-Р М.Н.К. снят с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории муниципального образования "адрес", в качестве основания для снятия с учета указан упомянутый приказ.
Отказывая в удовлетворении исковых требований М.Н.К. суд первой инстанции исходил из того, что приказ Министерства социальной политики от 6 марта 2020 г. N 229-ОД которым М.Н.К. отказано в предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий из числа ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, принят в соответствии с требованиями Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ, Закона Красноярского края от 18 февраля 2010 г. N "О порядке обеспечения жильем в Красноярском крае ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов", и правовых оснований для его отмены не имеется.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, дополнительно указав, что судом первой инстанции бесспорно подтверждены факты не проживания М.Н.К. на территории Красноярского края более 20 лет, и отсутствия нуждаемости истца в жилом помещении, то есть обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии права на получение меры социальной поддержки по обеспечению жильем на момент принятия комиссией министерства оспариваемого решения.
С такими выводами судов первой и апелляционной инстанций судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции согласиться не может по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации, обязывая Российскую Федерацию как социальное государство к установлению гарантий социальной защиты (ст. 7), вместе с тем не закрепляет конкретные меры социальной защиты, их объем и условия предоставления тем или иным категориям граждан. Соответствующее правовое регулирование относится к полномочиям законодателя, который располагает достаточно широкой дискрецией при установлении механизмов реализации социальной защиты, в том числе при определении мер социальной поддержки и выборе формы их предоставления, а также круга лиц, нуждающихся в них.
Из этого следует, что федеральный законодатель располагает определенной свободой усмотрения при определении мер социальной поддержки различных категорий ветеранов.
Меры социальной поддержки для участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, предусмотрены ст. 15 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ.
Среди предоставляемых мер социальной поддержки для данной категории граждан предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 данного федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения (подп. 3 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ).
Статьей 23.2 упомянутого федерального закона определен порядок предоставления указанной меры социальной поддержки.
Согласно п. 1 и 2 ст. 23.2 названного федерального закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки, в том числе по обеспечению жильем в соответствии со ст.ст. 14, 15, 17 - 19 и 21 этого федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в п. 1 поименованной статьи мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
В соответствии с п. 3 ст. 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ. объем субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, предусмотренных на реализацию переданных полномочий по обеспечению жильем инвалидов и участников Великой Отечественной войны, определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации (подп. 4 и 5 ст. 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2005 г. N 614 утверждены Правила предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, которые определяют порядок предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях реализации мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральными законами 12 января 1995 г. N 5-ФЗ. и от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г, а также вставших на учет ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны (далее - Правила от 15 октября 2005 г. N 614).
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" постановлено, что в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ.
Данным нормативно-правовым актом уточнен порядок обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, непосредственно принимавших участие в Великой Отечественной войне, а также членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ.
Форма и порядок предоставления гражданам мер социальной поддержки по обеспечению жильем устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (п. 5 Правил от 15 октября 2005 г. N 614).
Из содержания приведенных нормативных положений следует, что они закрепляют особый механизм реализации права на предоставление меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета такой категории граждан, как "вставшие на учет ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны", в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов".
На основании ст.1 Закона Красноярского края от 18 февраля 2010 г. N 10-4386 "О порядке обеспечения жильем в Красноярском крае ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" - настоящий Закон распространяется на указанные в данной статье категории граждан, имеющих место жительства на территории Красноярского края, и имеющих право на меры социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ.
Согласно ст. 2 Закона Красноярского края от 18 февраля 2010 г. N 10-4386 "О порядке обеспечения жильем в Красноярском крае ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются ветеранам при условии, что они являются нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее- ЖК РФ) и относятся к категории ветеранов, указанных в ст. 1 настоящего Закона.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Статья 52 ЖК РФ предусматривает, что принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.
С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении от заявителя этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам. Органом, осуществляющим принятие на учет, самостоятельно запрашиваются документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия гражданина на учет, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе. В случае представления документов через многофункциональный центр расписка выдается указанным многофункциональным центром.
Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных или полученных по межведомственным запросам в соответствии с ч. 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в данный орган. В случае представления гражданином заявления о принятии на учет через многофункциональный центр срок принятия решения о принятии на учет или об отказе в принятии на учет исчисляется со дня передачи многофункциональным центром такого заявления в орган, осуществляющий принятие на учет.
В силу ст. 4 Закона Красноярского края 18 февраля 2010 г. N 10-4386 "О порядке обеспечения жильем в Красноярском крае ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" меры социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов реализуются путем предоставления ветерану жилого помещения в собственность или, по его письменному заявлению (письменному заявлению законного представителя), путем предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, а также путем предоставления жилого помещения по договору социального найма в случае обеспечения жильем путем строительства.
Порядок принятия решения о предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов регламентирован в ст.7 указанного закона Красноярского края, которой предусмотрено, что для получения меры социальной поддержки по обеспечению жильем ветеран (его законный представитель) представляет в министерство социальной политики Красноярского края заявление с приложением определенного перечня документов, которое рассматривается комиссией, созданной министерством, не позднее 30 дней со дня поступления. Комиссия проверяет право ветерана на получение меры социальной поддержки по обеспечению жильем и с учетом даты постановки ветерана на учет и его заявления готовит предложения министерству. Министерство полномочно осуществлять проверку права ветерана на получение меры социальной поддержки по обеспечению жильем посредством запросов необходимой информации, при этом срок принятия решения может быть увеличен до 60 дней. Основанием для подготовки комиссией предложений об отказе ветерану в предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем является, в том числе: отсутствие права на получение меры социальной поддержки по обеспечению жильем на момент принятия комиссией министерства решения (п. "а").
Как следует из материалов дела истец в установленном порядке обратился в орган местного самоуправления, которым был признан нуждающимся в жилье. Далее в установленном порядке он обратился с заявлением о реализации меры социальной поддержки по обеспечению жильем путем предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.
Из оспариваемого истцом приказа Министерства социальной политики от 6 марта 2020 г. N 229-ОД следует, что истцу отказано в предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий из числа ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. При этом в качестве оснований отказа перечислены ст.23.2 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ, закон Красноярского края от 18 февраля 2010 г. N 10-4386 "О порядке обеспечения жильем в Красноярском крае ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов", п. 4.3 Положения о министерстве социальной политики Красноярского края от 7 августа 2008 г. N 30-п "Об утверждении Положения о министерстве социальной политики Красноярского края", п.3.4.1 раздела 3 механизма реализации подпрограммы "Повышение качества жизни отдельных категорий граждан, степени их социальной защищенности" государственной программы Красноярского края "Развитие системы социальной поддержки граждан", утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 30 сентября 2013 г. N 507 -п "Об утверждении государственной программы Красноярского края "Развитие системы социальной поддержки граждан", с учетом предложений комиссии по решению вопросов обеспечения жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, из числа ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1941 годов.
Следует отметить, что из перечисленных нормативных актов установить причину отказа в предоставлении меры социальной поддержки невозможно.
Причины отказа, фактически содержатся в протоколе заседания комиссии по решению вопросов обеспечения жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, из числа ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1941 годов от 5 марта 2020 г, которые сводятся к тому, что истец зарегистрирован по адресу "адрес", "адрес", и на него приходится 350, 4 кв.м, следовательно он обеспечен жильем и в нем не нуждается, а кроме того, он не проживает на территории "адрес".
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает необходимым отметить, что вывод комиссии об обеспеченности истца жильем не соответствует представленным материалам и установленным судами обстоятельствам, из которых следует отсутствие у истца жилого помещения по указанному адресу.
Вывод комиссии о том, что истец не проживает на территории "адрес", а потому не имеет права на предоставление указанных мер социальной поддержки, с которым согласились суды, сделан без учета правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2019 г. N 160-О, согласно которой оспариваемые положения ч. 3 ст. 52 ЖК РФ, принятые законодателем в порядке реализации конституционных гарантий, предусмотренных ст. 40 Конституции Российской Федерации, подлежащие применению во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, не лишают граждан при отсутствии у них постоянного места жительства права встать на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях путем подачи заявления и документов, подтверждающие их право состоять на учете (кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет), в орган местного самоуправления по месту пребывания (фактического проживания) либо через многофункциональный центр и не могут расцениваться как нарушающие конституционные права заявителей, которые, как следует из решения суда по их делу, не представили в орган местного самоуправления адрес своего фактического проживания и документы, необходимые для принятия решения по их заявлению о признании малоимущими и постановке на учет.
Таким образом, выводы судов о правомерности отказа в предоставлении истцу мер социальной поддержки по указанным основаниям нельзя признать обоснованными и мотивированными, судами не дана оценка доводам истца о его праве возвратиться в Россию для проживания и реализации такого намерения, что подтверждается неоднократными обращениями в указанные органы местного самоуправления с заявлениями о постановке на учет как нуждающегося в жилье, о невозможности возвращения в связи с отсутствием жилья, о получении пенсии по указанному адресу, о признании органом местного самоуправления истца нуждающимся в жилье, о временном характере проживания в Германии в связи с выездом супруги по состоянию здоровья.
В силу ч. 1 ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п.п. 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст.ст. 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции и определение суда апелляционной инстанции, оставившее его без изменения, нельзя признать законными, они приняты с нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены указанных судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами права и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь ст.ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Центрального районного суда г. Красноярска от 22 июля 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 2 ноября 2020 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Центральный районный суд г. Красноярска.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.