Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Дударёк Н.Г, судей Папушиной Н.Ю, Ковалевской В.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 02RS0003-01-2019-002036-38 по иску Стародубцева В.А. к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае и Республике Алтай об установлении границ земельных участков по кассационной жалобе представителя Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае и Республике Алтай - Даутовой А.А. на решение Майминского районного суда Республики Алтай от 29 сентября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай от 09 декабря 2020 г.
Заслушав доклад судьи Папушиной Н.Ю, установила:
Стародубцева В.А. обратился в суд с иском к Межрегиональному Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в "адрес" и "адрес" (далее - Управление), в котором после неоднократного уточнения исковых требований просил признать реестровой ошибкой и внести изменения в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН), в части местоположения границ земельного участка с кадастровым номером N, расположенного в "адрес", Майминское сельское поселение, принадлежащего на праве собственности Российской Федерации, установить границы земельного участка с кадастровым номером N по адресу: "адрес" Республики Алтай, "адрес", и земельного участка с кадастровым номером N, расположенного в "адрес", Майминское сельское поселение, принадлежащего на праве собственности Российской Федерации, по соответствующим характерным точкам.
В обоснование требований истцом указано, что он является собственником земельного участка с кадастровым номером N и жилого дома, расположенных в "адрес" Республики Алтай, "адрес", права на которые зарегистрированы в установленном законом порядке. В ходе проведения работ по установлению местоположения границ земельного участка истца выявлено несоответствие местоположения части ранее установленных границ земельного участка с кадастровым номером N их фактическому местоположению, а именно: не были учтены фактические границы земельного участка, принадлежащего на праве собственности истцу, остающиеся неизменными с 1998 г.
Решением Майминского районного суда Республики Алтай от 29 сентября 2020 г. исковые требования удовлетворены. Признано реестровой ошибкой и внесены изменения в сведения, содержащиеся в ЕГРН, в части местоположения границ земельного участка с кадастровым номером N, расположенного в "адрес", Майминское сельское поселение, принадлежащего на праве собственности Российской Федерации по характерным точкам, указанным в выписке из ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером N с исключением координат угловых точек границ земельного участка с кадастровым номером N по адресу: "адрес" Республики Алтай, "адрес" системе МСК04 (для внесения в ЕГРН):
N точки
Координаты, м
Х
у
1
647888.070
1328551.318
2
647885.615
1328580.703
3
647851.723
1328576.424
4
647855.400
1328545.877
с уменьшением его площади на 0, 1 га.
Установлены координаты угловых точек границ земельного участка с кадастровым номером N по адресу: "адрес" Республики Алтай, "адрес" системе МСК04 (для внесения в ЕГРН):
N точки
Координаты, м
Х
у
1
647888.070
1328551.318
2
647885.615
1328580.703
3
647851.723
1328576.424
4
647855.400
1328545.877
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ решение Майминского районного суда Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представителя Управления - Даутовой А.А. об отмене обжалуемых судебных постановлений, как принятых с нарушением норм материального и процессуального права. По мнению подателя жалобы, истцом был избран ненадлежащий способ защиты, что ошибочно не было принято судами во внимание. Кроме того, разрешая заявленный спор, суды фактически решили вопрос о принадлежности земельного участка с кадастровым номером N, в то время как исправление реестровой ошибки не может привести к прекращению или изменению зарегистрированного права.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://8kas.sudrf.ru), не явились, об отложении судебного разбирательства не просили. Учитывая разъяснения, данные в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1, утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21 апреля 2020 г, принимая во внимание характер спора, руководствуясь статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для её удовлетворения, исходя из следующего.
Согласно положениям части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Правилами части 1 статьи 379.6 ГПК РФ определено, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судами установлено, что постановлениями Администрации Майминского района Республики Алтай N 345 от ДД.ММ.ГГГГ и N от ДД.ММ.ГГГГ из землепользования ОПХ "Чуйское" изъят земельный участок в районе "Журавлиный лог" и передан в ведение Майминской сельской администрации под застройку гражданам.
Распоряжением Майминской сельской администрации от ДД.ММ.ГГГГ N отведены земельные участки площадью 0, 10 га каждому в "адрес", ул. "Журавлиный лог" под строительство индивидуальных жилых домов, в том числе Стародубцева В.А.
Распоряжением Администрации Майминского района N-р от ДД.ММ.ГГГГ утверждено распоряжение Майминской сельской администрации об отводе земельных участков под строительство жилых домов N от ДД.ММ.ГГГГ; отведены земельные участки площадью по 0, 10 га каждому в "адрес", ул. "Журавлиный лог" под строительство индивидуальных жилых домов, в том числе Стародубцева В.А.
Согласно справке Администрации Майминского муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ N в связи с упорядочиванием адресного хозяйства присвоен вновь образованному земельному участку Стародубцева В.А, принадлежащего на основании распоряжения N от ДД.ММ.ГГГГ, следующий адрес: "адрес".
Распоряжением Администрации МО "Майминское сельское поселение" от ДД.ММ.ГГГГ N земельному участку с кадастровым номером N, принадлежащему Стародубцева В.А, присвоен адрес: "адрес" (ранее был адрес: "адрес", относительно ориентира район "Журавлиный лог".
Распоряжением главы Администрации Майминского муниципального образования N от ДД.ММ.ГГГГ утвержден градостроительный план земельного участка с кадастровым номером N с местонахождением: "адрес", площадью 0, 10 га.
ДД.ММ.ГГГГ за Стародубцева В.А. зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером N в "адрес" с разрешенным использованием -строительство индивидуального жилого дома, категория земель - земли населенных пунктов. Граница земельного участка не установлена в соответствии с действующим законодательством.
ДД.ММ.ГГГГ за Стародубцева В.А. зарегистрировано право собственности на жилой дом общей площадью 82 кв.м. в "адрес" Республики Алтай по "адрес".
С целью уточнения местоположения границ земельного участка с кадастровым номером N, Стародубцева В.А. обратился к кадастровому инженеру. В ходе проведения кадастровых работ по уточнению земельного участка с кадастровым номером N было обнаружено несоответствие фактических границ смежного земельного участка со сведениями в ЕГРН. Выявлены несоответствия сведений о местоположении части ранее установленных границ земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", Майминское сельское поселение, их фактическому местоположению. После проведения инструментальной съемки границ земельных участков было выявлено, что границы данного земельного участка не соответствуют фактическим границам землепользований. Наличие данной ошибки не позволяет провести работы по уточнению границ земельного участка с кадастровым номером N для строительств индивидуального жилого дома. При постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером N (дата постановки ДД.ММ.ГГГГ) не были учтены сведения о земельном участке с кадастровым номером N. Также были обнаружены многочисленные несовпадения координат и, как следствие, пересечения со смежными земельными участками земельного участка с кадастровым номером N. Причиной пересечения границ является ошибка, допущенная при выполнении кадастровых работ в отношении местоположения границы (реестровая ошибка).
Согласно заключения эксперта N в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием шести земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером N, среди которых был образован участок N:ЗУ6 (впоследствии N) площадью 237809 кв.м. установлено, что при подготовке данного плана не был учтен факт существования земельного участка N площадью 0, 1 га. Факт существования земельного участка N площадью 0, 1 га на период формирования земельного участка N (впоследствии N) подтверждается правоустанавливающими документами.
Для исправления допущенной реестровой ошибки необходимо произвести работы по уточнению положения границ и площади земельного участка N821 в части исключения из него участка N. При этом положение (координаты) угловых и поворотных точек земельного участка N останется неизменным, добавятся четыре точки определяющие границы земельного участка N на 0, 1 га (1000 кв.м.). Площадь участка N составит 225101 кв.м.
Границы участка N следует установить в соответствии с координатами, определёнными в градостроительном плане земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, с учетом преобразования систем координат на плоскости по совмещенным пунктам, т.к. координаты, указанные в градостроительном плане, выполнены в местной системе координат "адрес".
Пунктом 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) определено, что земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
На основании подпункта 4 пункта 2 статьи 60 ЗК РФ действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
На основании части 1 статьи 39 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (на момент регистрации права собственности истца - "О государственном кадастре недвижимости", далее - Закон о кадастровой деятельности) Местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в ЕГРН.
Согласование местоположения границ согласно части 3 статьи 39 Закона о кадастровой деятельности проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве:
1) собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование);
2) пожизненного наследуемого владения;
3) постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование);
4) аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).
В соответствии с частью 9 статьи 38 Закона о кадастровой деятельности (действовавшей на 2010 г.), при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также ведением ЕГРН регулируются Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ).
В соответствии с частью 7 статьи 1 Федерального закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в ЕГРН сведений о земельных участках и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
Государственный кадастровый учет осуществляется на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке. Основанием для осуществления государственного кадастрового учета является, в частности, межевой план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке (часть 2 статьи 14 Федерального закона N 218-ФЗ).
Согласно части 10 статьи 22 Федерального закона 218-ФЗ при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, соответствующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В соответствии с частью 3 статьи 61 Федерального закона N 218-ФЗ воспроизведенная в ЕГРН ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
В случаях, если существуют основания полагать, что исправление реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в ЕГРН, такое исправление производится только по решению суда (часть 4 статьи 61 Федерального закона N 218-ФЗ).
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суды обеих инстанций пришли к выводу, что постановка земельного участка с кадастровым номером N осуществлялась ДД.ММ.ГГГГ, т.е. после предоставления Стародубцева В.А. земельного участка с кадастровым номером N, что предполагало учёт фактических границ последнего и исполнено не было. При этом само по себе расположение земельного участка истца в пределах границ участка ответчика свидетельствует о наличии реестровой ошибки, которая подлежит устранению путем установления границы земельного участка истца, учитывая, что право собственности Стародубцева В.А. как на земельный участок, так и на жилой дом, расположенный на нем, Управлением не оспаривается.
Одновременно судами отмечено, что установление границ земельного участка истца позволяет провести его окончательную индивидуализацию, создает определенность в отношениях по использованию заинтересованными лицами смежных земельных участков. Включение участка Стародубцева В.А. в состав земельного участка, находящегося в государственной собственности Российской Федерации, является реестровой ошибкой, при исправлении которой площади земельных объектов будут соответствовать размерам, указанным в правоустанавливающих документах. При этом право собственности ответчика на участок в прежнем виде не прекращается, его размерные характеристики остаются неизменными. Кроме того, исправление реестровой ошибки не выступит основанием для прекращения права собственности Российской Федерации на принадлежащий ему земельный участок, поскольку в данном случае имеет место только спор о границах земельного участка.
Приведенные выводы судов первой и второй инстанции мотивированы и в кассационной жалобе по существу не опровергнуты. Нарушения требований статей 56, 59, 60, 67 ГПК РФ при сборе и оценке доказательств, а равно нарушения норм материального права, судами допущено не было.
Доводы же о несогласии с выводами судов относятся к оценке доказательств и установлению фактических обстоятельств дела, а следовательно, не могут являться основанием для пересмотра судебных постановлений, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 ГПК РФ суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств над другими.
Иные доводы кассационной жалобы не опровергают выводов судов обеих инстанций, были предметом рассмотрения и оценки, не содержат оснований к отмене постановленных судами решений, а повторяют правовую позицию ответчицы и по существу сводятся к выражению несогласия с произведенной судами оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств. При этом другая точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступившего в законную силу судебного постановления нижестоящего суда. Отклонение от данного принципа допустимо исключительно при наличии существенных и неоспоримых обстоятельств.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что каких-либо оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений кассационная жалоба не содержит, судебная коллегия не находит оснований для её удовлетворения.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Майминского районного суда Республики Алтай от 29 сентября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай от 09 декабря 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае и Республике Алтай - Даутовой А.А. без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.