Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего ФИО5, судей Катанаевой А.С. и Котченко Д.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи ФИО4
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело Nа-128/2020 (УИД 91OS0 N-45) по административному исковому заявлению ФИО1 о признании не действующими отдельных положений Генерального плана муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым с картой разногласий, утвержденного решением Алуштинского городского совета Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N, и Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым, утвержденных решением Алуштинского городского совета Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N, по апелляционной жалобе Алуштинского городского совета Республики Крым на решение Верховного Суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Третьего апелляционного суда общей юрисдикции ФИО5, заключение прокурора отдела Управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Екимцова М.Н, полагавшего решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО1 обратилась в Верховный Суд Республики Крым с административным исковым заявлением, в котором просила признать не действующими Генеральный план муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым с картой разногласий (далее также - Генеральный план), утвержденный решением Алуштинского городского совета Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N, и Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым (далее также - Правила землепользования и застройки), утвержденные решением Алуштинского городского совета Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N, в части отнесения принадлежащего ей на праве собственности земельного участка с кадастровым номером 90:15:010102:602, расположенного по адресу: "адрес", к зоне с особыми условиями использования территории - санитарно-защитной зоне.
В обоснование заявленных требований административный истец указала, что граница санитарно-защитной зоны кладбища закрытого для новых захоронений установлена в Генеральном плане и Правилах землепользования и застройки произвольно, в отсутствие разрешительных документов, с нарушением компетенции органов местного самоуправления. Указанные обстоятельства привели к нарушению ее прав и законных интересов, поскольку в отношении принадлежащего ей земельного участка установлены ограничения, связанные с запретом строительства жилого дома.
Решением Верховного Суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ административное исковое заявление удовлетворено; судом признаны не действующими со дня вступления решения суда в законную силу: решение Алуштинского городского совета Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении Генерального плана муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым с картой разногласий" в части отнесения земельного участка с кадастровым номером 90:15:010102:602, расположенного по адресу: "адрес", принадлежащего на праве собственности ФИО1, к зоне с особыми условиями использования территории - санитарно-защитной зоне; решение Алуштинского городского совета Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым" в части отнесения земельного участка с кадастровым номером 90:15:010102:602, расположенного по адресу: "адрес", принадлежащего на праве собственности ФИО1, к зоне с особыми условиями использования территории - санитарно-защитной зоне.
В апелляционной жалобе Алуштинский городской совет Республики Крым просит отменить обжалуемый судебный акт и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявленных требований отказать. Ссылается на то, что санитарно-защитная зона закрытого кладбища, в границах которой расположен земельный участок административного истца, в оспариваемых нормативных правовых актах отображена ориентировочно в соответствии с положениями СанПиН 2.2.1/2. ДД.ММ.ГГГГ-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Новая редакция", которыми обязаны руководствоваться органы местного самоуправления при осуществлении градостроительной деятельности. Административным истцом не представлены доказательства, подтверждающие нарушение ее прав на возведение строения либо невозможности использовать земельный участок по целевому назначению и в соответствии с видом разрешенного использования. Санитарно-защитная зона устанавливается в соответствии с законом, иными нормативными правовыми актами и не зависит от волеизъявления сторон, а также от того, предусмотрена она градостроительной документацией или нет.
Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов участвующим в деле прокурором представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения административного дела в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
В соответствии с положениями части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также -КАС РФ) судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции рассмотрела административное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав заключение прокурора отдела Управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации, исследовав материалы административного дела, изучив доводы апелляционной жалобы и возражений, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.
Законодательство о градостроительной деятельности состоит из Градостроительного кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить данному кодексу (части 1 и 4 статьи 3 ГрК РФ, здесь и далее в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов).
Согласно части 1 статьи 7, пункту 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктам 1 и 3 части 3 статьи 8, части 1 статьи 24, части 1 статьи 32 ГрК РФ утверждение генерального плана, правил землепользования и застройки городского округа относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительным органом местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Исходя из приведенных выше федеральных норм материального права, а также положений пункта 29 части 1 статьи 7, части 3 статьи 16, статьи 22, пункта 21 части 2 статьи 26 Устава муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым, принятого решением Алуштинского городского совета Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N, суд первой инстанции сделал правильное заключение, что оспариваемые в части нормативные правовые акты приняты полномочным органом, с соблюдением процедуры, в надлежащей форме, официально опубликованы в установленном порядке и по этим основаниям не оспариваются.
Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 статьи 9 ГрК РФ). Генеральный план городского округа является одним из документов территориального планирования муниципального образования (пункт 3 части 1 статьи 18 ГрК РФ).
Градостроительное зонирование Градостроительный кодекс Российской Федерации определяет как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны (пункты 6, 8 части 1 статьи 1 ГрК РФ).
Согласно части 6 и пункту 7 части 8 статьи 23 ГрК РФ к генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в виде карт, которые отображают зоны с особыми условиями использования территорий.
Правила землепользования и застройки включают в себя, в том числе карту градостроительного зонирования. На карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются среди прочего границы зон с особыми условиями использования территорий, которые также могут отображаться на отдельных картах, являющихся приложением к правилам землепользования и застройки (части 2 и 5 статьи 30 ГрК РФ).
Зонами с особыми условиями использования территорий признаются охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), защитные зоны объектов культурного наследия, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, приаэродромная территория, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4 статьи 1 ГрК РФ).
Законодательство о градостроительной деятельности, как указано в части 1 статьи 4 ГрК РФ, регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, сносу, а также по эксплуатации зданий, сооружений.
В части, не урегулированной законодательством о градостроительной деятельности, к этим отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации и иное законодательство Российской Федерации (часть 3 статьи 4 ГрК РФ).
Так, пунктами 1 и 2 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания. При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон должны соблюдаться санитарные правила.
Требования к размеру санитарно-защитных зон, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и (или) их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству определены СанПиН 2.2.1/2. ДД.ММ.ГГГГ-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (далее - СанПиН).
Согласно разделу VII СанПиН для промышленных объектов и производств, сооружений, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в зависимости от мощности, условий эксплуатации, характера и количества выделяемых в окружающую среду загрязняющих веществ, создаваемого шума, вибрации и других вредных физических факторов, а также с учетом предусматриваемых мер по уменьшению неблагоприятного влияния их на среду обитания и здоровье человека в соответствии с санитарной классификацией промышленных объектов и производств устанавливаются ориентировочные размеры санитарно-защитных зон. Конкретные размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны.
Установление, изменение размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II классов опасности осуществляются постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации; для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры санитарно-защитных зон могут быть установлены, изменены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя (пункты 4.2, 4.3 СанПиН).
Закрытые кладбища и мемориальные комплексы, кладбища с погребением после кремации, колумбарии, сельские кладбища относятся к V классу опасности с установлением санитарно-защитной зоны 50 м (пункт ДД.ММ.ГГГГ СанПиН).
Из материалов административного дела следует и установлено судом, что Генеральный план содержит перечень объектов, для которых установлены санитарно-защитные зоны (таблица 1.3.3-1), в который включена санитарно-защитная зона кладбища закрытого для новых захоронений, расположенного на земельном участке с кадастровым 90:15:010102:2587 площадью 24027 кв. м, радиус которой составляет 50 м; статья 67 Правил землепользования и застройки устанавливает виды и состав зон с особыми условиями использования территорий, формируемых санитарно-гигиеническими и экологическими требованиями, установленными зонами с особой архитектурно-планировочной организацией территории, пунктом 1 которой к такой зоне отнесена санитарно-защитная зона предприятий, сооружений и иных объектов.
Принадлежащий административному истцу на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 90:15:010102:602 находится в пределах санитарно-защитной зоны кладбища закрытого для новых захоронений, расположенного на земельном участке с кадастровым 90:15:010102:2587 площадью 24027 кв. м.
Оценив по правилам статьи 84 КАС РФ информацию Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по "адрес" и городу федерального значения Севастополю (исх. N от ДД.ММ.ГГГГ) о том, что на территории муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым и в границах земельного участка с кадастровым номером 90:15:010102:602 санитарно-защитные зоны в соответствии с действующим законодательством не устанавливались, решения об установлении, изменении или о прекращении санитарно-защитных зон не принимались, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для отображения санитарно-защитных зон в отношении вышеуказанного земельного участка в Генеральном плане и Правилах землепользования и застройки.
Установив в Генеральном плане и Правилах землепользования и застройки санитарно-защитную зону в отношении земельного участка административного истца, административный ответчик, таким образом, вышел за пределы своей компетенции.
Доводы Алуштинского городского совета Республики Крым, изложенные в апелляционной жалобе, об обязательности СанПиН при осуществлении градостроительной деятельности не опровергают выводов суда первой инстанции, поскольку отображение в документах территориального планирования и градостроительного зонирования санитарно-защитной зоны допускается только после установления их уполномоченным органом. Отсутствие же акта об утверждении границ санитарно-защитной зоны исключает возможность отображения ее в Генеральном плане и Правилах землепользования и застройки.
Вопреки утверждению административного ответчика распространение в отношении земельного участка административного истца режима территории санитарно-защитной зоны накладывает конкретные ограничения по условиям использования и содержания территорий, в частности, по размещению жилой застройки, включая отдельные жилые дома (пункт 5.1 СанПиН).
С учетом установленных по делу обстоятельств и приведенных норм федерального законодательства судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал представленные документы и, оценив собранные доказательства в их совокупности, правомерно удовлетворил заявленные требования.
Доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были бы исследованы судом первой инстанции при рассмотрении административного дела и не получили бы соответствующую оценку в решении. Предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Верховного Суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу Алуштинского городского совета Республики Крым - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение 6 месяцев.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.