Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Гылкэ Д.И, судей Катанаевой А.С, Котченко Д.В, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сапожниковой А.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-136/2020 по административному исковому заявлению открытого акционерного общества "Исток" об оспаривании нормативного правового акта в части, по апелляционной жалобе открытого акционерного общества "Исток" на решение Ставропольского краевого суда от 16 июля 2020 г, которым отказано в удовлетворении административного иска.
Заслушав доклад судьи Катанаевой А.С, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Екимцова М.Н, судебная коллегия
установила:
приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 28 декабря 2018 г. N 985 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год (далее - Перечень), в который под пунктом 5706 включено здание с кадастровым номером "данные изъяты".
Административный истец, как собственник нежилого здания, обратился с административным иском о признании Перечня недействующими в указанной части, ссылаясь в обоснование своих требований на противоречие оспариваемой нормы положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ).
Решением Ставропольского краевого суда от 16 июля 2020 г. административный иск оставлен без удовлетворения.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
От участвующего в деле прокурора, Министерства имущественных отношений Ставропольского края поступили возражения на апелляционную жалобу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, возражениях на нее, проверив материалы дела, заслушав заключение прокурора, коллегия полагает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене.
При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции установил, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий Министерства имущественных отношений Ставропольского края с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие. Решение суда в указанной части не обжалуется.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14 и 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
Виды недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, названы в части 1 статьи 378.2 НК РФ, в которой, в частности, указаны административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1).
Пункт 3 названой статьи административно-деловым центром признает отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Пунктом 4 статьи 378.2 НК РФ торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Абзацем вторым пункта 2 статьи 378.2 НК РФ предусмотрено право субъектов Российской Федерации законами устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества.
Статьей 1.1 Закона Ставропольского края от 26 ноября 2003 г. N 44-кз "О налоге на имущество организаций" налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 250 квадратных метров и помещениях в них (часть 1).
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости спорное нежилое здание с наименованием "ресторан, бар, администрация", общей площадью 2419, 7 кв.м, количество этажей 4, в том числе подземных 1, расположено на земельном участке, находящемся в собственности ОАО "Исток", с видом разрешенного использования - земли под объектами торговли, общественного питания, бытового обслуживания.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что указанный вид разрешенного использования земельного участка прямо предусматривает размещение на нем торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, как того требует подпункт 1 пункта 4 статьи 378.2 НК РФ.
Кроме того, как правомерно указано судом, спорное здание подпадает под признаки, предусмотренные подпунктом 2 пункта 4 статьи 378.2 НК РФ, и обоснованно включено в Перечень, поскольку предназначено для использования в целях оказания услуг общественного питания.
Такой вывод судом первой инстанции сделан, исходя из документов технического учета, согласно которым площадь объектов общественного питания, расположенных в здании, составляет 41, 8 % общей площади, в том числе ресторан "данные изъяты" - 684, 1 кв.м, столовая "данные изъяты" 330, 8 кв.м, бар (кафе) "данные изъяты" 185, 6 кв.м.
Судебная коллегия с такими выводами суда первой инстанции соглашается, считает, что выводы суда подтверждены обстоятельствами дела, подтверждаются доказательствами, оцененными судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и согласуются с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения.
При разрешении дела правильно определены юридически значимые обстоятельства, выводы суда подтверждены материалами дела, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели к неправильному разрешению дела, не допущено, обстоятельства, влекущие безусловную отмену решения суда первой инстанции, по административному делу не установлены.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ставропольского краевого суда от 16 июля 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Исток" - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства РФ в течение 6 месяцев.
Мотивированное апелляционное определение составлено 13 апреля 2021 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.