Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Кудриной ЯГ, Зайцевой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации г.Хабаровска на решение Центрального районного суда г.Хабаровска от 17 июня 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 2 сентября 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению прокурора Индустриального района г.Хабаровска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации г.Хабаровска о признании незаконным постановления в части установления сроков отселения физических и юридических лиц, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Кудриной Я.Г, возражения относительно доводов кассационной жалобы прокурора Скарлухина М.А, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Индустриального района г.Хабаровска в интересах неопределенного круга лиц обратился в Центральный районный суд г.Хабаровска с вышеназванным административным исковым заявлением, просил признать незаконным постановление администрации г.Хабаровска от 1 октября 2018 года N "О признании многоквартирного дома "адрес" аварийным и подлежащим реконструкции и определении сроков отселения жильцов" в части установления срока отселения физических и юридических лиц до 2025 года; обязать администрацию г.Хабаровска установить разумный срок отселения физических и юридических лиц жилого дома "адрес" в г.Хабаровске, не превышающий 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что 1 октября 2018 года администрацией г.Хабаровска вынесено постановление N "О признании многоквартирного дома "адрес" аварийным и подлежащим реконструкции и определении сроков отселения жильцов", в котором указан срок отселения жильцов указанного дома до 2025 года. Специалистами ИП ФИО6 в 2018 году проведено обследование технического состояния несущих конструкций жилого дома. В результате обследования выявлены дефекты и повреждения, нарушающие нормальную эксплуатацию дома: фундамент, перекрытия жилого дома находятся в аварийном состоянии, крыша - в ограниченно работоспособном, стены - в недопустимом состоянии, системы внутреннего электроснабжения, отопления, водоснабжения - в неудовлетворительном состоянии. Таким образом, определение срока расселения жильцов до 2025 года из жилых помещений может привести к значительному материальному ущербу и гибели людей. В постановлении отсутствует обоснование установления срока расселения граждан до 2025 года, постановление не мотивировано.
Решением Центрального районного суда г.Хабаровска от 17 июня 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 2 сентября 2020 года, административные исковые требования прокурора Индустриального района г.Хабаровска удовлетворены частично: признано незаконным постановление администрации г.Хабаровска от 1 октября 2018 года N "О признании многоквартирного дома "адрес" аварийным и подлежащим реконструкции и определении сроков отселения жильцов" в части установления срока отселения жильцов многоквартирного дома "адрес" до 2025 года. На администрацию г.Хабаровска возложена обязанность установить разумный срок отселения жильцов дома "адрес" в г.Хабаровске в жилые помещения маневренного фонда, не превышающий двенадцати месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. В удовлетворении остальной части требований отказано.
5 февраля 2021 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба администрации г.Хабаровска, поданная через Центральный районный суд г.Хабаровска 25 января 2021 года, в которой ставится вопрос об отмене судебных постановлений и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование своей позиции административный ответчик указал, что круг лиц не является неопределенным, может быть установлен. Судами не установлено, что оспариваемое постановление противоречит каким-либо нормативным правовым актам или нарушает права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц. Срок отселения лиц определяется органом местного самоуправления самостоятельно, исходя из объективной возможности совершения тех или иных действий. Осуществить переселение лиц в указанные сроки не представляется возможным. Предоставление жилых помещений маневренного фонда носит заявительный характер. Пропущен срок обращения в суд.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 11 февраля 2021 года кассационная жалоба администрации г.Хабаровска передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения прокурора Скарлухина М.А, изучив письменные возражения прокуратуры Хабаровского края, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частями 2 и 3 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе исследовать и приобщать к материалам дела новые доказательства, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были опровергнуты судом первой и апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
В силу положений частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В силу части 4 статьи 15 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Правительством РФ принято постановление от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом" (далее - Положение).
В соответствии с данным Положением основанием для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является аварийное техническое состояние его несущих строительных конструкций (конструкции) или многоквартирного дома в целом, характеризующееся их разрушением либо повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения многоквартирного дома, и (или) кренами, которые могут вызвать потерю устойчивости многоквартирного дома. В случае если многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, жилые помещения, расположенные в таком многоквартирном доме, являются непригодными для проживания (пункт 34 Положения).
В соответствии с пунктом 33 Положения, основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.
Из приведенных положений указанных правовых норм следует, что определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения из него физических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.
Между тем, сроки отселения жильцов из аварийного и подлежащего сносу или реконструкции дома должны отвечать требованиям разумности.
Как установлено судами и следует из материалов настоящего административного дела, в ходе проведённой прокуратурой г.Хабаровска во исполнение приказа Генерального прокурора РФ от 3 марта 2017 года N "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов в жилищно-коммунальной сфере", решения оперативного совещания при прокуроре г.Хабаровска от 11 февраля 2020 года по вопросу соблюдения прав граждан, проживающих в аварийном фонде, проверки нарушения жилищных прав граждан, проживающих в доме "адрес" в г.Хабаровске, установлено, что указанный многоквартирный дом находится в аварийном состоянии, его эксплуатация создаёт угрозу причинения вреда жизни и здоровью проживающих в жилом доме граждан, в связи с чем установленный администрацией г.Хабаровска срок отселения - до 2025 года, не является разумным.
13 сентября 2018 года на заседании межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции были рассмотрены обращения жильцов дома "адрес" в г.Хабаровске о признании дома непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу. В комиссию заявители представили заключения ООО " "данные изъяты"", согласно которым квартиры 1, 2, 3, 4 в доме являются непригодными для проживания, угрожают жизни и здоровью жильцов; капитальный ремонт квартир экономически не целесообразен.
Комиссией также исследовано заключение специалистов ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Хабаровском крае", согласно которому жилой дом "адрес" не соответствует требованиям п.9.1, 9.2 СанПин 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", п.п.2.3, 2.3.5 СанПин 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест".
По результатам обследования дома, расположенного по адресу: "адрес", проведённого ИП ФИО6 в апреле 2018 года, установлено аварийное состояние фундамента дома и перекрытий, недопустимое состояние стен, неудовлетворительное состояние систем электроснабжения, водоснабжения и отопления. Установлен высокий уровень физического износа конструктивных элементов здания; причинами появления дефектов и повреждений, а также высокого физического износа являются неудовлетворительные условия эксплуатации, длительная эксплуатация без проведения капитального ремонта.
Итогом заседания межведомственной комиссией явилось принятие решения о выявлении оснований для признания многоквартирного дома "адрес" аварийным и подлежащим реконструкции.
Постановлением администрации г.Хабаровска от 1 октября 2018 года N многоквартирный дом, расположенный по адресу: "адрес", признан аварийным и подлежащим реконструкции (пункт 1); управлению жилищно-коммунального хозяйства и эксплуатации жилищного фонда администрации города предписано организовать работу по проведению реконструкции многоквартирного дома (пункт 3.1) и по отселению жильцов в жилые помещения маневренного фонда в срок до 2025 года (пункт 3.2); Управлению жилищного фонда и приватизации жилья администрации города поручено в срок до 2025 года заключить с гражданами, подлежащими отселению, договоры найма жилых помещений маневренного фонда на период до завершения проведения реконструкции многоквартирного дома (пункт 4).
Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьёй 84 КАС РФ, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь нормами Жилищного кодекса РФ, Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утверждённым постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47, пришли к обоснованному выводу о том, что спорный дом представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния, а срок для отселения жильцов "до 2025 года" не может быть признан разумным. Уже в 2018 году состояние дома было установлено как аварийное и опасное для проживания.
Каких-либо убедительных доказательств, опровергающих эти выводы, либо иных доказательств в обоснование своей позиции, в том числе в кассационной жалобе администрацией г.Хабаровска, не представлено.
Довод кассационной жалобы о том, что прокурор не вправе был обращаться в суд с настоящим административным иском, в связи с тем, что круг лиц, проживающих в спорном доме, может быть определён, является необоснованным, поскольку бездействие административного ответчика создает реальную угрозу для жизни и здоровья как лиц, проживающих в спорном многоквартирном доме, так и неопределённого круга лиц, которые могут оказаться непосредственно в доме или рядом с ним.
Указание в кассационной жалобе на пропуск прокурором срока на обращение в суд (административный иск поступил 19 марта 2020 года), нельзя признать состоятельным, поскольку обстоятельства, явившиеся основанием для подачи прокурором административного иска, были установлены во время прокурорской проверки, проведённой в феврале 2020 года.
Вопреки доводам кассационной жалобы, в судебных актах первой и апелляционной инстанций указан перечень нарушений жилищного законодательства и санитарных норм и правил проживания в жилых зданиях и помещениях, допущенных административным ответчиком при издании оспариваемого постановления.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.
Несогласие администрации г.Хабаровска с оценкой судами имеющихся в деле доказательств по сути направлено на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 329 КАС РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учётом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьёй 328 КАС РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г.Хабаровска от 17 июня 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 2 сентября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации г.Хабаровска - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.