Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Кудриной Я.Г, Зайцевой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи кассационную жалобу ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации на решение Центрального районного суда г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 20 августа 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 1 декабря 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению военного прокурора гарнизона Комсомольск-на-Амуре в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Кудриной Я.Г, объяснения представителя ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации - Урсовой В.С, поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения относительно доводов кассационной жалобы прокурора Нишоновой Ф.А, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
военный прокурор гарнизона Комсомольск-на-Амуре в интересах неопределенного круга лиц обратился в Железнодорожный районный суд г.Хабаровска с вышеназванным исковым заявлением, просил обязать Минобороны России и ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Минобороны России в лице филиала ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Минобороны России по Восточному военному округу произвести оборудование котельной инв. N, расположенной в военном городке Падали-27зак. в с.Падали Амурского района Хабаровского края, газоочистительным оборудованием и средствами контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в соответствии с требованиями действующего законодательства в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование заявленных требований военный прокурор указал, что прокуратурой проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха при эксплуатации котельных Минобороны России, расположенных на территории гарнизона Комсомольск-на-Амуре, которой установлено, что на территории в/ч "данные изъяты" военного городка Падали-27 зак, дислоцированного в с.Падали Амурского района Хабаровского края, располагается теплогенерирующий объект - котельная инв. N. Указанная котельная находится в управлении филиала ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Минобороны России по Восточному военному округу. Эксплуатация котельной осуществляется без газоочистительного оборудования и средств контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. При этом для эксплуатации оборудования названной котельной используется уголь марки "3БПКО", в результате сжигания которого через дымовую трубу осуществляется выброс загрязняющих веществ в атмосферу, что нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, а также наносит вред экологии в целом.
Определением суда от 9 июня 2020 года административное дело передано по подсудности в Центральный районный суд г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края.
Решением Центрального районного суда г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 20 августа 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 1 декабря 2020 года, исковое заявление военного прокурора гарнизона Комсомольск-на-Амуре удовлетворено частично: на ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Минобороны России возложена обязанность произвести оборудование котельной N, расположенной в военном городке Падали-27зак. в с.Падали Амурского района Хабаровского края газоочистительным оборудованием и средствами контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в соответствии с требованиями действующего законодательства в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. В удовлетворении остальной части требований отказано.
11 февраля 2021 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Минобороны России, поданная через Центральный районный суд г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края 1 февраля 2021 года, в которой ставится вопрос об отмене судебных постановлений и принятии нового решения либо направлении дела на новое рассмотрение, со ссылкой на то обстоятельство, что результат проверки не является достаточным основанием полагать требования прокурора доказанными. Требования прокурора предлагают проведение работ капитального характера, решение о проведении таких работ принимает Минобороны России как собственник объекта.
Определением судьи судебной коллегии по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 15 февраля 2021 года настоящее дело в порядке части 3 статьи 33.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации передано для рассмотрения в порядке административного судопроизводства в судебную коллегию по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 1 марта 2021 года кассационная жалоба ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Минобороны России передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание представитель Минобороны России не явился, в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения прокурора, представителя ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Минобороны России, изучив письменные возражения военного прокурора гарнизона Комсомольск-на-Амуре, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частями 2 и 3 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе исследовать и приобщать к материалам дела новые доказательства, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были опровергнуты судом первой и апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В силу частей 1, 2 статьи 34 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" в целях предупреждения вредного воздействия на атмосферный воздух в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, устанавливаются обязательные для соблюдения при осуществлении хозяйственной и иной деятельности требования охраны атмосферного воздуха, в том числе к работам, услугам и соответствующим методам контроля, а также ограничения и условия осуществления хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на атмосферный воздух.
При проектировании, размещении, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности, при застройке городских и иных поселений должно обеспечиваться непревышение нормативов качества атмосферного воздуха в соответствии с экологическими, санитарно-гигиеническими, а также со строительными нормами и правилами в части нормативов площадей озелененных территорий (часть 1 статьи 16).
Запрещаются размещение и эксплуатация объектов хозяйственной и иной деятельности, которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газов и средств контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух (часть 7 статьи 16).
Согласно части 1 статьи 30 Федерального закона от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны: обеспечивать проведение инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух; планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов; осуществлять учет выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; соблюдать правила эксплуатации установок очистки газа и предназначенного для контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух оборудования;
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 марта 2017 года N 155 создано ФГКУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Минобороны России, основной целью деятельности которого является содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 12, 13 Устава ФГКУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Минобороны России, утвержденного приказом директора Департамента имущественных отношений Минобороны России, Учреждение создано для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Минобороны России в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Основными целями деятельности Учреждения является осуществление содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации.
Для достижения целей, указанных в пункте 13 настоящего Устава, Учреждение в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном в Минобороны России, осуществляет производство, передачу и распределение тепловой энергии и теплоносителя (в виде пара и горячей воды); производство горячей воды в закрытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения).
Учреждение обеспечивает содержание (эксплуатацию): проектирование, капитальный и текущий ремонт, реконструкцию недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления и предоставленного в безвозмездное пользование (пункт 21 Устава).
Учреждение осуществляет материально-техническое обеспечение и деятельность по эксплуатации закрепленных на праве оперативного управления (предоставленных в безвозмездное пользование) объектов материально-технической базы, оборудования и инженерных сетей, обеспечивающих их функционирование, управление имуществом, находящимся в государственной собственности, аренду и управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе (пункт 25 Устава).
30 июля 2018 года в Устав внесены изменения, пункт 25 после слов "деятельность по эксплуатации" дополнен текстом следующего содержания: "в том числе капитальный ремонт, текущий ремонт закрепленных на праве оперативного управления и предоставленных в безвозмездное пользование объектов материально-технической базы, оборудования и инженерных сетей, обеспечивающих их функционирование, а также капитальный ремонт общего имущества, отдельных элементов строительных конструкций и инженерных систем в многоквартирных домах закрытых военных городков".
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, помещение котельной инв. N, расположенное в военном городке Падали-27зак в с.Падали Амурского района Хабаровского края на производственном участке N находится в безвозмездном пользовании у ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ (по Восточному военному округу) и эксплуатируется на основании акта приема-передачи недвижимого имущества объектов теплового хозяйства N от 2017 года, акта о приеме-передаче здания, коммунального сооружения, инженерных сетей в эксплуатацию N от 31 мая 2019 года.
22 октября 2019 года старшим помощником военного прокурора гарнизона г.Комсомольск-на-Амуре ФИО9, начальником ПУ 2/3 ЖКС N 2 филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России по ВВО ФИО10 произведен осмотр котельной инв. N, расположенной по адресу: п.Падали Амурского района Хабаровского края, в ходе которого установлено, что в нарушение п.4.1.1.2 ГОСТ Р 50831-95 "Установки котельные. Тепломеханическое оборудование. Общие технические требования" оборудование для очистки дымовых газов отсутствует.
По указанным фактам выявленных нарушений закона 22 октября 2019 года врио начальника ЖКС N 2 филиала ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ (по ВВО) внесено представление.
Согласно ответу N от 8 ноября 2019 года на котельной Падали-27 (инв. N), расположенной на территории военного городка Падали-27 (в/ч "данные изъяты") с.Падали Амурского района Хабаровского края, установка ПГУ проектом постройки 1980 года не предусмотрена, за 37 лет эксплуатации установка не произведена, передана в оперативное управление 1 апреля 2017 года без указанного оборудования. Поскольку для устранения выявленных нарушений необходимо произвести работы по модернизации либо закупке нового оборудования в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды, данная обязанность подлежит возложению на Минобороны России как собственника объекта теплоснабжения. Филиалом ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России по ВВО направлены технические задания на реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение котельных в Департамент эксплуатационного содержания.
Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьёй 84 КАС РФ, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что эксплуатация котельной без газоочистительного оборудования и средств контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух нарушает требования п.4.1.1.2 ГОСТ Р 50831-95 и приводит к выбросу загрязняющих веществ в атмосферу. Для устранения выявленных нарушений необходимо произвести установку на котельной инв. N 22, расположенной в военном городке Падали-27зак, на производственном участке N 3 газоочистительного оборудования и средств контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в соответствии с требованиями действующего законодательства. Обязанность по реконструкции котельной лежит на ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, обеспечивающем содержание (эксплуатацию), проектирование, капитальный и текущий ремонт.
Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.
Вопреки доводам кассационной жалобы о том, что результат проверки не является достаточным основанием полагать требования военного прокурора доказанными, административным ответчиком факт эксплуатации котельной без газоочистительного оборудования и средств контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в нарушение требований п.4.1.1.2 ГОСТ Р 50831-95 не отрицался.
Иные доводы кассационной жалобы аналогичны позиции заявителя в судах первой и апелляционной инстанций, не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, направлены на переоценку доказательств по делу, что в суде кассационной инстанции не допускается.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учётом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьёй 328 КАС РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 20 августа 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 1 декабря 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Минобороны России - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.