Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Виноградовой О.Н, судей Панфиловой Л.Ю, Кравченко А.И, с участием прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Маториной О.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора г. Петропавловска-Камчатского к КГКУ "Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий", Министерству социального благополучия и семейной политики Камчатского края, о признании незаконными действий по удержанию выплаченных сумм ежемесячной денежной компенсации оплаты жилого помещения и коммунальных услуг, по кассационной жалобе Министерства социального благополучия и семейной политики Камчатского края на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Камчатского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав доклад судьи Виноградовой О.Н, пояснения прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Маториной О.А, судебная коллегия, установила:
Заместитель прокурора города Петропавловск-Камчатского в интересах Волощука П.В. обратился в суд с иском к краевому государственному казенному учреждению "Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий", Министерству социального развития и труда Камчатского края о признании незаконными действий по удержанию выплаченных сумм ежемесячной денежной компенсации оплаты жилого помещения и коммунальных услуг, возложении обязанности произвести перерасчет размера ежемесячной денежной компенсации оплаты жилого помещения и коммунальных услуг, взыскании ежемесячной денежной компенсации оплаты жилого помещения и коммунальных услуг.
В обоснование заявленных требований указав на то, что прокуратурой города проведена проверка по обращению Волощука П.В. по вопросу соблюдения КГКУ "Центр Выплат" законодательства в сфере социальных прав граждан, в ходе которой установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ Волощук П.В. является получателем меры социальной поддержки по категории "инвалид", предоставляемой в виде ежемесячной денежной компенсации (далее ЕДК) расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг и взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме по месту его жительства в "адрес", составляющей 50 процентов указанных расходов.
Предоставление указанной денежной компенсации осуществляется в порядке, утвержденном приказом N 1233-П от 13 ноября 2017 года Министерства социального развития и труда Камчатского края (Порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и (или) коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих в Камчатском крае).
Согласно указанному порядку, с ноября 2018 года выплата ежемесячной денежной компенсации производилась ответчиком Волощуку П.В. в размере 20 процентов регионального стандарта, - в пределах авансирования, а не в размере 50 процентов фактических расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, как это предусмотрено нормами действующего федерального законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Соответственно, авансирование ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг федеральным льготникам, без фактической её выплаты (с применением при расчетах процентного соотношения к региональному стандарту стоимости таких услуг), является незаконным, поскольку устанавливает иной, не предусмотренный федеральным законодательством порядок предоставления льготы.
Более того, получив сведения о фактическом объеме жилищно-коммунальных услуг, потребленных Волощуком П.В. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ответчик КГКУ "Центр выплат" выявил, что сумма ЕДК, выплаченная в этот период Волощуку П.В, значительно превышает его (истца) фактические расходы по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Выявив несоответствие размера начисленных денежных компенсаций и размера мер социальной поддержки, установленных законодательством Российской Федерации, рассчитанных с учетом размера начисленной оплаты за жилищно-коммунальные услуги, ответчик в лице КГКУ "Центр выплат" произвел перерасчет размера денежных компенсаций за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, по результатам которого установилфакт переплаты Волощуку П.В. сумм ежемесячной денежной выплаты.
В этой связи, из ежемесячной текущей компенсации, причитающейся Волощуку П.В, без получения на это его согласия, ответчик КГКУ "Центр выплат" производит удержание излишне выплаченных денежных средств.
Так, с октября 2018 года по июль 2019 года КГКУ "Центр выплат" незаконно произведено удержание причитающегося Волощуку П.В. аванса ЕДК в сумме 6 729 рублей 65 копеек, а также с ноября 2018 года по март 2019 года при поступлении сведений о фактических расходах Волощука П.В. ответчик недоплатил ему ежемесячную денежную компенсацию в размере 6 160 рублей 37 копеек.
Ссылаясь на добросовестную оплату Волощуком П.В. жилищно-коммунальных услуг, наличия законного права последнего на компенсацию расходов на оплату таковых, отсутствие счетной ошибки при расчете ответчиком ему (материальному истцу) ежемесячной денежной компенсации, процессуальный истец полагает, что КГКУ "Центр выплат" неправомерно произведены перерасчет предоставленной Волощуку П.В. ежемесячной денежной компенсации за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и удержание излишне выплаченных средств при последующих текущих выплатах компенсации.
Указанные действия ответчика, по мнению процессуального истца, нарушают права Волощука П.В. как федерального льготника, относящегося к категории "инвалид".
С учетом изменения предмета исковых требований просил суд:
- признать незаконными действия КГКУ "Центр выплат" по удержанию с Волощука П.В. выплаченных сумм ежемесячной денежной компенсации при осуществлении перерасчета за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
- взыскать с Министерства социального развития и труда Камчатского края через КГКУ "Центр выплат" в пользу Волощука П.В. удержанную часть аванса ежемесячной денежной компенсации за период с октября 2018 года по июль 2019 года в размере 6 729 рублей 65 копеек, а также недополученную часть ежемесячной денежной компенсации за период с ноября 2018 года по март 2019 года в размере 6 160 рублей 37 копеек.
Решением Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Камчатского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ отменено, по делу принято новое решение.
Признаны незаконными действия КГКУ "Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий" по удержанию с Волощука "данные изъяты" выплаченных сумм ежемесячной денежной компенсации при осуществлении перерасчета за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскана с Министерства социального развития и труда Камчатского края через КГКУ "Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий" в пользу Волощука "данные изъяты" удержанная часть аванса ежемесячной денежной компенсации за период с октября 2018 года по июль 2019 года в размере 6 729 рублей 65 копеек, а также недополученная часть ежемесячной денежной компенсации с ноября 2018 года по март 2019 года в размере 6 160 рублей 37 копеек.
В кассационной жалобе Министерство социального благополучия и семейной политики Камчатского края просит отменить постановление суда апелляционной инстанций
В заседание суда кассационной инстанции КГКУ "Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий" направило заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, указав при этом, что поддерживают доводы кассационной жалобы.
Прокурор отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Маторина О.А. в заседании судебной коллегии Девятого кассационного суда общей юрисдикции возражала против доводов кассационной жалобы, поддержала письменные возражения прокуратуры Камчатского края на кассационную жалобу.
Проверив материалы дела, исследовав позицию судьи Камчатского краевого суда ФИО4, выраженную в Особом мнении к апелляционному определению судебной коллегии по гражданским делам Камчатского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены обжалуемого апелляционного определения.
Материалами дела установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ Волощук П.В. является получателем меры социальной поддержки по категории "инвалид", предоставляемой в виде ежемесячной денежной компенсации (далее ЕДК) расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг и взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме по месту его жительства: "адрес", составляющей 50 процентов указанных расходов.
За период с января 2017 года по июль 2019 года Волощуку П.В. выплачена ежемесячная денежная компенсация на сумму 63 083 рубля 89 копеек.
В дальнейшем, получив сведения об объемах жилищно-коммунальных услуг, потребленных Волощуком П.В. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ответчик - КГКУ "Центр выплат" произвел перерасчет и установил, что сумма выплаченного Волощуку П.В. аванса значительно превышает его же расходы по оплате фактически потребленных жилищно-коммунальных услуг. Сумма излишне выплаченных Волощуку П.В. денежных средств в виде ЕДК составила 21 932 рубля 64 копейки. В этой связи, с октября 2018 года из ежемесячной денежной компенсации, причитающейся Волощуку П.В, ответчиком производится удержание излишне выплаченных ему средств. Остаток невозмещенных излишне выплаченных средств составил 15 509 рублей 06 копеек.
Не согласившись с действиями КГКУ "Центр выплат", Волощук П.В. обратился в прокуратуру города Петропавловска-Камчатского с заявлением о проведении проверки по факту производимых удержаний из причитающихся выплат в виде ежемесячной денежной компенсации на оплату жилищно-коммунальных услуг.
Прокурор города Петропавловска-Камчатского по результатам проведенной проверки по обращению Волощука П.В. обратился в суд за защитой его прав. Ссылаясь на незаконность действий КГКУ "Центр выплат" по удержанию с Волощука П.В. выплаченных ему сумм ежемесячной денежной компенсации при осуществлении перерасчета за спорный период, процессуальный истец просил суд удовлетворить иск.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя иск прокурора в защиту Волощука П.В, суд апелляционной инстанции указал, что федеральным законодательством, а именно статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" для инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, установлена льгота в виде скидки не ниже 50 процентов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг. Одновременно полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации, которые вправе устанавливать формы предоставления мер социальной поддержки нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (часть 13 статьи 17, части 1-2, 6 статьи 28.2 Федерального закона N 181-ФЗ).
Иных полномочий в отношении граждан указанной категории органам государственной власти субъектов Российской Федерации не предоставлено. Устанавливая в отношении лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг на основании федерального закона и за счет средств федерального бюджета, формы оказания такой поддержки, органы государственной власти субъектов Российской Федерации не могут изменять порядок предоставления мер социальной поддержки.
В Камчатском крае отношения по предоставлению мер социальной поддержки инвалидам по оплате жилого помещения и коммунальных услуг регулировались ранее Порядком предоставления денежных компенсаций платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги и на уплату взноса на капитальный ремонт отдельным категориям граждан, проживающим в Камчатском крае, утвержденным приказом Минсоцразвития и труда Камчатского края от 24 ноября 2016 года N 1283-п.
Приказом Минсоцразвития и труда Камчатского края от 13 ноября 2017 года N 1233-п утвержден новый Порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и (или) коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим в Камчатском крае, действие которого распространено на правоотношения, возникшие с 1 января 2017 года. В дальнейшем в Порядок N 1233-п вносились изменения приказами от 20 марта 2018 года, 8 октября 2018 года и 5 февраля 2019 года.
Частью 2 Приложения 2 к Порядку N 1233-п предусматривается, что ежемесячная денежная компенсация расходов на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг федеральным льготникам выплачивается путем авансирования, в месяце, предшествующем месяцу внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. В последующем предусмотрен перерасчет ежемесячной денежной компенсации расходов до размера мер социальной поддержки, установленного законодательством Российской Федерации, который осуществляется на основании информации, поступившей в КГКУ "Центр выплат" о фактическом потреблении жилищно-коммунальных услуг, или по обращению граждан с предоставлением документов, подтверждающих фактическое потребление, за период, подлежащий перерасчету (часть 2.2 Приложения 2 к Порядку).
Приказом от 8 октября 2018 года N 1146-п Приложение N 2 Порядка дополнено частью 2.8, согласно которой излишне выплаченные федеральному льготнику суммы ежемесячной денежной компенсации вследствие непредставления или несвоевременного представления сведений, подтверждающих фактические объемы потребленных и оплаченных расходов на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг, определенных по показаниям приборов учета, а также предъявления документов, содержащих заведомо недостоверные сведения, влияющие на размер ежемесячной денежной компенсации, подлежат удержанию в размере 100% из ежемесячных денежных компенсаций и (или) ежегодных денежных компенсаций, причитающихся к выплате в последующих расчетных периодах.
В случае невозможности удержания излишне выплаченных сумм из последующих выплат ежемесячной денежной компенсации, излишне выплаченные суммы ежемесячной денежной компенсации возмещаются федеральным льготником в добровольном порядке либо взыскиваются в судебном порядке.
Вступившим в законную силу решением Камчатского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу N по административному иску первого заместителя прокурора Камчатского края об оспаривании нормативного правового акта, административный иск удовлетворен частично. Указанным решением пункты 2, 3, 4, 5, 6 части 2 Приложения 2, часть 2.8 Приложения 2, часть 2 Приложения 3, часть 2.11 и абзац 3 части 2.17 Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и (или) коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим в Камчатском крае, утвержденного приказом Министерства социального развития и труда Камчатского края от 13 ноября 2017 года N 1233-п (в редакции от 8 октября 2018 года), признаны недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.
В этом же решении дан анализ установленному региональным законодательством Камчатского края порядку авансирования предполагаемых мер социальной поддержки инвалидов с последующим удержанием без согласия гражданина сумм переплаты в случае их превышения над фактическими расходами. Сделан вывод о том, что приведенные положения Порядка фактически наделяют административный орган правом удерживать излишне выплаченные суммы компенсации в одностороннем порядке без согласия гражданина (льготника), не предусматривая уведомление такого лица об удержании сумм в случае их возможного удержания из последующих компенсационных выплат. Тем самым региональным законодателем изменен порядок гарантированных государством льгот с компенсации фактических расходов, связанных с оплатой жилых помещений и коммунальных услуг, на авансирование предполагаемых расходов, с правом самостоятельного удержания спорных сумм в отсутствие какого-либо обоснования своих действий получателю этой льготы.
В решении указано на нарушение прав неопределенного круга лиц на защиту своих интересов, связанных с получением соответствующей компенсации, гарантированной федеральными законами, в частности, в связи с правовой неопределенностью данного вопроса.
В абзаце 7 пункта 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" разъяснено, что обстоятельства, свидетельствующие о законности или незаконности оспоренного акта имеют преюдициальное значение для неопределенного круга лиц при рассмотрении других дел, в том числе касающихся периода, предшествующего дню признания оспоренного акта.
Судебной коллегией установлено, что в период с октября 2018 года по июль 2019 года КГКУ "Центр выплат" в одностороннем порядке удержал из ежемесячной денежной компенсации, причитающейся Волощуку П.В, сумму 6 729 рублей 65 копеек. Кроме того, Волощук П.В. недополучил часть ежемесячной денежной компенсации за период с ноября 2018 года по март 2019 года в размере 6 160 рублей 37 копеек.
Если гражданин отказывается добровольно возвратить излишне полученные средства, то вопрос о возможности взыскания органами социальной защиты населения с гражданина излишне полученных средств подлежит разрешению в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Мотивы, по которым суд пришел к таким выводам, подробно изложены в апелляционном определении. Судебная коллегия кассационного суда с такими выводами соглашается.
В силу статьи 390 части 3 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь ст. ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Камчатского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства социального благополучия и семейной политики Камчатского края - без удовлетворения.
Председательствующий Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.