Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Соловьевой О.В.
судей Старовойт Р.К, Аноприенко К.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи гражданское дело по иску ФИО8 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Южно-Сахалинске Сахалинской области о признании отказа в назначении досрочной пенсии незаконным, возложении обязанности включить периоды работы в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию, и назначить пенсию
по кассационной жалобе ФИО9
на решение Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 12 марта 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 11 августа 2020 года.
Заслушав доклад судьи Соловьевой О.В, пояснения Тодорхоевой С.И, ее представителя Петренко Т.В, поддержавших доводы кассационной жалобы, представителей ГУ-УПФ РФ в г. Южно-Сахалинске Сахалинской области Титова А.В, Им Е.Г, возражавших относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Тодорхоева С.И. обратилась в суд с иском к ГУ-УПФР в г. Южно-Сахалинске Сахалинской области о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной пенсии по старости, возложении обязанности включить в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости, периоды работы в должности медицинской сестры в МБОУ "Кяхтинская средняя школа N 3" с 1 декабря 1997 года по 16 ноября 2008 года; нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 3 по 16 сентября 1992 года и на курсах повышения квалификации с 19 ноября по 15 декабря 2012 года и с 16 по 20 сентября 2014 года, и назначить досрочно страховую пенсию по старости с 25 декабря 2018 года. В обоснование заявленных требований истец указала, что 15 октября 2018 года она обращалась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в чем ей было отказано решением пенсионного органа от 25 декабря 2018 года со ссылкой на отсутствие требуемого специального стажа работы. При этом периоды ее работы в должности медицинской сестры в МБОУ "Кяхтинская средняя школа N 3" с 1 декабря 1997 года по 16 ноября 2008 года; нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 3 по 16 сентября 1992 года и с 20 ноября по 04 декабря 1996 года, отпуска без содержания с 20 ноября по 4 декабря 1996 года; и на курсах повышения квалификации с 19 ноября по 15 декабря 2012 года и с 16 по 20 сентября 2014 года не были включены ответчиком в специальный стаж, а периоды нахождения в отпуске без сохранения заработной платы с 13 по 14 января и с 20 по 21 января 2018 года полностью исключены из стажа.
Решением Южно-Сахалинского городского суда от 12 марта 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 11 августа 2020 года, исковые требования Тодорхоевой С.И. частично удовлетворены. В специальный стаж работы Тодорхоевой С.И, дающий право на досрочное назначение пенсии, в календарном исчислении, включены периоды нахождения курсах повышения квалификации с 19 ноября 2012 года по 15 декабря 2012 года и с 16 сентября 2014 года по 20 сентября 2014 года, и в отпуске по уходу за ребенком с 3 сентября 1992 года по 16 сентября 1992 года. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Тодорхоева С.И. просит состоявшиеся по делу судебные постановления отменить и принять новое решение об удовлетворении исковых требований.
Выслушав стороны, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений не имеется.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 15 октября 2018 года Тодорхоева С.И. обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости на основании пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ГУ - УПФР в г. Южно-Сахалинске Сахалинской области N 150652/18 от 25 декабря 2018 года (с учетом уточнения по стажу) Тодорхоевой С.И. отказано в назначении досрочной пенсии по старости из-за отсутствия требуемого стажа. По представленным документам стаж работы в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья составил 19 лет 23 дня, в льготный стаж не зачтены вышеуказанные спорные периоды работы истца.
Разрешая настоящий спор и удовлетворяя исковые требования Тодорхоевой С.И. частично, суды первой и апелляционной инстанции, руководствуясь положениями Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Законом Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР", Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, пунктом 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года N 20 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", исходили из того, что включению в трудовой стаж подлежит период прохождения истцом курсов повышения квалификации с 19 ноября 2012 года по 15 декабря 2012 года и с 16 сентября 2014 года по 20 сентября 2014 года, и нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 3 сентября 1992 года по 16 сентября 1992 года. В этой части судебные акты сторонами не оспариваются.
Отказывая в удовлетворении требований о включении в специальный стаж период работы истца в должности медицинской сестры в МБОУ "Кяхтинская средняя школа N 3" с 1 декабря 1997 года по 16 ноября 2008 года, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию, суды указали, что данное учреждение не относится к Списку учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение пенсии, то работа в таком учреждении включению в специальный стаж для назначения досрочной пенсии не подлежит. Судами также в силу пункта 2 статьи 61 ГПК РФ приняты, как имеющие преюдициальное значение для разрешения настоящего спора, установленные решением Южно-Сахалинского городского суда от 19 декабря 2017 года обстоятельства отсутствия оснований для включения периода работы истца с 1 декабря 1997 года по 16 ноября 2008 года в МБОУ "Кяхтинская средняя школа N 3" по причине того, что данное учреждение образования не относится к Списку учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Выводы судов являются законными и обоснованными, основаны на правильном применении норм материального права и подтверждены материалами дела.
В кассационной жалобе Тодорхоева С.И. указывает на необходимость включения спорного периода ее работы в должности медицинской сестры в МБОУ "Кяхтинская средняя школа N 3" с 1 декабря 1997 года по 16 ноября 2008 года в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости, поскольку исполняла должностные обязанности медицинской сестры в соответствии с должностной инструкцией от 1 декабря 1997 года, утвержденной директором МБОУ "Кяхтинская средняя школа N 3" и согласованной главным врачом Кяхтинской Центральной районной больницы, имея соответствующее медицинское образование, подчинялась главному врачу названной больницы; работа медицинской сестры являлась постоянной, фактически выполняла функциональные обязанности медицинской сестры поликлиники, в школе обучались дети с умственными недостатками, в последующем после 16 ноября 2008 года она была включена в штат Кяхтинской ЦРБ, а фактически выполняла те же должностные функции.
Указанные доводы не могут служить основанием к отмене судебных постановлений.
Согласно подпункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Специальный стаж на досрочное назначение трудовой пенсии по старости определяется в соответствии со Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с пунктом 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" и Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781 (далее - Правила N 781).
До вступления в законную силу постановления Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781 с 12 ноября 2002 года при исчислении стажа работы, дающей право на досрочную трудовую пенсию по нормам подпункта 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" и имевшей место до 1 ноября 1999 года, применялись Список и Правила, утвержденные постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464.
Согласно пункту 5б указанных Правил, медицинским работникам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения и в должностях по перечню согласно приложению к Правилам, год работы засчитывается в специальный стаж за один год и шесть месяцев.
Период работы Тодорхоевой С.И. с 1 декабря 1997 года по 16 ноября 2008 года в МБОУ "Кяхтинская средняя школа N 3" в должности медицинской сестры обоснованно не был учтен в льготный стаж, так как в Списке N 781 в разделе "наименование учреждений" образовательные учреждения либо средние школы не предусмотрены.
Другие доводы кассационной жалобы направлены на неправильную оценку судами представленных доказательств, что не является основанием к отмене судебных постановлений.
Нарушений или неправильного применения судами норм материального или норм процессуального права не допущено (статья 379.7 ГПК РФ).
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Южно-Сахалинского городского суда от 12 марта 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 11 августа 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО10 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.