Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Соловьевой О.В.
судей Старовойт Р.К, Аноприенко К.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя военного прокурора 32 военной прокуратуры гарнизона в защиту законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации о признании незаконным бездействия и понуждении к совершению определенных действий
по кассационной жалобе Министерства обороны Российской Федерации
на решение Арсеньевского городского суда от 3 марта 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 29 июня 2020 года.
Заслушав доклад судьи Соловьевой О.В, выслушав пояснения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Потаповой Е.Н, полагавшей судебные постановления законными и обоснованными, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
военный прокурор 32 военной прокуратуры гарнизона обратился в суд с названным иском, указав, что зданию котельной инв.N16 (1971 года постройки), расположенному в военном городке "Арсеньев-1/1" г. Арсеньева Приморского края, требуется капитальный ремонт. Собственником данного здания является Министерство обороны РФ, сведения о внесении указанной котельной в планы ремонта объектов Министерства обороны РФ отсутствуют, сроки работ по ремонту не определены, что создает предпосылку к срыву отопительного сезона 2019-2020 года и чрезвычайным происшествиям. Прокурор просил признать незаконным бездействие Министерства обороны РФ по непроведению капитального ремонта указанной котельной, обязать Министерство обороны РФ произвести капитальный ремонт этой котельной, а именно: установить ограждения на прилегающей территории, окна и двери здания котельной, отремонтировать дымовую трубу, насосы К100-65-200 и К10-90-135, насосы К45-55 и К80-50-200, дымосос ДН 11, 2-2 шт, поддув ВДН 2N1 и N2.
Решением Арсеньевского городского суда Приморского края от 3 марта 2020 года исковые требования военного прокурора 32 военной прокуратуры гарнизона удовлетворены. Признано незаконным бездействие Министерства обороны Российской Федерации, связанное с непроведением капитального ремонта здания котельной N 16 военного городка "Арсеньев-1/1", расположенной по адресу: "адрес" На Министерство обороны Российской Федерации возложена обязанность произвести капитальный ремонт указанного здания котельной, а именно: установить ограждения на прилегающей территории, окна и двери здания котельной, провести капитальный ремонт дымовой трубы стальной 0, 8м, Н-20 м, насосов К100-65-200 и К100-90-135, насосов К45-55 и К80-50-200, дымососа ДН11, 2-2 шт, поддува ВДН 2 N1 и N2, в срок до 30 июля 2020 года.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 29 июня 2020 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство обороны Российской Федерации просит отменить постановления судов первой и апелляционной инстанций, принять новое решение. Указывает на то, что перечень объектов, подлежащих текущему ремонту, и объем таких работ устанавливается ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ как управляющей организацией, однако оно не представило доказательств формирования заявок для получения бюджетных средств на капитальный ремонт указанного здания.
Военный прокурор представил возражения, в которых просил в удовлетворении кассационной жалобы отказать.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились представители ответчика Министерства обороны РФ и третьего лица ФГБУ "ЦЖКУ" МО, ответчик просил рассмотреть дело в его отсутствие. В соответствии с частью 5 статьи 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, выслушав прокурора, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения судебных постановлений.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений не имеется.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования военного прокурора, суды, руководствуясь статьями 209, 210 ГК РФ, Положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года N 1082, Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2008 года N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом", исходили из того, что спорная котельная, 1971 года постройки, находится в неудовлетворительном техническом состоянии вследствие ее длительной эксплуатации без проведения капитального ремонта, и что продолжение эксплуатации котельной в таком состоянии может привести к срыву отопительного сезона и к возникновению чрезвычайных ситуаций техногенного характера, что, в свою очередь, может причинить вред Российской Федерации и неопределенному кругу лиц. Приняв во внимание, что Министерство обороны РФ, в ведении которого находится указанное федеральное имущество (котельная), необходимых мер по его поддержанию в надлежащем техническом состоянии не принимает, суды пришли к выводу о правомерности заявленных прокурором требований и наличии оснований для возложения на Министерство обороны РФ, как собственника имущества, обязанности по проведению капитального ремонта названной котельной.
Выводы судов являются законными и обоснованными, основаны на правильном применении норм материального права и подтверждены материалами дела.
Доводы кассационной жалобы Министерства обороны Российской Федерации о том, что ФГБУ "ЦЖКУ", принявшее на себя обязательство по управлению имуществом Министерства обороны Российской Федерации, в том числе и спорной котельной, не исполнило обязанность по формированию заявочных планов для получения бюджетных средств на капитальный ремонт здания котельной, не влекут отмену судебных постановлений. Указанное обстоятельство не освобождает Министерство обороны РФ от исполнения возложенных на него законом обязанностей по содержанию федерального имущества.
Иные доводы кассационной жалобы, в том числе о том, что решением не установлено в чем выражается бездействие Министерства обороны РФ, требования о возложении обязанности по установке ограждений прилегающей территории к котельной N 16 не основаны на нормах права, аналогичны доводам, приведенным Министерством обороны Российской Федерации в суде первой и апелляционной инстанции, которым дана надлежащая правовая оценка, причин не согласиться с которой у судебной коллегии не имеется.
Нарушений, которые привели или могли привести к неправильному разрешению спора, судами не допущено. Оснований для отмены судебных постановлений по доводам кассационной жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Арсеньевского городского суда Приморского края от 3 марта 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 29 июня 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.