Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Соловьевой О.В.
судей Старовойт Р.К, Власенко И.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО7 к Центру ПФР N 2 по установлению пенсий в Хабаровском крае о возложении обязанности досрочно начислять и выплачивать пенсию
по кассационной жалобе ФИО8
на решение Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре от 5 марта 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 8 июля 2020 года.
Заслушав доклад судьи Соловьевой О.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Тимошкин Ю.А. обратился в суд с настоящим иском, указав, что 2 июля 2019 года обратился к ответчику с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости на основании пункта 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в редакции от 3 октября 2018 года), с предоставлением всех необходимых документов. На момент подачи заявления его возраст составил 55 лет 5 месяцев, страховой стаж - 32 года, стаж работы водителя в местности, приравненной к районам Крайнего Севера - 20 лет 4 месяца. Решением N 198143/19 от 15 июля 2019 года УПФР РФ (государственное учреждение) в г. Комсомольске-на-Амуре и Комсомольском районе Хабаровского края ему отказано в назначении досрочной пенсии, в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, не включен период прохождения военной службы по контракту в качестве водителя п. Хурба Комсомольского района Хабаровского края с 2 июля 1993 года по 10 июля 1999 года. Считает, что пенсионный орган незаконно исключил указанный период его трудовой деятельности из специального трудового стажа. С учетом уточнений, просил признать незаконным решение УПФР РФ (государственное учреждение) в г. Комсомольске-на-Амуре и Комсомольском районе Хабаровского края N 198143/19 от 15 июля 2019 года с изменениями от 25 сентября 2019 года, возложить на пенсионный орган обязанность устранить допущенные нарушения его прав, включить в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера период его военной службы (работы) по контракту с 2 июля 1993 года по 10 июля 1999 года и назначить досрочную страховую пенсию по старости с даты обращения за ее назначением - 2 июля 2019 года.
Решением Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре от 5 марта 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 8 июля 2020 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Тимошкин Ю.А. просит состоявшиеся по делу судебные постановления отменить и принять новое решение об удовлетворении исковых требований.
В возражениях на кассационную жалобу Центр ПФР N 2 по установлению пенсий в Хабаровском крае просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Стороны в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о причинах неявки не сообщили. В соответствии с частью 5 статьи 379.5 ГПК РФ, неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, суд кассационной инстанции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений не имеется.
Право на досрочное назначение пенсии в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в редакции, действовавшей до 1 января 2019 года, имели мужчины, достигшие возраста 55 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющие страховой стаж не менее 25 календарных лет. Гражданам, имеющим неполный стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, пенсия устанавливается как гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона.
С учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 3 октября 2018 года N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий", с 1 января 2019 года предусмотрено повышение пенсионного возраста, с учетом положений переходного периода.
В соответствии с пунктом 3 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 года N 350-ФЗ, если граждане в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на назначение пенсии, в том числе и досрочное, то пенсия может назначаться ранее достижения, предусмотренного Приложением 6 к Федеральному закону от 3 октября 2018 года N 350-ФЗ, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста. В 2019 году предусмотрено увеличение пенсионного возраста на 6 месяцев (12 месяцев - 6 месяцев), в 2020 году - на 18 месяцев (24 месяца - 6 месяцев).
Правовое положение (специальный правовой статус) военнослужащих определяется специальным законом, а их пенсионное обеспечение (за исключением военнослужащих по призыву) осуществляется на основании Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", определяющего - исходя из специфики такой службы и особого правового статуса военнослужащих - условия назначения им пенсий, порядок их исчисления и размеры, отличающиеся от аналогичных параметров страховых пенсий.
На основании пункта 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ в страховой стаж, наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитываются период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей".
В силу пункта 3 Постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций) с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - Постановление N 665), Правилами N 516, включение периодов прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (в местности, приравненной к районам Крайнего Севера), не установлено.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 2 июля 2019 года Тимошкин Ю.А. обратился с заявлением в Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Комсомольске-на-Амуре и Комсомольском районе Хабаровского края с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в редакции ФЗ от 3 октября 2018 года N 350-ФЗ.
Решением Управления ПФ РФ в г. Комсомольске-на-Амуре и Комсомольском районе от 15 июля 2019 года N 198143/19 (с изменениями от 25 сентября 2019 года) Тимошкину Ю.А. отказано в досрочном назначении пенсии по старости, в связи с отсутствием требуемого стажа работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера. В стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, не был включен период прохождения Тимошкиным Ю.А. военной службы по контракту с 2 июля 1993 года по 10 июля 1999 года - 6 лет 9 дней по тем основаниям, что включение в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" не предусмотрено нормами указанного закона и Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27, 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-Ф3 "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденными постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года N 516.
Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований Тимошкина Ю.А, суды, руководствовались положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях", Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27, 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-Ф3 "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденными постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года N 516, Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", пришли к выводу о том, что период прохождения военной службы по контракту с 2 июля 1993 года по 10 июля 1999 года не подлежит включению в страховой стаж в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, по основаниям, предусмотренным пунктом 6 части 1 статьи 32 Закона N 400-ФЗ, поскольку в стаж работы в районах Крайнего Севера включается только время трудовой деятельности, указанной в статье 11 Федерального закона "О страховых пенсиях", а периоды прохождения военной службы по контракту относятся к иным периодам (статья 12 Закона). Суды указали, что страховой стаж Тимошкина Ю.А. в соответствии с частью 8 статьи 13 Федерального закона N 400-ФЗ (в льготном исчислении) составляет 32 года 3 месяца 24 дня при требуемом стаже 25 лет; стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, составляет 14 лет 4 месяца при требуемом стаже 20 лет при достижении требуемого возраста 55 лет 6 месяцев.
Кроме того, у истца на дату обращения в Центр (ранее Пенсионный Фонд) 2 июля 2019 года, при отсутствии требуемого 20 лет стажа работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, отсутствовал и требуемый возраст 55 лет и 6 месяцев, следовательно, у него не возникло право на досрочную страховую пенсию по старости.
Выводы судов являются законными и обоснованными, основаны на правильном применении норм материального права и подтверждены материалами дела.
Довод кассационной жалобы Тимошкина Ю.А. о неправильном применении судом норм материального права признается ошибочным, направленным на неверное толкование норм материального права, в связи с чем отклоняется.
Ссылка в кассационной жалобе на пункт 109 "к" Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года, признается ошибочной, поскольку указанное Положение утратило силу с 1 января 1992 года в связи с принятием Закона РСФСР от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и не распространяет свое действие на периоды трудовой деятельности после указанной даты.
Истец проходил службу по контракту после 1 января 1992 года. Поскольку Законом РСФСР от 20 ноября 1990 года N 340-1, а также Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ включение периодов иной деятельности, в том числе периодов прохождения военной службы, в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости не установлено, то суды правомерно, исходя из положений законодательства, действовавшего на момент прохождения Тимошкиным Ю.А. службы, не нашли оснований для удовлетворения требований истца о включении периода службы по контракту с 1 июля 1993 года по 10 июля 1999 года в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по основаниям, предусмотренным пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ.
Доводы кассационной жалобы аналогичны доводам апелляционной жалобы, позиции истца в суде первой инстанции, которым дана соответствующая оценка судебными инстанциями и с которыми соглашается кассационная инстанция.
Нарушений или неправильного применения судами норм материального или норм процессуального права не допущено (статья 379.7 ГПК РФ).
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре от 5 марта 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 8 июля 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО9 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.