Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Власенко И.Г, судей Виноградовой О.Н, Аноприенко К.В, рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференцсвязи гражданское дело по иску Сибиряковой Елены Анатольевны к Главному управлению МЧС России по Республике Саха (Якутия) о внесении изменений в приказ, взыскании невыплаченной заработной платы, возмещении морального вреда, по кассационной жалобе Сибиряковой Елены Анатольевны на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 7 октября 2020 года.
Заслушав доклад судьи Аноприенко К.В, выслушав объяснения истца Сибиряковой Е.А. и ее представителя Дедулевич В.О, представителя ответчика Голяшевич Д.В, судебная коллегия
установила:
Сибирякова Е.А. обратилась в суд с названным иском к Главному управлению МЧС России по Республике Саха (Якутия). В обоснование требований указано, что с 21 февраля 2002 года истец проходит службу в Главном управлении МЧС России но Республике Саха (Якутия). 30 декабря 2019 года приказом N-нс Сибирякова Е.А. назначена на должность начальника отделения федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы по кадровой работе с личным составом управления кадровой, воспитательной работы и профессионального обучения Главного управления МЧС России по Республике Саха (Якутия) (далее отделение ФПС ГПС по кадровой работе с личным составом управления кадровой, воспитательной работы и профессионального обучения Главного управления МЧС России по Республике Саха (Якутия)); ей установлен должностной оклад в размере 17 898 руб.
Основываясь на положениях приказа МЧС России от 27 декабря 2019 года N 797 "О размерах месячных окладов в соответствии с замещаемой должностью по нетиповым должностям сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы", Сибирякова Е.А. считает, что занимаемая ею должность относится к должностям сотрудников Главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации, по которым предусмотрен должностной оклад в размере 20 068 руб.
Уточнив исковые требования, истец просила обязать ответчика внести изменения в приказ о назначении ее на должность и установить должностной оклад в размере 20 068 руб.; взыскать недоначисленную заработную плату в размере 60 827 руб. 50 копеек, компенсацию за задержку заработной платы 1802 руб. 95 копеек, денежную компенсацию морального вреда 5000 руб.
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 14 августа 2020 года исковые требования удовлетворены частично. На Главное управление МЧС России по Республике Саха (Якутия) возложена обязанность по внесению изменений в приказ о назначении Сибиряковой Е.А. на должность начальника отделения ФПС ГПС по кадровой работе с личным составом управления кадровой, воспитательной работы и профессионального обучения Главного управления МЧС России по Республике Саха (Якутия) в части указания оклада в размере 20 068 руб.- с 1 января 2020 года. С Главного управления МЧС России по Республике Саха (Якутия) в пользу Сибиряковой Е.А. взыскана недоначисленная заработная плата в размере 60 827 руб. 50 копеек, компенсация за задержку выплаты заработной платы 1 802 руб. 95 копеек, денежная компенсация морального вреда 5 000 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 7 октября 2020 года решение суда первой инстанции отменено. По делу принято новое решение, которым в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Сибирякова Е.А. просит об отмене апелляционного определения, оставлении в силе решения суда первой инстанции. Полагает, что суд апелляционной инстанции неверно истолковал подлежащее применению к спорным отношениям законодательство, согласно которому должностные оклады сотрудникам ФПС ГПС устанавливаются Правительством Российской Федерации и МЧС России. Судом неверно истолковано содержание положения об отделении, которое возглавляла истец (утверждено приказом Главного управления МЧС России по Республике Саха (Якутия) от 20 февраля 2020 N 81). Данным положением не может быть изменена территориальная компетенция отделения, действующая на территории всей Республики Саха (Якутия), в то время как территориальные подразделения ФПС ГПС осуществляют свою компетенцию в пределах отдельных районов на территории республики. Указанием в положении об отделении на его принадлежность к территориальным подразделениям ФПС ГПС начальник Главного управления МЧС России по Республике Саха (Якутия) вышел за пределы предоставленных ему полномочий, в силу которых он не наделен правом изменения штатной структуры главного управления, что повлекло необоснованное снижение размера должностного оклада по замещаемой истцом должности.
В судебном заседании суда кассационной инстанции истец и ее представитель поддержали доводы кассационной жалобы.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения кассационной жалобы за необоснованностью изложенных в ней доводов.
Согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив доводы кассационной жалобы и материалы гражданского дела, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункты 2, 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении").
Принятое по делу судом апелляционной инстанции решение указанным предписаниям закона не соответствует.
Разрешая исковые требования Сибиряковой Е.А, суд первой инстанции установил, что во время работы истца в должности начальника отделения ФПС ГПС по кадровой работе с личным составом управления кадровой, воспитательной работы и профессионального обучения Главного управления МЧС России по Республике Саха (Якутия), ей был установлен должностной оклад в размере 17 898 руб, не соответствующий приложению N (раздел I позиция 12) к приказу МЧС России от 27 декабря 2019 года N "О размерах месячных окладов в соответствии с замещаемой должностью по нетиповым должностям сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы", предусматривающему оклад начальника отделения Главного управления МЧС России по субъектам Российской Федерации в размере 20 068 руб.
Установив данное обстоятельство, суд первой инстанции принял решение о приведении должностного оклада истца в соответствие с замещаемой должностью и удовлетворил исковые требования Сибиряковой Е.А.
Отменяя данное решение суда первой инстанции и принимая новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции исходил из содержания Положения об отделении ФПС ГПС по кадровой работе с личным составом управления кадровой, воспитательной работы и профессионального обучения Главного управления МЧС России по Республике Саха (Якутия) (приложение 25 к приказу Главного управления МЧС России по Республике Саха (Якутия) от 20 февраля 2020 года N 81 "Об утверждении положений о структурных подразделениях Главного управления МЧС России по Республике Саха (Якутия)"), пунктом 1 которого предусмотрено, что указанное отделение является структурным территориальным подразделением ФПС ГПС управления кадровой, воспитательной работы и профессионального обучения Главного управления МЧС России по Республике Саха (Якутия), обеспечивающим кадровое обеспечение структурных подразделений главного управления, дислоцирующихся на территории республики. Указание о принадлежности отделения к территориальным подразделением ФПС ГПС позволило суду апелляционной инстанции сделать вывод о том, что замещаемая истцом должность относится к должности начальника отделения, являющегося территориальным подразделением ФПС ГПС по направлениям деятельности (раздел III приложения 9 к приказу МЧС России от 27 декабря 2019 года N 797), для которой установлен размер должностного оклада 17 898 руб, что указывает на отсутствие оснований для удовлетворения иска.
В кассационной жалобе Сибирякова Е.А. ставит вопрос об отмене судебного постановления суда апелляционной инстанции в связи с существенным нарушением при его принятии норм материального права, регулирующих спорные отношения, и норм процессуального права.
Такие доводы, по мнению суда кассационной инстанции, заслуживают внимания по следующим мотивам.
Согласно статье 67 Федерального закона от 23 мая 2016 года N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" оплата труда сотрудника федеральной противопожарной службы производится в виде денежного довольствия, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования служебной деятельности по замещаемой должности.
Обеспечение сотрудника федеральной противопожарной службы денежным довольствием осуществляется на условиях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации.
Отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, урегулированы Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно частям 1, 2 статьи 2 названного федерального закона, денежное довольствие сотрудников является основным средством их материального обеспечения и стимулирования выполнения ими служебных обязанностей.
Обеспечение денежным довольствием сотрудников осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Частью 3 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ предусмотрено, что денежное довольствие сотрудников состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью (далее также - должностной оклад) и месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием (далее - оклад по специальному званию), которые составляют оклад месячного денежного содержания (далее - оклад денежного содержания), ежемесячных и иных дополнительных выплат.
Приведенная норма закона устанавливает прямую взаимосвязь месячного оклада (должностного оклада) сотрудника и замещаемой им должности, которые должны соответствовать друг другу.
Согласно части 2 статьи 6 Федерального закона от 23 мая 2016 года N141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" перечень типовых должностей в федеральной противопожарной службе и соответствующих им специальных званий утверждается Президентом Российской Федерации (утвержден Указом Президента Российской Федерации от 26 июня 2020 года N 424 "Об утверждении перечня типовых должностей в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и соответствующих этим должностям специальных званий", вступил в силу с даты подписания).
В соответствии с частью 3 статьи 6 Федерального закона от 23 мая 2016 года N 141-ФЗ на основании перечня типовых должностей в федеральной противопожарной службе и соответствующих им специальных званий руководителем федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности с учетом особенностей функционирования этого органа могут учреждаться соответствующие типовым должностям по своему правовому статусу должности с иным наименованием - нетиповые должности.
Размеры окладов по типовым должностям сотрудников и окладов по специальным званиям устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению руководителя федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в области обеспечения пожарной безопасности. Размеры окладов по другим (нетиповым) должностям сотрудников устанавливаются руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, применительно к размерам окладов по типовым должностям (часть 4 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ).
Размеры окладов по типовым должностям сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2013 года N 128 "Об установлении окладов месячного денежного содержания сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы".
Размеры окладов по другим (нетиповым) должностям сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы установлены:
- в период с 1 января по 30 сентября 2020 года приказом МЧС России от 27 декабря 2019 года N 797 "О размерах месячных окладов в соответствии с замещаемой должностью по нетиповым должностям сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы";
- в период с 1 октября 2020 года по настоящее время приказом МЧС России от 22 сентября 2020 года N 714 "О размерах месячных окладов в соответствии с замещаемой должностью по нетиповым должностям сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы".
Согласно статье 5 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" в Государственную противопожарную службу входят федеральная противопожарная служба и противопожарная служба субъектов Российской Федерации.
Федеральная противопожарная служба включает в себя, в том числе, структурные подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, - региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов, уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации.
Организационная структура, полномочия, задачи, функции, порядок деятельности федеральной противопожарной службы определяются положением о федеральной противопожарной службе, утверждаемым в установленном порядке.
Пунктом 3 Положения о федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2005 года N 385) предусмотрено, что федеральная противопожарная служба Государственной противопожарной службы осуществляет свою деятельность через органы управления, подразделения и организации, в том числе структурные подразделения центрального аппарата МЧС России; структурные подразделения территориальных органов МЧС России и иные органы управления, подразделения и организации.
Задачи, функции и порядок деятельности органов управления, подразделений и организаций федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы определяются положениями (уставами) о них (пункт 4 названного Положения).
Согласно пунктам 1, 2 Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (утверждено приказом МЧС России от 27 марта 2020 года N 217) Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъекту Российской Федерации является территориальным органом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, осуществляет функции в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Главное управление МЧС России по субъекту Российской Федерации является юридическим лицом; осуществляет возложенные на него задачи и функции в пределах территории субъекта Российской Федерации (пункты 5, 9, 10 Положения, утвержденного приказом МЧС России от 27 марта 2020 года N 217).
Главное управление МЧС России по субъекту Российской Федерации возглавляет начальник, одновременно по занимаемой должности являющийся главным государственным инспектором субъекта Российской Федерации по пожарному надзору и начальником территориального пожарно-спасательного гарнизона субъекта Российской Федерации (пункт 14 Положения, утвержденного приказом МЧС России от 27 марта 2020 года N 217).
Вместе с тем структура и штатное расписание территориального органа МЧС России (Главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации) утверждаются Министром МЧС России в пределах установленного фонда оплаты труда и численности на основе утвержденной схемы размещения территориальных органов Министерства. В штатное расписание территориального органа включаются должности военнослужащих спасательных воинских формирований, сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, федеральных государственных гражданских служащих, а также могут включаться должности, не являющиеся должностями государственной службы (пункт 1.8 Регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержден приказом МЧС России от 2 сентября 2014 года N 484).
Согласно пункту 1.9 названного Регламента, структурными подразделениями территориального органа являются управления, отделы, службы, отделения, группы, отряды, части, центры.
Начальник Главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации утверждает положения о структурных подразделениях Главного управления МЧС России, устанавливает должностные оклады по соответствующим должностям, надбавки и дополнительные выплаты личному составу Главного управления МЧС России в пределах выделенных лимитов бюджетных обязательств на денежное довольствие и заработную плату, утверждает положение о премировании федеральных государственных гражданских служащих и работников Главного управления МЧС России (подпункты 5 и 13 пункта 15 Положения, утвержденного приказом МЧС России от 27 марта 2020 года N 217).
Из содержания приведенного законодательства следует, что утверждение структуры и штатного расписания Главного управления МЧС России по Республике Саха (Якутия) относится к исключительной компетенции МЧС России. В то же время утверждение положений о структурных подразделениях Главного управления МЧС России по Республике Саха (Якутия), установление личному составу должностных окладов по соответствующим должностям относится к компетенции начальника Главного управления, которая реализуется в соответствии с утвержденным министерством штатным расписанием в пределах выделенных лимитов бюджетных обязательств на денежное довольствие и заработную плату.
Из отзыва ответчика на исковое заявление следует, что назначение истца на должность начальника отделения ФПС ГПС по кадровой работе с личным составом управления кадровой, воспитательной работы и профессионального обучения Главного управления МЧС России по Республике Саха (Якутия) стало результатом организационно-штатных мероприятий.
Согласно отзыву, в ходе проведения таких мероприятий приказом МЧС России от 26 сентября 2019 года N 524 "О ликвидации некоторых учреждений, находящихся в ведении МЧС России и дислоцированных в Дальневосточном федеральном округе" на территории Республики Саха (Якутия) были ликвидированы 8 учреждений, а личному составу ликвидируемых учреждений были предложены должности в Главного управления МЧС России по Республике Саха (Якутия). Предварительная структура главного управления была известна с июня 2019 года и предполагала ликвидацию всех юридических лиц с включением данных подразделений в структуру Главного управления МЧС России по Республике Саха (Якутия). В структуре Главного управления МЧС России по Республике Саха (Якутия) было создано отделение Федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы по кадровой работе с личным составом, которое организационно вошло в структуру управления кадровой, воспитательной работы и профессионального обучения Главного управления МЧС России по Республике Саха (Якутия). Поскольку в указанное отделение были включены сотрудники и работники ликвидируемых учреждений МЧС России с местами дислокации в Республике Саха (Якутия), им были установлены должностные оклады согласно разделу III "Территориальные подразделения ФПС ГПС по направлениям деятельности" приложения 9 к приказу МЧС России от 27 декабря 2019 года N 797.
В материалах гражданского дела представлена копия приказа от 30 декабря 2019 года N 782-на, в котором указано, что назначению Сибиряковой Е.А. на указанную должность предшествовало освобождение от замещаемой должности начальника отделения кадровой и воспитательной работы ФГКУ "5 отряд федеральной противопожарной службы по Республике Саха (Якутия)", подлежащего ликвидации. Назначение на должность произведено в новую организационно-штатную структуру Главного управления МЧС России по Республике Саха (Якутия) (л.д. 4, 5).
В этой связи существенными для разрешения настоящего дела обстоятельствами являются факт утверждения МЧС России новой структуры и нового штатного расписания Главного управления МЧС России по Республике Саха (Якутия), обстоятельства включения в структуру Главного управления МЧС России по Республике Саха (Якутия) отделения, должность руководителя которого замещала истец, размер должностного оклада (в том числе лимиты бюджетных обязательств на денежное довольствие), который подлежал установлению истцу в соответствии с действовавшим в период возникновения спорных отношений приказом МЧС России от 27 декабря 2019 года N 797 "О размерах месячных окладов в соответствии с замещаемой должностью по нетиповым должностям сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы"; соответствие новой структуре и штатному расписанию главного управления положения об отделении, которое возглавляла истец, в части отнесения отделения к структурным территориальным подразделениям ФПС ГПС (в том числе с учетом территориальной компетенции отделения), возможность применения к замещаемой истцом должности размера должностного оклада отличного от соответствующего оклада начальника отделения в структуре Главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации.
Разрешая гражданское дело по существу, суд апелляционной инстанции не учитывал приведенные положения законодательства, исходил исключительно из содержания положения об отделении, руководителем которого являлась истец, утвержденного начальником Главного управления МЧС России по Республике Саха (Якутия), не установилсоответствие такого положения структуре и штатному расписанию главного управления во взаимосвязи с приказом МЧС России от 27 декабря 2019 года N 797, что не позволяет считать принятое данным судом апелляционное определение обоснованным и соответствующим закону.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Принимая во внимание допущенные судом апелляционной инстанции нарушения норм материального и процессуального права, учитывая полномочия суда апелляционной инстанции на повторное рассмотрение дела в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в целях соблюдения разумных сроков судопроизводства по настоящем делу, суд кассационной инстанции полагает необходимым отменить обжалуемое апелляционное определение и направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 7 октября 2020 года отменить, гражданское дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий И.Г. Власенко
Судьи О.Н. Виноградова
К.В. Аноприенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.