Судья Второго кассационного суда общей юрисдикции Агафонова Е.В., рассмотрев жалобу законного представителя МУ ЗЦОО "Красный Яр" Гладышевой М.В. на вступившие в законную силу постановление судьи Шарьинского районного суда Костромской области от 14 августа 2020 года, решение судьи Костромского областного суда от 6 октября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении муниципального учреждения загородный центр отдыха, оздоровления Шарьинского муниципального района "Красный Яр" (далее - МУ ЗЦОО "Красный Яр", учреждение), установил:
постановлением судьи Шарьинского районного суда Костромской области от 14 августа 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Костромского областного суда от 6 октября 2020 года, МУ ЗЦОО "Красный Яр" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
В жалобе, поданной во Второй кассационный суд общей юрисдикции, законный представитель МУ ЗЦОО "Красный Яр" Гладышева М.В. выражает несогласие с вынесенными судебными решениями, считая их незаконными и необоснованными.
Изучив представленные материалы, доводы жалобы и представленные возражения прокурора, полагаю, что оснований для удовлетворения жалобы и отмены или изменения вынесенных по делу судебных решений не имеется.
Частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенном в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнении в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В силу статей 2, 10 Федерального закона N 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения помимо прочего обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года N 66 "О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих", коронавирусная инфекция (2019-nCoV) включена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 N 715 "Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих".
Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт "а.2" пункта "а" статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 N 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
Такие правила утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 N 417 (далее - Правила).
В связи с угрозой завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 51 Федерального закона N 52-ФЗ, Главным государственным санитарным врачом РФ 31 января 2020 года издано постановление N 3 "О проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV".
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 июня 2020 года N 16 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-2.0 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVTD-19)", а также "МР 3.1/2.4.0185-20. 3.1. Профилактика инфекционных болезней. 2.4. Гигиена детей и подростков. Рекомендации по организации работы организаций отдыха детей и их оздоровления в условиях сохранения; рисков распространения COVID-19.
Методические рекомендации", которые утверждены Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 25 мая 2020 года, установлено, что в организации должны проводиться противоэпидемические мероприятия, включающие: уборку всех помещений с применением моющих и дезинфицирующих средств и очисткой вентиляционных решеток (далее - генеральная уборка) непосредственно перед началом функционирования Организации; обеспечение условий для гигиенической обработки рук с применением кожных антисептиков при входе в Организацию, помещения для приема пищи, санитарные узлы и туалетные комнаты; ежедневную влажную уборку-помещений с применением дезинфицирующих средств с обработкой всех контактных поверхностей; генеральную уборку не реже одного раза в неделю; обеспечение постоянного наличия в санитарных узлах для детей и сотрудников мыла, а также кожных антисептиков для: обработки рук; регулярное обеззараживание воздуха с использованием оборудования по. обеззараживанию воздуха и проветривание помещений в соответствии с графиком учебного, тренировочного, иных организационных процессов и режима работы Организаций; организацию работы сотрудников, участвующих в приготовлении и раздаче пищи, обслуживающего персонала с использованием средств индивидуальной защиты органов дыхания (одноразовых масок или многоразовых масок со сменными фильтрами), а также перчаток. При этом смена одноразовых масок должна производиться не реже 1 раза в 3 часа, фильтров - в соответствии с инструкцией по их применению; мытье посуды и столовых приборов в посудомоечных "машинах при максимальных температурных режимах. При отсутствии посудомоечной машины мытье посуды должно осуществляться ручным способом с обработкой столовой посуды и приборов дезинфицирующими средствами в соответствии с инструкциями по их применению либо питание детей и питьевой режим должны быть организованы с использованием одноразовой посуды.
При этом, в организациях отдыха детей и их оздоровления с круглосуточным пребыванием на весь период смены должно быть обеспечено круглосуточное нахождение медицинских работников. Расстановка кроватей, в спальных помещениях для детей и сотрудников должна осуществляться с соблюдением социальной дистанции 1, 5 м. (п.п. 2.3, 3.5);
Осуществлять одномоментный заезд всех работников лагеря. Укомплектование штатов организаций отдыха и оздоровления осуществляется региональными специалистами, вводится запрет на работу по совместительству (на момент работы в лагере). Исключить прием на работу лиц старше 65 лет. Допуск к работе персонала осуществляется по результатам иммунно-ферментного анализа на наличие антител к COVID-19, проведенного не позднее, чем за 72 часа до начала работы в оздоровительной организации. Списки и графики обследования персонала рекомендуется составлять совместно с территориальными органами Роспотребнадзора. Персонал пищеблока, медицинский и технический персонал работает в период оздоровительной смены в средствах индивидуальной защиты (маски и перчатки). Ежедневно проводится "утренний фильтр" с обязательной термометрией с. использованием бесконтактных термометров среди детей и сотрудников с целыо своевременного выявления и изоляции детей и взрослых с признаками респираторных заболеваний и повышенной температурой, (п.п. 3.2, 3.4, 3.18, 2.3).
Из представленных материалов следует, что в ходе проведения проверки деятельности учреждения при организации и осуществлении отдыха и оздоровления детей в деятельности МУ ЗЦОО "Красный яр" выявлены вышеуказанные нарушения, связанные с невыполнением санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий, в период возникновения угрозы распространения заболевания, представляющего опасности для окружающих (COVID- 19) - нарушений положений методических рекомендаций и санитарных правил главного государственного санитарного врача Российской Федерации, а именно: приеме и допуске к работе лиц старше "данные изъяты" без представления ими (работниками) необходимых в рассматриваемый период медицинских документов, осуществлении персоналом учреждения работы без средств индивидуальной защиты, отсутствии кожных антисептиков для гигиенической обработки рук в помещениях, где такие антисептики должны находиться, нарушении полутораметровой социальной дистанции при осуществлении расстановки кроватей в спальных помещениях детей.
Данные обстоятельства подтверждается собранными по делу доказательствами, перечисленными в обжалуемых судебных актах, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности, по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Действия учреждения квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия человека.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая обжалуемые акты, суд пришел к выводу о том, что учреждение имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Из доводов поданной во Второй кассационный суд общей юрисдикции жалобы не следует, что при рассмотрении настоящего дела допущены какие-либо нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Все доводы настоящей жалобы были предметов исследования судей и получили надлежащую правовую оценку в оспариваемых судебных актах.
Несогласие заявителя с правовой оценкой установленных судебными инстанциями обстоятельств и собранных по делу доказательств основанием к отмене принятых по делу актов не является.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Административное наказание назначено МУ ЗЦОО "Красный Яр" в пределах санкции части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, характера совершенного правонарушения, является соразмерным содеянному и отвечает принципам справедливости.
Постановление о привлечении МУ ЗЦОО "Красный Яр" к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу судебных постановлений не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление судьи Шарьинского районного суда Костромской области от 14 августа 2020 года, решение судьи Костромского областного суда от 6 октября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении муниципального учреждения загородный центр отдыха, оздоровления Шарьинского муниципального района "Красный Яр" оставить без изменения, жалобу законного представителя МУ ЗЦОО "Красный Яр" Гладышевой М.В. - оставить без удовлетворения.
Судья Второго кассационного суда Е.В.Агафонова
общей юрисдикции подпись
КОПИЯ ВЕРНА, Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.