Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Склярука С.А, судей Репиной Е.В, Шеломановой Л. В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Минобороны России на решение Советского районного суда г. Тамбова от 14 августа 2020 г, (дело N 2а-1074/2020), апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тамбовского областного суда от 9 декабря 2020 г. (дело N 33а-3757/2020), вынесенные по административному делу по административному иску заместителя военного прокурора Тамбовского гарнизона Маняхина А.С, действующего в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации, ЖЭ(К)О N 15 (г. Рязань) филиала ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Минобороны России, ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконными бездействий, выразившихся в непринятии мер по утилизации люминесцентных ламп и ликвидации твердых бытовых отходов (свалки) на территории военного городка N 18, возложении обязанности устранить указанные нарушения, заслушав доклад судьи Репиной Е.В, объяснения представителя военного прокурора Тамбовского гарнизона Лазаревой Е.И, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, установила:
заместитель военного прокурора Тамбовского гарнизона, действующий в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации, ЖЭ(К)О N 15 (г. Рязань) филиала ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Минобороны России, ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконными бездействий, выразившихся в непринятии мер по утилизации люминесцентных ламп и ликвидации твердых бытовых отходов (свалки) на территории военного городка N 18, и возложении обязанности в течение месяца после вступления решения суда в законную силу обеспечить утилизацию хранящихся в хранилище инв. N 18/32 военного городка N 18 люминесцентных ламп и принять меры по ликвидации твердых бытовых отходов (свалки) на территории военного городка N 18.
В обоснование требований указав, что в ходе проведенной проверки установлено, что на территории военного городка N 18 ("адрес") в хранилище инв. N 18/32, ЖКС N 15 (г. Рязань) филиала ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ по ЗВО (ранее - ЖЭ(К)О N 16 (г. Тамбов) филиала ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ по ЗВО организовано место хранения ламп ртутных, ртутнокварцевых, люминесцентных, утративших потребительские свойства, относящихся к отходам I класса опасности. Указанные люминесцентные лампы передавались в ЖЭ(К)0 N 16 (г. Тамбов) филиала ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ по ЗВО из воинских частей и учреждений Тамбовского гарнизона для их последующей утилизации. Кроме того, на территории военного городка N 18 ("адрес") организована несанкционированная свалка строительных отходов, грунта, щебня, веток деревьев площадью не менее 900 кв.м. В настоящее время меры к устранению вышеуказанных нарушений закона ФГБУ "ЦЖКУ МО РФ" не приняты.
Решением Советского районного суда г. Тамбова от 14 августа 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тамбовского областного суда от 9 декабря 2020 г, признано незаконным бездействие Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации, выразившиеся в непринятии мер по утилизации люминесцентных ламп и ликвидации твердых бытовых отходов (свалки) на территории военного городка N 18; возложена обязанность в течение месяца после вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения закона.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 21 января 2021 г, административный ответчик ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Минобороны России ставит вопрос об отмене решение суда и апелляционного определения, с направлением дела на новое рассмотрение, указывая на неверное применение норм материального права.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (статья 328 КАС РФ).
При рассмотрении настоящего дела такого рода нарушений действующего законодательства судами допущено не было.
Из материалов дела следует, что приказом Министра обороны Российской Федерации от 02.03.2017 N 155 создано Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ); согласно уставу ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ, утвержденному приказом директора Департамента имущественных отношений Минобороны России от 03.03.2017 N 607, основной целью деятельности Учреждения определено содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации.
С 01.04.2017 ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ переданы функции АО "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства", и с этого времени оно приступило к оказанию в полном объеме коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации - в отношении объектов Минобороны России, подведомственных ему государственных казенных, бюджетных и автономных учреждений, а также иных потребителей, технологически подсоединенных к данным объектам.
Приказом начальника Тамбовского территориального гарнизона от 18.09.2019 N 179, на ЖКС N 15 (г. Рязань) ФГБУ "ЦЖКУ МО РФ" возложена обязанность по соблюдению норм экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства на территории военного городка N 18 по адресу: "адрес".
В сентябре 2019 г. военной прокуратурой Тамбовского гарнизона с участием специалиста Роспотребнадзора по Тамбовской области проведена проверка, в ходе которой установлено, что на территории военного городка N 18 в хранилище инв. N 18/32, ЖКС N 15 (г. Рязань) филиала ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ по ЗВО, в нарушение требований Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Федерального закона от 10.01.2002 N7-ФЗ "Об охране окружающей среды" организовано место хранения ламп ртутных, ртутнокварцевых, люминесцентных, утративших потребительские свойства, относящихся к отходам I класса опасности; организована несанкционированная свалка строительных отходов, грунта, щебня, веток деревьев площадью не менее 900 кв.м.
По результатам проверки военной прокуратурой Тамбовского гарнизона начальнику ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ направлена информация о выявленных нарушениях закона.
Проведенной в марте 2020 года проверкой установлено, что нарушения закона в области охраны окружающей среды не устранены, по результатам проверки военной прокуратурой Тамбовского гарнизона 13.03.2020 начальнику ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ внесено представление об устранении нарушений закона.
Согласно ответам начальника филиала ФГБУ "ЦЖКУ МО РФ" по ЗВО ФИО6 от 28 октября 2019 г, врио начальника филиала ФГБУ "ЦЖКУ МО РФ" по ЗВО ФИО7 от 21 апреля 2020 г, какого-либо отношения к отработанным люминесцентным лампам, строительным отходам, грунту, щебню, веткам деревьев на территории военного городка N 18 ФГБУ "ЦЖКУ МО РФ" не имеет. При этом, организация обеспечения экологической безопасности в ВС РФ, в том числе заключение контрактов (договоров) на вывоз и утилизацию 1 и 2 классов опасности, возложена на экологическую службу безопасности Западного военного округа. По сообщению начальника ЖКС N 15 (г. Рязань) филиала "ЦЖКУ МО РФ" по ЗВО ФИО8 по вопросам вывоза и утилизации люминесцентных ламп на территории военного городка N 18 в экологическую службу безопасности Западного военного округа направлялись соответствующие заявки, которые не реализованы.
Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьей 84 КАС РФ, суды первой и апелляционной инстанций, принимая судебные акты, сославшись на Устав ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ, Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", положения Земельного кодекса РФ, пришли к правильному выводу, что административным ответчиком допущено бездействие, выразившееся в непринятии мер по утилизации люминесцентных ламп и ликвидации твердых бытовых отходов (свалки) на территории военного городка N 18, в связи с чем, на Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации возложена обязанность обеспечить утилизацию хранящихся в хранилище инв. N 18/32 военного городка N 18 люминесцентных ламп и принять меры по ликвидации твердых бытовых отходов (свалки) на территории военного городка N 18.
Нарушений норм материального и процессуального права судами при рассмотрении дела не допущено.
Вопреки доводам кассационной жалобы о том, что здание хранилища военного городка N 18 не передавалось от ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации к ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ на момент проведения прокурорской проверки, суды пришли к правомерным выводам, что обязанность по ликвидации твердых бытовых отходов должна быть возложена на ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ, поскольку здание хранилища военного городка N 18 занимает ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ, работники которого принимали лампы на ответственное хранение.
Ссылки в кассационной жалобе на то обстоятельство, что возложение обязанности по соблюдению норм санитарно-эпидемиологического законодательства произведено на момент когда отсутствовало закрепление здания хранилища за Учреждением, направлены на переоценку установленных по делу доказательств, основанием к отмене судебных актов являться не могут.
Поскольку суды первой и апелляционной инстанций правильно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, проверили доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, правильно применили закон, подлежащий применению к спорному правоотношению, выводы судов мотивированы и подтверждены имеющимися в деле доказательствами, которым дана надлежащая правовая оценка, суд кассационной инстанции пришел к выводу о том, что обжалуемые судебные акты являются законными и обоснованными, в связи с чем, основания для их отмены по доводам, содержащимся в кассационной жалобе, отсутствуют.
Процессуальных нарушений влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов также не установлено.
В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 327, 329, 330 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Советского районного суда г. Тамбова от 14 августа 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тамбовского областного суда от 9 декабря 2020 г. - оставить без изменения, кассационную жалобу ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Минобороны России - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 16 марта 2021 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.