Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Рахманкиной Е.П, судей Анатийчук О.М, Войты И.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Харитоновой Ирины Резовны на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 21 июля 2020 года (дело N 2а-350/2020) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 2 ноября 2020 года (дело N 33а-5267/2020) по административному делу по административному исковому заявлению Харитоновой И.Р. к Департаменту городского имущества города Москвы об оспаривании уведомления об отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги от 19 февраля 2020 года.
Заслушав доклад судьи Войты И.В, выслушав объяснения Харитоновой И.Р, поддержавшей кассационную жалобу, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Харитонова И.Р. обратилась в суд с административным иском о признании незаконным уведомления Департамента городского имущества г. Москвы от 19 февраля 2020 года об отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги "Рассмотрение запроса (заявления) о принятии на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях".
Требования мотивированы тем, что 3 февраля 2020 года она обратилась с заявлением о предоставлении государственной услуги о принятии на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении. Оспариваемым уведомлением в этом ей было отказано на основании предоставления неполного пакета необходимых документов. Отказ считает незаконным, поскольку все документы, подтверждающие необходимость постановки её на учёт нуждающихся в жилом помещении, ей были представлены.
Решением Пресненского районного суда г. Москвы от 21 июля 2020 года в удовлетворении административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 2 ноября 2020 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба Харитоновой И.Р. - без удовлетворения.
В кассационной жалобе Харитонова И.Р. ставит вопрос об отмене судебных актов в связи с несоответствием выводов, изложенных в обжалуемых судебных актах, обстоятельствам административного дела.
Определением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 5 февраля 2021 года кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
О времени и месте рассмотрения дела иные лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом. Руководствуясь частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ), судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения административного истца, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса (часть 3 статьи 328 КАС РФ).
Таких нарушений судами обеих инстанций не допущено.
Согласно части 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) принятие на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии.
Решение о принятии на учёт или об отказе в принятии на учёт должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных или полученных по межведомственным запросам в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в данный орган. В случае представления гражданином заявления о принятии на учет через многофункциональный центр срок принятия решения о принятии на учёт или об отказе в принятии на учёт исчисляется со дня передачи многофункциональным центром такого заявления в орган, осуществляющий принятие на учёт (часть 5 статьи 52 ЖК РФ).
Порядок ведения органом местного самоуправления учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации (часть 7 статьи 52 ЖК РФ).
Законом города Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" установлен порядок ведения учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В силу части 4 статьи 11 названного Закона с заявлением должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы. Перечень документов, прилагаемых к заявлению, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, а также документов, получаемых по межведомственным запросам уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы, которыми подтверждается право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, утверждается Правительством Москвы.
Отказ в признании заявителя нуждающимся в жилых помещениях и принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случаях, если не представлены предусмотренные частью 4 статьи 11 настоящего Закона документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя (пункт 1 части 1 статьи 12 Закона г. Москвы от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения".
Предоставление государственной услуги осуществляется Департаментом городского имущества города Москвы в соответствии с Административным регламентом предоставления государственной услуги города Москвы "Рассмотрение запроса (заявления) о принятии на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях", утвержденным Постановлением Правительства Москвы от 8 августа 2017 года N 519-ПП "О внесении изменений в правовые акты города Москвы и признании утратившими силу правовых актов (отдельных положений правовых актов) города Москвы" (далее по тексту - Регламент).
В соответствии с пунктом 2.8.1. названного Регламента представление неполного комплекта документов, необходимых для предоставления государственной услуги, предусмотренных пунктом 2.5.1.1 настоящего Регламента, подлежащих обязательному представлению заявителем (пункт 2.8.1.3) является основанием для отказа в приеме документов.
Результатом предоставления государственной услуги является либо решение о принятии на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях либо решение об отказе в предоставлении государственной услуги (пункт 2.11.1 Регламента).
Как следует из материалов дела и установлено судом, Харитонова И.Р. является собственником ? доли комнат "адрес" по адресу: "адрес".
В квартире зарегистрированы и постоянно проживают сын административного истца "данные изъяты"
31 мая 2019 года Харитонова И.Р. обратилась в Департамент городского имущества г. Москвы для получения государственной услуги - "Рассмотрение зaпроса о принятии на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях".
17 июля 2019 года Департамент городского имущества города Москвы уведомил Харитонову И.Р. об отказе в принятии документов, необходимых для предоставления государственной услуги по тем основаниям, что в соответствии с пунктом 2.8.1.3 Регламента, заявителем представлен неполный комплект документов, необходимых для предоставления дарственной услуги, предусмотренных п.2.5.1.1. Регламента, а именно, заявителем не представлены:
копии паспортов членов семьи заявителя Лужнова А.П. и Харитонова М.А. (пункт 2.5.1.1.3. Регламента);
свидетельство о заключении брака (при наличии факта вступления в брак) (за исключением случаев, если свидетельство о заключении брака оформлено и выдано органом ЗАГС города Москвы после 31 марта 2012 г. при регистрации заключения брака, а также повторно или на основании исправленной (измененной) записи акта о заключении брака за период с 1 января 1990 г.) (пункт 2.5.1.1.7 Регламента);
свидетельство об установлении отцовства (при наличии факта установления отцовства по отношению к Харитонову Б.М.) (п. 2.5.1.1.8 Регламента);
свидетельство о расторжении брака, если с момента расторжения не прошло 5 лет и наличии факта расторжения брака в указанный период) (за исключением случаев, если заявителем представлены сведения о бывшем супруге, и свидетельство о расторжении брака оформлено и выдано органом ЗАГС города Москвы после 31 марта 2012 г. при регистрации расторжения брака, а также повторно или на основании исправленной (измененной) записи акта о расторжении брака за период с 1 января 1990 г.) (пункт 2.5.1.1.1 Регламента);
документы, подтверждающие виды и размер доходов заявителя и членов семьи заявителя за два полных календарных года, предшествующих году обращения за оказанием государственной услуги, а также содержащие сведения об имеющемся имуществе (п. 2.5.1.1.17 Регламента), а именно:
трудовая книжка (и ее копия для неработающих лиц; и ее копия, заверенная работодателем, для лиц, состоящих в трудовых отношениях) (за исключением случаев, когда трудовая деятельность не осуществлялась) (копии трудовых книжек Лужнова А.П, Харитонова М.А.) (п. 2.5.1.1.17.1 Регламента);
документ, содержащий сведения о состоянии индивидуального лицевого счета, включая информацию о состоянии специальной части индивидуального лицевого счета и результатах инвестирования средств пенсионных накоплений, по форме, утвержденной Пенсионным фондом Российской Федерации (выписка из Пенсионного фонда о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица (форма СЗИ-6) на всех совершеннолетних членов семьи) (п. 2.5.1.1.17.4 Регламента) (членами семьи заявителя являются супруги и их "данные изъяты" дети независимо от их места жительства, лица, объединенные признаками родства или свойства, совместно проживающие в одном жилом помещении, а также граждане, проживающие совместно с заявителем (часть 2 статьи 1 Закона г. Москвы от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения").
Отказывая в удовлетворении административного иска, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из того, что Харитоновой И.Р. был представлен неполный пакет документов для разрешения вопроса о постановке на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении, что является основанием для отказа отказе в принятии документов, необходимых для предоставления государственной услуги.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанции, поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судами верно, представленным доказательствам дана оценка в соответствии со статьёй 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, судами обеих инстанций не допущено.
Доводы кассационной жалобы о том, что с Харитоновым М.А. и Лужновым А.П. заявитель проживает отдельными семьями, поэтому она не обязана и не может получить от них какие-либо документы, были предметом судебных разбирательств в судах первой и апелляционной инстанций и обоснованно отвергнуты с приведением убедительных мотивов в обжалуемых судебных актах.
Иные доводы кассационной жалобы не содержат фактов, которые не были проверены и учтены судами двух инстанций при рассмотрении данного дела и имели бы юридическое значение, влияли на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта либо опровергали выводы, изложенные в апелляционном определении.
Нарушений влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта судом апелляционной инстанции, предусмотренных часть 1 статьи 310 КАС РФ, не допущено.
В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 329, 330 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Пресненского районного суда г. Москвы от 21 июля 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 2 ноября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Харитоновой И.Р. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.