Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Репиной Е.В, судей Смирновой Е.Д, Шеломановой Л.В, с участием прокурора Смирновой М.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФКУ ИК-2 УФСИН России по Смоленской области на решение Сафоновского районного суда Смоленской области от 14 августа 2020 г. (дело N 2а-616/2020), апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Смоленского областного суда от 3 ноября 2020 г. г. (дело N 33а-3266/2020), вынесенные по административному делу по административному иску ФКУ ИК-2 УФСИН России по Смоленской области к администрации Вадинского сельского поселения Сафоновского района Смоленской области о признании незаконным распоряжения об определении единой теплоснабжающей организации, заслушав доклад судьи Репиной Е.В, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, установила:
ФКУ ИК-2 УФСИН России по Смоленской области с учетом уточнения требований, обратилось в суд с административным иском к Администрации Вадинского сельского поселения Сафоновского района Смоленской области о признании незаконным распоряжения администрации от 24 декабря 2014 г. N 141 об определении ФКУ ИК-2 УФСИН России по Смоленской области единой теплоснабжающей организацией на территории Вадинского сельского поселения Сафоновского района Смоленской области, указав, что оспариваемое распоряжение противоречит Постановлению Правительства РФ от 08.08.2012 N 808 "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации" в соответствии с пунктом 3 которого статус единой теплоснабжающей организации присваивается при утверждении схемы теплоснабжения поселения решением главы местной администрации муниципального района. Исходя из целей и задач своей деятельности, порядка финансирования, отсутствия собственного капитала, ФКУ ИК-2 УФСИН России по Смоленской области не отвечает установленным критериям присвоения статуса единой теплоснабжающей организации. Указанное, по мнению учреждения, возлагает на него дополнительные обязанности, что не соответствует профилю деятельности учреждения.
Решением Сафоновского районного суда Смоленской области от 14 августа 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Смоленского областного суда от 3 ноября 2020 г, в удовлетворении иска ФКУ ИК-2 УФСИН России по Смоленской области отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 26 января 2021 г, представитель ФКУ ИК-2 УФСИН России по Смоленской области просит отменить решение суда и апелляционное определение, с приятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований, указывая на неправильное применение судами норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, судебная коллегия, на основании части 2 статьи 326 КАС РФ, определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав заключение прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения были допущены судами при рассмотрении дела.
Разрешая заявленные требования, суды обеих инстанций, руководствуясь положениями Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808, исходили из отсутствия несоответствия оспариваемого распоряжения закону или иному правовому акту и нарушений указанным распоряжением гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
С указанными выводами судебная коллегия не находит оснований согласится.
Из материалов дела следует, что ФКУ ИК-2 УФСИН России по Смоленской области является казенным учреждением уголовно-исполнительной системы Российской Федерации.
В оперативном управлении ФКУ ИК-2 УФСИН России по Смоленской области с 01 февраля 2006 г. находится здание действующей котельной, расположенной по адресу: "адрес".
Постановлением Администрации Вадинского сельского поселения Сафоновского района Смоленской области от 29 августа 2014 г. N 34 утверждена схема теплоснабжения Вадинского сельского поселения Сафоновского района Смоленской области.
Распоряжением и.о. Главы Администрации Вадинского сельского поселения Сафоновского района Смоленской области от 24 декабря 2014 г. N 141 ФКУ ИК-2 УФСИН России по Смоленской области определено единой теплоснабжающей организацией на территории Вадинского сельского поселения Сафоновского района Смоленской области.
ФКУ ИК-2 УФСИН России по Смоленской области предоставляет населению сельского поселения Вадино услуги по отоплению, теплопотребляющие установки которых находятся в системе теплоснабжения ФКУ ИК-2 УФСИН России по Смоленской области.
Учреждение посчитав, что распоряжение и.о. Главы Администрации Вадинского сельского поселения Сафоновского района Смоленской области от 24 декабря 2014 г. N 141 нарушает его права и законные интересы и не соответствует нормам действующего законодательства, обратилось в суд с рассматриваемыми требованиями.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, устанавливает Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ, определяющий полномочия органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций.
Согласно пункту 28 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ единая теплоснабжающая организация в системе теплоснабжения - теплоснабжающая организация, которая определяется в схеме теплоснабжения органом местного самоуправления на основании критериев и в порядке, которые установлены правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.Порядок организации теплоснабжения потребителей устанавливают Правила организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808.
В соответствии с пунктом 3 Правил организации теплоснабжения статус единой теплоснабжающей организации присваивается теплоснабжающей и (или) тепло-сетевой организации при утверждении схемы теплоснабжения поселения, городского округа, городов федерального значения решением федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения в отношении городских поселений, городских округов с численностью населения, составляющей 500 тыс. человек и более, а также городов федерального значения.
На основании пункта 4 Правил организации теплоснабжения в проекте схемы теплоснабжения (проекте актуализированной схемы теплоснабжения) должны быть определены границы зоны (зон) деятельности единой теплоснабжающей организации (организаций). Границы зоны (зон) деятельности единой теплоснабжающей организации (организаций) определяются границами системы (систем) теплоснабжения. В случае если на территории поселения, городского округа, города федерального значения существуют несколько систем теплоснабжения, единая теплоснабжающая организация (организации) определяется в отношении каждой или нескольких систем теплоснабжения, расположенных в границах поселения, городского округа, города федерального значения.
При этом пунктом 5 Правил организации теплоснабжения установлено, что для присвоения организации статуса единой теплоснабжающей организации на территории поселения, городского округа, города федерального значения лица, владеющие на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями, подают в орган местного самоуправления поселения, городского округа, орган исполнительной власти города федерального значения, уполномоченные на разработку схемы теплоснабжения.
Проект схемы теплоснабжения разрабатывается уполномоченными органами местного самоуправления поселений, городских округов, уполномоченными органами исполнительной власти городов федерального значения, юридическими лицами либо совместно органами местного самоуправления или органами исполнительной власти городов федерального значения и юридическими лицами (п. 2 Постановления Правительства РФ от 22.02.2012 N 154 "О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения").
Как следует из материалов дела, административный истец по своей организационно-правовой форме является федеральным казенным учреждением, имущество которого закреплено за ним собственником на праве оперативного управления в соответствии со ст. 123.21 ГК РФ.
Исходя из смысла ст. 296 ГК РФ и ст. 11 Закона РФ от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" имеет право использовать указанное имущество в соответствии с целями своей деятельности и назначением этого имущества. Основным видом деятельности заявителя является деятельность по управлению и эксплуатации тюрем, исправительных колоний и иных мест лишения свободы, из вышеназванного следует вывод о том, что владение источниками тепловой энергии в первоочередном порядке используются для создания условий содержания осужденных (то есть для осуществления основного вида деятельности).
Указывая на законность принятого распоряжения и соблюдение порядка присвоения статуса единой теплоснабжающей организации на основании пункта 11 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808, суд не проверил процедуру утверждения схемы теплоснабжения и порядок выбора единой теплоснабжающей организации, установленный в пунктах 5 - 11 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808, при том, что необходимым условием присвоения статуса единой теплоснабжающей организации является не только условие владения источниками и (или) тепловыми сетями в границах зоны деятельности теплоснабжающей организации, а также способность в лучшей мере обеспечить надежность теплоснабжения, которая определяется наличием у организации технических возможностей и квалифицированного персонала и обосновывается в схеме теплоснабжения.
Судом апелляционной инстанции допущенные нарушения устранены не были, решение суда было оставлено без изменения.
При таких обстоятельствах допущенные нарушения норм процессуального и материального права, повлекли принятие незаконных судебных постановлений, без отмены которых невозможны восстановление и защита прав и законных интересов административного истца.
В связи с этим решение районного суда и апелляционное определение подлежат отмене, с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду следует устранить допущенные нарушения и по результатам рассмотрения принять законное и обоснованное решение, исходя из субъектного состава лиц, с учетом предмета заявленных требований, правильно определить подсудность дела.
В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Сафоновского районного суда Смоленской области от 14 августа 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Смоленского областного суда от 3 ноября 2020 г. - отменить, административное дело направить на новое рассмотрение в Сафоновский районный суд Смоленской области.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 22 марта 2021 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.