Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Рахманкиной Е.П, судей Анатийчук О.М, Войты И.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Анцыферова Юрия Сергеевича по доверенности адвоката Деминой Галины Юрьевны на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ивановского областного суда от 15 октября 2020 года (дело N 33а-2331/2020) по административному делу по административному исковому заявлению Анцыферова Ю.С. к администрации города Иваново о признании незаконным постановления от 25 декабря 2018 года N 1749 "О признании многоквартирного жилого дома N 30/42 по улице 2-й Межевой аварийным и подлежащим сносу".
Заслушав доклад судьи Войты И.В, выслушав объяснения Анциферова Ю.С, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Анциферов Ю.С. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным постановление Администрации города Иваново от 25 декабря 2018 года N 1749 "О признании многоквартирного жилого "адрес" аварийным и подлежащим сносу".
Требования мотивированы тем, что оспариваемым постановлением установлен срок для отселения жильцов указанного многоквартирного жилого дома до 31 декабря 2031 года, чем нарушаются его права на безопасное проживание.
Решением Фрунзенского районного суда г. Иваново от 17 июля 2020 года административный иск удовлетворен частично, оспариваемое постановление признано незаконным в части, касающейся срока отселения жильцов дома. Этим же решением установлен срок отселения жильцов многоквартирного "адрес" не позднее 31 декабря 2025 года.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ивановского областного суда от 15 октября 2020 года решение суда первой инстанции в указанной части отменено, по делу принято новое решение, которым на администрацию города Иваново возложена обязанность повторно рассмотреть вопрос об установлении срока отселения жильцов многоквартирного дома.
В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель Анцыферова Ю.С. по доверенности адвокат Демина Г.Ю. ставит вопрос об отмене апелляционного определения и оставлении в силе решения суда первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение норм материального права относительно возложения на административного ответчика обязанности повторно рассмотреть вопрос о сроках отселения жильцов из аварийного дома.
Определением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 12 февраля 2021 года кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения административного истца, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
От Администрации города Иваново в суд кассационной инстанции поступил письменный отзыв на кассационную жалобу.
Согласно части 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса (часть 3 статьи 328 КАС РФ).
В соответствии с часть 2 статьи 329 КАС РФ, при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. По административным
Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании заключения межведомственной комиссии по оценке жилищного фонда от ДД.ММ.ГГГГ N, постановлением Администрации города Иваново от 25 декабря 2018 года N, многоквартирный жилой дом по адресу: "адрес", признан аварийным и подлежащим сносу.
В региональную адресную программу и специальную муниципальную подпрограмму по переселению граждан из аварийного жилищного фонда указанный дом не включен.
Решением Фрунзенского районного суда г. Иваново от 16 мая 2019 года признано незаконным бездействие Администрации города Иваново, выразившееся в установлении срока отселения граждан из признанного аварийным многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", в постановлении от 25 декабря 2018 года N 1749. Этим же решением на Администрацию города Иваново возложена обязанность издать распоряжение о сроках отселения граждан из указанного жилого дома.
Постановлением Администрации города Иванова от 27 сентября 2019 года N 1439 внесены изменения в постановление Администрации города Иванова N 1749 от 25 декабря 2018 года N 1749 "О признании многоквартирного жилого дома "адрес" аварийным и подлежащим сносу". Пункт 2 названного постановления изложен в следующей редакции: "2. Управлению жилищной политики и ипотечного кредитования Администрации города Иванова в случае невыполнения собственниками помещений требования о сносе многоквартирного дома, указанного в пункте 1 настоящего постановления, обеспечить отселение лиц, занимающих жилые помещения в многоквартирном доме, указанном в пункте 1 настоящего постановления, в срок не позднее 31.12.2031".
Разрешая административный спор, суд первой инстанции исходил из того, что установленный административным ответчиком срок отселения собственников и нанимателей жилых помещений указанного многоквартирного жилого дома нельзя признать разумным, поскольку он не обусловлен значимыми для разрешения этого вопроса обстоятельствами, к которым нельзя отнести недостаточный объем финансирования или наличие иных домов, признанных аварийными, в то время, как, с учётом технического состояния жилого дома, и в отсутствие ремонтных работ на протяжении длительного времени, очевидным является ухудшение несущих конструкций в силу его естественного износа и возникновение угрозы причинения вреда проживающим в нём гражданам.
Отменяя решение суда в части установления срока отселения лиц, занимающих жилые помещения в доме, признанным аварийным и подлежащим сносу не позднее 31 декабря 2025 года, и принимая в этой части новое решение о возложении обязанности на Администрацию города Иваново рассмотреть этот вопрос, суд апелляционной инстанции, указал на ошибочность выводов суда первой инстанции в указанной части, поскольку разрешение данного вопроса относится к исключительной компетенции органа местного самоуправления.
Административным истцом апелляционное определение обжалуется в части принятия решения о возложении обязанности на Администрацию города Иваново повторно рассмотреть вопрос о сроках отселения лиц, занимающих жилые помещения в аварийном доме, подлежащим сносу.
Судебная коллегия находит доводы кассационной жалобы обоснованными, а решение принятое апелляционной инстанцией в оспариваемой части не соответствующим требованиям закона, по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления относится учёт муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Пунктом 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47, к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издания распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Исходя из смысла названных норм, само по себе решение органа местного самоуправления об установлении срока сноса аварийного дома не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных, определение срока сноса такого дома, имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном и подлежащем сносу доме, других благоустроенных жилых помещений, направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище, а потому не может рассматриваться в качестве решения, нарушающего права и свободы гражданина, создающего препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод либо возлагающего на него незаконно какие-либо обязанности.
Вместе с тем, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома и суд может обязать орган местного самоуправления незамедлительно предоставить гражданам другие благоустроенные жилые помещения во внеочередном порядке.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ при принятии решения об удовлетворении требований по делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд, признавая их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, обязывает административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Установив в ходе рассмотрения дела, что решение административного ответчика о сроках отселения лиц, занимающих жилые помещения в многоквартирном доме, подлежащим сносу является незаконным, у суда апелляционной инстанции не имелось оснований в целях восстановления нарушенных прав административного истца возлагать на ответчика обязанность повторно рассмотреть вопрос об установлении сроков отселения жильцов аварийного дома.
Такое решение не основано на приведенных положениях статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и не направлено на восстановление нарушенных прав административного истца.
При таких обстоятельствах, апелляционное определение в этой части подлежит отмене с оставлением в силе решение суда первой инстанции.
В остальной части апелляционное определение в кассационном порядке не обжаловано и подлежит оставлению без изменения.
В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ивановского областного суда от 15 октября 2020 года отменить, оставив в силе решение Фрунзенского районного суда города Иваново от 17 июня 2020 года.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.