Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Анатийчук О.М, судей Агафоновой Е.В, Войты И.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу административного истца Дудина Сергея Владимировича на решение Кунцевского районного суда г. Москвы от 11 марта 2020 года (дело N 2а- 112/2020), апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 24 августа 2020 года (дело N 33а-3825/2020) по административному делу по административному иску Дудина С.В. к Управлению социальной защиты населения в лице Отдела социальной защиты населения района Кунцево Западного административного округа города Москвы (далее - УСЗН ЗАО в лице в ОСЗН района Кунцево ЗАО г. Москвы) о признании незаконным аннулирования удостоверения многодетной семьи и возложении обязанности выдать дубликат удостоверения многодетной семьи.
Заслушав доклад судьи Войта И.В, объяснения административного истца Дудина С.В, поддержавшего доводы кассационной жалобы, объяснения представителя административного ответчика Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы, действующего на основании доверенности, Сидоровой Ю.Б, возражавшей против доводов кассационной жалобы, установила:
Дудин С.В. обратился в суд с административным иском к УСЗН ЗАО в лице ОСЗН района Кунцево ЗАО г. Москвы, в котором просил признать незаконным аннулирование удостоверения многодетной семьи и обязать выдать дубликат удостоверения многодетной семьи.
Требования мотивированы тем, что 13 июля 2010 года управой района "Нагатино-Садовники" ему было выдано удостоверение многодетной семьи N которое перерегистрировано в 2012 году ОСЗН района Кунцево города Москвы, срок его действия был продлен до 24 июня 2026 года. 20 сентября 2017 года он расторг брак с супругой.
26 ноября 2019 года через портал Мэра Москвы www.mos.ru он обратился с заявлением о продлении срока действия парковочного разрешения, на которое 03 декабря 2019 года получил отказ-уведомление с формулировкой "отсутствие льготы". В информационной службе было рекомендовано оформить дубликат удостоверения для его занесения в электронную базу данных документов.
В выдаче дубликата удостоверения многодетной семьи ему было отказано по причине получения такого удостоверения единолично вторым родителем - матерью детей Дудиной Ю.С.
9 декабря 2019 года Дудин С.В. обратился к ОСЗН района Кунцево города Москвы и в Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы с просьбой о признании незаконной выдачу ОСЗН района Кунцево города Москвы нового удостоверения многодетной семьи одному из родителей (Дуиной Ю.С.) при наличии действующего до 24 июня 2026 года удостоверения многодетной семьи, выданного обоим родителям (Дудиной Ю.С. и Дудину С.В.). На его обращение получен ответ от Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы, в котором сообщалось, что удостоверение многодетной семьи выдано 25 декабря 2018 года одному из родителей (Дудиной Ю.С.) в связи с тем, что у детей отсутствует второй родитель; после расторжения брака дети переданы на воспитание решением суда Дудиной Ю.С, фактически проживают у нее. По мнению административного истца, его право на получение удостоверения многодетной семьи нарушено, поскольку расторгнув брак, он не перестал являться отцом детей.
Решением Кунцевского районного суда г. Москвы от 11 марта 2020 года в удовлетворении административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 24 августа 2020 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба Дудина С.В. - без удовлетвоврения.
В кассационной жалобе Дудин С.В. ставит вопрос об отмене судебных актов по мотиву нарушения судами норм материального и процессуального права. Указывает, что, в нарушение положений статей 63 и 154 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд отказал в истребовании доказательств, что привело к нарушению принципа равноправия сторон. Суды первой и апелляционной инстанций в нарушение требований Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации самоустранились от выявления и собирания доказательств по делу, а также неверно установили обстоятельства, имеющие значение для дела.
Определением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 28 декабря 2020 года кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Отделом социальной защиты населения района Кунцево принесен письменный отзыв на кассационную жалобу.
Выслушав административного истца и представителя административного ответчика, проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему. В силу части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Согласно части 2 статьи 328 КАС РФ, основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса (часть 3 статьи 328 КАС РФ).
Таких нарушений судами не допущено.
Порядок предоставления государственной услуги "Оформление и выдача удостоверения многодетной семьи города Москвы и его дубликата" установлен Административным регламентом, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 03 июля 2012 года N 301-ПП "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг Департаментом социальной защиты населения города Москвы".
На основании пункта 2.2 названного Административного регламента, предоставление государственной услуги осуществляется в соответствии с Законом города Москвы от 23 ноября 2005 года N 60 "О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве".
Согласно части 1 статьи 2 Закона города Москвы от 23 ноября 2005 года N 60, многодетная семья - семья, в которой родились и (или) воспитываются трое и более детей (в том числе усыновленные, а также пасынки и падчерицы) до достижения младшим из них возраста 16 лет, а обучающимся в образовательном учреждении, реализующем общеобразовательные программы, -18 лет. В составе многодетной семьи не учитываются дети, находящиеся на полном государственном обеспечении, и дети, в отношении которых родители лишены родительских прав или ограничены в родительских правах.
Указом Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 года N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" полномочия по определению категорий семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в социальной поддержке, возложены на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Статьей 26.3.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предусмотрено, что органы государственной власти субъекта Российской
з
Федерации вправе устанавливать за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации дополнительные меры социальной поддержки и социальной защиты для отдельных категорий граждан.
В силу пункта 2.5 Административного регламента, если брак между родителями расторгнут, то государственная услуга предоставляется тому родителю, у которого фактически проживают и воспитываются дети (включая усыновленных, а также пасынков и падчериц), в том числе переданные ему на воспитание на основании решения суда.
Судом установлено и следует из материалов дела, 13 июля 2010 года управой района "Нагатино-Садовники" ЮАО г. Москвы Дудину С.В. было выдано удостоверение многодетной семьи N.
В 2012 году данное удостоверение было перерегистрировано ОСЗН района Кунцево города Москвы и его срок действия продлен до 24 июня 2026 года. Данное удостоверение было выдано на основании того, что административный истец является отцом "данные изъяты" детей: Дудина Александра, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Дудина Дмитрия, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Дудина Ивана, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Матерью детей является Дудина Ю.С.
20 сентября 2017 года брак между супругами расторгнут.
Административный истец являлся получателем социальной льготы, в реестр парковочных разрешений многодетных семей города Москвы была занесена запись о парковочном разрешении многодетной семьи города Москвы N 0195930/2018 со сроком действия с 16 января 2019 года по 15 января 2020 года.
26 ноября 2019 года Дудин С.В. через портал Мэра Москвы www.mos.ru обратился с заявлением о продлении срока действия парковочного разрешения, на которое 03 декабря 2019 года получил отказ-уведомление с формулировкой "отсутствие льготы", в информационной службе ему рекомендовано оформить дубликат удостоверения для занесения в электронную базу данных документов.
В соответствии с данной рекомендацией 13 июля 2010 года Дудин С.В. через портал Мэра Москвы www.mos.ru подал электронное заявление о выдаче дубликата удостоверения многодетной семьи N N
4 декабря 2019 года получен ответ-уведомление N об отказе в выдаче дубликата удостоверения многодетной семьи по причине получения такого удостоверения единолично вторым родителем - матерью детей Дудиной Ю.С.
9 декабря 2019 года Дудин С.В. обратился в ОСЗН населения района Кунцево города Москвы и Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы с просьбой о признать незаконной выдачу ОСЗН района Кунцево города Москвы нового удостоверения многодетной семьи одному из родителей (Дудиной Ю.С.) при наличии действующего до 24 июня 2026 года удостоверения многодетной семьи, выданного обоим родителям (Дудиной Ю.С. и Дудину С.В.).
18 декабря 2019 года Дудин С.В. получил ответ из Департамента труда и
4
социальной защиты населения города Москвы, в котором сообщалось, что удостоверение многодетной семьи было выдано 25 декабря 2018 года одному из родителей (Дудиной Ю.С.) в связи с тем, что у детей отсутствует второй родитель; после расторжения брака дети переданы на воспитание решением суда Дудиной Ю.С, фактически проживают у неё.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что отказ в предоставлении государственной услуги по выдаче удостоверения многодетного отца является законным, поскольку брак между Дудиным С.В. и Дудиной Ю.С. расторгнут, место жительство детей определено с матерью, которой выдано удостоверение многодетной матери.
С таким выводом суда правомерно согласился суд апелляционной инстанции.
Выводы судов обеих инстанций судебная коллегия находит правильными и мотивированными в обжалуемых судебных актах, основанными на правильном толковании норм материального права, которые подтверждаются всей совокупностью собранных и исследованных в ходе рассмотрения дела доказательств по правилам статьи 84 КАС РФ.
Доводы Дудина С.В. о том, что он проживает в одной квартире с детьми, занимается их воспитанием, были предметом судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции и обоснованно признаны несостоятельными с приведением убедительных мотивов в апелляционном определении.
Оснований считать выданное Дудиной Ю.С. удостоверение многодетной матери недействительным не имеется. Выдача удостоверения обоим родителям в случае, когда брак между ними расторгнут, действующим законодательством не предусмотрена.
Изложенные в кассационной жалобе иные доводы повторяют позицию административного истца по делу и доводы апелляционной жалобы, были предметом рассмотрения судебных инстанций и получили надлежащую правовую оценку, при этом выводы судов в части мотивов и правовых оснований, которыми они руководствовались, не опровергают. Выводы судов подробно мотивированы, основаны на представленных в материалы дела доказательствах и установленных на их основании фактических обстоятельствах.
Учитывая, что судами первой и апелляционной инстанций ошибок в применении и толковании норм материального и процессуального права не допущено, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебных актов.
Процессуальных нарушений влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, предусмотренных частью 1 статьи 310 КАС РФ, не установлено.
В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 329, 330 КАС РФ судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Кунцевского районного суда г. Москвы от 11 марта 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 24 августа 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Дудина Сергея Владимировича - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.