Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Шеломановой Л.В.
судей Смирновой Е.Д, Репиной Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации Вышневолоцкого городского округа Тверской области на решение Вышневолоцкого межрайонного суда Тверской области от 27 мая 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 28 октября 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Вышневолоцкого межрайонного прокурора в защиту интересов Колосовой О.И. к Администрации Вышневолоцкого городского округа Тверской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по обеспечению доступности жилого помещения, принадлежащего инвалиду, и приспособлению данного жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалида, возложении обязанности по организации работ по обеспечению доступности жилого помещения, принадлежащего инвалиду, и приспособлению данного жилого помещения общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалида
Заслушав доклад судьи Шеломановой Л.В, объяснения представителя административного истца прокурора Смирновой М.В, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, УСТАНОВИЛА:
Вышневолоцкий межрайонный прокурор, обратился в суд в защиту прав Колосовой О.И к Администрации Вышневолоцкого городского округа с указанным исковым заявлением о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по обеспечению доступности жилого помещения, принадлежащего инвалиду Колосовой О.И, приспособлению указанного жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме по адресу: "адрес" с учетом потребностей инвалида в целях устранения, выявленного при осмотре 15 октября 2018 года несоответствия указанного жилого помещения требованиям пунктов 25, 26, 27, 28, 29, 34, 35, 37 Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09 июля 2016 года N 649 (далее - Правила N 649). В качестве мер по восстановлению нарушенного права просил возложить на административного ответчика в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать выполнение работ по обеспечению доступности жилого помещения, принадлежащего инвалиду Колосовой О.И, приспособлению указанного жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями указанного нормативно-правового акта.
Требования мотивированны тем, что Колосовой О.И. на праве общей долевой собственности принадлежит 3/4 долей в праве на квартиру по адресу: Тверская область Вышневолоцкий городской округ, "адрес", общей площадью N
Указанное жилое помещение расположено на первом этаже многоквартирного дома. Совместно Колосовой О.И. в указанном жилом помещении проживает инвалид 1 группы Ковалев В.М.
Колосова О.И. и Ковалев В.М. неоднократно обращались в Администрацию пос. Борисовский Вышневолоцкого района по вопросу обеспечения условий доступности для инвалидов в занимаемом ими жилом помещении и общем имуществе многоквартирного дома.
Актом комиссии по обследованию жилых помещений инвалидов при администрации Борисовского сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области от 15 октября 2018 года N1 установлена необходимость приспособления жилого помещения и общего имущества жилого помещения с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности, наличие технической возможности для приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалида, а также установлен перечень мероприятий по приспособлению жилого помещения инвалида с учетом его потребностей, а именно, обустройство крыльца, лестницы крыльца, пандуса крыльца, навеса крыльца, двери для входа в дом, внутриквартирных дверей и дверных коробок, санитарного узла.
По состоянию на 20 января 2020 года работы по обеспечению доступности жилого помещения, принадлежащего инвалиду Колосовой О.И, и приспособлению принадлежащего ей жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме, в целях устранения выявленных при осмотре 15 октября 2018 года несоответствия указанного жилого помещения требованиям п.п. 25, 26, 27, 28, 29, 34, 35, 37 Правил N 649 не проведены.
Решением Вышневолоцкого межрайонного суда Тверской области от 27 мая 2020 года административные исковые требования удовлетворены частично, признано незаконным бездействие администрации Вышневолоцкого городского округа, выразившееся в непринятии мер по обеспечению доступности жилого помещения, принадлежащего инвалиду Колосовой О.И. и приспособлению данного жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме по адресу: Тверская область Вышневолоцкий городской округ, "адрес", в целях устранения выявленного при осмотре 15 октября 2018 года несоответствия указанного жилого помещения требованиям подп. "а", "б", "г" п.25, подп. "а", "б", "в" п.26, п.27, п.28, подп. "а", "в", "д", "е", "з" п. 29, п.34, п.35, п.37 Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2016г. N 649. На административного ответчика возложена обязанность в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда организовать выполнение работ по обеспечению доступности жилого помещения, принадлежащего инвалиду Колосовой О.И, и приспособлению данного жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме по адресу: Тверская область Вышневолоцкий городской округ, "адрес", в целях устранения выявленного при осмотре 15 октября 2018 года несоответствия указанного жилого помещения требованиям подп. "а", "б", "г" п.25, подп. "а", "б", "в" п.26, п.27, п.28, подп. "а", "в", "д", "е", "з" п. 29, п.34, п.35, п.37 Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2016г. N 649.
Апелляционным судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 28 октября 2020 года решение районного суда оставлено без изменения, апелляционная жалоба административного ответчика оставлена без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поданной главой Администрации Вышневолоцкого городского округа Тверской области Рощиной Н.П. во Второй кассационный суд общей юрисдикции, административный ответчик выражает несогласие с вынесенными судебными актами, считает их незаконными, принятыми с существенным нарушением норм материального и процессуального права. Так, суд указал на перечни мероприятий, финансируемых за счет средств бюджета субъектов Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований (подпункты "а" и "б" пункта 14 Правил N 649), но не указал и не учел при разрешении спора, что акт от 15 октября 2018 года, заключение N 1 от 22 января 2019 года, постановление администрации Борисовского сельского поселения от 01 января 2019 года не содержат перечень мероприятий, предусмотренных подпунктом "в" пункта 14 Правил N 649 (максимальный перечень мероприятий), который выполняется по специальному заказу инвалида или членов его семьи за счет их средств или средств иных источников финансирования, не запрещенных законодательством Российской Федерации, и таким образом, возложил обязанность по организации выполнения работ по обеспечению доступного жилого помещения, в целях выполнения всего перечня мероприятий только на административного ответчика. Так же судом не учтено, что срок действия Плана мероприятий по приспособлению жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда, а также частного жилищного фонда, утвержденный постановлением главы Администрации Борисовского поселения 1 июля 2019 года за N 28, прекратил свое действие 31 декабря 2019 года.
При этом, полномочия ликвидированной решением Думы Вышневолоцкого городского округа от 16 октября 2019 года Администрации Борисовского сельского поселения возложены на Администрацию Вышневолоцкого округа только с 01 января 2020 года, в связи с чем, у административного ответчика отсутствовали полномочия по исполнения указанного Плана мероприятий в 2019 году. Мероприятия, указанные в Плане не содержат мероприятия по организации работ по выполнению предусмотренного подпунктами "а" и "б" пункта 14 Правил N 649 минимального и (или) оптимального перечней мероприятий, финансирование которых осуществляется за счет средств бюджета муниципального образования Борисовского сельского поселения в соответствии с утвержденной в установленном порядке муниципальной программой, направленной на обеспечение социальной поддержки инвалидов. В решениях о бюджете Совета депутатов Борисовского сельского поселения, Думы Вышневолоцкого городского округа не было предусмотрено финансирование минимального и оптимального перечней мероприятий в рамках муниципальных программ, направленных на обеспечение социальной поддержки инвалидов. Пункт 14 Правил N 649 не содержит императивного предписывающую обязанность органов местного самоуправления предусматривать финансирование минимального и оптимального перечней мероприятий в рамках муниципальных программ, направленных на обеспечение социальной поддержки инвалидов.
При этом, у административного ответчика отсутствовали какие-либо полномочия по внесению каких-либо изменений в решение о бюджете муниципального образования "Борисовское сельского поселение" Вышневолоцкого района Тверской области на 2019 год и исполнению указанного бюджета. В силу части1 статьи72 Конституции Российской Федерации и подпункта 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 09.03.2021) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" социальная поддержка и социальное обслуживание инвалидов относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения. К вопросам местного значения городского округа вопросы участия органов местного самоуправления в осуществлении социальной поддержки инвалидов. По изложенным основаниям, просит состоявшиеся судебный акты отменить, по делу принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении требований административного истца.
Определением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Представитель Администрации Вышневолоцкого городского округа Тверской области в судебное заседание не явился, в представленном заявлении доводы кассационной жалобы поддержал, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель административного истца против удовлетворения доводок кассационной жалобы возражал.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, судебная коллегия определиларассмотреть дело в их отсутствии.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) основанием для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 данного Кодекса (часть 3 статьи 328 КАС РФ).
При рассмотрении настоящего дела такого рода нарушений не допущено.
Судами нижестоящих судебных инстанций было установлено, что Колосова О.И. с 21 августа 1985 года является инвалидом первой группы бессрочно, зарегистрирована и проживает в квартире общей площадью N. по адресу: "адрес" где ей принадлежит 3/4 доли в праве собственности.
Согласно пункту 16, выданной Колосовой О.И, ИПРА инвалида N N 468.11.69, 2017 к протоколу проведения медико-социальной экспертизы гражданина N 495.11.69.2017 от 02 мая 2017 года бессрочно, она имеет ограничение способности к самообслуживанию, степень ограничения - 3; ограничение способности к передвижению, степень ограничения - 3; ограничение способности к трудовой деятельности, степень ограничения - 3.
Удовлетворяя в части административные исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались положениями пункта 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-03 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статей 2, 12 Жилищного кодекса Российской Федерации, статей 15, 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181 -ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 09 июля 2016 года N 649 "О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов" (далее - Правила), законом Тверской области от 02 апреля 2019 года N 13-30 "О преобразовании муниципальных образований Тверской области путем объединения поселений, входящих в состав территории муниципального образования Тверской области "Вышневолоцкий район", с городским округом город Вышний Волочек Тверской области и внесении изменений в отдельные законы Тверской области", постановлением Правительства Тверской области от 31 декабря 2017 N 516-пп "Об уполномоченном органе, обеспечивающем координацию мероприятий по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов", Положением о Министерстве социальной защиты населения Тверской области, утвержденным постановлением Правительства Тверской области от 17 октября 2011 года N 71-пп, приказом Министерства социальной защиты населения Тверской области от 22 марта 2018 года N 54-нп "Об утверждении Положения о порядке образования и работы муниципальных комиссий по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов на территории муниципальных образований Тверской области", поскольку в процессе рассмотрения спора было установлено, что
выполнение работ по приспособлению жилого помещения инвалида Колосовой О.И. и общего имущества в многоквартирном доме, в котором она проживает, не организовано до настоящего времени, что свидетельствует о нарушении её права на обеспечение условий доступности.
Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции с указанными выводами судов соглашается.
Статья 7 Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно пункту 5.1 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают условия для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах.
Пункт 2 статьи 12 Жилищного кодекса Российской Федерации относит к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относится в числе прочего установление порядка обеспечения условий доступности для инвалидов к жилым помещениям, а также общему имуществу в многоквартирном, доме, в том числе придомовой территории.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон N 181-ФЗ) социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условий для преодоления замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Согласно пунктам 1 и 3 части 1 статьи 15 Федерального закона N 181-ФЗ федерального органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников):
- условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам;
- возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски.
Жилые помещения, занимаемые инвалидами, оборудуются специальными средствами и приспособлениями в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида (абзац восьмой статьи 17 Федерального закона N 181-ФЗ).
В силу пункта 2 Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09.07.2016 N 649 "О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов" (далее по тексту - Правила) установлено, что доступность для инвалида жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, обеспечивается посредством приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида. Под указанным приспособлением понимается изменение и переоборудование жилого помещения инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в указанном помещении, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению.
Обследование жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, осуществляется в целях оценки приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, а также оценки возможности их приспособления с учетом потребностей инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в таком помещении, в том числе ограничений, вызванных стойкими расстройствами двигательной функции, сопряженными с необходимостью использования кресла-коляски, иных вспомогательных средств передвижения (подпункт "а" пункта 4 Правил).
В соответствии с пунктом 6 Правил обследование жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда, а также частного жилищного фонда, осуществляется муниципальными комиссиями по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, создаваемыми органами местного самоуправления.
По результатам работы указанной выше комиссии оформляется акт обследования жилого помещения инвалида (пункты 12, 13 Правил) и принимается решение об экономической целесообразности (нецелесообразности) реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, заключение о возможности (отсутствии возможности) приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид (пункты 17 - 20 Правил).
Результатом работы комиссии является заключение о возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида или заключение об отсутствии такой возможности. Формы соответствующих заключений утверждаются Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (пункт 18 Правил).
Для принятия решения о включении мероприятий в план мероприятий заключение, предусмотренное пунктом 1.9 настоящих Правил, в течение 10 дней со дня его вынесения направляется федеральной комиссией в уполномоченный федеральный орган, региональной комиссией - в уполномоченный орган, муниципальной комиссией - главе муниципального образования по месту нахождения жилого помещения инвалида (пункт 22 Правил
Из вышеприведенных правовых норм следует, что инвалиду должна быть обеспечена возможность беспрепятственного доступа в жилой дом, в котором он проживает, и возможность пользования общим имуществом жилого дома, в котором он проживает, исходя из потребностей самого инвалида, с учетом особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью, и наличия технической возможности для приспособления мест общего пользования многоквартирного дома под потребности инвалида.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 13.05.2010 N 689-О-О указано, что органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации. Финансирование деятельности органов местного самоуправления, иных уполномоченных субъектов, реализующих публичную обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов, осуществляется за счет средств местных бюджетов. В случае недостаточности собственных средств для покрытия соответствующих расходов муниципальные образования вправе рассчитывать на оказание им Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации финансовой помощи целевого характера, а также привлекать средства из иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Как установлено судами, постановлением главы Администрации Борисовского сельского поселения N22 от 25 июля 2018 года создана комиссия на территории Борисовского сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов к обеспечения условий их доступности для инвалидов.
15 октября 2018 года указанной комиссией проведено обследование жилого помещения инвалида Колосовой О.И. и общего имущества в многоквартирном доме по адресу: "адрес", "адрес", по результатам которого составлен акт N1 о несоответствии указанного жилого помещения инвалида требованиям подп. "а", "б", "г" п.25, подп. "а", "б", "в" п.26, п.27, п.28, подп. "а", "в" "д", "е", "з" г 29, п.34, п.35, п.37.
Комиссией с учетом наличия технической возможности для приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, сделан вывод о необходимости приспособления жилого помещения и общего имущества жилого помещения с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий доступности.
Актом комиссии от 15октября 2018 года определен перечень мероприятий по приспособлению жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, а именно: обустройство крыльца в соответствии с п.п. "а", "б", "г" п. 25 Правил N к 649; обустройство лестницы в соответствии с п.п. "а", "б", "в" п. 26 Правил N649; обустройство пандуса крыльца в соответствии с п. 27 Правил N 649; обустройство навеса крыльца в соответствии I п. 28 Правил N 649, обустройство двери для входа в многоквартирный дом и соответствии с п.п. "а", "в", "д", "е" и "з" п. 29 Правил N 649; приведение в соответствие с п. 34 Правил N 649 входных, внутренних квартирных дверей; приведение в соответствие с п. 35 Правил N 649 дверных коробок входных дверей; обустройство санузла в соответствии с п.п. "а" п. 37 Правил N 649.
По итогам работы 22 января 2019 года комиссией вынесено заключение N 1 о возможности приспособления жилого помещения инвалида Колосовой О.И. и общего имущества в многоквартирном доме, где она проживает с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида.
Согласно пункту 14 Правил перечень мероприятий может включать в себя: а) минимальный перечень мероприятий, финансирование которых осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований в соответствии с утвержденными в установленном порядке государственными и муниципальными программами, направленными на обеспечение социальной поддержки инвалидов. В результате проведения таких мероприятий жилое помещение инвалида должно быть приведено в соответствие с требованиями, предусмотренными разделом IV настоящих Правил; б) оптимальный перечень мероприятий, финансирование которых может осуществляться за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований в соответствии с утвержденными в установленном порядке государственными и муниципальными программами, направленными на обеспечение социальной поддержки инвалидов. В результате проведения таких мероприятий общее имущество многоквартирного дома, в котором проживает инвалид, должно быть приведено в соответствие с требованиями, предусмотренными разделом III настоящих Правил; в) максимальный перечень мероприятий, которые выполняются по специальному заказу инвалида или членов семьи инвалида за счет их средств или средств иных источников финансирования, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Указанные в акте от 15 октября 2018 года мероприятия в соответствии с п.п. "а" и "б" п. 14 Правил N 649 относятся к минимальному перечню мероприятий, финансирование которых осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований в соответствии с утвержденными в установленном порядке государственными и муниципальными программами, направленными на обеспечение социальной поддержки инвалидов (в результате проведения таких мероприятий жилое помещение инвалида должно быть приведено в соответствие с требованиями, предусмотренными разделом IV настоящих Правил); и оптимальному перечню мероприятии, финансирование которых может осуществляться за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований в соответствии с утвержденными в установленном порядке государственными и муниципальными программами, направленными на обеспечение социальной поддержки инвалидов (в результате проведения таких мероприятий общее имущество многоквартирного дома, в котором проживает инвалид, должно быть приведено в соответствие с требованиями, предусмотренными разделом III настоящих Правил).
Постановлением главы Администрации Борисовского сельского поселен от 01 июля 2019 года N 28 утвержден план мероприятий по приспособлению жил помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в котором проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда также частного жилищного фонда с учетом потребностей инвалидов обеспечения условий их доступности для инвалидов на 2019 год.
Утвержденные мероприятия по приспособлению жилого помещения инвалида Колосовой О.И. и общего имущества в многоквартирном доме, где она проживает с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида не выполнены.
В связи с чем, судами установлено, что права и законные интересы Колосовой О.С. нарушены бездействием администрации муниципального образования, которое не соответствует положениям, закрепленным в действующих нормативно-правовых актах.
Судебная коллегия кассационной инстанции с учетом всей совокупности обстоятельств и исследованных доказательств соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
Судебная коллегия кассационной инстанции также находит верным вывод судов о том, что надлежащим ответчиком по заявленным требованиям является администрация Вышневолоцкого городского округа Тверской области, как орган местного самоуправления, к компетенции которого отнесено создание условий для осуществления Колосовой О.И. права на жилище, в том числе, обеспечение ей как инвалиду доступности принадлежащего ей жилого посещения и общего имущества многоквартирного дома, в котором оно расположено.
Отсутствие муниципальной программы муниципального образования Вышневолоцкого городского округа Тверской области, направленной на обеспечение социальной поддержки инвалидов, в части приспособления их жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме, в котором они проживают, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности не опровергает выводов суда об имеющемся незаконном бездействии административного ответчика.
Доводы кассационной жалобы об обратном не могут быть приняты во внимание, поскольку сводятся, по сути, к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Вопреки доводам кассационной жалобы, выводы судов первой и апелляционной инстанций полностью соответствуют обстоятельствам административного дела, нормы материального и процессуального права применены верно.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции:
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Вышневолоцкого межрайонного суда Тверской области от 27 мая 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 28 октября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации Вышневолоцкого городского округа Тверской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.