Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Шеломановой Л.В.
судей Смирновой Е.Д, Репиной Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве на решение Щербинского районного суда города Москвы от 17 мая 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 20 августа 2020 года по административному делу по административному иску Мегриш Игоря Шломовича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве об оспаривании решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права в отношении жилого дома и возложении обязанности по восстановлению нарушенного права, Заслушав доклад судьи Шеломановой Л.В, объяснения административного истца Мегриш И.Ш. судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, УСТАНОВИЛА:
Административный истец Мегриш И.Ш. обратился в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление Росреестра по Москве) об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права в отношении жилого дома и возложении обязанности по восстановлению нарушенных прав. Административный иск мотивирован тем, что Мегришь И.Ш. на праве собственности принадлежит земельный участок площадью N. с кадастровым номером N, относящийся к категории земель - земли населенных пунктов, вид разрешённого использования - для дачного строительства, расположенный по адресу: "адрес" (регистрация права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество (далее - ЕГРН) N На указанном земельном участке в 2016 году построен индивидуальный жилой дом, сблокированный с жилым домом, расположенным на смежном земельном участке. 21 декабря 2018 года Управление Росреестра по Москве уведомило административного истца о приостановлении кадастровых действий по заявлению Мегриш И.Г. от 8 декабря 2018 года о кадастровом учете и государственной регистрации права в отношении спорного жилого дома, со ссылкой на пункты 7, 9, 1 части статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" по причине нарушения административным истцом целевого использования земельного участка, предназначенного для индивидуального жилищного строительства.
Решением Щербинского районного суда г. Москвы от 17 мая 2019 года административный иск удовлетворен, признано незаконным решение Управления Росреестра по Москве, изложенное в сообщении от 21 декабря 2018 года о приостановлении государственного кадастрового учета и регистрации права собственности в отношении объекта недвижимости - жилого дома по адресу: "адрес", "адрес" обязанием административного ответчика осуществить государственный кадастровый учет указанного объекта недвижимости и государственную регистрацию права собственности Мегриш И.Ш. на недвижимое имущество.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 20 июля 2020 года решение районного суда оставлено без изменения, апелляционная жалоба административного ответчика Управления Росреестра по Москве оставлена без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поданной представителем Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве во Второй кассационный суд общей юрисдикции, административный ответчик выражает несогласие с вынесенными судебными актами, считает их незаконными, принятыми с существенным нарушением норм материального и процессуального права, просит состоявшиеся судебный акты отменить с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении требований административного истца.
Определением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, судебная коллегия определиларассмотреть дело в их отсутствии.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) основанием для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 данного Кодекса (часть 3 статьи 328 КАС РФ).
При рассмотрении настоящего дела такого рода нарушений не допущено.
Судами нижестоящих судебных инстанций было установлено, что Мегриш И.Ш. является собственником земельного участка с кадастровым номером N, относящийся к категории земель - земли населенных пунктов, вид разрешённого использования - для дачного строительства, расположенного по адресу: "адрес" Право собственности административного истца зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕШРН) о чем имеется запись о регистрации права N от 26 мая 2016 года.
В 2016 году административным истцом в границах принадлежащего ему земельного участка был возведен жилой дом, сблокированный с жилым домом, расположенным на смежном земельном участке.
8 декабря 2018 года Мегриш И.Г обратился в Управление Росреестра по Москве с заявлением о государственной регистрации права собственности на жилой дом, возведенный на этом земельном участке, к которому приложил кадастровый паспорт здания, выписку из ЕГРН.
21 декабря 2018 года административный ответчик приостановил государственную регистрацию в связи с необходимостью запроса дополнительных сведений и устранения недостатков в представленных на регистрацию документах, поскольку представленный на регистрацию жилой дом не отвечает признакам объекта индивидуального жилищного строительства и подпадает под определение блокированного жилого дома, строительство которого производится в соответствии с требованиями градостроительного законодательства, на основании проектной документации, по завершению строительства необходимо получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Заявленный объект недвижимости (жилой дом блокированной застройки) не соответствует виду разрешенного использования земельного участка (дачное строительство).
Удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Мегриш И.Г. представлены для государственной регистрации все необходимые, соответствующие требованиям закона документы, правовые основания для приостановления государственной регистрации отсутствовали.
При этом суд исходил из того, что сблокирование индивидуального жилого дома на земельном участке, представленном для ведения садоводства, допускается действующим законодательством, что предусматривает раздел 6 Свода правил СП 53.13330.2011 "СНиП 30-02-97* Планировка и застройка территории садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения", утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 декабря 2010 года. При этом, понятие "блокирование жилых строений", которое допускается в отношении садовых домов (пункт 1 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ)) не тождественно понятию "жилые дома блокированной застройки" (пункт 2 части 2 статьи 49 ГрК РФ).
С выводами суда первой инстанции согласилась судебная коллегия по административным делам Московского городского суда, указав при этом, что частью 4 статьи 8 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ до 1 марта 2018 года не требуется получение разрешения на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, а также представление данного разрешения для осуществления технического учета (инвентаризации) такого объекта, в том числе для оформления и выдачи технического паспорта такого объекта.
Выводы судов о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований судебная коллегия полагает правомерными, соответствующими нормам материального права, применяемым к спорным правоотношениям, и установленным обстоятельствам дела.
Из содержания пунктов 1, 2 части 3 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в связи с: 1) созданием объекта недвижимости, за исключением случаев, если государственный кадастровый учет осуществляется на основании разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, представленного органом государственной власти, органом местного самоуправления или уполномоченной организацией, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос", в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 19 настоящего Федерального закона; 2) образованием объекта недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 8 - 10 части 5 настоящей статьи.
В силу части 1 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
При этом в соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если:
- не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 5);
- форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 7);- созданный (создаваемый) объект недвижимости, при строительстве (реконструкции) которого в соответствии с законодательством не требуется выдача разрешения на строительство, разрешения на ввод в эксплуатацию, не соответствуют виду разрешенного использования земельного участка, на котором он создан (создается), или не соответствует градостроительному регламенту в случае, если правообладатель такого земельного участка вправе выбрать вид разрешенного использования этого земельного участка без согласований и разрешений (пункт 22);
- земельный участок, на котором создан (создается) объект недвижимости, предоставлен, передан собственником не для целей строительства (размещения) такого объекта (пункт 23).
Из данной нормы права следует, что ограничивая право заявителей на государственный учет и регистрацию объектов недвижимости, государственный регистратор обязан указать, какие именно причины положены в основу приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации недвижимости.
В рассматриваемом случае, приостанавливая осуществление государственного кадастрового учета, регистрирующий орган, ссылаясь на положения части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ, исходил из того, что жилой дом по адресу: "адрес", "адрес", относится к блокированной жилой постройке, в связи с чем, для постановки его на государственный кадастровый учет, в силу статей 51 и 55 Грк РФ, необходимо разрешение на ввод указанного дома в эксплуатацию, а также проектная документация, в то время, как указанные документы заявителями не представлены. Заявленный объект недвижимости (жилой дом блокированной застройки) не соответствует виду разрешенного использования земельного участка (дачное строительство).
Указанный вывод регистрирующего органа обстоятельствам дела не соответствует.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В соответствии с положениями абзаца четвертого статьи 1 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (действовавшего в период возникновения спорных правоотношений) (далее - Закон N 66-ФЗ) дачный земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля).
В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 19 Закона N 66-ФЗ член садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения имеет право осуществлять в соответствии с градостроительными, строительными, экологическими, санитарно-гигиеническими, противопожарными и иными установленными требованиями (нормами, правилами и нормативами) строительство и перестройку жилого строения, хозяйственных строений и сооружений - на садовом земельном участке; жилого строения или жилого дома, хозяйственных строений и сооружений на дачном земельном участке; некапитальных жилых строений, хозяйственных строений и сооружений - на огородном земельном участке.
В соответствии с пунктом 1 части 17 статьи 51 ГрК РФ (в редакции, действовавшей до вступления в силу изменений, внесенных в данную норму Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 340-ФЗ) выдача разрешения на строительство не требовалась в случае строительства, реконструкции на садовом земельном участке жилого дома, садового дома, хозяйственных построек, определенных в соответствии с законодательством в сфере садоводства и огородничества.
Согласно положениям части 2 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) жилым домом признается индивидуально определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
Пунктом 39 (введен Федеральным законом от 3.08.2018 N 340-ФЗ) части 1 статьи 1 ГрК РФ установлено понятие объекта индивидуального жилищного строительства, которым является - отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости. Понятия "объект индивидуального жилищного строительства", "жилой дом" и "индивидуальный жилой дом" применяются в данном Кодексе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации в одном значении, если иное не предусмотрено такими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом параметры, устанавливаемые к объектам индивидуального жилищного строительства названным Кодексом, в равной степени применяются к жилым домам, индивидуальным жилым домам, если иное не предусмотрено такими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
При этом пунктом 6.5 СП 53.13330.2019. Свод правил. Планировка и застройка территории ведения гражданами садоводства. Здания и сооружения (СНиП 30-02-97* Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения), утвержденного и введенного в действие Приказом Минстроя России от 14.10.2019 N 618/пр, предусмотрена возможность группировать и блокировать садовые или жилые дома на двух соседних участках при однорядной застройке и на четырех соседних участках при двухрядной застройке.
Аналогичная возможность предусматривалась и ранее действующими Правилами (СП 53.13330.2011 СНиП 30-02-97 Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения).
Из содержания части 2 статьи 49 ГрК РФ следует, что под жилыми домами блокированной застройки понимаются жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять, и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования.
При этом, в силу части 4 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ (в ред. от 28 февраля 2018 г. N 36-ФЗ) "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" до 1 марта 2020 года не требуется получение разрешения на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, а также представление данного разрешения для осуществления технического учета (инвентаризации) такого объекта, в том числе, для оформления и выдачи технического паспорта такого объекта.
В отношении иных объектов градостроительной деятельности подлежит применению общий порядок строительства и реконструкции, регламентированный, в частности статьями 51, 55 ГрК РФ.
К таким объектам, в частности, относятся и жилые дома блокированной застройки, которые действительно представляют собой вид объектов капитального строительства, отличный от индивидуальных жилых и садовых домов (подпункты 1, 2 части 2, часть 6 статьи 35, подпункты 1, 2 части 2 статьи 49 ГрК РФ), к которым применяется общий порядок, установленный статьями 51, 55 ГрК РФ и для постановки на учет и государственной регистрации права которых требуется разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
В соответствии с частью 10 статьи 40 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.
Суды, установив на основании исследованных доказательств, что объект недвижимого имущества по адресу: "адрес", "адрес". к объектам блокированной жилой застройки не относится, является индивидуальным жилым домом, доказательств несоответствия построенного объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности, не имеется, заявителем представлен необходимый пакет документов для проведения регистрации его права собственности на индивидуальный жилой дом, пришли к выводу, что указанные в оспариваемом уведомлении основания для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении спорного объекта, не нашли своего подтверждения в рамках рассмотрения настоящего дела, в связи с чем признали его незаконным и оснований полагать ошибочными указанные выводы судов судебная коллегия Второго кассационного суда общей юрисдикции не находит.
В целом доводы кассационной жалобы о несогласии с указанными выводами судов первой и апелляционной инстанций, по мотивам их несоответствия обстоятельствам дела и неправильного применения судами норм материального права, сводятся к иной правовой оценке установленных по делу обстоятельств, оснований согласиться с которой, судебная коллегия не усматривает, так как в этой части доводы кассационной жалобы не содержат указаний на обстоятельства, которые не были бы проверены и учтены судами нижестоящих инстанций при рассмотрении настоящего дела и имели бы юридическое значение для правильного разрешения административного спора, влияли бы на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, либо опровергали бы изложенные в них выводы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции:
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Щербинского районного суда города Москвы от 17 мая 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 20 июля 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.