Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Смирновой Е.Д., судей Репиной Е.В., Шеломановой Л.В. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Второго кассационного суда общей юрисдикции поступившую 17 февраля 2021 года в суд первой инстанции кассационную жалобу представителя администрации города Твери Никитиной Е.Б. на решение Московского районного суда г. Твери от 2 июля 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 28 октября 2020 года, вынесенные по административному делу по административному исковому заявлению прокурора Московского района г. Твери в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Твери, Департаменту дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации г. Твери о возложении обязанности устранить выявленные нарушения законодательства о безопасности дорожного движения (присвоенный судом первой инстанции номер дела: N 2а-1008/2020).
Заслушав доклад судьи Смирновой Е.Д, выслушав объяснения представителя административного ответчика представителя администрации г. Твери Никитиной Е.Б, представителя административного истца прокуратуры Московского района г. Твери Русакова И.В, судебная коллегия
установила:
Прокурор Московского района г. Твери, действуя в защиту неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации города Твери, в котором просил:
Обязать в срок до 31 декабря 2020 года устранить выявленные нарушения законодательства о безопасности дорожного движения, выполнить ремонтные работы моста через ручей Хлебный в районе деревни Бобачево в Московском районе г. Твери асфальтобетонного покрытия, категория N 4, индикационный номер 28 401 370 ОП МГ 0048, протяженностью 7 метров, площадь проезжей части 54, 63 кв.м, площадь тротуаров - 12, 02 кв.м, а именно:
- на проезжей части моста через ручей Хлебный в районе деревни Бобачево в Московском районе г. Твери устранить многочисленные повреждения асфальтобетонного покрытия размером 413х190х8 см, площадью 7, 84 кв.м. и обозначить дорожными знаками, направляющими и ограждающими устройствами в соответствии с требованиями пункта 5.2.4 ГОСТ Р 50597-17 и пункта 13 Основных положений;
- на проезжей части моста через ручей Хлебный в районе деревни Бобачево в Московском районе г. Твери устранить повреждения асфальтобетонного покрытия (выбоину) размером 61х62х7 см, площадью 0, 38 кв.м, обозначить дорожными знаками, направляющими и ограждающими устройствами в нарушение требований пункта 5.2.4 ГОСТ Р 50597-17 и пункта 13 Основных положений;
- на проезжей части моста через ручей Хлебный в районе деревни Бобачево в Московском районе г. Твери ограничить доступ к колодцу подземных коммуникаций, установить временные дорожные знаки, информирующие участников дорожного движения о препятствии, в соответствии с требованиями пункта 14 Основных положений, пункта 4.4 ГОСТ Р 50597-17;
- напротив дома N 53 корпус 6 по ул. Орджоникидзе в Московском районе г. Твери при подъезде к мосту через ручей Хлебный в районе деревни Бобачево в Московском районе г. Твери обеспечить видимость дорожного знака 3.11 "Ограничение массы" в соответствии с требованиями пункта 5.4.8 ГОСТ Р 52289-2004 и пункта 13 Основных положений;
- на проезжей части проезда Промышленный напротив дома N 51А по ул. Орджоникидзе г. Твери обеспечить видимость горизонтальной дорожной разметки 1.14.1 (пешеходный переход), в соответствии с требованиями пункта 6.2.17 ГОСТ Р 52289-2004 и пункта 13 Основных положений.
2. Обязать администрацию г. Твери в срок до 1 ноября 2020 года устранить выявленные нарушения законодательства о безопасности дорожного движения, выполнить ремонтные работы моста через ручей Хлебный в районе деревни Бобачево в Московском районе г. Твери в соответствии с ОДМ 218.4.001-2008 "Методические рекомендации по организации обследования и испытания мостовых сооружений на автомобильных дорогах", а именно:
- отремонтировать и восстановить балки пролетных строений с устройством надежного поперечного объединения;
- демонтировать существующие тротуары и устроить новые;
- увеличить ширину проезжей части до 4, 5 метров и ширину тротуаров до 1 метра;
- демонтировать существующие шкафные стенки устоев и устроить новые, выполнить ремонт поверхности бетона насадок устоев;
- устроить организованный водоотвод с проезжей части моста;
- восстановить укрепление конусов и расчистить подмостовое пространство.
Требования мотивировал наличием на мосту через ручей Хлебный в районе деревни Бобачево и прилегающей к нему дороги в Московском районе г. Твери вышеперечисленных нарушений, выявленных в ходе обследования от 9 декабря 2019 года.
Определением Московского районного суда г. Твери от 2 июля 2020 года принят отказ от иска и прекращено производство по делу в части требований о возложении обязанности:
- на проезжей части моста через ручей Хлебный в районе д. Бобачево в Московском районе г. Твери обозначить дорожными знаками, направляющими и ограждающими устройствами (абзацы 2, 3 пункта 1 требований);
- на проезжей части моста через ручей Хлебный в районе д. Бобачево в Московском районе г. Твери установить временные дорожные знаки, информирующие участников дорожного движения о препятствии (абзац 4 пункта 1 требований).
Решением Московского районного суда г. Твери от 2 июля 2020 года постановлено:
Административное исковое заявление прокурора Московского района г. Твери в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Твери и Департаменту дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации г. Твери о возложении обязанности устранить выявленные нарушения законодательства о безопасности дорожного движения и выполнить ремонтные работы моста через ручей Хлебный в районе д. Бобачево в Московском районе г. Твери удовлетворить частично.
Обязать администрацию г. Твери и Департамент дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации г. Твери в пределах компетенции каждого из административных ответчиков в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения законодательства, восстановить транспортно-эксплуатационные характеристики моста через ручей Хлебный в районе д. Бобачево в Московском районе г. Твери и привести их в нормативное состояние, а именно:
- отремонтировать и восстановить балки пролетных строений с устройством надежного поперечного объединения;
- демонтировать существующие шкафные стенки устоев и устроить новые, выполнить ремонт поверхности бетона насадок устоев;
- устроить организованный водоотвод с проезжей части моста, восстановить укрепление конусов и расчистить подмостовое пространство;
- увеличить ширину проезжей части до 4, 5 метров;
- привести тротуары в нормативное состояние, в том числе по периметру ширины 1 метр и сообщить об устранении нарушений в Московский районный суд г. Твери и прокуратуру Московского района г. Твери в течение 1 месяца со дня истечения срока, установленного для исполнения соответствующей обязанности.
В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказать.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 28 октября 2020 года решение Московского районного суда г. Твери от 2 июля 2020 года в удовлетворенной части изменено, в указанной части решение изложено в следующей редакции:
"Обязать администрацию г. Твери и Департамент дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации г. Твери в пределах компетенции каждого из административных ответчиков в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу организовать проведение работ, обеспечивающих безопасность дорожного движения по мосту через ручей Хлебный в районе д. Бобачево в Московском районе г. Твери".
В остальной части решение суда оставлено без изменения, апелляционные жалобы администрации г. Твери и Департамента дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации г. Твери - без удовлетворения.
В кассационной жалобе представителя администрации города Твери Никитиной Е.Б. ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений в удовлетворенной части по мотивам незаконности и необоснованности.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и надлежащим образом. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пунктам 1 и 6 статьи 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Пунктом 40 статьи 41 Устава г. Твери, утвержденного решением Тверской городской Думы от 23 января 2019 года N 2, предусмотрено, что администрация г. Твери организует дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах г. Твери и обеспечивает безопасность дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковой (парковочных мест), осуществляет муниципальный контроль за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах г. Твери, организует дорожное движение, а также осуществляет иные полномочия в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" строительные конструкции и основание сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе эксплуатации не возникло угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических и юридических лиц, государственному и муниципальному имуществу, окружающей среде.
Безопасность сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов сооружения.
Суд первой инстанции, установив аварийное состояние моста через ручей Хлебный в районе д. Бобачево в Московском районе г. Твери, незаконное бездействие административных ответчиков по его содержанию, создающее угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в частности, пешеходов и лиц, проезжающих по указанному мосту в ГКОУ "Тверская школа-интернат N 2" либо из названного учреждения, возложил на них обязанность по устранению выявленных нарушений, перечисленных в пункте 2 просительной части иска.
Изменяя решение районного суда в удовлетворенной части исковых требований, судебная коллегия апелляционной инстанции исходила из того, что способ восстановления нарушенных прав судом первой инстанции определен исходя из перечня работ, установленных специалистом - главным инженером НППЦ ТвГТУ Смелянским И.В. по результатам обследования мостового сооружения, имеющего, согласно его же пояснительной записке, рекомендательный характер.
Ссылаясь на указанное обстоятельство, а также наличие в мостовом сооружении опасных дефектов категории Б3, которые согласно ОДМ 218.4.001-2008 "Методические рекомендации по организации обследования и испытания мостовых сооружений на автомобильных дорогах" в значительной степени снижают транспортно-эксплуатационные показатели мостового сооружения и требуют введение существенных ограничений движения; наличие дефектов категории Б2, которые свидетельствуют о необходимости проведения ремонта или капитального ремонта мостового сооружения по специальному проекту; наличие дефектов категории Д3, указывающих на ограниченный остаточный ресурс конструкций и необходимости подготовки и проведения срочного капитального ремонта мостового сооружения или его реконструкции, ссылаясь на отсутствие проектного задания по устранению дефектов мостового сооружения, суд второй инстанции пришел к выводу об отсутствии достаточных оснований полагать, что определенные судом виды работ исчерпывающим образом и в полной мере обеспечат безопасность движения по данному мосту.
В этой связи в целях восстановления нарушенных прав неопределенного круга лиц судебная коллегия возложила на административных ответчиков в пределах компетенции каждого из них обязанность организовать проведение работ, обеспечивающих безопасность дорожного движения по вышеуказанному мосту, указав при этом, что конкретные виды работ могут быть определены лишь при выполнении соответствующих проектно-изыскательных работ в ходе дорожной деятельности.
Не соглашаясь с апелляционным определением, в кассационной жалобе указывается на принятие судом второй инстанции судебного акта, не соответствующего критериям четкости, ясности, доступности и допускающего возможность неоднозначного и произвольного толкования при его исполнении.
Судебная коллегия приведенные доводы находит заслуживающими внимания.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", исходя из того, что решение является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств.
В связи с этим в ней должно быть четко сформулировано, что именно постановилсуд как по первоначально заявленному иску, так и по встречному требованию, если оно было заявлено, кто, какие конкретно действия и в чью пользу должен произвести, за какой из сторон признано оспариваемое право.
В силу требований статьи 16 КАС РФ об обязательности судебных постановлений, статьи 187 КАС РФ об исполнении решения суда в совокупности с положениями приведенного пункта 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", решение должно быть исполнимым.
Однако резолютивная часть решения суда апелляционной инстанции о возложении на административных ответчиков обязанности организовать проведение работ, обеспечивающих безопасность дорожного движения по мосту, не содержащая исчерпывающих выводов относительно этих работ и их характера, не является исполнимой.
С учетом изложенного, судебная коллегия находит, что допущенное судом апелляционной инстанции нарушение норм процессуального права является существенным, в связи с чем апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 28 октября 2020 года нельзя признать законным, и по изложенным основаниям оно подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Руководствуясь статьями 328, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 28 октября 2020 года отменить, дело направить на новое апелляционное рассмотрение в Тверской областной суд.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий Е.Д. Смирнова
Судьи: Е.В. Репина
Л.В. Шеломанова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 8 апреля 2021 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.