Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Рахманкиной Е.П, судей Анатийчук О.М, Войты И.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Объединённые торговые центры Регионов" (далее - ООО "Объединенные Торговые центры Регионов") на решение Московского городского суда от 5 августа 2020 года (дело N 3а-2955/2020) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда обшей юрисдикции от 19 ноября 2020 года (дело N 66а-5738/2020) по административному делу по административному исковому заявлению ООО "Объединенные Торговые центры Регионов" об оспаривании результатов кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Заслушав доклад судьи Войты И.В, выслушав объяснения представителя ООО "Объединенные Торговые центры Регионов" по доверенности Шарковой К.П, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, установила:
ООО "Объединенные Торговые Центры Регионов" обратилось в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов кадастровой стоимости принадлежащих обществу на праве собственности объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости: нежилого помещения с кадастровым номером N, общей площадью 26410, 8 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", в размере 1 106 137 020 рублей; нежилого помещения с кадастровым номером N общей площадью 16270, 1 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", в размере 588 762 990 рублей.
Требования мотивированы тем, что общество, используемая для расчета налога кадастровая стоимость объектов недвижимости, утвержденная по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ распоряжением Департамента городского имущества "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N в отношении нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 2 058 882 173, 56 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 1 371 787 612, 04 рублей, не соответствует его рыночной стоимости, определенной в отчетах об оценке рыночной стоимости ООО "КрасКонсалт" N N/2 от ДД.ММ.ГГГГ, N от ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Московского городского суда от 18 августа 2020 года административные исковые требования ООО "Объединенные Торговые Центры Регионов" удовлетворены, установлена кадастровая стоимость объектов недвижимости равная их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2018 года: нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 1 798 090 000 рублей; нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 1 176 213 000 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 9 июля 2020 года решение суда первой инстанции оставлена без изменения, апелляционная жалоба Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы - без удовлетворения.
В кассационной жалобе ООО "Объединенные Торговые Центры Регионов" просит об отмене состоявшихся по делу судебных актов и направлении дела на новое рассмотрение, а также назначении по делу повторной судебной оценочной экспертизы, ссылаясь на нарушения судами норм материального и процессуального права. В жалобе указывается, что заключение судебной оценочной экспертизы, положенной в основу обжалуемых судебных актов, не соответствует положениям законодательства в области оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки, поскольку использованная экспертом методика приводит к серьезным погрешностям и существенному искажению итогового результата. В нарушение норм процессуального права, суды отказали в удовлетворении ходатайства о назначении повторной судебной оценочной экспертизы, а также в удовлетворении требований о распределении судебных расходов по проведению экспертизы в размере 240 000 рублей.
Определением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 26 февраля 2021 года кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, судебная коллегия, на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ), определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя административного истца, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
В соответствии с частью 2 статьей 328 КАС РФ основанием для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 данного Кодекса (часть 3 статьи 328 КАС РФ).
При рассмотрении настоящего дела такие нарушения не допущены.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО "Объединенные Торговые Центры Регионов" является собственником объектов недвижимости: нежилого помещения с кадастровым номером N, общей площадью 26410, 8 кв. м, расположенного по адресу: "адрес"д; нежилого помещения с кадастровым номером N, общей площадью 16270, 1 кв. м, расположенного по адресу: "адрес".
На основании положений главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации и Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" административный истец является плательщиком налога на имущество организаций, размер которого исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 29 ноября 2018 года N 40557 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в городе Москве по состоянию на 1 января 2018 года" кадастровая стоимость объектов недвижимости по состоянию на 1 января 2018 года составляет: нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 2 058 882 173, 56 рублей; нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 1 371 787 612, 04 рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-Ф3 "О государственной кадастровой оценке" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Согласно положениям части 7 статьи 22 названного федерального закона результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.
Таким образом, юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, вправе оспорить результаты кадастровой оценки в судебном порядке, при этом закон не связывает возможность реализации данного права с позицией органов исполнительной власти, а также с обоснованностью размера налоговых платежей.
В обоснование заявленных требований административный истец представил отчёты об оценке рыночной стоимости принадлежащих ему объектов недвижимости N N от ДД.ММ.ГГГГ, N от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленные ООО "КрасКонсалт", согласно которым рыночная стоимость объектов недвижимости по состоянию на 1 января 2018 года составляет: для нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 1 106 137 020 рублей; для нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 588 762 990 рублей.
В связи с возражениями Департамента городского имущества города Москвы, по ходатайству административного истца судом первой инстанции назначена судебная оценочная экспертиза.
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы, подготовленному экспертом АО "Международный Центр оценки" N от ДД.ММ.ГГГГ, установлено наличие нарушений требований законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки при составлении отчётов, которые существенно повлияли на определение итоговой величины рыночной стоимости объекта недвижимости. Одновременно экспертом определена рыночная стоимость объектов недвижимости по состоянию на 1 января 2018 года для нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 1 798 090 000 рублей, и для нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 1 176 213 000 рублей.
Разрешая спор и устанавливая кадастровую стоимость объектов недвижимости равной их рыночной стоимости, определенной в заключение судебного эксперта, суд первой инстанции исходил из того, что названное заключение экспертизы является допустимым доказательством, сомневаться в достоверности которого у суда оснований не имеется. Экспертное заключение соответствует действующему законодательству об экспертной и оценочной деятельности, содержит подробное описание проведенного исследования, проведенные уточненные расчеты, иные сведения, имеющие существенное значение. Заключение основано на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе научных и практических данных, изложенные в нем суждения достаточным образом мотивированы, полученные результаты не допускают их неоднозначное толкование, приведенные в заключении ответы соответствуют поставленным вопросам и носят исчерпывающий характер.
С таким выводом суда правомерно согласился суд апелляционной инстанции, не найдя оснований для отмены или изменению решения суда.
Судебная коллегия находит выводы суда первой и апелляционной инстанций верными, основанными на правильном применении и толковании норм материального права, с соблюдением норм процессуального права. Приведенная в судебных актах оценка экспертного заключения, как доказательства по данному административному делу, соответствует требованиям статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, о чём подробно мотивировано в обжалуемых судебных актах.
Доводы кассационной жалобы направлены на оспаривание обоснованности выводов судов об установленных обстоятельствах дела, иное толкование норм права, и не могут служить предусмотренными статьёй 328 КАС РФ основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями статьи 329 КАС РФ, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций при разрешении дела, и правом переоценки доказательств не наделен.
Несогласие ООО "Объединённые Торговые Центры Регионов" с оценкой судами первой и апелляционной инстанций доказательств по делу, в частности, с заключением судебной оценочной экспертизы, не является основанием для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Доводы кассационной жалобы о необоснованном отказе во взыскании с административного ответчика расходов по оплате судебной экспертизы, были предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции и обоснованно признаны несостоятельными с приведением убедительных мотивов в апелляционном определении.
Принимая во внимание, что суды первой и апелляционной инстанций правильно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, проверили доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, правильно применили закон, подлежащий применению к спорному правоотношению, выводы судов мотивированы и подтверждены имеющимися в деле доказательствами, которым дана надлежащая правовая оценка, суд кассационной инстанции пришел к выводу о том, что обжалуемые судебные акты являются законными и обоснованными, в связи с чем, основания для их отмены по доводам, содержащимся в кассационной жалобе, отсутствуют.
Процессуальных нарушений влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, предусмотренных частью 1 статьи 310 КАС РФ, не установлено.
В силу изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Московского городского суда от 5 августа 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда обшей юрисдикции от 19 ноября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Объединенные Торговые Центры Регионов"- без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.