Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Сокуровой Ю.А, судей Копылова-Прилипко Д.А, Жерненко Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-130/2020 (номер, присвоенный судом первой инстанции) по иску ФИО1, ФИО2 к Администрации муниципального образования - Клепиковский муниципальный район, Министерству строительного комплекса "адрес" о предоставлении жилого помещения по договору социального найма
по кассационной жалобе ФИО1, ФИО2 на решение Клепиковского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Рязанского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав доклад судьи Копылова-Прилипко Д.А, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО1 и ФИО2 обратились в суд с иском к Администрации муниципального образования - Клепиковский муниципальный район, Министерству строительного комплекса "адрес", просят: признать незаконным отказ Министерства строительного комплекса "адрес" в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, либо предоставлении субсидий для приобретения или строительства жилого помещения; признать право истцов на предоставление жилого помещения по договору социального найма для военнослужащих; обязать Министерство строительного комплекса "адрес" передать государственные полномочия Администрации муниципального образования - Клепиковский муниципальный район по обеспечению семьи ФИО1 за счет средств федерального бюджета, включенного в список нуждающихся в предоставлении жилых помещений для военнослужащих; обязать Администрацию муниципального образования - Клепиковский муниципальный район предоставить истцам жилое помещение по договору социального найма для военнослужащих.
Решением Клепиковского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Рязанского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе ФИО1 и ФИО2 просят отменить судебные акты, как незаконные и необоснованные.
Администрацией муниципального образования - Клепиковский муниципальный район и Министерством строительного комплекса "адрес" представлены письменные отзывы на кассационную жалобу.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились (представителей не направили), о его времени и месте извещены надлежащим образом. ФИО1 и ФИО2 в лице представителя просили рассмотреть дело в их отсутствии.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на неё по правилам статьи 349.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции находит, что имеются основания для отмены решения и апелляционного определения по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения были допущены при рассмотрении настоящего дела.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 являлся военнослужащим, он был уволен с военной службы ДД.ММ.ГГГГ по сокращению штатов.
Постановлением мэра "адрес" N от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 в составе семьи из 4-х человек, принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с постановлением Совета Министров от ДД.ММ.ГГГГ N и ДД.ММ.ГГГГ N "О мерах по улучшению обеспечения жилой площадью лиц офицерского состава, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы, уволенных в запас или отставку" /л.д.111/.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в Администрацию "адрес" с заявлением о снятии его с учета и о направлении дела Главе Администрации МО - Екшурское сельское поселение в связи с изменением постоянного места жительства /л.д.109об./.
Постановлением Администрации "адрес" N-г от ДД.ММ.ГГГГ /л.д.110/ старший лейтенант запаса ФИО1 снят с учёта граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений); документы учетного дела направлены в орган местного самоуправления по вновь избранному постоянному месту жительства - Администрации МО - Екшурское сельское поселение.
Письмом Департамента по управлению муниципальным имуществом Администрации "адрес" N от ДД.ММ.ГГГГ учётное дело ФИО1, относящегося к категории граждан, уволенных с военной службы в запас, направлено Администрации МО - Екшурское сельское поселение /л.д.140/.
Решением жилищно-бытовой комиссии Администрации МО - Екшурское сельское поселение Клепиковского муниципального района N от ДД.ММ.ГГГГ /л.д.160об./ ФИО1 принят на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (получения жилого помещения), как военнослужащий, уволенный в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями (сокращение штатов), имея при этом общую продолжительность военной службы более 10 лет, и принятый на учёт в качестве нуждающегося в получении жилого помещения по месту прохождения военной службы до ДД.ММ.ГГГГ.
Данное решение жилищно-бытовой комиссии утверждено Постановлением Администрации МО - Екшурское сельское поселение Клепиковского муниципального района N от ДД.ММ.ГГГГ /л.д.160/.
В 2014 году Министерством строительного комплекса "адрес" проведена проверка учётного дела ФИО1, по результатам которой, ДД.ММ.ГГГГ сообщено, что в заявлении ФИО1 указаны все члены семьи, не проживающие совместно с ним, а также, что в мае 2011 года ФИО1 с супругой произвели отчуждение принадлежащего им жилого дома по адресу: "адрес", д. Тамышево, "адрес", что не было учтено при постановке на учет /л.д.157-158/.
Решением жилищно-бытовой комиссии от ДД.ММ.ГГГГ N ФИО1 снят с учёта в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (получении жилого помещения) на основании статьи 53 Жилищного кодекса Российско Федерации в связи с намеренным ухудшением жилищных условий /л.д.179/. Указанное решение утверждено Постановлением Администрации МО - Екшурское сельское поселение Клепиковского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ N /л.д.180/.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 вновь обратился с заявлением в Администрацию МО - Екшурское сельское поселение Клепиковского муниципального района о постановке на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения /л.д.170/.
Решением жилищно-бытовой комиссии N от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 в принятии на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения отказано, так как не истёк срок, установленный статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, после намеренного ухудшения жилищных условий /л.д.171/. Указанное решение жилищно-бытовой комиссии утверждено постановлением N Администрации МО - Екшурское сельское поселение Клепиковского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ /л.д.172/.
Апелляционным определением Рязанского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Клепиковского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ решение жилищно-бытовой комиссии от ДД.ММ.ГГГГ и Постановление администрации от ДД.ММ.ГГГГ, признаны законными /л.д.185-187/.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 вновь обратился с заявлением в Администрацию МО - Екшурское сельское поселение Клепиковского муниципального района о постановке на учет в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее, также - Закон N 76-ФЗ) /л.д.109/.
Решением жилищно-бытовой комиссии N от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденным распоряжением Администрации МО - Екшурское сельское поселение N от ДД.ММ.ГГГГ /л.д.129-129об/, ФИО1 принят на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (получения жилого помещения), как военнослужащий, уволенный в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями (сокращение штатов), имея при этом общую продолжительность военной службы более 10 лет и принятый на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения по месту прохождения военной службы до ДД.ММ.ГГГГ; ФИО1 внесён в списки на внеочередное получение жилого помещения.
Решением той же жилищно-бытовой комиссии N от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденным постановлением Администрации МО - Екшурское сельское поселение N от ДД.ММ.ГГГГ /л.д.17-19/, ФИО2 признана членом семьи военнослужащего запаса, офицерского состава ФИО1, уволенного в запас; соответствующие изменения внесены в состав семьи учётного дела ФИО1
ДД.ММ.ГГГГ истцы обратились в Министерство строительного комплекса "адрес" с заявлением о принятии решения о предоставлении им жилого помещения по договору социального найма либо предоставлении субсидии для приобретения или строительства жилого помещения /л.д.20-21/.
Письмом Министерства строительного комплекса "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N/юл-358 /л.д.22/ истцам сообщено, что в 1996 году в связи с изменением места жительств и выездом из "адрес" (последнее место жительства) в "адрес" ФИО1 не были предприняты своевременные действия по постановке на учет в качестве нуждающихся в получении жилого помещения в органах местного самоуправления "адрес" по категории граждан, уволенных с военной службы, что предусмотрено Правилами, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, в связи с чем, законные основания для предоставления жилого помещения либо субсидии у министерства отсутствуют.
Полагая, что данный отказ является незаконным, истцы обратились в суд.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что при снятии ДД.ММ.ГГГГ с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий ФИО1 утратил право состоять на данном учете и соответственно утратил право, возникшее у него до ДД.ММ.ГГГГ, на обеспечение жилым помещением в соответствии нормами Закона N 76-ФЗ. В 2016 году при рассмотрении нового заявления ФИО1 о постановке на учет у Администрации МО - Екшурское сельское поселение отсутствовали полномочия на принятие на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях граждан, уволенных с военной службы.
Апелляционная инстанция выводы районного суда поддержала.
Вместе с тем, эти выводы нельзя признать правильными.
Так, согласно части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации определенным в законе категориям граждан, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Специальным законом, который в соответствии с Конституцией Российской Федерации определяет права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, является Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (преамбула) (далее - Закон N 76-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 3 Закона N 76-ФЗ правовая защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав, социальных гарантий и компенсаций указанных лиц и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации.
Реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей возлагается на органы государственной власти, федеральные государственные органы, органы местного самоуправления, федеральные суды общей юрисдикции, правоохранительные органы в пределах их полномочий, а также является обязанностью командиров (начальников) (далее - командиры) (пункт 4 этой же статьи).
Никто не вправе ограничивать военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в правах и свободах, гарантированных Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Должностные лица органов государственной власти, федеральных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, а также командиры, виновные в неисполнении обязанностей по реализации прав военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, несут ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 5 названной статьи).
Обязывая органы государственной власти создавать условия для осуществления права на жилище, которое признается международным сообществом в качестве элемента права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах) и которое в условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации реализуют в основном самостоятельно, Конституция Российской Федерации вместе с тем предусматривает, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40, части 2 и 3).
Отнеся к лицам, которые обеспечиваются жильем бесплатно или за доступную плату, военнослужащих и граждан, выполнивших возлагавшиеся на них по контракту обязанности военной службы, федеральный законодатель исходил из того, что военная служба, по смыслу статей 32 (часть 4), 37 (часть 1) и 59 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 71 (пункт "м"), 72 (пункт "б" части 1) и 114 (пункты "д", "е" части 1), представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах, а лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции; этим, а также самим характером военной службы, предполагающей выполнение военнослужащими задач, которые сопряжены с опасностью для их жизни и здоровья, и иными специфическими условиями прохождения службы, определяется особый правовой статус военнослужащих, содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к государству (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N-П, от ДД.ММ.ГГГГ N-П и от ДД.ММ.ГГГГ N-П).
Закон N 76-ФЗ о статусе военнослужащих, устанавливающий основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, а также граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, предусматривает ряд государственных гарантий и компенсаций, в том числе для тех граждан, которые увольняются, прослужив длительное время, с военной службы и не имеют при этом жилища или нуждаются в улучшении жилищных условий.
По настоящему делу ответчиками не оспаривается правомерность постановки ФИО1 на учёт нуждающихся в жилых помещениях с 1992 года и с 2016 года по причине необеспеченности жилым помещением.
Ответчиками оспаривается само право Администрации МО - Екшурское сельское поселение о постановке на учёт ФИО1 в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (получения жилого помещения), как военнослужащего /л.д.49-50, 58-60, 63-64/, при отсутствии вины ФИО1, который действовал добросовестно.
Суды нижестоящих инстанций, сославшись на пункты 1, 2 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан", Постановление "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении Порядка предоставления гражданам, обеспечиваемым жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан", жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения", "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями граждан в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан", согласились с позицией ответчиков, указав, что у Администрации МО - Екшурское сельское поселение не имелось полномочий по постановке ФИО1 на жилищный учёт.
Вместе с тем, в нарушение положений статей 67, 71, 195 - 198, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суды не установили обстоятельства, касающиеся характера возникших отношений между истцами и Администрацией МО - Екшурское сельское поселение, в том числе, является ли ФИО1 состоящим на учёте по каким-либо иным основаниям; предполагает ли постановка на такой учёт удовлетворение заявленных требований с учётом предмета иска.
Суды не определили орган, в ведении которого находятся вопросы о защите жилищных прав бывшего военнослужащего ФИО1, в том числе, с учётом положений статьи "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-ОЗ; является ли таковым органом Министерство строительного комплекса "адрес" (к которому ФИО1 также предъявил требования в рамках настоящего иска), отказывало ли это Министерство в защите жилищных прав ФИО1
Статьёй 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что решение суда должно быть законным и обоснованным.
Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в пунктах 2 и 3 постановления от ДД.ММ.ГГГГ N "О судебном решении" разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. ст. 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии с частью 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных настоящей главой.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", по смыслу статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.
Таким образом, апелляционное определение также должно соответствовать общим требованиям, предъявляемым к решению суда статьёй 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, то есть должно быть законным и обоснованным.
Между тем, вынесенное судебное постановление указанным требованиям закона не соответствует.
С учетом изложенного судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции находит, что допущенные судами нижестоящих инстанций нарушения норм материального и процессуального права являются существенными, они повлияли на исход дела и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителей, в связи с чем, решение Клепиковского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Рязанского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, оно подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить дело в зависимости от установленных обстоятельств и в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
Решение Клепиковского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Рязанского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ отменить. Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.