Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе председательствующего Щегловой Е.С., судей Климовой О.С., Ионовой А.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации муниципального образования городское поселение город Нерехта муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области, Муниципальному бюджетному учреждению "Архитектура, градостроительство и городское хозяйство", Департаменту по труду и социальной защите населения Костромской области о признании недействительным дополнительного соглашения к договору социального найма, восстановлении на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении и на учете для получения социальной выплаты (номер дела, присвоенный в суде первой инстанции, 289/2020)
по кассационной жалобе ФИО1 на решение Нерехтского районного суда Костромской области от 28 февраля 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Костромского областного суда от 22 июля 2020 г.
Заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Щегловой Е.С, установила:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Администрации муниципального образования городское поселение город Нерехта муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области (далее - Администрация города Нерехта), Муниципальному бюджетному учреждению "Архитектура, градостроительство и городское хозяйство", Департаменту по труду и социальной защите населения Костромской области о признании недействительным дополнительного соглашения к договору социального найма, восстановлении на учете нуждающеихся в жилом помещении и на учете для получения социальной выплаты.
Иск мотивирован тем, что с 1979 г. по 1996 г. истец проживала и работала в районах Крайнего Севера, с 15 октября 1996 г. переехала вместе с "данные изъяты" дочерью на постоянное место жительства в "адрес", где проживала в квартире своей матери по адресу: "адрес".
20 февраля 1997 г. ФИО1 была поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ числилась в общей очереди за N, в льготной очереди как прибывшая из районов Крайнего Севера за N, также была принята на учет Департаментом по труду и социальной защите населения Костромской области для получения социальной выплаты на приобретения жилья в соответствии в Федеральным законом от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей". Постановлением Главы Администрации город Нерехта N 31 от 22 февраля 2007 г. ей на семью из двух человек была предоставлена комната жилой площадью 13, 86 кв.м в коммунальной квартире по адресу: "адрес", муниципальному учреждению "Управление жилым фондом" поручено заключить договор социального найма жилого помещения до момента выделения сертификата на приобретение жилья по подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством".
По договору социального найма жилого помещения N от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между ФИО1 и Администрацией городского поселения город Нерехта и Нерехтский район, комната в коммунальной квартире предоставлена ей в срочное пользование временно на срок до момента выделения сертификата на приобретение жилья, в качестве членов семьи вселены дочь ФИО8 и внучка ФИО9 На основании дополнительного соглашения N от ДД.ММ.ГГГГ наймодателем по договору стало являться МБУ "Архитектура, градостроительство и городское хозяйство", в состав членов семьи нанимателя включен внук ФИО10 В связи с переездом дочери и внуков на постоянное место жительства по другому адресу, для получения субсидии по коммунальным платежам 12 апреля 2019 г. ФИО11 обратилась в МБУ "Архитектура, градостроительство и городское хозяйство" с заявлением об исключении из состава членов семьи нанимателя квартиры ее дочери в внуков. На основании этого заявления было составлено соглашение N от ДД.ММ.ГГГГ к договору социального найма, которое истец подписала, полагая, что относится только к изменению состава семьи. Однако этим соглашением была также изменена редакция пункта 1 раздела 1 договора, согласно которой наймодатель передает нанимателю в бессрочное пользование комнату в коммунальной квартире общей площадью 22, 7 кв.м.
Истец утверждала, что при подписании соглашения N от ДД.ММ.ГГГГ ей не были разъяснены последствия, состоящие в снятии ее с учета нуждающихся в получении жилого помещения и с учета граждан, имеющих право на социальную выплату для приобретения жилья, чем она была введена в заблуждение относительно юридических последствий внесенных изменений. Данное заблуждение истец считала существенным, поскольку отсутствие информации не позволило ей разумно и объективно оценить ситуацию, зная о последствиях, она бы не дала согласие на весенние изменений.
В иске указано, что постановлением Администрации город Нерехта N 693 от 4 сентября 2019 г. ФИО1 снята с учета нуждающихся в жилом помещении на основании пункта 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма.
В ответ на обращение истца в письме Администрации города Нерехта от 1 октября 2019 г. даны разъяснения об ошибочности формулировки договора социального найма жилого помещения о временном (на срок до выделения сертификата) предоставлении комнаты жилой площадью 13, 82 кв.м. и необходимости внесения изменений в договор социального найма о предоставлении комнаты бессрочно с указанием общей площади жилого помещения 22, 7 кв.м. Также указано на отсутствие оснований для признания ее нуждающейся в улучшении жилищных условий в связи с обеспеченностью жилым помещением по норме и на утрату ею права на получение жилищной субсидии.
Письмом Департамента по труду и социальной защите населения Костромской области от 19 ноября 2019 г. ФИО11 уведомлена о снятии ее с учета граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья на основании подпункта 9 пункта 18 Порядка регистрации и учета граждан Российской Федерации, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного приказом Департамента по труду и социальной защите населения Костромской области от 14 марта 2018 г. N 160, т.е. в связи с изменением условий и отпадением оснований для предоставления социальной выплаты.
Истец полагала, что снятие ее с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий и последующее снятие с учета граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья, является незаконным, поскольку первоначальная формулировка договора социального найма о временном предоставлении ей жилого помещения соответствовала постановлению от 22 февраля 2007 г. и ее волеизъявлению, согласно действовавшему на момент принятия ее на учет Жилищному кодексу РСФСР (далее - ЖК РСФСР) для признания гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий учитывалась обеспеченность жилой, а не общей площадью. Кроме того, частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" предусмотрено право граждан, принятых на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.
В этой связи, ссылаясь на пункт 2 части 3 статьи 11 ЖК РФ, статьи 12, 178 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), ФИО11 просила суд: признать недействительным пункт 1.1 дополнительного соглашения N от ДД.ММ.ГГГГ к договору социального найма жилого помещения N от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ней и МБУ "Архитектура, градостроительство и городское хозяйство"; обязать Администрацию города Нерехта восстановить ее на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении; обязать Департамент по труду и социальной защите населения Костромской области восстановить ее на учете граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья.
Решением Нерехтского районного суда Костромской области от 28 февраля 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Костромского областного суда от 22 июля 2020 г, в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе, поступившей вместе с гражданским делом из суда первой инстанции 2 ноября 2020 г, ФИО1 просила решение суда и апелляционное определение отменить в связи с несоответствием выводов судов обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права, принять по делу новое решение об удовлетворении ее требований в полном объеме.
В заседание судебной коллегии 9 декабря 2020 г. лица, участвующие в деле, не явились, несмотря на то, что извещались о времени и месте рассмотрения дела заказными письмами с уведомлениями о вручении по имеющимся в деле адресам. Руководствуясь статьями 6.1, 35, 113, 118, частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса (далее - ГПК РФ), статьей 165.1 ГК РФ, судебная коллегия признала судебные извещения доставленными лицам, участвующим в деле, а причины их неявки в судебное заседание неуважительными и пришла к выводу о возможности рассмотрения дела по существу в отсутствие участников процесса.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия не находит в настоящем деле оснований, с которыми статья 379.7 ГПК РФ связывает возможность отмены или изменения решения суда и апелляционного определения, в том числе перечисленных в части 4 указанной статьи нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебных постановлений в кассационном порядке.
В суде кассационной инстанции не оспаривались установленные судами обстоятельства переезда ФИО11 в 1996 г. из районов Крайнего Севера на постоянное место жительства в Костромскую область, постановки ее постановлением Администрации города Нерехты от 20 февраля 1997 г. N 90 на учет нуждающихся в жилой площади по общей очереди за N, по льготной очереди граждан в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей - за N 2, а также постановки ее 20 февраля 1997 г. (состав семьи два человека) на учет в Департаменте по труду и социальной защите населения "адрес" как гражданина, изъявившего желание выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение жилищных субсидий, выделяемых за счет федерального бюджета на приобретение жилья в соответствии с Федеральным законом N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
Судами также установлено, что на основании постановления Главы администрации города Нерехта N 31 от 22 февраля 2007 г. ФИО1 предоставлена комната в коммунальной квартире по адресу "адрес", жилой площадью 13, 86 кв.м, состав семьи 2 человека.
11 января 2012 г. между МУ "Управление жилым фондом", действующим от имени собственника жилого помещения Администрации г. Нерехта (наймодатель) и ФИО1 (наниматель) заключен договор социального найма жилого помещения, в пункте 1 которого было указано, что передается в срочное пользование временно на срок до момента выделения ФИО1 сертификата на приобретение жилья по подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из одной комнаты в коммунальной квартире жилой площадью 13, 86 кв.м по адресу: "адрес", для проживания в нем. В пункте 3 договора найма совместно указаны члены семьи нанимателя, вселяемые в это жилое помещение: ФИО8 (дочь), ФИО10 (внучка).
Дополнительным соглашением N от ДД.ММ.ГГГГ в договор найма внесены изменения: в качестве лица, действующего от имени собственника жилого помещения, указано МУБ "Архитектура, градостроительство и городское хозяйство", также изменен состав семьи нанимателя, в качестве членов семьи нанимателя ФИО1 указаны ФИО8 (дочь), ФИО9 (внучка), ФИО10 (внук).
ДД.ММ.ГГГГ. между МБУ "Архитектура, градостроительство и городское хозяйство" и ФИО1 заключено дополнительное соглашение N, согласно которому в договор найма от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения: пункт 1 раздела 1 договора изложен в редакции: "Наймодатель передает нанимателю в бессрочное пользование изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из одной комнаты в коммунальной квартире общей площадью 22, 7 кв.м по адресу: "адрес", для проживания в нем, а также обеспечивает предоставление за плату коммунальных услуг" (пункт 1.1), пункт 3 раздела 1 договора найма изложен в следующей редакции: "Совместно с нанимателем вселяются члены его семьи" (пункт 1.2).
Решением жилищной комиссии Администрации г. Нерехта от 4 сентября 2019 г. ФИО1 снята с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма. В этом решении указано, что ФИО1 состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении за N, состав семьи 1 человек, зарегистрирована по адресу: "адрес", указанное жилое помещение является комнатой в коммунальной квартире, имеет общую площадь 22, 7 кв.м, предоставлено ФИО1 по основании договора найма ДД.ММ.ГГГГ По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ состав семьи ФИО1 изменился и составляет 1 человек, обеспеченность ФИО1 общей площадью составляет 22, 7 кв.м, что превышает учетную норму в коммунальной квартире (14 кв.м).
Постановлением Администрации г. Нерехта от 4 сентября 2019 г. N 693 ФИО1 снята с учета в качестве нуждающейся в жилых помещениях в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 56 ЖК РФ.
Решением комиссии Департамента по труду и социальной защите населения Костромской области по предоставлению меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан от 15 ноября 2019 г. ФИО1 (состав семьи 1 человек) снята с указанного учета в связи с изменением других условий, в результате чего отпали основания для признания гражданина имеющим право на получение социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета (подпункт 9 пункта18 Правил регистрации и учета граждан Российской Федерации, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 г, имеющих право на получения социальных выплат для приобретения жилья, утвержденного приказом Департамента по труду и социальной защите населения Костромской области от 14 марта 2018 г. N 160).
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что на момент принятия уполномоченными органами местного самоуправления и государственной власти в сентябре-ноябре 2019 г. решений о снятии ее с учета нуждающихся в жилом помещении и с учета лиц по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан ФИО1 проживала в предоставленном по договору социального найма бессрочно жилом помещении, площадь которого с учетом изменившегося состава семьи нанимателя превышала учетную норму предоставления жилого помещения. В этой связи, суд пришел к выводу, что в указанное время истец уже не являлась лицом, нуждающимся в улучшении жилищных условий и правомерно в соответствии со статьей 32 ЖК РСФСР была снята как с учета нуждающихся в жилых помещениях, так и с учета граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья.
С указанными выводами согласился суд апелляционной инстанции, отказавший в удовлетворении жалобы истца.
В кассационной жалобе ФИО1 настаивала на доводах своего иска и апелляционной жалобы о наличии у нее права состоять на учете нуждающихся в жилом помещении и на учете лиц на получение мер социальной поддержки на приобретение жилья, поскольку изменения, внесенные в договор социального найма дополнительным соглашением N от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении жилого помещения в бессрочное пользование не были основаны на законе, так как фактически это жилое помещение не может использоваться для постоянного проживания в связи с его аварийным состоянием, а при заключении этого дополнительного соглашения истец была введена в заблуждение относительно его правовых последствий.
Указанные доводы правовых оснований к отмене решения суда и апелляционного определения не содержат. По существу, они сводятся к изложению обстоятельств, исследованных судами, и к выражению несогласия стороны с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств.
Оснований для иного применения норм материального и процессуального права у судебной коллегии не имеется, так как выводы судов по существу иска полностью соответствуют обстоятельствам дела, установленным на основании полной, всесторонней и объективной оценки представленных по делу доказательств в их совокупности. Судами верно определены юридически значимые обстоятельства по делу, правильно распределена между сторонами обязанность доказывания, полно и всесторонне исследованы представленные доказательства, на их основании в решении сделаны мотивированные выводы.
Статьей 32 ЖК РСФСР, правильно примененной судами к спорным правоотношениям, возникшим между сторонами по делу до введения в действие ЖК РФ, было предусмотрено, что граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, в том числе в случаях улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения.
В соответствии с пунктом 2.9 Временных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Костромской области, введенным в действие с 5 августа 1999 г. и действовавшего до декабря 2005 г, нуждающимися в жилых помещениях признавались не все граждане, проживающие в районах крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет, выехавшие для постоянного проживания в Костромскую область не ранее 1 января 1992 г, а только те, кто в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации имел право на улучшение жилищных условий.
Согласно статье 1 Федерального закона N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" на ДД.ММ.ГГГГ такое право также было обусловлено нуждаемостью в улучшении жилищных условий и постановкой на соответствующий учет.
На момент постановки ФИО1 на учет граждан, имеющих право на получение субсидии на строительство или приобретение жилья, действовало Постановление Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 г. N 937, которым было утверждено Положение о предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья. Этим Положением нуждаемость в улучшении жилищных условий признавалась одним из условий для предоставления жилищной субсидии.
Из преамбулы Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (далее - Закона N 125-ФЗ) также следует, что данный закон устанавливает право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений и условия их предоставления гражданам Российской Федерации выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, в соответствии с нормами настоящего Федерального закона.
Статьей 1 этого Закона установлено, что право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 г, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели.
На основании системного толкования приведенных норм материального права судами сделаны верные выводы о том, что право гражданина на получение указанной жилищной субсидии было обусловлено, в числе прочего, нуждаемостью в улучшении жилищных условий.
В соответствии с пунктами 24, 25 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. N 879 (далее - Положение) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации ежегодно утверждают единые списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, формируемые на основании списков, указанных в пункта 17 Положения, которые являются основанием для предоставления социальных выплат для приобретения жилья.
В силу пункта 20 Положения в случае изменения оснований, в соответствии с которыми граждане были поставлены на учет имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, им предоставляются социальные выплаты для приобретения жилья в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность определяется по номеру и дате подачи первоначального заявления) либо они подлежат снятию с учета.
Подпунктом "и" пункта 21 Положения предусмотрено, что граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в случае изменения других условий, в результате чего исчезли основания для признания гражданина нуждающимся в переселении из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющим право на получение социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета.
Установленным обстоятельствам дела полностью соответствуют выводы судов о том, что основанием для снятия ФИО1 с учета послужило то обстоятельство, что члены ее семьи выехали из жилого помещения в другое место жительства, в связи с чем, истец перестала быть нуждающейся в улучшении жилищных условий, так как обеспеченность ФИО1 общей площадью занимаемого жилого помещения превысила учетную норму на территории городского поселения город Нерехта в коммунальной квартире, составляющую 14 кв. м, соответственно основания для признания ее нуждающейся в улучшении жилищных условий отпали.
Утверждения кассационной жалобы о заключении истцом дополнительного соглашения к договору социального найма под влиянием заблуждения, проверялись судами и подтверждения не нашли.
Ссылки кассационной жалобы на аварийное состояние жилого помещения, предоставленного истцу по договору бессрочного социального найма, не имеют правового значения для разрешения настоящего спора, поскольку до принятия в сентябре-ноябре 2019 г. оспариваемых истцом решений о снятии ее с учета нуждающихся в жилом помещении и с учета на получение мер социальной поддержки на приобретение жилого помещения в установленном законом порядке не было установлено аварийное состояние жилого дома или непригодность для проживания комнаты в коммунальной квартире, предоставленной ФИО1 в 2007 г, на учет нуждающихся в жилом помещении по данному основанию истец поставлена не была.
В целом доводы жалобы выводы судов не опровергают, не подтверждают существенных нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Нерехтского районного суда Костромской области от 28 февраля 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Костромского областного суда от 22 июля 2020 г... оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий подпись
Судьи подписи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.