Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе: председательствующего Иванова А.В., судей Кучинского Е.Н., Лепехиной Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1, ФИО2 к администрации Туношенского сельского поселения ЯМР Ярославской области, администрации ЯМР Ярославской области о сохранении квартиры в переустроенном (перепланированном) состоянии, по кассационной жалобе ФИО1 и Н.В. на заочное решение Ярославского районного суда Ярославской области от 15 мая 2020 года и на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 19 октября 2020 года, заслушав доклад судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции Кучинского Е.Н., выслушав объяснения представителя ФИО1, ФИО8 Э.Ш., у с т а н о в и л а:
ФИО1 и ФИО2 обратились в суд с иском к администрации Туношенского сельского поселения ЯМР Ярославской области, администрации ЯМР Ярославской области о сохранении квартиры 8 дома 12 по ул.Новая с.Туношна Ярославского района Ярославской области в переустроенном (перепланированном) состоянии. Доводы иска мотивированы тем, что ФИО1 и ФИО2 являются собственниками по 1/2 доле жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес". 28.02.2007 г. МУ "Управляющая компания" п/о Лесная Поляна дала разрешение на установку индивидуального газового котла с последующим отключением квартиры от системы центрального отопления. По состоянию на 05.12.2018 г. составлен технический паспорт квартиры N8, где в особых отметках указано: "Отопление и горячее водоснабжение в кв.8 от АГВ, что самовольным переустройством не является, согласно акту приемки внутридомового газового оборудования от 18.07.2008 г". Необходимость перехода на индивидуальное отопление была обусловлена тем, что система центрального отопления не соответствовала нормативным требованиям, вследствие чего собственники помещений не могли получать качественные услуги по отоплению. Все указанные мероприятия в отношении квартиры, принадлежащей истцу, были произведены. Переустройство в квартире истца заключается в установке индивидуального газового котла и отключении от централизованного отопления.
Заочным решением Ярославского районного суда Ярославской области от 15 мая 2020 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 19 октября 2020 года решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ФИО1 и Н.В. просят решение суда и апелляционное определение отменить как вынесенные с нарушением норм материального и процессуального права.
В соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права. 2. Неправильным применением норм материального права являются: 1) неприменение закона, подлежащего применению; 2) применение закона, не подлежащего применению; 3) неправильное истолкование закона. 3. Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность судебных постановлений, кассационный суд не находит правовых оснований для отмены судебных актов.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ N 23 от 19 декабря 2003 года "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В ходе судебного слушания установлено, что в жилом помещении, расположенном по адресу: "адрес", принадлежащем на праве собственности ФИО1 и ФИО2 по 1/2 доле каждому, в период 2008 г. осуществлено переустройство (переоборудование) в виде обустройства индивидуальной системы отопления от теплогенератора (газового котла), в результате которого контур системы отопления квартиры запитан от индивидуального теплогенератора (газового котла), не связан с тепловым контуром и трубопроводами общедомовой системы отопления.
В подтверждение законности данного переустройства жилого помещения истцы ссылались на разрешение МУ "Управляющая компания" п/о Лесная Поляна от 28.02.2007г. на установку индивидуального газового котла с последующим отключением квартиры от системы центрального отопления: газрешение Роспотребнадзора от 03.04.2007 г. на установку комбинированного газового котла при условии организации отвода продуктов сгорания через обособленный дымоход; разрешение МУ "Управляющая компания" п/о Лесная Поляна для размещения дымохода по наружной стене здания при условии согласования ОАО Ярославльоблгаз, Государственная пожарная инспекция, Администрация Туношенского сельского поселения ЯМР Ярославской области; наличие согласия собственников помещений многоквартирного жилого дома на разрешение дымохода по наружной стене здания и установки котла в квартире N8 от 27.10.2007 г.; ТУ ОАО "Ярославльоблгаз" от 14.12.2007г. на установку комбинированного газового котла, проект установки котла; согласование Администрации Туношенского с\п ЯМР Ярославской области от 21.02.2008г. проекта газопровода; акт приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы внутреннего газоснабжения жилого дома 12 по ул.Новая с.Туношна Ярославского района от 18.07.2008 г. ОАО "Ярославльоблгаз"; технический паспорт жилого помещения, составленный 05.12.2018 г. Яролсавское отделение Верхне - Волжского филиала АО "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ", в котором имеется отметка, что отопление и горячее водоснабжение в кв.N8 от АГВ самовольным переустройством не является согласно акта приемки внутридомового газового оборудования от 18.07.2008 г.
Разрешая заявленные требования о сохранении квартиры в перепланированном виде, суд первой инстанции сославшись на ст.ст. 26, 28 ЖК РФ, Постановление Правительства РФ от 28.04.2005 г. N266 "Об утверждении формы заявления о переустройстве и (или) перепланировки жилого помещения и формы документа, подтверждающего принятие решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения", пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Суд апелляционной инстанции поддержал позицию суда первой инстанции, указав, что переустройство системы отопления (установка системы индивидуального газового отопления), начатое истцами в 2007 году, узаконено не было, акт приемочной комиссии, подтверждающий завершение переустройства отсутствует.
Кассационный суд соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
Согласно части 1 статьи 25 Жилищного кодекса Российской Федерации Российской Федерации переустройство помещения в многоквартирном доме представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме.
В силу требований статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения (пункт 1).
Решение о согласовании или об отказе в согласовании должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи документов органом, осуществляющим согласование (пункт 4).
Орган, осуществляющий согласование, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о согласовании выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, либо через многофункциональный центр заявителю документ, подтверждающий принятие такого решения (пункт 5).
Предусмотренный частью 5 настоящей статьи документ является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме.
По смыслу приведенных правовых норм именно орган, осуществляющий согласование, должен провести оценку соответствия переустройства установленным требованиям.
Судами нижестоящих инстанций установлено, что истцами, что в установленном законом порядке не получено согласование органа местного самоуправления и собственников многоквартирного дома на переустройство системы отопления в принадлежащей им квартире в связи с переходом на теплоснабжение от автономного источника.
В силу положений статьи 8 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилищным отношениям, связанным с ремонтом, переустройством и перепланировкой жилых помещений, использованием инженерного оборудования применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных настоящим кодексом. Указанная норма подлежит применению с учетом специальных норм.
Решение вопроса о переустройстве должно быть принято с учетом положений закона об общей собственности жильцов многоквартирного дома и требований, содержащихся в подзаконных актах, которые должны быть соблюдены при проведении переустройства жилого помещения.
Из материалов дела следует, что при установке газового котла затронута несущая стена многоквартирного дома путем выхода через нее трубопровода.
В соответствии с частью 4 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов, проживающих в жилом помещении (доме) граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических и иных требований законодательства.
В связи с чем, проект переустройства должен соответствовать строительным нормам и правилам проектирования, быть согласованным с органом местного самоуправления, на территории которого расположено жилое помещение, а также с собственниками жилья в многоквартирном доме.
Переход на автономную систему отопления в соответствии со 25 Жилищного кодекса Российской Федерации является переустройством жилого помещения, поскольку представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Нельзя признать состоятельными ссылки кассационной жалобы на то, что переустройство квартиры произведено в соответствии с действующими правилами и нормами и не нарушает законные интересы граждан, не создает угрозу их жизни и здоровью, Судами нижестоящих инстанций установлено, что истцами не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что общая схема теплоснабжения в соответствующем многоквартирном доме позволяет устанавливать и использовать индивидуальные квартирные источники тепловой энергии.
Функционирование длительное время отопительной системы в перепланированном виде с учетом положений статьи 29 Жилищного кодекса Российской Федерации не влекут признания выводов судом неправомерными.
Статья 25 ЖК РФ, переустройство помещения в многоквартирном доме представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме. 2. Перепланировка помещения в многоквартирном доме представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме.
Согласно положениям статьи 26 упомянутого Кодекса переустройство жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
В силу пунктов 5, 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, газоснабжения и внутридомовая система отопления относятся к общему имуществу собственников.
По смыслу жилищного законодательства уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме, в том числе и оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.
Аналогичные требования к переходу на отопление жилых помещений в подключенных к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии изложены в абзаце 3 пункта 1.2, пункте 4 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20.12.2018 N 46-П.
Вне зависимости от того, что послужило конкретным поводом для перехода на отопление жилого помещения с помощью индивидуального источника тепловой энергии, действующее законодательство устанавливает единые требования к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
В соответствии с пунктом 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 (далее - Правила) в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Доводы о неправильном применении положений Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", поскольку нормы пункта 15 статьи 14 подлежат применению с 29 июля 2018 года, подлежат отклонению.
В соответствии с действующей в настоящее время редакции (Федеральный закон от 30 декабря 2012 года 318-ФЗ) пункта 15 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
Редакция пункта 15 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", вступившего в законную силу с 1 января 2011 года, предусматривала, что запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
При разрешении доводов кассационной жалобы, направленных на оспаривание приведенных выводов судов по существу спора, судебная коллегия кассационного суда учитывает, что по смыслу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции, в силу его компетенции, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств, проверяя лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и второй инстанций, тогда как правом переоценки доказательств он не наделен.
Согласно статье 1 Градостроительного кодекса РФ реконструкция - это изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей, площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство с изготовлением проекта.
Пунктом 3 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ установлен перечень документов необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Истцами не получено согласие всех собственников и нанимателей многоквартирного дома на производство реконструкции, при этом в соответствии с частью 2 статьи 40 Жилищного кодекса РФ, так как переустройство (перепланировка) затрагивает общее имущество многоквартирного дома, установлен дымоход.
Согласно пункту 6.5.5 СП 60.13330.2012 "Свод правил. Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха. Актуализированная редакция СНиП 41-01-2003" выбросы дымовых газов следует предусматривать через коллективные дымовые каналы (трубы) выше кровли здания. Устройство дымоотводов от каждого теплогенератора через наружные стены (в том числе через окна, под балконами и лоджиями) в жилых многоквартирных домах не допускается.
Принимая во внимание, что согласие всех собственников помещений многоквартирного дома о возможности переустройства и установки газового котла в квартире заявителей получено не было, газоиспользующее оборудование по существу является источником повышенной опасности, представляя потенциальную опасность возникновения пожара, взрыва, и как следствие, причинение вреда жизни и здоровью людей, а также крупного материального ущерба, а установка газового оборудования в жилом помещении создает реальную угрозу и опасность жильцам дома, у судов не имелось оснований для признания законным произведенного истцами переустройства системы отопления.
Федеральным законом от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" предусмотрено, что система инженерно-технического обеспечения является одной из систем здания или сооружения, предназначенной для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности (пп. 21 п. 2 ст. 2 Закона). Параметры и другие характеристики систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации.
Поскольку система отопления многоквартирного дома представляет единую систему, состоящую из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии и другого оборудования, расположенного на этих сетях, соответственно, проект должен быть разработан на реконструкцию системы отопления многоквартирного дома.
Таким образом, в многоквартирных жилых домах, подключенных к центральной системе теплоснабжения, перевод отдельных помещений на индивидуальное отопление допускается при наличии схемы теплоснабжения, предусматривающей такую возможность.
В ходе судебного слушания установлено, что отопление многоквартирного дома осуществляется по центральной системе теплоснабжения. Доказательств того, что схемой теплоснабжения Туношенского сельского округа предусмотрен отказ от централизованного теплоснабжения и переход на автономное теплоснабжение не представлено.
Судебная коллегия отмечает, что оценка доказательств и отражение ее результатов в судебных актах являются проявлением дискреционных полномочий судов первой и апелляционной инстанций, необходимых для осуществления правосудия, вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти.
Кассационная инстанция не вправе переоценивать доказательства вновь, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, не установленные судами первой и апелляционной инстанций или опровергнутые, а также предрешать вопросы о достоверности или недостаточности того или иного доказательства, преимущества одних доказательств перед другими.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Суды правильно применили нормы материального и процессуального права.
Оснований для отмены принятых судебных актов применительно к аргументам, приведенным в кассационной жалобе, не имеется.
Доводы заявителя фактически сводятся к несогласию с судебными постановлениями и направлены на переоценку доказательств.
При этом доводы, указанные в жалобе, являлись предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и отклонены, поскольку основаны на ошибочном толковании подлежащего применению к спорным правоотношениям законодательства, фактических обстоятельств и не влекут возникновение оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Нарушения либо неправильного применения норм процессуального права, в том числе предусмотренных в части 4 статьи 379.7 ГПК РФ, при рассмотрении дела не установлено.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
заочное решение Ярославского районного суда Ярославской области от 15 мая 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 19 октября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 и Н.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.