Судебная коллегия по гражданским делам
Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Иванова А.В, судей Кучинского Е.Н, Лепехиной Н.В, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Администрации Некоузского муниципального района Ярославской области, отделу образования Администрации Некоузского муниципального района Ярославской области, выполняющего функции опеки и попечительства, и Департаменту образования Ярославской области об оспаривании ненормативного правового акта органа местного самоуправления, понуждении ко внеочередному предоставлению жилого помещения, компенсации материального ущерба и морального вреда
по кассационной жалобе ФИО1 на решение Некоузского районного суда Ярославской области от 23 июля 2020 года и на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 22 октября 2020 года, заслушав доклад судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции Кучинского Е.Н, выслушав объяснения истца и ее представителя, установила:
ФИО1 (до вступления в брак - Соколова), ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась в суд с иском, в котором с учетом уточнений иска просила признать неправомерным Постановление главы Некоузского муниципального округа N от 10 октября 2000 г. в части закрепления за ней право на жилое помещение по адресу: "адрес", возложить обязанность на отдел образования администрации Некоузского муниципального района Ярославской области, выполняющий функции опеки и попечительства, принять заявление ФИО1 для формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для обеспечения жилым помещением; возложить обязанность на Департамент образования Ярославской области включить ФИО1 в список из числа детей-сирот для обеспечения жилым помещением; возложить обязанность на Администрацию Некоузского муниципального района Ярославской области выделить ФИО1 жилое помещение как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, во внеочередном порядке; взыскать с Администрации Некоузского муниципального района Ярославской области компенсацию морального вреда в размере 1000000 руб, денежные средства за аренду квартиры в размере 561000 руб, расходы на оплату строительной экспертизы жилого помещения в сумме 12360 руб, денежные средства, уплаченные по договорам аренды транспортного средства в общей сумме 92350 руб, денежные средства, взятые в кредит по договору с ООО "ХКФ Банк" от 26 августа 2019 г, с целью оплаты юридических расходов в размере 300000 руб.
В обоснование требований ФИО1 указала, что ее отец ФИО8 умер ДД.ММ.ГГГГ, а мать ФИО9 ДД.ММ.ГГГГ В возрасте 9 лет она осталась сиротой. Являясь лицом из числа детей-сирот в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 г..N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения. Тем не менее, указанное право до настоящего времени не реализовано из-за незаконных и необоснованных отказов отдела образования Администрации Некоузского муниципального района Ярославской области, выполняющего функции опеки и попечительства, а также Департамента образования Ярославской области. Право на самостоятельное обращение в орган опеки и попечительства, порядок предоставления заявления на включение в список для обеспечения жилым помещением ей своевременно не разъяснялись, помощь как ребенку-сироте в этом вопросе не оказывалась. Постановлением главы Некоузского муниципального округа N от 10 июля 2000 г..при передаче ее и двух ее младших братьев под опеку старшей сестры ФИО10, в том числе за истицей было закреплено право на жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", по месту жительства родителей. Решение в указанной части незаконно, поскольку данное жилое помещение непригодно для постоянного проживания, не соответствует нормам предоставления общей площади жилого помещения на каждого члена семьи по договорам социального найма. В нем проживали лица, являющиеся членами разных семей. Закрепление за ней жилого помещения, непригодного для проживания, вселение в которое невозможно, не препятствовало реализации ее прав на внеочередное обеспечение жилым помещением.
Тем не менее, вопреки своим функциям, отдел образования Администрации Некоузского муниципального района Ярославской области не обеспечил надлежащий контроль за выполнением опекуном защиты ее жилищных прав. В список детей-сирот ее не включил, жилое помещение не выделил. В результате этого на протяжении многих лет она вынуждена нести материальные расходы на аренду жилого помещения. А также для защиты своих прав вынуждена арендовать транспортное средство и нести иные расходы, для чего заключила с ООО "Хоум-кредит Банк" кредитный договор на сумму 300000 руб. Из-за отсутствия пригодного для проживания жилого помещения она испытала сложный период в жизни, неудобства и переживания, повлекшие нравственные и физические страдания.
Решением Некоузского районного суда Ярославской области от 23 июля 2020 года ФИО1 в иске к Администрации Некоузского муниципального района Ярославской области, отделу образования Администрации Некоузского муниципального района Ярославской области, выполняющего функции опеки и попечительства и Департаменту образования Ярославской области об оспаривании ненормативного правового акта органа местного самоуправления, понуждении к внеочередному предоставлению жилого помещения, компенсации материального ущерба и морального вреда было отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 22 октября 2020 года решение было оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ФИО1 просит решение суда и апелляционное определение отменить как вынесенные с существенным нарушением норм материального и процессуального права.
В соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права. 2. Неправильным применением норм материального права являются: 1) неприменение закона, подлежащего применению; 2) применение закона, не подлежащего применению; 3) неправильное истолкование закона. 3. Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, кассационный суд не находит оснований для отмены судебных актов. Оснований, предусмотренных ст. 379.7 ГПК РФ, для отмены решения и апелляционного определения в кассационном порядке не имеется.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ N 23 от 19 декабря 2003 года "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В ходе судебного слушания и материалами дела установлено, что ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей-сирот в связи со смертью обоих родителей.
Постановлением главы Некоузского муниципального округа Ярославской области N от ДД.ММ.ГГГГ над несовершеннолетними ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО13, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающими в "адрес", установлена опека в связи со смертью обоих родителей. Этим же постановлением назначен опекун ФИО14, проживающая в "адрес", а также, в соответствии со статьей 60 Жилищного кодекса РСФСР, за несовершеннолетними закреплено жилое помещение по адресу: "адрес".
В настоящее время данное жилое помещение имеет адрес: "адрес".
ФИО11 в связи с вступлением в брак изменила фамилию на ФИО1. До настоящего времени зарегистрирована по месту жительства в жилом помещении, закрепленном за нею Постановлением главы Некоузского муниципального округа N от 10 июля 2000 года.
09 ноября 2009 года ФИО11 дала согласие на приватизацию указанного выше жилого помещения в собственность Головкиной Т.Н, которое удостоверено нотариально.
Решением Некоузского районного суда Ярославской области от 31 декабря 2009 года на указанное жилое помещение признано право собственности в порядке приватизации за родной сестрой истицы - Головкиной Т.Н, которая является единоличным собственником квартиры до настоящего времени.
Органом опеки и попечительства регулярно проверялись жилищно-бытовые условия указанных в Постановлении N от 10 июля 2000 года несовершеннолетних, в том числе ФИО11, о чем составлялись соответствующие акты. В частности, из имеющихся в деле копий данных актов за 1996-2004 годы видно, что ФИО11 проживала в квартире совместно с опекуном и братьями. На момент проверки в квартире уютно, тепло, чисто. Дети обеспечены всем необходимым. Опекун свои обязанности исполняет надлежаще (т. 2 л.д.71-88).
Факт обращения ФИО11 в 2005 году в орган опеки и попечительства по вопросу обеспечения жилым помещением не подтвердился.
На протяжении 2014-2015 года ФИО11 вела переписку с Департаментом образования Ярославской области, отделом образования администрации Некоузского муниципального района Ярославской области, прокуратурой Ярославской области по вопросу обеспечения жилым помещением. На ее обращения ей неоднократно давались разъяснения названными органами о порядке реализации своего права на обеспечение жилым помещением. В частности, о необходимости обратиться в администрацию Некоузского муниципального района с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения, включении в списки детей-сирот и лиц из числа детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениям, а также приложить к заявлению необходимые документы. В том числе указывались почтовый адрес, контактный телефон, фамилия, имя и отчество уполномоченного должностного лица Некоузского муниципального района (т. 1 л.д.34-35).
Впервые с соответствующим заявлением в администрацию Некоузского муниципального района ФИО1 обратилась 23 июля 2020 года, то есть в день судебного заседания, в котором принято обжалуемое решение суда. На момент разрешения спора судом первой инстанции срок рассмотрения заявления не истек.
Согласно заключению по строительно-техническому обследованию текущего состояния одноэтажного двухквартирного жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", изготовленного Проектной организацией РОСТ ИП ФИО15 16 сентября 2019 года, на дату обследования жилое помещение имеет износ 83 %. Дефекты и повреждения несущих и ограждающих конструкций стен, фундамента, деревянных перекрытий и инженерных коммуникаций квалифицируются как значительные, эти элементы не удовлетворяют установленным требованиям, не обеспечивают безопасную эксплуатацию здания, представляют угрозу для жизни и здоровья граждан.
Из заключения видно, что, по состоянию на 5 ноября 2009 года, физический износ здания составлял 49%. По состоянию на декабрь 2012 года, износ здания ориентировочно составлял 52, 46%.
Принимая во внимание положения норм закона, а также установления факта наличия у ФИО1 права на жилое помещение до достижения совершеннолетия, отсутствие в деле доказательств непригодности этого жилого помещения для проживания или невозможности проживания в нем истицы как ребенка-сироты, отсутствие обращений истицы в органы местного самоуправления в установленном порядке по вопросу обеспечения ее жилым помещением, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии нарушения прав истицы со стороны ответчиков и в иске отказал.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что ФИО1 в установленном порядке в органы, уполномоченные решать вопросы об обеспечении детей-сирот и лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями, не обращалась; орган опеки и попечительства Некоузского района Ярославской области и Департамент образования Ярославской области неоднократно уведомляли ФИО1 о порядке реализации лицами из числа детей-сирот права на обеспечение жилым помещением; Постановление главы Администрации Некоузского муниципального округа N от 10 октября 2000 г. в части закрепления за истицей права на жилое помещение соответствовало действующему на момент его издания законодательству; истицей пропущен срок исковой давности по оспариванию данного постановления, на что ссылался представитель администрации района; то обстоятельство, что органом опеки и попечительства не разъяснялся истице и ее опекуну порядок реализации права на обеспечение жилым помещением, не является основанием для компенсации морального вреда, возмещения понесенных ею расходов на найм жилья, поездки в "адрес" и иных расходов, связанных с защитой своего права; суду не представлено доказательств наличия причинной связи между расходами истицы на аренду жилья и аренду автотранспорта для поездок из "адрес" области, эти расходы связаны с добровольным изменением истицей места своего проживания.
Поскольку судом не установлено нарушения прав истицы со стороны ответчиков, суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований о компенсации морального вреда и возмещении убытков.
Суд апелляционной инстанции поддержал позицию суда первой инстанции.
Судебная коллегия Второго кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций, которые соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Суды правильно применили нормы материального и процессуального права. В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц. в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц. указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (пункт 1).
Заявление о включении в список подается законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, в течение трех месяцев со дня достижения ими указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений, предусмотренных абзацем первым пункта 1 настоящей статьи.
Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за своевременной подачей законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявлений о включении этих детей в список и в случае неподачи таких заявлений принимают меры по включению этих детей в список.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они в установленном порядке не были включены в список до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет соответственно и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, вправе самостоятельно обратиться с заявлением в письменной форме о включении их в список (пункт 3).
Согласно ст. 6.1 Закона Ярославской области от 9 ноября 2007 года N 85-з "О порядке и условиях предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Ярославской области", жилые помещения специализированного жилищного фонда Ярославской области однократно предоставляются по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
Жилые помещения специализированного жилищного фонда Ярославской области предоставляются указанным лицам при условии нахождения их места жительства на территории "адрес" и включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) (часть 1).
Список формируется уполномоченным органом исполнительной власти Ярославской области в сфере образования (далее - уполномоченный орган в сфере образования) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Прием заявлений о включении лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, в список (далее - заявление) осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области, которые наделены соответствующими полномочиями в соответствии с законом Ярославской области (далее - уполномоченные органы местного самоуправления).
Одновременно с заявлением в уполномоченные органы местного самоуправления представляются документы, необходимые для включения в список, перечень которых устанавливается Правительством Ярославской области.
Заявление с документами, необходимыми для включения в список, направляются уполномоченными органами местного самоуправления в уполномоченный орган в сфере образования для формирования списка (часть 1.1).
Лицам, указанным в абзаце первом части 1 настоящей статьи, жилые помещения специализированного жилищного фонда Ярославской области предоставляет орган исполнительной власти Ярославской области, осуществляющий управление жилищным фондом Ярославской области.
Жилые помещения специализированного жилищного фонда Ярославской области предоставляются указанным лицам с учетом их несовершеннолетних детей (часть 2).
Жилые помещения специализированного жилищного фонда Ярославской области предоставляются лицам, указанным в абзаце первом части 1 настоящей статьи, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом част I настоящей статьи и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (часть 3).
Жилые помещения специализированного жилищного фонда Ярославской области предоставляются лицам, указанным в абзаце первом части 1 настоящей статьи, по месту их жительства в соответствующем населенном пункте (часть 4).
В силу пункта 2 Правил формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц. которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2019 г. N 397 формирование списка в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации (далее - орган местного самоуправления).
Прием заявления о включении в список осуществляется уполномоченным органом либо органом местного самоуправления. В порядке, определяемом законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, прием заявления о включении в список может осуществляться подведомственной уполномоченному органу или органу местного самоуправления организацией.
Заявитель кассационной жалобы не согласен с выводами судов первой и апелляционной инстанций, считая, что суды неправомерно отказали в удовлетворении заявленных требований по причине того, что ФИО1 как лицо из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, не подавала в установленные сроки заявление о постановке на учет нуждающихся в получении жилых помещений.
ФИО1 считает, что органам опеки и попечительства надлежало оказать консультационную помощь и содействие ее опекунам по вопросам внеочередного предоставления жилого помещения детям, находящимся под ее опекой, однако указанной консультационной помощи органы опеки и попечительства не оказали.
Также ФИО1 указывает, что поскольку она не обладала правовыми знаниями, а ее опекунами не было осуществлено действий по подаче заявления на включение ФИО18 в список лиц на внеочередное предоставление жилого помещения как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то соответствующие действия должны были инициировать органы опеки и попечительства.
В жалобе приводится довод о том, что судами первой и апелляционной инстанций не был применен закон, подлежащий применению в настоящем деле, а именно: абз. 3 п. 3 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", пп. 4 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве".
Доводы кассационной жалобы исследованы судебной коллегией и отклоняются, поскольку основаны на ошибочном толковании заявителем норм материального и процессуального права и опровергаются материалами дела, а также фактически сводятся к несогласию с постановлениями судов первой и апелляционной инстанций и потому не могут служить основанием для отмены принятых правильных по существу судебных актов.
Судебная коллегия отмечает, что доводы кассационной жалобы аналогичны доводам, представленным к рассмотрению в судах первой и апелляционной инстанций, и являлись предметом исследования судов. В постановленных судебных актах им дана всесторонняя и объективная правовая оценка, не согласиться с которой судебная коллегия кассационного суда оснований не имеет.
Довод жалобы о незаконном бездействии органов опеки и попечительства в вопросе обеспечения ребенка-сироты жилым помещением судебная коллегия отклоняет, поскольку из материалов дела усматривается, что за истицей было закреплено право на жилое помещение. Орган опеки и попечительства Некоузского района регулярно проверял условия проживания несовершеннолетней ФИО11
В соответствии со статьей 60 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент издания оспариваемого Постановления главы Некоузского муниципального округа, при временном отсутствии нанимателя или членов его семьи за ними сохраняется жилое помещение в течение шести месяцев (часть 1).
Жилое помещение сохраняется за временно отсутствующими гражданами на более длительный срок в случаях выезда из жилых помещений в домах государственного или муниципального жилищного фонда детей в связи с утратой попечения родителей - в течение всего времени пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа либо в течение всего времени пребывания у родственников или опекунов (попечителей), если в жилых помещениях, из которых выбыли дети, остались проживать другие члены семьи. Если в жилых помещениях, из которых выбыли дети, не остались проживать другие члены семьи, данные помещения передаются указанным детям в собственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 3 части 2).
Поскольку обстоятельств, указывающих на наличие признаков нуждаемости истицы в предоставлении жилого помещении, не усматривалось, то судебная коллегия приходит к выводу о несостоятельности довода кассационной жалобы об инициировании органами опеки и попечительства опекунов ФИО19 на совершение действий по подаче заявления на включение истицы в список лиц на внеочередное предоставление жилого помещения как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Между тем, судебная коллегия отмечает, что заявителем жалобы пропущен срок исковой давности по оспариванию Постановления главы Администрации Некоузского муниципального округа N от 10 октября 2000 г. в части закрепления за истицей права на жилое помещение.
Иные доводы кассационной жалобы не имеют определяющего правового значения для разрешения спора и потому не могут являться основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Разрешая спор по существу, суды первой и апелляционной инстанций на основании тщательного анализа представленных доказательств правильно установили фактические обстоятельства по делу, в связи с чем, руководствуясь положениями норм действующего законодательства, пришли к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Судебная коллегия отмечает, что оценка доказательств и отражение ее результатов в судебных актах являются проявлением дискреционных полномочий судов первой и апелляционной инстанций, необходимых для осуществления правосудия вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти.
Кассационная инстанция не вправе переоценивать доказательства вновь, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, не установленные судами первой и апелляционной инстанции или опровергнутые, а также предрешать вопросы о достоверности или недостаточности того или иного доказательства, преимущества одних доказательств перед другими.
Нарушения либо неправильного применения норм процессуального права, в том числе предусмотренных в части 4 статьи 379.7 ГПК РФ, при рассмотрении дела не установлено.
С учётом изложенного, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 390, 390.1, 379.7 ГПК РФ, судебная коллегия Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Некоузского районного суда Ярославской области от 23 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 22 октября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.