Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Матушкиной Н.В, судей Захаровой С.В, Курчевской С.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Блинковой Ирины Петровны и Блинкова Александра Викторовича к Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий об обязании согласовать список на выдачу государственных жилищных сертификатов лица, пострадавшим от чрезвычайных ситуаций (номер дела, присвоенный судом первой инстанции 2-110/2020)
по кассационной жалобе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 16 октября 2020 год.
Заслушав доклад судьи Судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Матушкиной Н.В, представителя Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Правительства Российской Федерации Клейменовой Д.Г, поддержавшей доводы жалобы, Блинковой Ирины Петровны и представителя Блинкова Александра Викторовича - Малахова Е.В, возражавших против доводов жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Блинкова И.П, Блинков А.В. обратились в суд с иском к Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий об обязании согласовать список на выдачу государственных жилищных сертификатов лица, пострадавшим от чрезвычайных ситуаций.
Исковые требования мотивированы тем, что "адрес" "адрес" "адрес", в котором истцам на праве собственности принадлежала "адрес", был уничтожен в результате взрыва газа, за истцами решением Центрального районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ признано право на включение в сводные списки 2017 года граждан, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата в связи с утратой жилья в результате чрезвычайных ситуаций, соответствующая обязанность по включению в указанные списки возложена на администрацию города Омска, однако, решением МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ в согласовании указанных списков отказано.
Решением Тверского районного суда города Москвы от 6 февраля 2020 года, в удовлетворении иска отказано по мотиву отсутствия у МЧС России права принимать оспариваемое решение по делам о чрезвычайных ситуациях, возникших в границах муниципального образования, поскольку этот вопрос относится к расходным обязательствам муниципального образования.
Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 16 октября 2020 год, решение суда отменено. По делу принято новое решение, которым постановлено: "Иск Блинковой Ирины Петровны, Блинкова Александра Викторовича к МЧС России об обязании согласовать список на выдачу государственных жилищных сертификатов лицам, пострадавшим от чрезвычайных ситуаций удовлетворить в части, обязав МЧС России рассмотреть по существу обращение Правительства Омской области от 5 октября 2018 года N исх-18/Пр-8098/06; в остальной части в удовлетворении иска отказать".
В кассационной жалобе представитель Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Клейменова Д.Г. выражает несогласие с судебными постановлениями, считает, что они вынесены с нарушением норм материального права и процессуального права. Просит оставить в силе решение суда первой инстанции.
Согласно ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, кассационный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы. Оснований, предусмотренных ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения и апелляционного определения в кассационном порядке не имеется.
Как следует из материалов дела и установлено судом, постановлением мэра города Омска от 23.09.2015 N 24-пн объявлен режим чрезвычайной ситуации в границах жилого "адрес" административном округе "адрес" из-за взрыва бытового газа в жилом доме по указанному выше адресу, в котором истцам на праве собственности принадлежало жилое помещение.
Решением Центрального районного суда города Омска от 12 октября 2017 года за истцами признано право на включение в сводные списки 2017 года граждан, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата в связи с утратой жилья в результате чрезвычайных ситуаций, соответствующая обязанность по включению в указанные списки возложена на администрацию города Омска.
МЧС России в своем ответе от 1 ноября 2018 года, поименованном "О возврате документов" оставил без рассмотрения обращение Правительства Омской области от 5 октября 2018 года об исполнении решения Центрального районного суда города Омска.
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался статьями ст. 401, 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями содержащимися в постановлении Правительства Российской Федерации от 21.05.2007 N 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что оказание истцам содействия в получении государственного жилищного сертификата в результате утраты права собственности на жилое помещение, согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 21.05.2007 N 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" не относится к компетенции МЧС России, так как классифицируется как чрезвычайная ситуация муниципального характера и решение спорного вопроса входит в компетенцию органов местного самоуправления в силу статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
С указанными выводами не согласился суд апелляционной инстанции.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции исходил из следующего.
Полномочия органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регулируются пунктом 2 статьи 11.1 названного Федерального закона, которым, в отличие от выводов суда с ошибочной ссылкой на сетью 10 названного Федерального закона, которая не регулирует правомочия органов местного самоуправления, не предусмотрена обязанность органа местного самоуправления по финансированию выдачи государственных жилищных сертификатов.
Также не свидетельствует о законности оспариваемого решения МЧС России ссылка суда на пункт 1 статьи 24 того же Закона, согласно которому финансовое обеспечение установленных настоящим Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций: федерального и межрегионального характера, а также чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, является расходным обязательством Российской Федерации; регионального и межмуниципального характера (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством субъектов Российской Федерации; муниципального характера (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством муниципального образования.
В соответствии с пунктом "з" части 1 статьи 72 Конституции РФ осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий отнесены к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением: субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципалыного и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий, реализации мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях (подпункт 5).
В силу пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 года N304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений) установлены следующие критерии отнесения чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям межмуниципального и регионального характера:
чрезвычайная ситуация межмуниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более поселений, внутригородских территорий города федерального значения или межселенную территорию, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. рублей;
чрезвычайная ситуация регионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. рублей, но не более 500 млн. рублей.
Потребность в финансовых средствах на реализацию указанных выше полномочий, в том числе связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций, как правило, не может быть достоверно спрогнозирована при формировании бюджетов субъектов Российской Федерации. В связи с этим бюджетным: законодательством предусматривается создание в расходной части бюджетов субъектов Российской Федерации резервных фондов высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (статья 81 Бюджетного кодекса РФ).
Таким образом, в ходе судебного разбирательства нашел свое подтверждение тот факт, что МЧС России в своем ответе от 1 ноября 2018 года, поименованном "О возврате документов" необоснованно оставил без рассмотрения обращение Правительства Омской области от 5 октября 2018 года об исполнении решения Центрального районного суда города Омска, потому как предусмотренных законом оснований для возврата документов в данном ответе не приведено.
Принцип законности диктует органу государственной власти необходимость передавать обращение уполномоченному лицу, включая территориальным органам государственной власти, чего в данном случае сделано не было. Тем более это значимо в ситуации, связанной с реализацией государственных гарантий лицам, пострадавшим от чрезвычайных ситуаций и оставшихся без жилья.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что при таком положении указанное решение МЧС России, оформленное письмом, нельзя признать законным и обоснованным.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции и принимая по делу новое решение, удовлетворил иск не в полном объеме, поскольку вопрос о согласовании списков МЧС России по существу не рассматривался. Суд не подменяет органы государственной исполнительной власти по вопросам, относящимся к их компетенции.
Так, исходя из конституционного принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную (статья 10 Конституции РФ), суд не наделен правом разрешать обращения в органы государственной исполнительной власти.
Правовое положение судов как участников общественных отношений базируется на конституционных нормах, гарантирующих самостоятельность судебных органов (статья 118, статья 120, статья 124 Конституции РФ), которые нашли развитие, в частности, в Федеральном конституционном законе от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации".
Таким образом, суд апелляционной инстанции удовлетворил иск в части, возложив на МЧС России обязанность рассмотреть обращение Правительства Омской области от 5 октября 2018 года N исх-18/Пр-8098/06.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что жалоба не подлежит удовлетворению, поскольку суд апелляционной инстанции правильно применил нормы материального и процессуального права. Выводы суда апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы кассационной жалобы сводятся к несогласию с оценкой представленных сторонами доказательств и характера возникших правоотношений.
МЧС России в своем ответе от 1 ноября 2018 года, поименованном "О возврате документов" оставил без рассмотрения обращение Правительства Омской области от 5 октября 2018 года об исполнении решения Центрального районного суда города Омска.
Ответчики ссылаются на то, что оказание истцам содействия в получении государственного жилищного сертификата в результате утраты права собственности на жилое помещение, согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 21.05.2007 N 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" не относится к компетенции МЧС России, так как классифицируется как чрезвычайная ситуация муниципального характера и решение спорного вопроса входит в компетенцию органов местного самоуправления в силу статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Однако как указано выше, решением Центрального районного суда города Омска от 12 октября 2017 года за истцами признано право на включение в сводные списки 2017 года граждан, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата в связи с утратой жилья в результате чрезвычайных ситуаций, соответствующая обязанность по включению в указанные списки возложена на администрацию города Омска.
Вместе с тем, вопреки доводам жалобы, в полномочия органов местного самоуправления не входит обязанность по выдаче государственного жилищного сертификата в связи с утратой жилья в результате чрезвычайных ситуаций.
Так, постановлением Правительства РФ от 09.10.1995 N 982 утвержден Порядок выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями.
В соответствии с п. 2 названного Порядка сертификат является свидетельством, удостоверяющим право гражданина Российской Федерации на получение жилого помещения или социальной выплаты для приобретения жилого помещения (далее - социальная выплата) за счет бюджетных ассигнований.
Согласно п.2 названного Порядка Министерство финансов Российской Федерации в рамках межбюджетных трансфертов осуществляет перечисление бюджетных ассигнований бюджету субъекта Российской Федерации на основании заявки на компенсацию бюджету субъекта Российской Федерации стоимости жилого помещения, предоставляемого владельцам именных государственных жилищных сертификатов, или на социальную выплату на оплату жилого помещения (части жилого помещения), приобретаемого владельцем сертификата по договору купли-продажи, представляемой в Министерство финансов Российской Федерации высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по форме согласно приложению N 3 (далее - заявка).
В соответствии с п. 6 названного Порядка выдача бланков сертификатов высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется Министерством финансов Российской Федерации на основании решения Правительства Российской Федерации, подготовленного Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти на основании списка граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или при пресечении террористического акта правомерными действиями, на получение государственного жилищного сертификата (далее - список).
На основании заявления гражданина, чье жилое помещение было утрачено в результате чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или при пресечении террористического акта правомерными действиями, и после проведения сверки сведений, указанных в заявлении, с данными паспорта или другого документа, удостоверяющего личность гражданина (для детей - свидетельство о рождении), органом местного самоуправления в 8-дневный срок с даты поступления заявления гражданина подготавливается список по форме согласно приложению N 3(1), который подписывается главой местной администрации муниципального образования, на территории которого проживают граждане, лишившиеся жилого помещения.
Начальник главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъекту Российской Федерации в 3-дневный срок с даты поступления списков подписывает списки, подтверждая нахождение адресов граждан в зоне чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, совершения террористического акта или проведения мероприятий по пресечению террористического акта правомерными действиями.
Руководитель территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации на региональном уровне в 10-дневный срок с даты поступления списка проверяет списки граждан на соответствие указанных в них сведений об адресе регистрации по месту жительства и паспорте сведениям об этих гражданах, которые находятся в распоряжении Министерства внутренних дел Российской Федерации, после чего подписывает их.
Список направляется в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в 3-дневный срок после утверждения высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого произошли чрезвычайная ситуация, стихийное бедствие, террористический акт или пресечение террористического акта правомерными действиями. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий после согласования списка в 10-дневный срок направляет его в Министерство финансов Российской Федерации для осуществления последующего погашения сертификатов.
Следовательно, получение государственного жилищного сертификата возможно только в порядке, утвержденном постановлением Правительства РФ от 09.10.1995 N 982, а не путем выдачи его органом местного самоуправления.
Таким образом, возражения ответчиков сводятся к несогласию с решением Центрального районного суда города Омска от 12 октября 2017 года, которым за истцами признано право на включение в сводные списки 2017 года граждан, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата.
Между тем, статьей 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлена обязательность судебных постановлений.
Доводы кассационной жалобы аналогичны доводам, которые были предметом исследования и оценки суда апелляционной инстанции, и им дана надлежащая правовая оценка в обжалуемом судебном постановлении, они, по существу, направлены на переоценку собранных по делу доказательств и не опровергают правильность выводов суда об установленных обстоятельствах. Выводы суда, содержащиеся в апелляционном определении, не противоречат фактическим обстоятельствам дела, установленным судом апелляционной инстанции.
Нарушений норм материального или процессуального права, указанных в ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении настоящего спора судом допущено не было, в связи с чем оснований для отмены обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам суда от 16 октября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.