Центральный окружной военный суд в составе:
председательствующего Иванчикова Д.А, судей: Тимошечкина Д.А, Буданова К.М, при секретаре судебного заседания Немове А.А, с участием представителя административного истца Изтляева М.В. - Васильева А.Г. путем использования систем видео-конференц-связи рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N 2а-138/2020 по апелляционной жалобе административного истца на решение Оренбургского гарнизонного военного суда от 15 декабря 2020 г, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления военнослужащего войсковой части N "данные изъяты" Изтляева Мурата Владимировича об оспаривании решения начальника 4 отдела (г. Оренбург) федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации об изменении даты принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Заслушав доклад судьи Буданова К.М, изложившего обстоятельства дела, содержание принятого по делу судебного решения, доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя административного истца - Васильева А.Г, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, окружной военный суд
установил:
В соответствии с решением начальника 4 отдела (г. Оренбург) федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - 4 отдел ФГКУ "Центрегионжилье") от ДД.ММ.ГГГГ N изменена дата принятия Изтляева на учет нуждающихся в жилых помещениях с ДД.ММ.ГГГГ на ДД.ММ.ГГГГ в связи с отсутствием оснований для зачета в выслугу лет военной службы периода обучения в военно-учебном заведении и службы в Вооруженных Силах Республики Казахстан с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Полагая свои права нарушенными, Изтляев обратился в Оренбургский гарнизонный военный суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным и отменить решение начальника 4 отдела ФГКУ "Центрегионжилье" от ДД.ММ.ГГГГ N, восстановив его на учете нуждающихся в жилых помещениях с ДД.ММ.ГГГГ
Оренбургский гарнизонный военный суд 15 декабря 2020 г. принял решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с решением суда, административный истец Изтляев подал апелляционную жалобу, в которой на основании ст. 310 КАС РФ просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении его требований.
В обоснование жалобы Изтляев указывает, что вывод гарнизонного военного суда о том, что период его военной службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не может быть учтен при постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях и расчете размера жилищной субсидии, является ошибочным, поскольку правовые отношения, позволяющие считать его военнослужащим Российской Федерации до окончания переходного периода - ДД.ММ.ГГГГ, возникли до введения в действие Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N (далее - Правила). При этом, действия административного ответчика, связанные с изменением даты постановки на учет нуждающихся в получении жилых помещений, по его мнению, являются незаконными, поскольку его служба в Вооруженных Силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, то есть до окончания переходного периода, не была учтена.
Далее в жалобе ее автор утверждает, что подп. "в" п. 10 Правил не содержит ограничений по зачету выслуги лет в Вооруженных Силах СССР в момент действия переходного периода и эта норма может быть применена только в отношении тех военнослужащих, граждан уволенных с военной службы, которые изъявили желание изменить постоянное место жительства и пожелали быть обеспеченными жилыми помещениями не на основании законодательства Российской Федерации, а на основании международных соглашений. Однако право на жилищное обеспечение у него появилось не в связи с переездом, а в связи с общей продолжительностью военной службы более 20 лет.
Кроме того принятое административным ответчиком решение, как и решение суда, противоречат ст. 1 Соглашения между государствами-участниками Содружества Независимых Государств о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, заключенного ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой односторонние ограничения прав и льгот военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей не допускаются, а Государства - участники Содружества вправе принимать меры по усилению социальной защиты военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей.
В заключение жалобы ее автор указывает, что действующим жилищным законодательством не предусмотрена возможность изменения даты постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, заслушав объяснения явившегося в судебное заседание представителя административного истца, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Вопреки мнению автора апелляционной жалобы, решение Оренбургского гарнизонного военного суда от 15 декабря 2020 г. является правильным и соответствует требованиям ст. 176-180 КАС РФ. Выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судом на основе анализа и оценки совокупности представленных сторонами доказательств, достаточных для правильного разрешения заявленных требований.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Согласно абз. 12 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 настоящего Федерального закона.
В соответствии со ст. 62 Закона РФ от 11 февраля 1993 г. N 4455-1 "О воинской обязанности и военной службе" (действовавшего до 2 апреля 1998 г.) гражданин Российской Федерации, проходящий военную службу в воинских формированиях других государств (бывших республик СССР), сохранял правовое положение военнослужащего, предусмотренное законодательством Российской Федерации, в том числе и по обеспечению его жильем, только до окончания переходного периода. В силу ст. 56 данного Закона РФ и п. 2 Постановления Верховного Совета РФ от 11 февраля 1993 г. N 4457-1 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе" срок переходного периода был установлен до 31 декабря 1994 г.
Согласно п. 5 постановления Верховного Совета РФ от 19 мая 1993 г. N 4983-1 "О некоторых мерах, связанных с исполнением Закона Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе" граждане Российской Федерации, проходившие военную службу в воинских формированиях СССР и СНГ до принятия этих воинских формирований под юрисдикцию Российской Федерации и заключившие контракт о прохождении военной службы в национальных армиях государств - республик бывшего СССР, сохраняли правовое положение военнослужащего, предусмотренное законами Российской Федерации, до 31 декабря 1999 г. при условии заключения и ратификации в установленном порядке соответствующих двусторонних межгосударственных договоров. При несоблюдении же закрепленных в данном Постановлении условий правовое положение указанных лиц, предусмотренное законами Российской Федерации, сохранялось только до 31 декабря 1994 г.
Соответствующее двустороннее соглашение было заключено, в том числе между Российской Федерацией и Республикой Казахстан, однако стороны не выполнили внутригосударственные процедуры для вступления его в законную силу.
В то же время, как указал Конституционный Суд РФ в определении от 21 апреля 2011 г. N 514-О-О, из Конституции РФ не вытекает обязанность государства обеспечивать жилыми помещениями в рамках специальной системы обеспечения жильем военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, тех лиц, которые не признаются военнослужащими Российской Федерации в силу того, что после распада СССР они стали проходить военную службу не в Российской Федерации, а в другом государстве и не уволились с нее в течение соответствующего переходного периода.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Изтляев с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучался в военно-учебном заведении и проходил военную службу в Вооруженных Силах Республики Казахстан. После увольнения с военной службы он переехал в Российскую Федерацию где ДД.ММ.ГГГГ заключил первый контракт о прохождении военной службы с Министерством обороны Российской Федерации, которую проходит по настоящее время.
В соответствии с решением начальника 4 отдела ФГКУ "Центрегионжилье" от ДД.ММ.ГГГГ N Изтляев составом семьи из четырех человек принят на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения по месту прохождения военной службы с ДД.ММ.ГГГГ
Согласно решению начальника 4 отдела ФГКУ "Центрегионжилье" от ДД.ММ.ГГГГ N дата принятия Изтляева на учет нуждающихся в жилых помещениях изменена с ДД.ММ.ГГГГ на ДД.ММ.ГГГГ, поскольку отсутствуют основания для зачета в выслугу лет военной службы периода обучения в военно-учебном заведении и службы в Вооруженных Силах Республики Казахстан с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Поскольку на момент обращения в жилищный орган в 2015 г. Изтляев имел выслугу лет в Вооруженных Силах РФ менее 20 лет, то начальник 4 отдела ФГКУ "Центрегионжилье", вопреки утверждению в жалобе, правомерно изменил дату постановки на учет.
Доводы жалобы о том, что продолжительность военной службы Изтляева в Вооруженных Силах Республики Казахстан должна учитываться при принятии его вместе с членами семьи на жилищный учет, несостоятельны и подлежат отклонению, поскольку они основаны на ошибочном толковании и применении норм материального права и не влияют на законность вынесенного судом первой инстанции решения.
Таким образом, поскольку Российской Федерацией внутригосударственные процедуры, необходимые для вступления в силу соответствующего соглашения, не выполнены, то обеспечение жилыми помещениями военнослужащих, граждан уволенных с военной службы и членов их семей, которые переехали на постоянное место жительства на территорию Российской Федерации из Республики Казахстан после ДД.ММ.ГГГГ, к которым относится административный истец, может быть разрешен исключительно в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Что касается иных доводов административного истца, изложенных в апелляционной жалобе, то они не свидетельствуют о наличии правовых оснований для отмены обжалуемого судебного решения, поскольку фактически направлены на переоценку собранных по делу доказательств, повторяют правовую позицию представителя административного истца в суде первой инстанции.
При таких обстоятельствах не согласиться с решением суда первой инстанции у суда апелляционной инстанции оснований не имеется, а приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут быть признаны убедительными и не ставят под сомнение законность принятого решения.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к принятию неверного решения, судом первой инстанции также допущено не было.
Таким образом, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований, предусмотренных ст. 310 КАС РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции, констатируя его законность и обоснованность.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 177, 307, 308, п. 1 ст. 309 и ст. 311 КАС РФ, Центральный окружной военный суд
определил:
Решение Оренбургского гарнизонного военного суда от 15 декабря 2020 г. по административному делу по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части N "данные изъяты" Изтляева Мурата Владимировича об оспаривании решения начальника 4 отдела (г. Оренбург) федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации об изменении даты принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях, оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца Изтляева М.В. - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в Кассационный военный суд через Оренбургский гарнизонный военный суд в течение шести месяцев со дня его вынесения.
"Согласовано"
Судья Центрального окружного военного суда (ПСП) К.М. Буданов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.