Судья 2-го Восточного окружного военного суда Леонтьев Олег Викторович, при секретаре Макеевой А.С., с участием защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Абузаровой Т.Н., в помещении окружного военного суда, расположенного по адресу: город Чита, улица Ленинградская, дом 100, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Абузаровой Татьяны Николаевны на постановление судьи Читинского гарнизонного военного суда от 25 февраля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении военнослужащего войсковой части 0000 " ... "
Абузарова Дмитрия Робертовича, родившегося "... " в "... ", "... ", "... ", проживающего по "... ",
установил:
постановлением судьи Читинского гарнизонного военного суда от 25 февраля 2021 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, в отношении военнослужащего войсковой части 0000 "... " Абузарова Д.Р. прекращено на основании части 2 статьи 24.5 КоАП РФ. Также принято решение о направлении копии постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении материалов дела командиру войсковой части 0000 для привлечения военнослужащего Абузарова Д.Р. к дисциплинарной ответственности.
Административное правонарушение совершено при следующих обстоятельствах, изложенных в постановлении.
Абузаров Д.Р. около 20 часов 5 минут 26 ноября 2020 года, находясь в магазине "П.", расположенном по "адрес", в нарушение требований подпункта "б" пункта 3 и подпунктов "в" и "г" пункта 4 Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 417 (далее - Правила поведения), а также пункта 4 комплекса ограничительных и иных мероприятий по предотвращению угрозы распространения на территории Забайкальского края новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), утверждённого постановлением Губернатора Забайкальского края от 8 апреля 2020 года N 30 (далее - Комплекс мер), не использовал средства индивидуальной защиты органов дыхания (маску или респиратор), тем самым не выполнил правило поведения в период режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации. При этом, эти его действия признаков административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, не содержат.
В жалобе защитник Абузарова Т.Н, выражая несогласие с данным постановлением судьи, просит его отменить и производство по делу об административном правонарушении в отношении Абузарова Д.Р. прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, то есть ввиду отсутствия состава административного правонарушения, приводя в обоснование следующие доводы.
По мнению автора жалобы, существенным недостатком, противоречащим требованиям ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ и нарушающим право на защиту Абузарова Д.Р, в условиях бланкетности диспозиции части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, является отсутствие в протоколе об административном правонарушении описания события административного правонарушения, в нём не указан комплекс мероприятий, нарушенный её подзащитным, а также нормативно-правовой акт и его пункт запрещающий нахождение без средств индивидуальной защиты (маски, респиратора).
Кроме того утверждает, что в протоколе об административном правонарушении в отношении Абузарова Д.Р. сформулировано обвинение, не соответствующее диспозиции ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.
Указывает на то, что судья, сделав вывод о невыполнении Абузаровым Д.Р. правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, вышел за рамки указанного в протоколе об административном правонарушении объёма совершённого деяния ухудшил его положение.
Отмечает, что с 21 февраля 2021 года Комплекс мер действует в новой редакции и внесёнными в него постановлением Губернатора Забайкальского края от 20 февраля 2021 года N 9 изменениями пункт 4 не обязывает граждан при их нахождении, в том числе в общественных местах использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы), данная обязанность установлена пунктом 5 названного комплекса, поэтому на момент вынесения 25 февраля 2021 года обжалуемого постановления судья гарнизонного военного суда неверно определилнормы материального права, образующие объективную сторону состава административного правонарушения и применил закон, не подлежащий применению.
Рассмотрев материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав пояснения защитника Абузаровой Т.Н, в поддержание доводов жалобы, судья приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей.
Согласно положениям статьи 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Закон N 68-ФЗ) граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
В силу подпункта "б" пункта 6 статьи 4.1, подпунктов "а", "у", "ф" пункта 1 статьи 11 Закона N 68-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом "а.2" статьи 10 названного Федерального закона, могут устанавливать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом "а.1" статьи 10 данного Федерального закона.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 417 в соответствии со статьей 10 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" утверждены Правила поведения.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3, подпунктами "в" и "г" пункта 4 Правил поведения, при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на указанной территории.
Постановлением Губернатора Забайкальского края 8 апреля 2020 года N 30 "О введении режима повышенной готовности на территории Забайкальского края и комплексе ограничительных и иных мероприятий по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)" определено, что в границах территории Забайкальского края с 00 часов 00 минут 19 марта 2020 года действует режим повышенной готовности и утверждён Комплекс мер.
Согласно пункту 4 Комплекса мер в редакции, действовавшей до 21 февраля 2021 года, а в редакции, действовавшей на момент рассмотрения дела судьёй гарнизонного военного суда и редакции действующей в настоящее время пункт 5 Комплекса мер, граждане при их нахождении, в том числе в общественных местах обязаны использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы).
Как усматривается из материалов дела, 26 ноября 2020 года около 20 часов 5 минут Абузаров Д.Р. в нарушение вышеуказанных положений, находясь в магазине "П.", расположенном по "адрес", не использовал средства индивидуальной защиты органов дыхания (маску или респиратор), тем самым не выполнил правила поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации.
Совершение Абузаровым Д.Р. административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, подтверждается собранными по делу доказательствами: рапортом участкового уполномоченного полиции отдела полиции "И." УМВД России по "... " К. от 26 ноября 2020 года об обнаружении признаков административного правонарушения (л.д. 5), протоколом об административном правонарушении 00 N 00000 от 26 ноября 2020 года (л.д. 6), объяснением Абузарова Д.Р. от 26 ноября 2020 года (л.д. 8).
Во время составления указанных документов Абузаров Д.Р. не отрицал своего нахождения в общественном месте без средств индивидуальной защиты органов дыхания, замечаний по содержанию протокола об административном правонарушении не имел, что подтверждается его подписью.
Протокол об административном правонарушении в отношении Абузарова Д.Р. составлен уполномоченным на это должностным лицом.
Судья гарнизонного военного суда обоснованно признал отсутствие в протоколе об административном правонарушении указания конкретной нормы права, устанавливающей правила поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации несущественным восполненным при рассмотрении дела по существу недостатком. Данный вывод согласуется с положениями пункта 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" о том, что несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу.
В силу пункта 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" право окончательной юридической квалификации действий (бездействия) лица КоАП РФ относит к полномочиям судьи.
При таких обстоятельствах действия Абузарова Д.Р. судьёй гарнизонного военного суда правильно квалифицированы по части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ.
Событие административного правонарушения вменяемого Абузарову Д.Р. достаточно полно изложено в протоколе об административном правонарушении, оно соответствует диспозиции ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, по которой его действия квалифицированы сотрудниками полиции, а совершение данного правонарушения судьёй гарнизонного военного суда признано доказанным в объёме указанном в протоколе, в связи с чем доводы жалобы об обратном являются несостоятельными.
Вместе с тем, указание в постановлении судьи о нарушении Абузаровым Д.Р. пункта 4 Комплекса мер обязывающего граждан при их нахождении, в том числе в общественных местах использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы), а в действовавшей на дату его вынесения редакции с изменениями, внесёнными в них постановлением Губернатора Забайкальского края от 20 февраля 2021 года N 9 данная норма содержится в пункте 5, не свидетельствует об отсутствии в его действиях состава вменяемого административного правонарушения и не является основанием для прекращения административного дела по указанному основанию.
В силу статьи 2.5 КоАП РФ за административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, военнослужащие несут дисциплинарную ответственность, а не административную на общих основаниях.
В соответствии с частью 2 статьи 24.5 КоАП РФ в случае, когда административное правонарушение совершено военнослужащим, за исключением случаев, когда за такое административное правонарушение это лицо несет административную ответственность на общих основаниях, производство по делу об административном правонарушении после выяснения всех обстоятельств совершения административного правонарушения подлежит прекращению для привлечения указанного лица к дисциплинарной ответственности.
Судья гарнизонного военного суда установил, что Абузаров Д.Р. является военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в войсковой части 0000, в связи с чем за совершённые действия, предусмотренные частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, подлежит привлечению не к административной, а дисциплинарной ответственности.
При таких данных, в соответствии с требованиями статьи 24.1, части 2 статьи 24.5 КоАП РФ, установив все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьёй 26.1 КоАП РФ на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств, руководствуясь статьёй 2.5, частью 2 статьи 24.5 КоАП РФ, судья гарнизонного военного суда обоснованно прекратил производство по делу с направлением копии постановления по делу об административном правонарушении и его материалов командиру войсковой части 0000 для привлечения военнослужащего Абузарова Д.Р. к дисциплинарной ответственности.
Постановление по делу об административном правонарушении в отношении Абузарова Д.Р. вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену либо изменение обжалуемого постановления, в ходе производства по настоящему делу допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6, п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
постановление судьи Читинского гарнизонного военного суда от 25 февраля 2021 года вынесенное в отношении Абузарова Дмитрия Робертовича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения, а жалобу защитника Абузаровой Татьяны Николаевны - без удовлетворения.
Постановление судьи гарнизонного военного суда и решение судьи окружного военного суда могут быть обжалованы в Кассационный военный суд в порядке, предусмотренном ст. 30.12, 30.14 КоАП РФ.
Судья О.В. Леонтьев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.