Судебная коллегия по административным делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего: Штейнле А.Л, судей: Савушкиной О.С, Туникене М.В, при помощнике судьи: Тимофееве А.И, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России N6 по Смоленской области к Бересневой Ольге Александровне о взыскании задолженности по налогам, пени, по апелляционной жалобе Бересневой О.А. на решение Смоленского районного судаСмоленска от16декабря 2020 г.
Заслушав доклад судьи Туникене М.В, возражения представителя Межрайонной ИФНС России N6 по Смоленской области Хамула О.В, судебная коллегия
установила:
Межрайонная ИФНС России N6 по Смоленской области обратилась в суд с административным иском к Бересневой О.А. о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2018 г. в размере 4340 руб. и пени по транспортному налогу 40, 25 руб, по земельному налогу за 2016-2018 г.г. в размере 1169 руб.; в том числе за 2016 г. в сумме 167 руб, за 2017г. в сумме 501 руб, за 2018 г. в сумме 501 руб.; пени по земельному налогу за 2016г.-14, 88 руб, за 2017г.-8, 36 руб.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель административного истца Хамула О.В. административный иск поддержала в полном объеме.
Административный ответчик Береснева О.А. возражала против удовлетворения административного иска.
Решением Смоленского районного суда Смоленской области от 16 декабря 2020 г. административный иск удовлетворен в полном объеме, разрешен вопрос по госпошлине.
В апелляционной жалобе Береснева О.А. просит решение суда отменить. Ссылается, что налоговое уведомление она не получала, поскольку оно направлялось по ее прежнему месту жительства, в связи с чем обязанность по уплате налога у налогоплательщика возникнуть не может. Административным истцом пропущен срок на обращение в суд, предусмотренный ст.48 НК РФ. Транспортное средство Нисcан Almera госрегзнак N было продано ею в 2017 г, в связи с чем она не является плательщиком транспортного налога, В представленных возражениях Межрайонная ИФНС России N6 по Смоленской области просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
В суде апелляционной инстанции представитель административного истца Хамула О.В. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела в полном объеме, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 286 КАС РФ предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением
о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно ч. 2 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Конституция Российской Федерации в ст. 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в п. 1 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Статьей 23 НК РФ установлена обязанность налогоплательщиков уплачивать установленные законом налоги, выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушениях законодательства о налогах и сборах.
В соответствии с п. 1 ст. 356 указанного Кодекса транспортный налог устанавливается этим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о транспортном налоге, вводится в действие в соответствии с этим Кодексом, законами субъектов Российской Федерации о транспортном налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (п. 3 ст. 363 НК РФ).
В соответствии с ч.1 ст.387 НК РФ Земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом (ч.1 ст.388 НК РФ).
Согласно ч.1 ст.389 НК РФ Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
Как установлено судом и следует из материалов дела, по сведениям налогового органа Береснева О.А. являлась собственником транспортных средств: Нисcан Almera госрегзнак N, Reno Sandero Р537МХ67.
Также Бересневой О.А. принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами N, расположенные по адресу: Смоленская область, Смоленский район,...
В адрес административного ответчика направлялись налоговые уведомления N1395072 от 2 июля 2017 г. об уплате транспортного налога за 2016 г. в сумме 2280 руб, земельного налога за 2016 г. в сумме 167 руб.;
N4049352 от 23 июня 2018 г. об уплате транспортного налога за 2017 г. в сумме 3 310 руб, земельного налога за 2017 г. в сумме 501 руб.;
N 9347832 от 15 августа 2019 г. об уплате транспортного налога за 2018 г. составила 4 340 руб, земельного налога -501 руб.
В связи с неисполнением данных налоговых уведомлений в адрес административного ответчика направлены:
требование N 13228 об уплате налогов по состоянию на 26 ноября 2018 г. земельного налога-167 руб, пени по земельному налогу в размере 14.88 руб. Срок исполнения требования - до 15 января 2019 г.
требование N 6768 об уплате налогов по состоянию на 7 февраля 2019 г. земельного налога-501 руб, пени по земельному налогу в размере 8, 36 руб. Срок исполнения требования - до 2 апреля 2019 г.
требование N 2034 об уплате налогов по состоянию на 16 января 2020 г.: транспортного налога в размере 4340 руб, земельного налога-501 руб, пени по транспортному налогу в размере 40, 25 руб, пени по земельному налогу в размере 4, 65 руб. Срок исполнения требования - до 26 февраля 2020 г.
Поскольку Береснева О.А. обязательства по уплате налога на имущество, транспортного налога, пени не исполнила, судебным приказом мирового судьи судебного участка N44 в муниципальном образовании Смоленский район от 1 июня 2020 г. с административного ответчика взыскана, в том числе, задолженность по транспортному налогу за 2018 г. в размере 4340 руб, пени в размере 1021, 44 руб.:, земельный налог за 2018 г. в размере 1169 руб, пени 27, 89 руб.
Определением мирового судьи судебного участка N44 в муниципальном образовании Смоленский район от 1 сентября 2020 г. судебный приказ от 1 июня 2020 г. о взыскании с Бересневой О.А. задолженности по налогам отменен.
Указанное обстоятельство послужило для административного истца основанием для обращения в суд с настоящим административным иском.
Разрешая спор, исследовав и оценив представленные сторонами доказательства по правилам ст. 84 КАС РФ, руководствуясь вышеприведенными нормами законодательства, установив, что административным ответчиком обязательства по уплате недоимки и пени не исполнены, суд пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований.
На основании п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
При этом, под днем выявления недоимки следует понимать следующий день после наступления срока уплаты налога (авансового платежа).
В соответствии с п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Согласно абз. 2 п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Налоговым органом в адрес налогоплательщика направлены следующие требования об уплате имущественных налогов и пени:
-требование N13228 от 26 ноября 2018 г. на сумму 181, 88 руб. по сроку уплаты до 15 января 2019 г. (л.д.15);
-требование N6768 от 7 февраля 2019 г. на сумму 509, 36 руб. по сроку уплаты до 2 апреля 2019 г. (л.д.19);
-требование N2034 от 16 января 2020 г. на сумму 4881, 25 руб. по сроку уплаты до 26 февраля 2020 г. (л.д.25).
Доводы апелляционной жалобы административного ответчика о пропуске ИФНС России по г.Смоленску процессуального срока на обращение в суд с данным иском не принимаются, как несостоятельные, поскольку основаны на неверном толковании норм процессуального права.
На основании статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В случае неисполнения требования принудительное взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке и сроки, предусмотренные статьями 46 и 47 НК РФ, а с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, - в порядке и сроки, предусмотренные статьей 48 данного Кодекса.
В силу п.2 ст.48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Поскольку размер недоимки по земельному налогу за 2016-2018г. составляла менее 3000 руб, основания для обращения в суд с заявлением о взыскании задолженности возникли с момента превышения общей суммы недоимки 3000 руб, то есть с момента выставления требования об уплате налога N2034 от 16 января 2020г. и исчисляется с указанной в требовании даты добровольного исполнения административным ответчиком обязанности по оплате недоимки.
Следовательно, согласно п.2 ст.48 НК РФ срок обращения в суд следует исчислять с 26 февраля 2020г.
Таким образом, срок обращения в суд для подачи заявления налоговым органом истекал 26 августа 2020г. (26 февраля 2020г. + 6 месяцев).
Заявление о выдаче судебного приказа о взыскании с Бересневой О.А. недоимки поступило 27 мая 2020 г, судебный приказ вынесен мировым судьей судебного участка N44 в МО "Смоленский район"Смоленска 1 июня 2020 г, определением от 1 сентября 2020 г. судебный приказ отменен; в суд с настоящим иском административный истец также обратился в установленный срок 9 ноября 2020 г.
В связи с этим, доводы жалобы о пропуске административным истцом процессуального срока на обращение в суд не могут быть признаны обоснованными.
Доводы жалобы о смене места жительства административного истца и направлении налоговым органом налоговых уведомлений по неверному адресу, основанием для отмены обжалуемого решения суда не являются, поскольку само по себе неполучение налогоплательщиком указанных документов основанием для освобождения от исполнения налоговых обязательств не является.
Кроме того, в соответствии с частью 2.1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики - физические лица по налогам, уплачиваемым на основании налоговых уведомлений, обязаны сообщать о наличии у них объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, в налоговый орган по своему выбору в случае неполучения налоговых уведомлений и неуплаты налогов в отношении указанных объектов налогообложения за период владения ими.
Между тем, судом установлено, что зная о наличии обязанности по уплате налогов Береснева О.А. самостоятельно в налоговый орган по вопросу уплаты транспортного налога и земельного налога, не обращалась.
Не влияют на правильность выводов суда и доводы жалобы о том, что автомобиль Нисcан Almera госрегзнак N административному истцу не принадлежит в связи с его продажей 1 мая 2017 г.
Так, налоговые органы, определяя налоговую базу для исчисления сумм транспортного налога, руководствуются данными о транспортных средствах, зарегистрированных в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Прекращение взимания транспортного налога возможно только в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах. Начисление и уплата транспортного налога в случае продажи, принудительной реализации транспортного средства прекращаются с месяца, следующего за месяцем снятия его с регистрационного учета в органах Государственной инспекции безопасности дорожного движения. Иных оснований для прекращения взимания указанного налога (за исключением угона транспортного средства либо возникновения права на налоговую льготу) законодательством о налогах и сборах не установлено.
Таким образом, в случае, когда действующее налоговое законодательство связывает момент возникновения обязанности по уплате налога либо прекращения такой обязанности с действиями налогоплательщика и на последнего возлагается обязанность, в том числе по обращению в компетентные органы с заявлением о постановке или снятии с регистрационного учета соответствующего объекта налогообложения, то есть регистрация носит заявительный характер, риски наступления неблагоприятных последствий несовершения таких действий лежат именно на налогоплательщике.
Доказательств, подтверждающих снятие Бересневой О.А. транспортного средства Нисcан Almera госрегзнак N с регистрации или факт регистрации данного транспортного средства за другим лицом, равно как и доказательств продажи транспортного средства, прекращения правомочий собственника, которые перешли к третьему лицу, административным ответчиком не представлено.
Несогласие административного ответчика с выводами суда первой инстанции, иная оценка фактических обстоятельств дела, не влекут отмены правильного по существу решения суда первой инстанции. С учетом изложенного, решение по доводам апелляционной жалобы отмене не подлежит.
Расчет налога и пени административным ответчиком не оспорен, проверен апелляционной инстанцией, арифметических ошибок не содержит.
Следует также отметить, что суд необоснованно взыскал с административного ответчика государственную пошлину в доход федерального бюджета.
В силу положений абз.24 ст.50, п.2 ст.61.1 БК РФ государственная пошлина (по нормативу 100%) по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации), подлежит взысканию в бюджеты муниципальных районов.
Следовательно, государственная пошлина по административному делу должна быть уплачена в местный бюджет по месту нахождения соответствующего суда.
Руководствуясь ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Смоленского районного суда Смоленской области от 16 декабря 2020 г. изменить в части.
Взыскать с Бересневой Ольги Александровны в доход местного бюджета госпошлину в размере 400 руб.
В остальной части решение Смоленского районного суда Смоленской области от 16 декабря 2020 г. оставить без изменения.
Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.