Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Куловой Г.Р.
судей Багаутдиновой А.Р.
Портновой Л.В.
при секретаре Галиеве Д.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Федоровского района Республики Башкортостан в интересах Российской Федерации, муниципального образования - сельское поселение Федоровский сельсовет муниципального района Федоровский район Республики Башкортостан к администрации сельского поселения Федоровский сельсовет муниципального района Федоровский район Республики Башкортостан, Тырову Е.В. о признании бездействия незаконным, возложении обязанности о привлечении к ответственности управляющего делами администрации сельского поселения Федоровский сельсовет муниципального района Федоровский район
Тырова Е.В. в соответствии с законодательством о противодействии коррупции
по апелляционной жалобе Тырова Е.В. на решение Стерлибашевского межрайонного суда Республики Башкортостан от
25 декабря 2020 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Портновой Л.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Федоровского района Республики Башкортостан обратился в суд с иском в защиту интересов Российской Федерации, муниципального образования - сельское поселение Федоровский сельсовет муниципального района Федоровский район Республики Башкортостан (далее администрации сельского поселения) к администрации сельского поселения о признании бездействия администрации сельского поселения по ненадлежащему рассмотрению представления прокурора от 27 июля 2020 года и не привлечению к ответственности за коррупционное правонарушение незаконным, об обязании администрации сельского поселения принять решение об ответственности управляющего делами администрации сельского поселения Тырова Е.В. в соответствии со ст. 11 ФЗ "О противодействии коррупции" и ч.2.3, ст. 14.1 ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации".
Обратить решение к немедленному исполнению.
Уточнив исковые требования, прокурор также просил признать незаконным бездействия, возложить обязанность по привлечению к ответственности управляющего делами администрации сельского поселения Федоровский сельсовет муниципального района Федоровский район Тырова Е.В. в соответствии с законодательством о противодействии коррупции.
В обоснование требований указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения бюджетного и градостроительного законодательства при реализации национального проекта "Жилье и городская среда" на территории сельского поселения Федоровский сельсовет муниципального района Федоровский район, в ходе которой установлено, что администрацией сельского поселения в лице главы сельского поселения Тырова Е.В. в рамках реализации национального проекта "Жилье и городская среда" по результатам электронного аукциона заключен Муниципальный контракт от 10.07.2019
N... по благоустройству общественной территории "Парк", расположенной по ул.Ленина с. Фёдоровка Фёдоровского района Республики Башкортостан с единственным участником - ООО "Теплый дом" в лице учредителя и директора Батманова А.Е, который является двоюродным братом Тырова Е.В.
Однако Тыров Е.В, игнорируя требования ст. 11 ФЗ "О противодействии коррупции", о возникшем конфликте интересов при заключении муниципального контракта и подписании актов о приемке выполненных работ, в Совет и администрацию сельского поселения Фёдоровский сельсовет муниципального района Фёдоровский район Республики Башкортостан не сообщил, меры по его предотвращению и урегулированию, не принял.
Прокуратурой Федоровского района в Совет сельского поселения Федоровский сельсовет муниципального района Федоровский район Республики Башкортостан 13 мая 2020 года внесено представление об устранении выявленных нарушений с требованием разрешения вопроса об избрании из состава представительного органа муниципального образования главы муниципалитета, поскольку таковой на момент прокурорской проверки отсутствовал, и после этого в установленном порядке обеспечить рассмотрение вопроса об ответственности за нарушение антикоррупционного законодательства управляющего делами администрации сельского поселения - Тырова Е.В.
Данное представление было рассмотрено представительным органом местного самоуправления 03.07.2020, где было принято решение N 10/88 об избрании в качестве главы сельского поселения Федоровский сельсовет муниципального района Федоровский район Республики Башкортостан Зуенкову Н.К. Между тем, после избрания главы сельского поселения вопрос об ответственности за нарушение антикоррупционного законодательства управляющего делами администрации сельского поселения Федоровский сельсовет муниципального района Федоровский район РБ - Тырова Е.В, Зуенковой Н.К. не решен, хотя последняя данными полномочиями обладает.
27.07.2020 года по вышеизложенным обстоятельствам в адрес администрации сельского поселения внесено аналогичное представление об устранении выявленных нарушений с требованием разрешения вопроса об ответственности за нарушение антикоррупционного законодательства управляющего делами администрации сельского поселения Федоровский сельсовет муниципального района Федоровский район РБ - Тырова Е.В.
25.08.2020 г. данное представление рассмотрено и отказано в связи с отсутствием законных оснований.
Кроме того, установлено, что распоряжением главы сельского поселения Федоровский сельсовет муниципального района Федоровский район РБ N 7 управляющий делами Тыров Е.В. уволен по собственному желанию по основанию, предусмотренному п. 3 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса РФ.
Прокурор Федоровского района просил признать бездействие администрации сельского поселения Федоровский сельсовет муниципального района Федоровский район Республики Башкортостан по ненадлежащему рассмотрению представления прокурора района от 27.07.2020за исх. N 3-2-2020 и не привлечению управляющего делами администрации сельского поселения Федоровский сельсовет муниципального района Федоровский район РБ Тырова Е.В. к ответственности за коррупционное правонарушение, незаконным.
Признать незаконным распоряжение главы сельского поселения Федоровский сельсовет муниципального района Федоровский район РБ N 7 от 25 сентября 2020 года в части увольнения управляющего делами Тырова Е.В. по собственному желанию по основанию, предусмотренному п. 3 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса РФ, изменив формулировку основания увольнения Тырова Е.В. на увольнение в связи с утратой доверия по п. 7.1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ, ч. 2.3 ст. 14.1 ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации".
Обязать Тырова Е.В, дата года рождения, паспорт 8006 N 184447 выдан 10.07.2007 ТП УФМС России по РБ в Федоровском районе, проживающего по адресу: адрес, в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу предоставить свою трудовую книжку в администрацию сельского поселения Федоровский сельсовет муниципального района Федоровский район Республики Башкортостан для внесения записи об изменении основания увольнения.
Обязать администрацию сельского поселения Федоровский сельсовет муниципального района Федоровский район Республики Башкортостан внести в трудовую книжку Тырова Е.В. запись об изменении основания увольнения на утрату доверия по п. 7.1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ, ч. 2.3 ст. 14.1 ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации незамедлительно после предоставления Тыровым Е.В. своей трудовой книжки.
Решением Стерлибашевского межрайонного суда Республики Башкортостан от 25 декабря 2020 года постановлено:
административное исковое заявление прокурора Федоровского района Республики Башкортостан удовлетворить.
обязать администрацию сельского поселения Федоровский сельсовет признать бездействие администрации сельского поселения Федоровский сельсовет муниципального района Федоровский район Республики Башкортостан по ненадлежащему рассмотрению представления прокурора района от 27.07.2020 за исх. N 3-2-2020 и не привлечению управляющего делами администрации сельского поселения Федоровский сельсовет муниципального района Федоровский район РБ - Тырова Е.В. к ответственности за коррупционное правонарушение, незаконным.
Признать незаконным распоряжение главы сельского поселения Федоровский сельсовет муниципального района Федоровский район РБ N 7 от 25 сентября 2020 года в части увольнения управляющего делами Тырова Е.В. по собственному желанию по основанию, предусмотренному п. 3 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса РФ, изменив формулировку основания увольнения
Тырова Е.В. на увольнение в связи с утратой доверия по п. 7.1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ, ч. 2.3 ст. 14.1 ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации".
Обязать Тырова Е.В, дата года рождения, паспорт N... выдан дата ТП УФМС России по РБ в Федоровском районе, проживающего по адресу: адрес, в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу предоставить свою трудовую книжку в администрацию сельского поселения Федоровский сельсовет муниципального района Федоровский район Республики Башкортостан для внесения записи об изменении основания увольнения.
Обязать администрацию сельского поселения Федоровский сельсовет муниципального района Федоровский район Республики Башкортостан внести в трудовую книжку Тырова Е.В. запись об изменении основания увольнения на утрату доверия по п. 7.1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ, ч. 2.3 ст. 14.1 ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации незамедлительно после предоставления Тыровым Е.В. своей трудовой книжки.
В апелляционной жалобе Тыров Е.В. просит решение суда отменить и принять новое об отказе в удовлетворении требований, указывая в обоснование доводов о том, что представление прокурора рассмотрено администрацией сельского поселения с участием помощника прокурора Федоровского района Кувандикова Р.К, о чем прокурору района направлен ответ от 25.08.2020 г. N166, где указано, что удовлетворить требования представления по увольнению управляющего не представляется возможным в связи с отсутствием законных оснований и отсутствием в действиях Тырова Е.В. нарушений, как при заключении, так и при исполнении муниципального контракта от 10.07.20019 N.., что подтверждается заключением Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов Администрации сельского поселения Федоровский сельсовет MP Федоровский район РБ от 19.07.2019 и заключением эксперта от 25.08.2020 N069-2020С.
Таким образом, срок рассмотрения представления прокурора района от 27.07.2020 исх.N3-2-2020 не нарушен.
Из п.2 указанного представления прокурора района следует, что вопрос о привлечении Тырова Е.В. к ответственности прокурором оставлен на самостоятельное рассмотрение Администрации сельского поселения.
Частью 1 ст. 192 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить перечисленные в указанной норме дисциплинарные взыскания.
Аналогичные нормы, закрепляющие право, а не обязанность нанимателя на увольнение муниципального служащего закреплены в ст.8.1 Закона о муниципальной службе в Республике Башкортостан N453-з от 16.07.2007 и ст.27 Федерального закона от 02.03.2007 N25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации.
Применение к работнику мер дисциплинарной ответственности является правом, а не обязанностью работодателя, производится в законодательно установленном порядке (Постановление ВС РФ от 30.10.2017 N 30-АД17-2).
Статьей 8.1 Закона о муниципальной службе в Республике Башкортостан N453-з от 16.07.2007 предусмотрено, что при применении взысканий, предусмотренных статьями 14.1, 15 и 27 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации", учитываются характер совершенного муниципальным служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение муниципальным служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения муниципальным служащим своих должностных обязанностей.
Указанные требования законодательства судом при вынесении решения не учтены, что является основанием для отмены судебного решения.
Кроме того, представление прокурора само по себе не имеет абсолютного характера и силой принудительного исполнения не обладает.
Следовательно, несогласие с ответом на внесенное представление прокурора нельзя рассматривать как невыполнение требований прокурора.
Факт отсутствия личной заинтересованности Тырова Е.В. при заключении администрацией Федоровский сельсовет MP Федоровский район РБ и
ООО "Теплый дом" муниципального контракта от 10.07.2019 N... и его исполнения подтверждается решением от 19.07.2019 Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов Администрации сельского поселения Федоровский сельсовет MP Федоровский район РБ, которое принято по результатам рассмотрения уведомления
Тырова Е.В. от 17.07.2019.
Уведомление Тыровым Е.В. было направленно в полном соответствии с требованиями ст.7.4 Закона РБ от 16.07.2007 N453-з "О муниципальной службе в Республике Башкортостан".
Кроме того, судом не принято во внимание, что в соответствии с требованиями ФЗ "О противодействии коррупции" двоюродные родственники не подпадают под категорию близких родственников.
Прокуратурой района или другими заинтересованными лицами решение от 19.07.2019 Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов Администрации сельского поселения Федоровский сельсовет MP Федоровский район РБ в установленном законодательством порядке не обжаловалось, соответственно имеет законную юридическую силу.
Кроме того, прокуратура района не обращалась в суд с иском о признании факта личной заинтересованности Тырова Е.В. при заключении вышеуказанного контракта.
В обоснование своих требований прокурор Федоровского района РБ вменил в вину Тырову Е.В. причинение ущерба бюджету на общую сумму
744 164, 41 рубля, при этом никаких доказательств фактического наличия данного ущерба или незаконного получения указанных средств Тыровым Е.В. или ООО "Теплый дом" прокурором в суде не предоставлено.
Судом при принятии решения не дана оценка результатам комиссионной приемки объекта построенного ООО "Теплый дом", согласно которому работы произведенные ООО "Теплый дом" были признаны соответствующими контракту.
В материалах дела имеется постановление от 15.06.2020г. о возбуждении в отношении Тырова Е.В. уголовного дела по ч.2 ст.285 УК РФ и ч.1 ст.292 УК РФ, в отношении директора ООО "Теплый дом" Батманова А.Е. по ч.3 ст. 159 УК РФ.
Стерлибашевский межрайонный суд при вынесении судебного решения не принял во внимание то, что Тырову Е.В. и Батманову А.Е. до настоящего времени обвинение следователем Мелеузовского МСО СУ СК России не предъявлено, т.е. они обвиняемыми по уголовному делу не являются. Судьба данного уголовного дела не известна.
Тыровым Е.В. 25.12.2020г. было заявлено ходатайство о приобщении в качестве письменного доказательства заключения эксперта N069-2020С
ООО "Фемида", согласно которому по результатам исследования проведенных работ ООО "Теплый дом" ущерба бюджету не причинено, а изменение объемов работ и их сроков признано обоснованным.
Как следует из п.п. 60, 61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", если при разрешении спора о восстановлении на работе суд признает, что работодатель имел основание для расторжения трудового договора, но в приказе указал неправильную либо не соответствующую закону формулировку основания и (или) причины увольнения, суд в силу части пятой статьи 394 Кодекса обязан изменить ее и указать в решении причину и основание увольнения в точном соответствии с формулировкой Кодекса или иного федерального закона со ссылкой на соответствующие статью, часть статьи, пункт статьи Кодекса или иного федерального закона, исходя из фактических обстоятельств, послуживших основанием для увольнения.
По смыслу приведенных норм возможность изменения формулировки основания увольнения по инициативе работодателя после фактического прекращения трудовых отношений не допускается, а допускается только при разрешении индивидуального трудового спора о восстановлении на работе.
При таких обстоятельствах изменение формулировки увольнения в соответствии со ст. 394 ТК РФ, п. 61 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" допускается только при разрешении индивидуального трудового спора о восстановлении на работе.
Иные случаи ни Трудовым кодексом РФ, ни Федеральным законом
"О муниципальной службе в Российской Федерации" не предусмотрены.
Податель жалобы также указал, что прокурором пропущен срок на подачу административного искового заявления.
Прокурору о подписании Тыровым Е.В. актов о приемке выполненных работ от 07.10.2019 и 13.11.2019 стало известно не позднее поступления в прокуратуру Федоровского района информации главного инспектора Контрольно-счетной палаты РБ Агишева Ф.Ф. о результатах проведенной им 09.04.2020, на основании которой и было внесено представление прокурора от 13.05.2020 и от 27.07.2020, при этом Администрации сельского поселения о спорных актах было известно со дня их подписания.
В первоначальном представлении прокуратуры от 13.05.2020 требования об увольнении Тырова Е.В. в связи с утратой доверия не указывались, они появились лишь в представлении прокурора от 27.07.2020.
Ответ Совета сельского поселения в адрес прокуратуры района по результатам рассмотрения представления от 13.05.2020 был направлен 11.06.2020 и прокуратурой района в судебном порядке не обжаловался, в отличии от ответа администрации на представление от 27.07.2020.
Увольнение Тырова Е.В. в связи с утратой доверия, как мера дисциплинарной ответственности, в силу ст. 193 ТК РФ, не может быть применено позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, которого по мнению ответчиков со стороны Тырова Е.В. не было.
Административное исковое заявление, содержащее требования об изменении формулировки увольнения Тырова Е.В, по сути, являющееся требованием о привлечении его к дисциплинарной ответственности в виде увольнения по п. 7.1 ч.1 ст. 81 ТК РФ, подано в суд прокурором 10.09.2020 (уточненное заявление 08.10.2020), то есть, со значительным пропуском сроков привлечения к дисциплинарной ответственности, кроме того, с 25.09.2020 трудовые отношения Тырова Е.В. с администрацией сельского поселения были прекращены на основании п.3 ч.1 ст. 77 ТК РФ.
Пунктом 2 ст. 199 ГК РФ определено, что истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, также является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске, что Стерлибашевским межрайонным судом при вынесении решения от 25.12.2020г. принято во внимание не было.
Таким образом, увольнение Тырова Е.В. по собственному желанию из администрации Федоровский сельсовет является законным, Тыровым Е.В. нарушения законодательства о противодействии коррупции не допускались и в ходе исполнения муниципального контракта от 10.07.2019 г. ущерб бюджету причинен не был.
В дополнении к апелляционной жалобе Тыров Е.В. просит отменить определение Стерлибашевского межрайонного суда от 25.12.2020 года об отказе в приобщении заключения строительно-технической экспертизы
ООО "Фемида", приобщить данное заключение эксперта к материалам дела и исследовать его в качестве письменного доказательства.
В случае необходимости вызвать в суд эксперта ООО "Фемида" или назначить судебную строительную экспертизу.
Признать недопустимым доказательством, указанные в представлении прокурора Федоровского района данные, основанные на заключении главного инспектора Контрольно-счетной палаты Республики Башкортостан
Агишева Ф.Ф. о невыполнении работ на общую сумму 744 164, 41 руб.
Указывает, что прокурор Федоровского района и главный инспектор Контрольно-счетной палаты Республики Башкортостан специальными познаниями в области строительства не обладают и экспертами не являются.
При этом, в суде первой инстанции Агишев Ф.Ф. не допрашивался, об уголовной ответственности за дачу ложных показаний, не предупреждался.
При вынесении определения об отказе в приобщении указанного заключения к материалам дела суд в нарушение требований ст. 198 КАС РФ удалился в совещательную комнату, что отражено в протоколе судебного заседания от 25.12.2020 г, при этом отдельного письменного определения судом вынесено не было.
Прокуратурой Федоровского района РБ не заявлялись административные исковые требования о признании факта должностного подлога, установлении факта личной заинтересованности Тырова Е.В. при заключении администрацией Федоровский сельсовет MP Федоровский район РБ и ООО "Теплый дом" муниципального контракта от 10.07.20019 N.., установлении факта нарушения Тыровым Е.В. законодательства о противодействии коррупции, в связи с чем Стерлибашевский межрайонный суд при удовлетворении требований прокурора вышел за рамки заявленных административным истцом требований.
Податель жалобы также указал, что суд при установлении факта служебного подлога вышел за рамки предмета регулирования указанного в ст.1 КАС РФ.
Фактически суд первой инстанции признал Тырова Е.В. в совершении уголовного преступления, предусмотренного ст.292 Уголовного кодекса РФ - служебный подлог, при этом совершенные данного деяния из корыстной или иной личной заинтересованности судом также не установлено.
Вместе с тем, суд должен был учесть, что в первоначальные сроки, указанные в муниципальном контракте от 10.07.20019 N.., ООО "Теплый дом" не выполнена лишь малая часть работ, по погодным условиям и необходимости корректировки проекта и согласовании обхода проложенных в парке коммуникаций и т.п.
Указанные работы были проведены на основании дополнительных соглашений и были приняты комиссией на следующий год без замечаний.
Указанные изменения в проекте и сроков его исполнения возникли по причине некачественного проекта администрации района, погодных условий существенно влияющих на качестве выполняемых ООО "Теплый дом" работ, то есть имели вынужденный характер.
Подписание финансовых документов ООО "Теплый дом" по оплате работ Тыровым Е.В. была произведена в связи с необходимостью оплаты
ООО "Теплый дом" выполненных работ и части работ, отложенных на основании дополнительного соглашения на 2020 год, так как при не подписании актов о приемке работ в последующем у администрации перед ООО "Теплый дом" возник бы долг на полную стоимость контракта, который в 2020 году после истечения финансового 2019 бюджетного года погасить было бы невозможно.
Прокурором, участвующим в деле, Кувандиковым Р.Ю. представлены возражения, в которых указано, что ч. 6 ст. 11 ФЗ "О противодействии коррупции", предусмотрено в случае непринятия лицом, указанным в ч. 1
ст. 10 настоящего Федерального закона, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим только увольнение указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом, альтернатива данной мере наказания, законом не предусмотрена. Аналогичная норма изложена в ч. 2.3 ст. 14.1 ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации".
Доводы административного ответчика о том, что отсутствует факт признания полномочным органом в действиях Тырова Е.В. конфликта интересов при заключении муниципального контракта от 10.07.2019, являются необоснованными, поскольку Тыров Е.В. игнорируя требования ст. 11 ФЗ "О противодействии коррупции" о возникшем конфликте интересов при приемке у руководителя ООО "Теплый дом" Батманова А.Е, являющегося двоюродным братом административного ответчика, работ, и подписание актов от 07.10.2019 и 13.11.2019 по форме КС-2 при фактически невыполненных работах, в Совет и Администрацию сельского поселения Фёдоровский сельсовет муниципального района Фёдоровский район РБ не сообщил, меры по его предотвращению и урегулированию, не принял.
Вышеуказанные действия прямо подрывают доверие и наносят ущерб авторитету местного самоуправления в Российской Федерации.
Решение Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов
АСП Федоровский сельсовет MP Федоровский района РБ от 19.07.2019 об отсутствии в действиях Тырова Е.В. преюдициального значения не имеет, более того, данное решение не может распространяться на все случаи возможного возникновения какого-либо конфликта интересов в будущем.
Доводы апеллянта о том, что в судебном заседании суд не принял во внимание заключение эксперта N 069-2020С ООО "Фемида", являются несостоятельными, поскольку ходатайство административного ответчика и его представителя о приобщении к материалам гражданского дела указанного документа, было судом обоснованно отклонено.
Эксперт ООО "Фемида", производивший строительно-техническую экспертизу, не был предупрежден об уголовной ответственности, а само исследование объекта было проведено с 29.07.2020 по 25.08.2020, то есть по истечении более чем 3, 5 месяца, после того как была подготовлена справка от 17.04.2020, по результатам проведенной выездной проверки специалистом Контрольно-счетной палаты РБ, следовательно, заключение эксперта
N 069-2020С ООО "Фемида" не могло отражать реальное положение дел на объекте строительства.
Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном статьями 150, 272 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав Тырова Е.В. и его представителя Хайруллинап А.Я, поддержавших доводы жалобы, прокурора Сафина А.Р, полагавшего решение суда первой инстанции законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу части 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Судом первой инстанции установлено, что прокуратурой района в рамках надзора за исполнением законодательства при реализации национальных проектов, проведена проверка исполнения бюджетного и градостроительного законодательства при реализации национального проекта "Жилье и городская среда" на территории сельского поселения Федоровский сельсовет муниципального района Федоровский район Республики Башкортостан.
В ходе вышеуказанной проверки установлено, что администрацией сельского поселения в лице главы сельского поселения Тырова Е.В. (далее - Заказчик) в рамках реализации национального проекта "Жилье и городская среда" по результатам электронного аукциона 10.07.2017 г. заключен муниципальный контракт N... с ООО "Теплый дом" в лице учредителя и директора Батманова А.Е. (далее - Подрядчик) по благоустройству общественной территории "Парк", расположенной по
адрес.
Условиями контракта определены сроки окончания работ - 23.09.2019г, цена контракта установлена в размере 4 414 116 руб.; дополнительным соглашением N... от дата цена контракта изменена путем её уменьшения до 4 332 765, 05 руб.
17.06.2019 г. главой сельского поселения Федоровский сельсовет Тыровым Е.В. в Комиссию по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликтов интересов администрации сельского поселения Федоровский сельсовет муниципального района Федоровский район Республики Башкортостан подано уведомление о возможности возникновения конфликтов интересов, который состоит в том, что администрацией сельского поселения с ООО "Теплый дом" 10.07.2019 г. заключен муниципальный контракт N... "Комплексное благоустройство дворовых территорий села Федоровка муниципального района Федоровский район Республики Башкортостан". При этом директором и единственным учредителем ООО "Теплый дом" является двоюродный брат Тырова Е.В. - Батманов А.Е.
По результатам рассмотрения уведомления главы администрации сельского поселения Тырова Е.В. комиссией по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов администрации сельского поселения Федоровский сельский совет муниципального района Федоровский район Республики Башкортостан 19.07.2019 г. принято решение, которым установлено, что при заключении администрацией сельского поселения в лице Тырова Е.В, а также при исполнении (приемке) любых гражданско - правовых договоров с
ООО "Теплый дом" директором и единственным учредителем которого, является двоюродный брат Тырова Е.В. - Батманов А.Е, отсутствует личная заинтересованность Тырова Е.В, которая приводит или может привести к конфликту интересов, поскольку Тыров Е.В. с Батмановым А.Е. не являются близкими родственниками.
07.10.2019 г. и 13.11.2019 г. Подрядчиком предъявлены, а Заказчиком приняты работы на сумму 4 332 765, 05 руб. Оплата произведена платежным поручением N 800001 от 19.12.2019 г.
Из представления прокурора Федоровского района Республики Башкортостан от 13.05.2020 г. следует, что по результатам произведенного 09.04.2020 с участием главного инспектора Контрольно-счетной палаты Республики Башкортостан Агишева Ф.Ф. контрольного осмотра и обмера объема произведенных работ установлено, что подрядчиком в нарушение условий контракта выполнены работы, в которых примененные материалы не соответствуют по виду, толщине и размерам материалам, предусмотренным проектно-сметной документацией контракта на сумму 349 991, 04 рублей, а также вовсе не выполнены работы на сумму 394 174, 37 рублей. Всего на общую сумму 744 164, 41 рублей.
Так, на момент контрольного осмотра и обмера объема произведенных работ Подрядчиком не были выполнены работы: по устройству покрытия из горячих асфальтобетонных смесей на площади 60 кв.м.; по устройству покрытий из тротуарной плитки на площади 230, 4 кв.м.; по установке бетонных бортовых камней по длине 66 м.; по установке металлических пустотелых шаров диаметром 100 мм. в количестве 86 шт.; по устройству заграждений из готовых металлических решетчатых панелей в количестве 13 шт.; по установке металлических столбов ограждения в количестве 15 шт. и др.
Также, в ходе работ по устройству ограждения парка, устройству входной группы, и ограждению памятника были применены материалы не соответствующие по толщине и размерам материалам, отраженным в проектно - сметной документации контракта и в актах о выполненных работах по форме КС-2. Так, установлено несоответствие столбов ограждения парка, как по высоте, так и по толщине металла стенок профильной трубы; использованные при монтаже металлоконструкции входной группы и ограждения памятника профильные трубы не соответствуют как по диаметру так и по толщине металла стенок, а также по объему (длине) предусмотренным сметой; при облицовке постамента памятника использовался вместо гранита по факту декоративный камень.
Заказчик в адрес Подрядчика какие-либо требования о выполнении работ в срок, а также об установленных недостатках и необходимости их устранения, не направлял, также как и не выставлял требования об уплате пени и штрафов.
По работам, предъявленным подрядчиком и принятым заказчиком в
2019 г. в соответствии со справками о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3 N 1 от 07.10.2019 г. на сумму - 3 175 656, 96 руб, КС-3 N 2 от 13.11.2019 г. на сумму - 1 157 103, 09 руб. нарушен со стороны подрядчика срок исполнения обязательства и качество (объем) выполненных работ.
Однако Заказчик в адрес Подрядчика какие-либо требования о выполнении работ в срок, а также об установленных недостатках и необходимости их устранения, не направлял, также как и не выставлял требования об уплате пени и штрафов.
Директор ООО "Теплый дом" Батманов А.Е, 07.10.2019 г. и 13.11.2019г. составил акты о выполненных работах по форме КС-2, внеся в указанные акты заведомо ложные сведения о том, что работы выполнены в полном объеме и с использованием материалов, предусмотренных проектно-сметной документацией, и представил указанные акты и справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3 в администрацию сельского поселения Фёдоровский сельсовет.
Между тем Тыров Е.В. 07.10.2019 г. и 13.11.2019 г, действуя в качестве главы сельского поселения, и в качестве и.о. главы того же сельского поселения, подписал их, то есть согласился с качеством, объемом, полнотой выполненных работ и представленными подрядчиком документами с внесенными в них заведомо ложными сведениями.
Таким образом Тыров Е.В, будучи наделенным полномочиями по приемке работ и подписанию соответствующих документов, ввиду исполнения обязанностей главы органа местного самоуправления, заведомо зная о том, что условия муниципального контракта нарушены подрядчиком, работы не выполнены в полном объеме, используя свои должностные полномочия вопреки интересам службы, действуя из корыстной и иной личной заинтересованности, выраженной в подписании вышеуказанных документов в условиях конфликта интересов ввиду родственных отношений с руководителем ООО "Теплый дом" Батмановым А.Е, совершил служебный подлог, повлекший нарушение охраняемых законом интересов общества и государства.
На основании указанных недостоверных (подложных) документов администрацией сельского поселения Фёдоровский сельсовет 19.12.2019 г. была произведена оплата за ненадлежащим образом выполненные и невыполненные работы на общую сумму 744 164, 41 рублей.
13.05.2020 г. в адрес Совета сельского поселения Федоровский сельсовет муниципального района Федоровский район Республики Башкортостан подано представление прокурора Федоровского района Республики Башкортостан об устранении нарушений законодательства об организации местного самоуправления, о противодействии коррупции при осуществлении закупок для муниципальных нужд, одним из требований которого явилось обеспечить рассмотрения вопроса ответственности за нарушение антикоррупционного законодательства управляющим делами администрации сельского поселения Тырова Е.В.
29.05.2020 г. Советом сельского поселения Федоровский сельсовет муниципального района Федоровский район Республики Башкортостан представление прокуратуры Федоровского района Республики Башкортостан от 13.05.2020 г. принято к сведению, вопрос о привлечении к ответственности управляющего делами администрации сельского поселения Тырова Е.В за нарушение антикоррупционного законодательства, не рассмотрен.
03.07.2020 г. Советом сельского поселения Федоровский сельсовет муниципального района Федоровский район Республики Башкортостан повторно рассмотрено представление прокуратуры Федоровского района Республики Башкортостан от 13.05.2020 г, по результатам рассмотрения главой сельского поселения Федоровский сельсовет муниципального района Федоровский район Республики Башкортостан избрана Зуенкова Н.К.; управляющий делами администрации сельского поселения Тыров Е.В. привлечен к дисциплинарной ответственности в виде объявления выговора.
27.07.2020 г. в адрес главы сельского поселения Федоровский сельсовет муниципального района Федоровский район Республики Башкортостан Зуенковой Н.К. подано представление прокуратурой Федоровского района Республики Башкортостан о рассмотрении вопроса об увольнении управляющего делами администрации сельского поселения Тырова Е.В. в связи с утратой доверия.
25.08.2020 г. администрацией сельского поселения представление прокуратуры района от 27.07.2020 г. рассмотрено, законных оснований для увольнения управляющего делами администрации сельского поселения
Тырова Е.В. не установлено.
Разрешая требования, суд первой инстанции указал, что Тыров Е.В. в нарушение требований ч.2 ст.14 ФЗ "О противодействии коррупции" от 25.12.2008 г. N 273-Ф3 и п. 11 ч.1 ст.12 от 25.03.2007 г. "О муниципальной службе в Российской Федерации" о возникшем конфликте интересов до заключения межмуниципального контракта от 10.07.2019 г. администрацию сельского поселения в письменной форме о личной заинтересованности при исполнении им должностных обязанностей не уведомил, в Комиссию по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, не обращался.
Уведомление Тырова Е.В. о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, датированное 17.06.2019 г. суд счел недостоверным доказательством, поскольку из решения Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов N6 от 19.07.2019 г. следует, что Комиссией рассмотрено уведомление главы сельского поселения Федоровский сельсовет муниципального района Федоровский район Республики Башкортостан Тырова Е.В. о заключаемых договорах с ООО "Теплый дом" от 17.07.2019 г, сведений о рассмотрении вышеуказанной Комиссией уведомления Тырова Е.В. от 17.06.2019 г. материалы дела не содержат, сторонами дела не представлено.
Кроме того, из уведомления Тырова Е.В. от 17.06.2019 г. следует, что последний сообщает в Комиссию по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов о заключенном 10.07.2019 г. межмуниципальном контракте между администрацией сельского поселения и ООО "Теплый дом" директором и единственным учредителем которого является Батманов А.Е. - его двоюродный брат, что не могло соответствовать действительности на момент подачи им уведомления 17.06.2019 г.
Также Тыров Е.В, замещая должность главы сельского поселения и исполняющего обязанности главы сельского поселения, при фактически невыполненных работах подписал акты о приемке выполненных работ от 07.10.2019 и 13.11.2019 по форме КС-2, что также свидетельствует о его личной заинтересованности, которая повлияла на объективное и беспристрастное исполнение им своих служебных обязанностей.
Судом также указано, что Тыров Е.В, будучи наделенный полномочиями по приемке работ и подписанию соответствующих документов, ввиду исполнения обязанностей главы сельского поселения, имеющий право действовать от его имени без доверенности, заведомо зная о том, что условия муниципального контракта нарушены подрядчиком, работы не выполнены в полном объеме, используя свои должностные полномочия вопреки интересам службы, действуя из корыстной и иной личной заинтересованности, выраженной в подписании вышеуказанных документов в условиях конфликта интересов ввиду родственных отношений (семейственности) с руководителем ООО "Теплый дом" Батмановым А.Е, а также создания видимости своевременности и полноты исполнения муниципального контракта в условиях бездействия по предъявлению претензии и выставлению неустоек и пеней в адрес подрядчика, совершил служебный подлог, повлекший нарушение охраняемых законом интересов общества или государства.
Однако Тыров Е.В. за допущенное коррупционное правонарушение, решением Совета сельского поселения Федоровский сельсовет муниципального района Федоровский район Республики Башкортостан N10/89 от 03.07.2020 г. привлечен к дисциплинарной ответственности в виде объявления выговора за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, выразившееся в несвоевременном принятии мер по организации избрания главы сельского поселения Федоровский сельсовет муниципального района Федоровский район Республики Башкортостан в соответствии со сроками, установленными ч. 8.1-1 ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В последующем распоряжением главы сельского поселения Федоровский сельсовет муниципального района Федоровский район РБ N 7 от 25.09.2020 г. управляющий делами Тыров Е.В. уволен по собственному желанию по основанию, предусмотренному п. 3 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса РФ.
Таким образом Тыров Е.В. фактически не был привлечен к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционного правонарушения.
Администрация сельского поселения, зная о внесенных прокурором района представлениях и нарушениях в действиях (бездействии) Тырова Е.В. замещавшего должность главы администрации сельского поселения и исполнявшего обязанности главы сельского поселения, а в последствие управляющего делами сельского поселения, антикоррупционного законодательства, влекущих увольнение муниципального служащего с муниципальной службы, вопрос об ответственности указанного лица за коррупционное правонарушение не решила, что свидетельствует о незаконности действий администрации сельского поселения.
Учитывая, что Тыров Е.В, в нарушение требований части 2 статьи 11 Федерального закона "О противодействии коррупции" и пункта 11 части 1 статьи 12 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации", не уведомил в письменной форме представителя нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и не принял мер по его предотвращению, суд пришел к выводу об удовлетворении административных исковых требований прокурора о признании незаконным бездействия администрации сельского поселения по ненадлежащему рассмотрению представления прокурора района от 27.07.2020 г. и не привлечения управляющего делами администрации сельского поселения Тырова Е.В. к ответственности за коррупционное правонарушение.
Доводы Тырова Е.В. и его представителя Хайруллина А.Я. о том, что двоюродные братья не являются близкими родственниками, суд признал несостоятельными, поскольку Федеральным законом "О противодействии коррупции" от 25 декабря 2008 года N 273-Ф3 к субъектам возникновения конфликта интересов отнесены не только лица, обладающие признаками близкого родства, но и иные лица, к которым могут быть отнесены двоюродные братья.
Суд первой инстанции также признал несостоятельными доводы представителя ответчика Хайруллина А.Я. о том, что необходимо применить срок исковой давности, так как согласно ст. 193 Трудового Кодекса РФ дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения, представительного органа работников, поскольку в соответствии с ч. 4 ст. 193 Трудового кодекса РФ дисциплинарное взыскание за несоблюдение ограничение и запретов, неисполнение обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации "О противодействии коррупции" не может быть применено позднее трех лет со дня совершения проступка.
Положения Закона "О противодействии коррупции" Тыровым Е.В. нарушены в июле 2019 г, в связи с чем срок исковой давности в соответствии с ч.1 ст. 193 Трудового кодекса РФ в данном случае не применим.
Суд также пришел к выводу о том, что административным истцом не пропущен срок для обращения в суд с заявленными требованиями.
В силу ч.1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Прокурором района по результатам проведенной прокурорской проверки в соответствии с полномочиями, установленными ст. ст. 6, 22 и 24 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в администрацию сельского поселения внесено два представления от 13.05.2020 г. и от 27.07.2020 г, содержащие требование в месячный срок принять меры по устранению выявленных нарушений закона.
25.08.2020 г. администрацией сельского поселения представление прокуратуры района от 27.07.2020 г. рассмотрено, законных оснований для увольнения управляющего делами администрации сельского поселения
Тырова Е.В. не установлено.
Ответ администрации сельского поселения на представление от
27.07.2020 г. прокурором был получен 25.08.2020 г. (л.д.82), административный иск направлен в суд 10.09.2020 года, то есть в пределах срока, установленного
ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства.
По мнению судебной коллегии, заявленные прокурором Федоровского района Республики Башкортостан требования, подлежат рассмотрению по правилам гражданского процессуального законодательства, исходя из следующего.
Так, согласно части 3 статьи 33.1 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, суд, установив в ходе подготовки гражданского дела к судебному разбирательству или судебного разбирательства по гражданскому делу, что оно подлежит рассмотрению в порядке административного судопроизводства, выносит определение о переходе к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства.
В силу части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном данным Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, должностных лиц, порядок производства, по которым предусмотрен главой 22 названного Кодекса.
Согласно части 1 статьи 16.1 КАС РФ при обращении в суд с заявлением, содержащим несколько связанных между собой требований, из которых одни подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, другие - в порядке административного судопроизводства, если разделение требований невозможно, дело подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства.
В соответствии с частью 5 статьи 16.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, установив в ходе подготовки административного дела к судебному разбирательству или судебного разбирательства по административному делу, что оно подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, выносит определение о переходе к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства.
С учетом характера спорных правоотношений, существа заявленных прокурором Федоровского района Республики Башкортостан требований, исходя из приведенных выше правовых норм применительно к данному делу и руководствуясь статьей 16.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьей 33.1 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу, что настоящий спор подлежит рассмотрению по правилам гражданского судопроизводства (часть 5 статьи 16.1 КАС РФ).
Руководствуясь статьей 16.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
перейти к рассмотрению дела по апелляционной жалобе Тырова Е.В. на решение Стерлибашевского межрайонного суда Республики Башкортостан от 25 декабря 2020 года по правилам Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Назначить рассмотрение апелляционной жалобы Тырова Е.В. в открытом судебном заседании на 01 апреля 2021 года в
14 час. 00 мин, о чем известить лиц, участвующих в деле.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через Нефтекамский городской суд Республики Башкортостан в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий Кулова Г.Р.
Судьи Багаутдинова А.Р.
Портнова Л.В.
Справка: судья Казакова Т.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.