Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего ФИО2
судей ФИО7, Абдуллиной С.С, при секретаре ФИО3
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации ГО адрес на решение Орджоникидзевского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата, Заслушав доклад судьи ФИО7, Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
адрес обратился в суд с иском в интересах ФИО1 к Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан, адрес городского округа адрес об обязании предоставить ФИО1, отдельное благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в черте адрес Республики Башкортостан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, площадью не менее 14 кв. м. по тем основаниям, что распоряжением главы администрации адрес городского округа адрес РБ N... -р от дата ФИО1 признана малоимущей в целях принятия на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения. Распоряжением главы администрации адрес городского округа адрес РБ N... -р от дата ФИО1 принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Согласно заключению ВК N... ГБУЗ РБ Республиканская клиническая психиатрическая больница от дата ФИО1 установлен код заболевания по международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем - F 20.004, который обозначает: "хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями". По состоянию здоровья имеет право на внеочередное и отдельное получение жилья согласно ч. 2 п. 3 ст. 57 Жилищного кодекса РФ и приказа Министерства здравоохранения от дата N... н, вступившего в силу дата на основании постановления Правительства РФ от дата N...
Решением Орджоникидзевского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата постановлено:
Исковые требования прокурора адрес действующего в интересах ФИО1 к Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан, адрес городского округа адрес Республики Башкортостан об обязании предоставления жилого помещения по договору социального найма, удовлетворить частично.
Обязать Администрацию городского округа адрес Республики Башкортостан предоставить ФИО1, дата года рождения, отдельное благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в черте адрес Республики Башкортостан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, площадью не менее 14 кв. м.
В остальной части иска отказать.
В апелляционной жалобе Администрации ГО адрес просит решение отменить в виду того, что обеспечение таких категорий граждан, как ФИО1 может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленным Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в данном случае путем принятия закона субъекта Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте проведения судебного заседания судебной коллегии заблаговременно и надлежащим образом. На основании ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, выслушав прокурора ФИО4, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
В порядке статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, - основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального или норм процессуального права.
При рассмотрении данного дела такие нарушения судом первой инстанции не допущены, поскольку, разрешая спор, суд первой инстанции правильно установилобстоятельства, имеющие значение для дела, и дал им надлежащую оценку в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения.
Судом установлено, что распоряжением главы администрации адрес городского округа адрес N... -р от дата ФИО1 признана малоимущей в целях принятия на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения.
Распоряжением главы администрации адрес городского округа адрес РБ N... -р от дата ФИО1 принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Согласно заключению ВК ГБУЗ РБ Республиканская клиническая психиатрическая больница N... от дата ФИО1 установлен код заболевания по международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем - F 20.004 (не инвалид), который обозначает: "хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями".
Согласно справки Республиканской клинической психиатрической больницы N... /А от дата ФИО1, 1958 г.р, наблюдается у врача психиатра в диспансерной группе наблюдения с 1979 года с диагнозом: Параноидная шизофрения, непрерывный тип течения, F 20.004, не инвалид, пенсионер по возрасту. По состоянию здоровья ФИО1 имеет право на внеочередное и отдельное получение жилья согласно Постановления ч.2 п. 3 ст.57 Жилищного кодекса РФ и приказа Министерства здравоохранения от дата N... н, вступившего в силу дата, на основании постановления Правительства РФ от дата N... (л.д.15).
По состоянию на дата ФИО1 состоит в списке очередников под номером 31. На основании представленного ею заключения врачебной комиссии, она приобретает право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма вне очереди, что отражено в письме Администрации городского поселения (л.д. 149).
Разрешая спор, суд исходил из того, что ФИО1 относится к числу граждан, нуждающихся в получении жилых помещений, и имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Судебная коллегия приходит к следующему.
В силу статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ отнесены граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Данная норма направлена на защиту интересов указанных в ней граждан и охрану здоровья иных лиц, проживающих с ними в одной квартире.
Согласно части первой статьи 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 указанной статьи случаев.
Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередной порядке.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно и указанных в перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации органом.
Таким образом, эта норма устанавливает особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанных в ней категории граждан.
К такой категории граждан, имеющих право на внеочередное обеспечение жилой площадью по договору социального найма, как установлено судом, относится ФИО1
Статьей 17 Федерального закона от дата N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после дата, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей- инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.
Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Требования приведенных выше правовых норм судом были учтены, обстоятельства применительно к данным нормам судом установлены, а вывод суда о том, что с учетом имеющегося у ФИО5 заболевания он подлежит обеспечению жилым помещением во внеочередном порядке, соответствует пункту 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ.
Кроме того, удовлетворяя исковые требования адрес, суд учел, что законодатель, предусматривая право лица, страдающего тяжелой формой хронического заболевания, включенного в соответствующий перечень, на внеочередное предоставление жилого помещения, исходил из необходимости оградить его и проживающих совместно с ним лиц от неблагоприятных проявлений, которые сопутствуют заболеванию.
Также судебная коллегия считает необходимым указать следующее.
В соответствии со ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданам права на жилище.
Согласно п. п. 3, 3.1 4, 5 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: учет муниципального жилищного фонда; определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда; предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после дата, осуществляется в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации и является, исходя из системного анализа положений федерального законодательства, расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
При этом в силу статей 12, 130 (часть 1) и 132 (часть 1) Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет. Развивая названные конституционные положения, Федеральный закон от дата N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абзац двенадцатый части 1 статьи 2, пункт 6 части 1 статьи 14, пункт 6 части 1 статьи 16); для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения (пункт 1 части 1 статьи 50), в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда.
Аналогичные положения закреплены и в статьях 14 (часть 1) и 19 (пункт 3 части 2) Жилищного кодекса РФ, согласно которым органы местного самоуправления осуществляют также полномочия по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда как совокупности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от дата N... -О-О).
В согласовании с изложенными нормами находится и часть 2 статьи 49 Жилищного кодекса РФ, предусматривающая, что малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в установленном Кодексом порядке предоставляются жилые помещения муниципального жилищного фонда.
Порядок предоставления жилых помещений из муниципального жилищного фонда предусмотрен частями 3, 4 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, согласно которой жилые помещения по договорам социального найма предоставляются по решению органа местного самоуправления. Решение о предоставлении жилья по договору социального найма является основанием заключения соответствующего договора социального найма.
В соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
При этом согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в абзаце 2 пункта 2.2 Определения от дата N... -О-О, содержащееся в пункте 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ условие о предоставлении упомянутой категории граждан жилых помещений вне очереди в случае, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (пункт 4 части 1 статьи 51 указанного Кодекса), закрепляет только особенности реализации их жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.
Из изложенного следует вывод о том, что предоставление жилых помещений малоимущим гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся, является в силу совокупности условий, содержащихся в Конституции Российской Федерации (статья 12, 40, 130 (часть 1), 132 (часть 1)), Федеральном законе от дата N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (включая статьи 2, 14, 16, 50), Жилищном кодексе РФ (статьи 14, 19, 49, 51, 57), полномочием органа местного самоуправления.
Иной порядок обеспечения малоимущих граждан, признанных в установленном порядке, нуждающимися в улучшении жилищных условий, действующим законодательством не определен.
Предметом данного гражданского спора является предоставление жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке, которое отнесено федеральным законодателем для категории малоимущих граждан, признанных в установленном порядке, нуждающимися в улучшении жилищных условий, страдающих тяжелыми видами хронических заболеваний, к полномочиям органа местного самоуправления. При этом для правильного разрешения данного спора с участием физического лица не имеет правового значения источник финансирования расходных обязательств соответствующего бюджета.
Следовательно, в соответствии с положениями указанных нормативно-правовых актов, обязанности по принятию решения о предоставлении вне очереди жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма и заключению договора социального найма возлагаются на орган местного самоуправления муниципальное образование - Администрацию муниципального района.
Частью 4 статьи 15 Федерального закона от дата N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
По вышеизложенным мотивам судебной коллегией отклоняются как несостоятельные доводы апелляционной жалобы Администрации муниципального района о том, что она не наделена полномочиями по обеспечению жилым помещением истца.
Иных доводов, по которым решение суда могло бы быть отменено или изменено, апелляционная жалоба не содержит.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Таким образом, оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.329-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Орджоникидзевского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации ГО адрес - без удовлетворения.
Председательствующий ФИО2
Судьи ФИО7
Абдуллина С.С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.