Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Сальниковой В.Ю.
судей
Козловой Н.И.
Ягубкиной О.В.
при секретаре
Чернышове М.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании 16 февраля 2021 года гражданское дело N2-2620/2020 по апелляционной жалобе Черкасской Ларисы Давидовны на решение Московского районного суда Санкт-Петербурга от 06 октября 2020 года по иску Черкасской Ларисы Давидовны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Московском районе Санкт-Петербурга о перерасчете пенсии.
Заслушав доклад судьи Сальниковой В.Ю, выслушав объяснения представителя истца - Амендола В.Д, представителя ответчика - Ванеевой А.А, Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Черкасская Л.Д. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Московском районе Санкт-Петербурга (далее - УПФР в Московском районе Санкт-Петербурга) о включении периода обучения в общий трудовой стаж, возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет пенсии по старости, выплатить компенсацию неполученной части пенсии в соответствии с перерасчетом за три года, взыскании компенсации морального вреда в размере 100 000 рублей, расходов на юридические услуги в размере 125 750 рублей.
В обоснование заявленных требований истец указала, что при расчете пенсии ответчиком неверно определена продолжительность ее трудового стажа и величина индивидуального пенсионного коэффициента, поскольку не учтен период ее обучения на дневном отделении высшего учебного заведения с 01.08.1970 по 01.07.1974, в связи с чем она обратилась к ответчику за перерасчетом пенсии. В перерасчете пенсии ответчиком было необоснованно отказано, несмотря на то, что спорный период обучения отражен в трудовой книжке. Полагает, что ответчиком избран не выгодный для нее вариант расчета пенсии, отказом в перерасчете пенсии по более выгодному варианту ответчиком причинен ей моральный вред.
Решением Московского районного суда Санкт-Петербурга от 06.10.2020 в удовлетворении иска Черкасской Л.Д. отказано.
В апелляционной жалобе истец Черкасская Л.Д. ставит вопрос об отмене решения суда ввиду его незаконности и необоснованности, принятии по делу нового решения об удовлетворении иска, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права.
На рассмотрение дела в суд апелляционной инстанции истец Черкасская Л.Д. не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, направила для участия в заседании судебной коллегии своих представителя, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца по правилам статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В силу положений статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным материалам дела, не имеется.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, с 25.01.2003 Черкасской Л.Д. в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 17.12.2001 N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" назначена пенсия по старости, расчет которой произведен в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" без учета спорного периода учебы в Ленинградском институте Советской торговли с 01.09.1970 по 01.07.1974.
Согласно документам пенсионного дела, расчетный размер трудовой пенсии истца определен по пункту 3 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; в подсчет стажа на 01.01.2002 включены все периоды по представленным документам и сведениям индивидуального (персонифицированного) учета: с 28.09.1966 по 22.12.1969; с 17.07.1974 по 28.07.1977; с 10.10.1977 по 31.12.2001.
Общий трудовой стаж (для определения размера пенсии) по состоянию на 01.01.2002 определен продолжительностью 30 лет 05 месяцев 28 дней.
Стажевый коэффициент за 30 лет общего стажа работы составляет 0, 65 (0, 55 + 0, 01*10).
Стаж работы до 01.01.1991 для расчета валоризации составил 19 лет 05 месяцев 28 дней, коэффициент валоризации - 0, 29.
Таким образом, размер страховой части трудовой пенсии истца на 01.01.2002 составляет: 0, 65*1, 2*1671-450=853, 38 руб, где 1, 2 - отношение заработков, 1671 - средняя зарплата по стране за 3 квартал 2001 года, 450 - базовая часть на 01.01.2002.
Расчетный пенсионный капитал: 853, 38*150 (ожидаемый период выплаты пенсии) = 128 007 руб.
За периоды с 01.01.2002 по 31.12.2014 согласно сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в расчетный пенсионный капитал включены начисленные страховые взносы, в результате чего размер страховой части трудовой пенсии на 31.12.2014 (с учетом индексации и корректировки размера по страховым взносам) составляет 8 654 руб. 30 коп.
Сумма валоризации с учетом периода работы до 01.01.1991 составляет: 128 007 (пенсионный капитал на 01.01.2002) * 5, 61431788 (совокупный коэффициент индексации) * 0, 29 (стажевый коэффициент валоризации) /150 (ожидаемый коэффициент выплаты пенсии) = 1 389 руб. 43 коп.
Величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 01.01.2015, определена с учетом размера страховой части трудовой пенсии по старости (без учета фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости), исчисленной по состоянию на 31.12.2014 по нормам Федерального закона от 17.12.2001 N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и составляет 10 043 руб. 43 коп. (8 654, 30+1 389, 43)/64, 10 (стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на 01.01.2015) = 156 руб. 69 коп.
Величина индивидуального пенсионного коэффициента после 01.01.2015 ежегодно повышается с учетом отчислений страховых взносов в ПФР.
Фиксированная выплата к страховой пенсии по старости с 01.01.2020 составляет 5 686 руб. 25 коп.
Таким образом, размер пенсии истца, определенный по пункту 3 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", на 01.01.2020 составил 20 710 руб. 40 коп. (5 686, 25 + 15 024, 15)
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку период обучения при расчете пенсии по пункту 3 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в общий трудовой стаж для определения расчетного размера пенсии не засчитывается, осуществление расчета пенсии истца по пункту 4 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", позволяющему учесть период учебы в высшем учебном заведении, повлечет уменьшении размера пенсии истца, при этом, возможности одновременного применения правил подсчета размеров пенсий, указанных соответственно в пункте 3 и в пункте 4 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", действующее законодательство не предусматривает, что свидетельствует об отсутствии оснований к удовлетворению заявленных исковых требований.
Судебная коллегия полагает указанные выводы суда законными и обоснованными по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие в Российской Федерации по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, при этом в соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Важнейшим элементом социального обеспечения, основное содержание которого - предоставление человеку средств к существованию, является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 указанной статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 указанной статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 указанной статьи.
В соответствии с пунктом 3 стати 30 Федерального закона от 17.12.2001 N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", расчетный размер трудовой пенсии определяется (в случае выбора застрахованного лица) по следующей формуле:
РП = СК x ЗР / ЗП x СЗП, где
РП - расчетный размер трудовой пенсии;
СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц:
из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и из числа женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, составляет 0, 55 и повышается на 0, 01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0, 20;
из числа лиц, имеющих страховой стаж и (или) стаж на соответствующих видах работ, которые требуются для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (статьи 27 - 28 настоящего Федерального закона), составляет 0, 55 при продолжительности общего трудового стажа, равного продолжительности страхового стажа, указанной в статьях 27 - 28 настоящего Федерального закона, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и повышается на 0, 01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0, 20;
ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок не подтверждается;
ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период;
СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации (1 671 руб. 00 коп.).
Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается по общему правилу в размере не свыше 1, 2.
В целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01.01.2002, в которую включаются:
периоды работы в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму за пределами территории Российской Федерации), члена колхоза или другой кооперативной организации; периоды иной работы, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал обязательному пенсионному страхованию; периоды работы (службы) в военизированной охране, органах специальной связи или в горноспасательной части независимо от ее характера; периоды индивидуальной трудовой деятельности, в том числе в сельском хозяйстве;
периоды творческой деятельности членов творческих союзов -писателей, художников, композиторов, кинематографистов, театральных деятелей, а также литераторов и художников, не являющихся членами соответствующих творческих союзов;
служба в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел Российской Федерации, органах внешней разведки, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти и федеральных государственных органах, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской войны и Великой Отечественной войны;
периоды временной нетрудоспособности, начавшейся в период работы, и период пребывания на инвалидности I и II группы, полученной вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания;
период пребывания в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела;
периоды получения пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах, переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства.
Исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01.01.2002, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, за исключением периодов работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и периодов работы в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности.
Периоды работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности включаются в общий трудовой стаж как полный год работы независимо от фактической продолжительности этих периодов.
На основании пункта 4 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", расчетный размер трудовой пенсии определяется (в случае выбора застрахованного лица) по следующей формуле:
РП = ЗР x СК, где:
РП - расчетный размер трудовой пенсии;
ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок застрахованного лица не подтверждается;
СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц:
из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и из числа женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет (за исключением лиц, указанных в абзацах седьмом - десятом настоящего пункта), составляет 0, 55 и повышается на 0, 01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0, 20;
из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 5 пункта 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, составляет 0, 55 при продолжительности общего трудового стажа, равной продолжительности страхового стажа, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и повышается на 0, 01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0, 20;
из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 10, 14, 15 и 17 пункта 1 статьи 27 и подпункте 6 пункта 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, составляет 0, 55 при продолжительности общего трудового стажа, равной продолжительности страхового стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, и повышается на 0, 01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, а также на 0, 01 за каждый полный год стажа на соответствующих видах работ, превышающего продолжительность стажа на соответствующих видах работ, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, но не более чем на 0, 20 в общей сложности;
из числа лиц, указанных в подпунктах 12, 13, 16, 18, 19 - 21 пункта 1 статьи 27 и статье 27.1 настоящего Федерального закона, составляет 0, 55 при продолжительности стажа на соответствующих видах работ, равной продолжительности стажа на соответствующих видах работ, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и повышается на 0, 01 за каждый полный год стажа на соответствующих видах работ сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0, 20 в общей сложности;
из числа лиц, указанных в подпункте 11 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, составляет 0, 75 при продолжительности стажа на соответствующих видах работ, равной продолжительности стажа на соответствующих видах работ, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости.
В целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01.01.2002, в которую включаются:
периоды работы в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму до установления Советской власти и за границей), члена колхоза или другой кооперативной организации, иная работа, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал государственному социальному страхованию, работа (служба) в военизированной охране, в органах специальной связи или горноспасательной части независимо от ее характера, индивидуальная трудовая деятельность, в том числе в сельском хозяйстве;
периоды творческой деятельности членов творческих союзов СССР и союзных республик - писателей, художников, композиторов, кинематографистов, театральных деятелей и других, а также литераторов и художников, не являющихся членами соответствующих творческих союзов;
служба в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел Российской Федерации, органах внешней разведки, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти и федеральных государственных органах, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской войны и Великой Отечественной войны;
периоды подготовки к профессиональной деятельности - обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования (в средних специальных и высших учебных заведениях), пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре;
периоды временной нетрудоспособности, начавшейся в период работы, и инвалидности I и II группы вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания;
периоды ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом, престарелым, если он нуждается в постоянном уходе по заключению лечебного учреждения;
периоды ухода неработающей матери за каждым ребенком в возрасте до трех лет и 70 дней до его рождения, но не более девяти лет в общей сложности;
периоды проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства;
периоды проживания за границей супругов работников советских учреждений и международных организаций, но не более 10 лет в общей сложности;
периоды пребывания в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела;
периоды выплаты пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах и переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства;
периоды содержания под стражей, пребывания в местах заключения и ссылке гражданам, необоснованно привлеченным к уголовной ответственности, необоснованно репрессированным и впоследствии реабилитированным;
гражданам, проживавшим в районах, временно оккупированных неприятелем в период Великой Отечественной войны, и достигшим ко дню оккупации или в ее период 16 лет, - время их пребывания в возрасте 16 лет и старше на оккупированной территории СССР или других государств, а также на территориях государств, находившихся в состоянии войны с СССР, за исключением случаев, когда они в указанный период совершили преступление;
гражданам, проживавшим в городе Ленинграде в период его блокады (с 08.09.1941 по 27.01.1944), а также гражданам - узникам фашистских концлагерей - время соответственно проживания в блокадном городе Ленинграде и нахождения в концлагерях в период Великой Отечественной войны, за исключением случаев, когда они в указанный период совершили преступление.
Исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01.01.2002, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с данным пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, за исключением:
периодов работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и периодов работы в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности, которые включаются в общий трудовой стаж за полный год работы независимо от фактической продолжительности этих периодов;
периодов работы в лепрозориях и противочумных учреждениях, которые включаются в общий трудовой стаж в двойном размере;
периодов службы в воинских частях, штабах и учреждениях, входящих в состав действующей армии, в партизанских отрядах и соединениях в период боевых действий, а также времени нахождения на излечении в лечебных учреждениях вследствие военной травмы, периодов военной службы в зоне отчуждения, определяемой в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", которые включаются в общий трудовой стаж в тройном размере;
периодов работы в городе Ленинграде в период блокады (с 08.09.1941 по 27.01.1944), которые включаются в общий трудовой стаж в тройном размере;
периодов работы во время Великой Отечественной войны (с 22.06.1941 по 09.05.1945), за исключением работы в районах, временно оккупированных неприятелем, которые включаются в общий трудовой стаж в двойном размере;
периодов работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, которые включаются в общий трудовой стаж в полуторном размере;
периодов военной службы по призыву, которые включаются в общий трудовой стаж в двойном размере;
периодов содержания под стражей, пребывания в местах заключения и ссылке гражданам, необоснованно привлеченным к уголовной ответственности, необоснованно репрессированным и впоследствии реабилитированным, в том числе из числа репрессированных народов, которые включаются в общий трудовой стаж в тройном размере;
периодов проживания в блокадном городе Ленинграде и нахождения в концлагерях в период Великой Отечественной войны, которые включаются в общий трудовой стаж в двойном размере;
периодов работы или службы (за исключением военной службы) в зоне отчуждения, определяемой в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", которые включаются в общий трудовой стаж в полуторном размере.
Расчетный размер трудовой пенсии, определенный в соответствии с данным пунктом, при наличии общего трудового стажа, равного 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин, а для лиц, имеющих стаж на соответствующих видах работ и страховой стаж, требуемые для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (статьи 27 и 28 настоящего Федерального закона), при наличии общего трудового стажа, равного по продолжительности страховому стажу, требуемому для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, не может превышать сумму, равную 555 руб. 96 коп, а для лиц, имеющих стаж на соответствующих видах работ и страховой стаж, требуемые для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренной подпунктами 1, 11 и 13 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, - 648 руб. 62 коп. За каждый полный год, превышающий 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин, а для лиц, имеющих стаж на соответствующих видах работ и страховой стаж, требуемые для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, - продолжительность страхового стажа, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, указанные суммы повышаются на 1 процент, но не более чем на 20 процентов.
Из анализа указанных правовых норм следует, что при определении расчетного размера трудовой пенсии по пункту 4 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", наряду с периодами работы, закон допускает отнесение к общему трудовому стажу периодов обучения до 01.01.2002, что не предусмотрено при применении пункта 3 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Как следует из представленного ответчиком расчета пенсии истца по пункту 4 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", на 01.01.2020 размер пенсии истца составит 14 817 руб. 55 коп. в соответствии со следующим расчетом:
РП (расчетный размер пенсии) = 0, 69 (стажевый коэффициент с учетом периода обучения при стаже 34 года 4 месяца) + 8674, 74 (осовремененный заработок) = 5 989 руб. 57 коп.
Расчетный пенсионный капитал на 31.12.2001 (ПК) = ((185, 32 * 3 * 1, 14 + 100) - 450)) * 150 = 42 568 руб. 50 коп, где (185, 32*3*1, 14+100) - максимальный размер пенсии (П max), в том числе 182, 32 - минимальный размер пенсии, 1, 14 - повышение за стаж свыше 20 лет, 100 руб. - компенсация в связи с ростом стоимости жизни в РФ по состоянию на 31.12.2001.
Сумма валоризации составляет на 31.12.2014: 42 568, 50 * 0, 33 * 5, 6143178 / 150 = 525 руб. 78 коп.
Страховая часть пенсии (Р) на 31.12.2014 составляет: 283, 79 * 5, 61431788 + 525, 78 + 3 863, 15 (сумма начисленных страховых взносов на 31.12.2014) = 5 982 руб. 22 коп.
Индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК) с 01.01.2015 составляет: 5 982, 22 / 64, 10 = 93, 326.
С 01.01.2020 стоимость одного пенсионного коэффициента составляет 93, 00.
Соответственно, размер пенсии истца в случае его расчета по пункту 4 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" на 01.01.2020 составит: 5 686, 25 (фиксированная выплата к страховой пенсии по старости) + 98, 186 (ИПК с учетом страховых взносов с 01.01.2015 по данным лицевого счета истца) * 93, 00 = 14 817 руб. 55 коп, что значительно меньше пенсии истца, рассчитанной ответчиком по пункту 3 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (20 740, 40).
Таким образом, вопреки доводам истца, из двух возможных вариантов наиболее выгодным для истца является вариант расчета пенсии в порядке, установленном пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", при котором период обучения не включается в продолжительность стажа в целях определения размера пенсии.
Доводы истца о необходимости применения Положения о прядке назначении и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 03.08.1972 N590, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку положения указанного нормативного акта подлежат применению при определении права лица на назначение страховой пенсии по старости, в то время как истцом заявлены требования о перерасчете размера уже назначенной пенсии, а размеры страховой пенсии по старости определяются на основании положений Федерального закона от 17.12.2001 N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
При этом пенсионный орган, в силу возложенных на него полномочий по государственному управлению финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации, с учетом выполняемой социальной значимой функции, обязан принимать решения исключительно в интересах пенсионеров, в связи с чем действия ответчика по определению размера пенсии истца по наиболее выгодному варианту соответствуют требованиям действующего законодательства.
Фактически истец желает включить в стаж работы спорный период, но при этом произвести расчет пенсии исходя из положений пункта 3 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", что не предусмотрено законодательством и является недопустимым.
Следует отметить, что Конституционный Суд Российской Федерации рассмотрел вопрос о конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и в Постановлении N2-П от 29.01.2004 признал их не противоречащими Конституции Российской Федерации.
Кроме того, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, законодатель, реализуя свои полномочия, в статье 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" установилпорядок назначения, выплаты и перерасчета трудовой пенсии, а также закрепил правила оценки пенсионных прав застрахованных лиц (пункт 1), предусмотрев несколько вариантов определения расчетного размера трудовой пенсии указанных лиц (пункты 3, 4 и 6), предоставив им право выбора наиболее выгодного варианта определения расчетного размера трудовой пенсии (пункт 2) (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 26.03.2020 N729-О).
Не установив нарушения пенсионных прав истца, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований о компенсации морального вреда, правомерно сославшись также на разъяснения пункта 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии".
Отказ в удовлетворении заявленных материально-правовых требований исключает отнесение на ответную сторону понесенных истцом судебных расходов.
Доводы апелляционной жалобы истца фактически повторяют правовую позицию истца, выраженную в суде первой инстанции, направлены на необоснованно расширительное толкование норм материального права, в связи с чем не могут являться основанием для отмены или изменения законного и обоснованного решения суда.
Само по себе несогласие подателя жалобы с данной судом оценкой обстоятельств дела не дает оснований считать решение суда неправильным.
С учетом изложенного, судебная коллегия находит, что суд первой инстанции, разрешая спор, правильно установилобстоятельства, имеющие значение для дела, не допустил недоказанности установленных юридически значимых обстоятельств и несоответствия выводов, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, правомерно учел положения подлежащих применению норм закона, и принял решение в пределах заявленных исковых требований.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судебной коллегией не установлено.
При таком положении судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции является законным, обоснованным, оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, предусмотренных статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Московского районного суда Санкт-Петербурга от 06 октября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.