Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего
Ильичевой Е.В.
судей
Есениной Т.В, Поповой Е.И.
при секретаре
Васюхно Е.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании 19 января 2021 года апелляционную жалобу Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Жилищное агентство Кировского района Санкт-Петербурга" на решение Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 14 сентября 2020 года по административному делу N 2а-2099/2020 по административному исковому заявлению Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Жилищное агентство Кировского района Санкт-Петербурга" к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга об оспаривании предписания.
Заслушав доклад судьи Ильичевой Е.В, выслушав пояснения представителя административного истца Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Жилищное агентство Кировского района Санкт-Петербурга" - Пожарицкой Е.А, представителя административного ответчика Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга - Сазонова Г.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение "Жилищное агентство Кировского района Санкт-Петербурга" (далее - РЖА Кировского района) обратилось в Кировский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением, в котором просило признать незаконным и отменить предписание N N... от 17 января 2020 года, выданное Государственной жилищной инспекцией Санкт-Петербурга.
В обоснование требований административный истец ссылался на то, что оспариваемое предписание от 17 января 2020 года возлагает на него обязанность в сроком до 17 марта 2020 года произвести замену/поверку индивидуального прибора учета электрической энергии в квартире "адрес". При вынесении предписания ГЖИ не учла, что действующим законодательством, общедомовой (коллективный) прибор учета и первичные индивидуальные приборы учета устанавливаются собственником жилого помещения, в последующем за эксплуатацией прибора учета ГВС и ХВС, электроэнергии отвечают пользователи жилого помещения, в том числе проводят регулярные поверки, замену, так как являются непосредственными потребителями коммунальных услуг.
Решением Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 14 сентября 2020 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда отменить, полагая решение постановленным при неправильном применении норм права и оценке доказательств.
В заседание суда апелляционной инстанции заинтересованные лица: АО "Петроэлектросбыт", Богачев В.А, Богачев А.А, администрация Кировского района Санкт-Петербурга не явились, своих представителей не направили, извещены судом заблаговременно и надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, о причинах своей неявки в судебное заседание не известили, в связи с чем, судебная коллегия в порядке части 2 статьи 150 и статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.
Как из следует из материалов дела, Богачев В.А. и Богачев А.А. зарегистрированы по месту жительства в "адрес", соответственно, - с 25 ноября 1997 года и с 27 августа 1993 года. 30 августа 2010 года N N... между Богачевым В.А. и РЖА Кировского района заключен договора социального найма жилого помещения (л.д.75, 77).
21 ноября 2019 года Богачев В.А. обратился с заявлением в ГЖИ Санкт-Петербурга, в котором указывал на незаконность отказа РЖА Кировского района произвести замену/поверку счетчика электрической энергии, поступающей в вышеназванную квартиру, расположенного на лестничной площадке.
В ходе рассмотрения дела было установлено, что прибор учета электроэнергии, поступающей в квартиру N N... установлен в 1992 году, однофазный.
Распоряжением ГЖИ Санкт-Петербурга от 16 января 2020 года с целью проверки фактов, изложенных в обращении Богачева В.А. от 21 ноября 2019 года, назначено проведение внеплановой документарной проверки в отношении РЖА Кировского района.
Согласно акту проверки и предписания от 17 января 2020 года, в ходе проверки по адресу: "адрес" установлено, что квартира используется нанимателем Богачевым В.А. на основании договора социального найма, заключенного между последним и ГКУ "Жилищное агентство Кировского района" Санкт-Петербурга. Квартира находится в государственной собственности Санкт-Петербурга. Квартира оснащена индивидуальным прибором учета электрической энергии - однофазным индукционным счетчиком электроэнергии "... " Срок очередной поверки истек в 2007 году.
Как усматривается из сведений, представленных АО "Петроэлектросбыт", по вышеуказанному адресу установлен прибор учета электроэнергии N N... типа "... ", межповерочный интервал составляет 8 лет, срок службы 25 лет.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о законности оспариваемого предписания, поскольку оно издано уполномоченным лицом, в пределах предоставленной компетенции, при наличии оснований, установленных действующим законодательством.
Судебная коллегия полагает, что данный вывод суда основан на правильном применении к рассматриваемым правоотношениям положений Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, Постановления Правительства Российской Федерации от 21 мая 2005 года N 315 "об утверждении Типового договора социального найма жилого помещения", Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354, что подтверждается представленными при рассмотрении спора доказательствами, которым судом первой инстанции дана полная и всесторонняя оценка в соответствии со статьями 59, 62, 63 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно пункту 13 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилищное законодательство регулирует отношения по поводу осуществления государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля.
Под государственным жилищным надзором согласно части 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации понимается деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований, в том числе, к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений.
Органом, осуществляющим жилищный надзор в Санкт-Петербурге, является Государственная жилищная инспекция Санкт-Петербурга.
Основными задачами ГЖИ Санкт-Петербурга в соответствии с пунктом 2.1 Положения "О Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга", утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23 ноября 2004 года N 1849, является осуществление контроля за соответствием жилых помещений жилищного фонда Санкт-Петербурга установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Распоряжением ГЖИ Санкт-Петербурга от 28 августа 2017 N 36-р утвержден Административный регламент Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга по исполнению государственной функции по осуществлению регионального государственного жилищного надзора (далее - Административный регламент).
Пунктом 1.6 Административного регламента установлено, что при осуществлении регионального государственного жилищного надзора предметом проверок является, в том числе, соблюдение органами власти, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к содержанию общего имущества в многоквартирном доме; к управлению многоквартирными домами; к установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения; к определению размера и внесению платы за коммунальные услуги.
В силу пункта 1.10 Административного регламента результатами исполнения государственной функции являются: составление акта проверки, содержащего сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований; вынесение предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований.
Согласно части 4.2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, абзацу 8 пункта 3.4.1 Административного регламента юридическим фактом, являющимся основанием для принятия решения о проведении внеплановой (документарной или выездной) проверки в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, является поступление в Инспекцию, в том числе, обращений и заявлений граждан.
Пунктом 3.5.1 Административного регламента предусмотрено, что внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и(или) выездной проверки.
В соответствии с абзацем 2 пункта 3.5.2 Административного регламента организация внеплановой документарной проверки осуществляется в порядке, установленном статьями 11, 14 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 12 Федерального закона 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ выездная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осуществления их деятельности.
По результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, в соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона от 26 декабря 2008 N 294-ФЗ составляется акт по установленной форме в двух экземплярах.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26 декабря 2008 N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений.
Таким образом, в связи с поступившим обращением Богачева В.А. ГЖИ Санкт-Петербурга правомерно назначила проведение проверки по его заявлению, оформив ее результаты соответствующим актом проверки.
Согласно статье 201 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с положениями пункта 6 статьи 10 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищные права и обязанности возникают вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.
В соответствии со статьями 65 и 67 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающими права и обязанности наймодателя и нанимателя жилого помещения по договору социального найма, наймодатель жилого помещения обязан осуществлять капитальный ремонт жилого помещения, а наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан, в том числе, проводить текущий ремонт жилого помещения, а также выполнять и другие обязанности, предусмотренные жилищным законодательством и договором социального найма жилого помещения.
Согласно Типовому договору социального найма жилого помещения, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2005 года N 315, к текущему ремонту занимаемого жилого помещения, выполняемому нанимателем за свой счет, относятся побелка, окраска и оклейка стен, потолков, окраска полов, дверей, подоконников, оконных переплетов с внутренней стороны, радиаторов, а также замена оконных и дверных приборов, ремонт внутриквартирного инженерного оборудования (электропроводки, холодного и горячего водоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения).
Федеральный закон от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" возложил на собственников жилых домов, собственников помещений в многоквартирных домах обязанность обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также надлежащую эксплуатацию этих приборов учета, их сохранность и своевременную замену.
Из части 2 статьи 13 указанного Федерального закона следует, что расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию.
Частью 5 названной статьи 13 предусмотрено, что до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Пунктом 145 Постановление Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 года N 442 в редакции, действующей на дату возникновения спорных правоотношений, "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (вместе с "Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии", "Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии") предусмотрено, что обязанность по обеспечению оснащения энергопринимающих устройств потребителей, объектов по производству электрической энергии (мощности) производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций приборами учета, а также по обеспечению допуска установленных приборов учета в эксплуатацию возлагается на собственника энергопринимающих устройств, объектов по производству электрической энергии (мощности) и объектов электросетевого хозяйства соответственно.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила).
Согласно Правилам, в редакции, действующей на дату возникновения спорных правоотношений, учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета. К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета (п. 80).
Оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения. Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем в том числе на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю (п.81).
На основании вышеприведенных нормативных положений, судебная коллегия полагает верным вывод суда, что на дату выдачи оспариваемого предписания действующее законодательство возлагало обязанность по оборудованию этого помещения приборами учета на собственника помещения в МКД. Обстоятельства заключения договора социального найма с Богачевым В.А. обоснованно не приняты судом первой инстанции во внимание, поскольку заключение такого договора не освобождало РЖА Кировского района от исполнения обязанности по замене/поверке прибора учета.
Кроме того, судебная коллегия принимает во внимание то, что прибор учета установлен за пределами квартиры, какие-либо документы относительно этого прибора учета нанимателю не передавались, и на дату заключения договора социального найма срок очередной поверки прибора учета уже истек.
Довод апелляционной жалобы о том, что с 1 июля 2020 года гарантирующий поставщик обязан осуществлять приобретение, установку, замену, допуск в эксплуатацию ИПУ судебная коллегия находит несостоятельным, поскольку изменения законодательства не влияют на законность оспариваемого предписания от 17 января 2020 года.
Довод апелляционной жалобы о том, что Богачев В.А, согласно Правил является потребителем коммунальных услуг и договором социального найма на него возложена обязанность по поддержанию оборудования в надлежащем состоянии, судебная коллегия не принимает во внимание, поскольку из пункта 2 Правил следует, что в качестве потребителя услуг рассматривается также и собственник помещения в многоквартирном доме. Кроме того, только собственник помещения, установивший прибор учета электроэнергии, обладает эксплуатационными документами, позволяющими установить сроки межповерочного интервала и срока службы, а также имеет право выбирать способ устранения невозможности использования прибора учета: поверка или замена прибора учета. Материалами дела установлено, что прибор учета уже был установлен до момента заключения с Богачевым В.А. договора социального найма. Доказательств того, что наниматель за свой счет установилновый прибор учета, либо, что ему передавалась техническая документация на указанный прибор учета, материалы дела не содержат.
Несогласие административного истца с оценкой, данной судом первой инстанции условиям Типового договора энергоснабжения, не может быть принято во внимание судебной коллегии, поскольку в рассматриваемом деле установлено, что прибор учета установлен за пределами квартиры N.., и в качестве потребителя действующее законодательство рассматривает и собственника квартиры.
Таким образом, правовых оснований для признания незаконным предписания Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга, принятого в отношении административного истца, не имеется
Суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы районного суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы процессуального права судом применены верно.
Доводы апелляционной жалобы, по существу, сводятся к несогласию административного истца с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 14 сентября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев в Третий кассационный суд общей юрисдикции, путем подачи кассационной жалобы через суд вынесший решение.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.