Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
Председательствующего
Ильичевой Е.В.
Судей
Поповой Е.И, Есениной Т.В.
при секретаре
Зобиной Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 9 февраля 2021 года административное дело N2а-5122/2020 по апелляционной жалобе Хайманова Э. Э. на решение Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 13 октября 2020 года по административному исковому заявлению Хайманова Э. Э. к администрации Красносельского района Санкт-Петербурга о признании незаконным решения о снятии с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Заслушав доклад судьи Ильичевой Е.В, выслушав объяснения административного истца - Хайманова Э.Э, представителя административного ответчика администрации Красносельского района Санкт-Петербурга - Скворцовой Е.Е, заинтересованных лиц: Хаймановой Г.Б, Хаймановой К.Э, Хаймановой М.Э, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Хайманов Э.Э. обратился в Красносельский районный суд Санкт-Петербурга с иском к администрации Красносельского района Санкт-Петербурга, в котором просил признать незаконным решение от 29 апреля 2020 года N... о снятия с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Решением Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 13 октября 2020 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе административный истец ставит вопрос об отмене состоявшегося решения суда и принятии нового, полагает решение постановленным при неправильном применении норм права и оценке доказательств.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Хайманов Э.Э. совместно с Хаймановой Г.Б. (жена), Я.Т.А. (теща), дочерьми: Хаймановой К.Э, Хаймановой М.Э, были постоянно зарегистрированы по месту жительства в трех комнатах (17, 2 кв.м + 11, 7 кв.м + 11, 5 кв.м) восьмикомнатной коммунальной квартиры "адрес".
Указанные лица 11 марта 2009 года приняты на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, как проживающие в коммунальной квартире и обеспеченные жилым помещением менее учетной нормы.
Распоряжением администрации от 11 марта 2013 года N... семье административного истца предоставлено освободившееся жилое помещение в указанной коммунальной квартире - комната N... размером 12, 6 кв.м.
В занимаемом жилом помещении по месту жительства также были зарегистрированы Х.Г.Э. (брат административного истца), Х.Б.Г. (мать), Ц.Ф.К. (тетя).
Я.Т.А. и Х.Б.Г. сняты с регистрационного учета в связи со смертью "дата" года и "дата" года, соответственно. Ц.Ф.К. снята с регистрационного учета в связи с изменением места жительства.
Таким образом, на дату принятия оспариваемого решения Хайманов Э.Э. с членами семьи занимал 4 комнаты жилой площадью 58 кв.м в восьмикомнатной коммунальной квартире жилой площадью 115, 7 кв.м, общей площадью 180, 6 кв.м.
Оспариваемым распоряжением администрации Красносельского района Санкт-Петербурга от 29 апреля 2020 года административный истец, его жена и две дочери сняты с учета нуждающихся в связи с утратой оснований состоять на учете нуждающихся.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что поскольку административный истец обеспечен общей площадью жилого помещения более нормы предоставления, то решение администрации от 29 апреля 2020 года соответствует нормам действующего законодательства и фактическим обстоятельствам дела.
Судебная коллегия полагает, что данный вывод суда основан на правильном применении к рассматриваемым правоотношениям положений статей 51, 56, 59 Жилищного кодекса Российской Федерации, Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге", что подтверждается представленными при рассмотрении спора доказательствами, которым судом первой инстанции дана полная и всесторонняя оценка в соответствии со статьями 59, 62, 63 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Так, Конституция Российской Федерации провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью и исходя из того, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применение законов и обеспечиваются правосудием, возлагает на государство обязанность признавать, соблюдать и защищать эти права и свободы и охранять достоинство личности (статьи 2, 18, 21).
Перечень оснований для признания граждан, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, предусмотрен статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Исходя из содержания части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации одним из условий признания гражданина нуждающимся в жилом помещении является обеспечение его общей площадью жилого помещения для постоянного проживания на одного члена семьи менее учетной нормы, либо отсутствие такого жилого помещения вовсе.
Пунктом 2 части 1 указанной нормы предусмотрено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Пунктом 1 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга о порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, установлена учетная норма площади жилого помещения на одного человека в Санкт-Петербурге, составляющая 9 квадратных метров общей площади жилого помещения для проживающих в отдельных квартирах и жилых домах, 15 квадратных метров общей площади жилого помещения для проживающих в коммунальных квартирах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона Санкт-Петербурга от 28 июля 2004 года N 409-61 "О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан" учет нуждающихся в содействии в улучшении жилищных условий ведется уполномоченным органом по месту жительства граждан, нуждающихся в содействии.
Согласно пункту 2 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. Под общей площадью жилья в целях настоящего Закона Санкт-Петербурга понимается выраженный в квадратных метрах и определяемый в соответствии с действующими нормами и правилами размер общей площади квартиры, индивидуального жилого дома, части квартиры или(и) индивидуального жилого дома.
Сведения о жилищной обеспеченности должны содержать информацию об общей площади всех жилых помещений (квартир, индивидуальных жилых домов, частей квартир или(и) индивидуальных жилых домов), принадлежащих заявителю и совместно проживающим с ним членам его семьи на праве собственности и находящихся в пользовании заявителя и совместно проживающих с ним членов семьи по иным основаниям, независимо от места нахождения жилых помещений и типа жилищного фонда.
Общая площадь жилья, приходящаяся на одного проживающего, определяется как сумма общей площади жилья, принадлежащего заявителю и совместно проживающим с ним членам его семьи на праве собственности, и общей площади жилья, которое заявитель и совместно проживающие с ним члены его семьи используют для постоянного проживания по иным основаниям, исходя из количества совместно проживающих.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
В соответствии со статьей 55 Жилищного кодекса Российской Федерации право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" минимальный размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма составляет 18 квадратных метров на одного члена семьи, состоящей из двух и более человек.
Жилищная обеспеченность гражданина должна определяться исходя из суммарной общей площади всех жилых помещений, занимаемых заявителями и членами их семьи по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности (пункт 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункт 2 статьи 5 Закона Санкт-Петербурга N 407-65).
Аналогичное условие определения жилищной обеспеченности содержится в части 2 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге".
Проверяя обстоятельства обеспеченности административного истца жилой площадью, суд первой инстанции установил, что на 29 апреля 2020 года административный истец, его жена, две дочери и брат постоянно зарегистрированы по месту жительства в квартире N.., расположенной по адресу: "адрес". Комнатам, занимаемым семьей административного истца, соответствует 90, 5 кв.м общей площади квартиры (180, 6 кв.м : 115, 7кв.м х 58 кв.м), то есть на каждого зарегистрированного приходится по 18, 141 кв.м (90, 5 кв.м : 5 человек) общей площади квартиры, что более как учетной нормы, так нормы предоставления, предусмотренных Законом Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге".
При указанных обстоятельствах судебная коллегия полагает обоснованным вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Довод апелляционной жалобы о том, что при вынесении оспариваемого решения суд не принял во внимание, что при предоставлении в 2013 году освободившейся комнаты административному истцу не было разъяснено, что из-за указанного обстоятельства он и члены его семьи будут сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, не имеет правового значения при оценке обстоятельств дела, поскольку основан на неверном толковании норм права.
На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку обстоятельств, установленных судом первой инстанции при вынесении обжалуемого решения, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы и выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены правильно. Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции является законным, обоснованным и не подлежит отмене по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 13 октября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев в Третий кассационный суд общей юрисдикции, путем подачи кассационной жалобы через суд вынесший решение.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.