Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
Председательствующего
Ильичевой Е.В.
Судей
Поповой Е.И, Есениной Т.В.
при секретаре
Зобиной Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 16 февраля 2021 года апелляционную жалобу Сергиенко Э. А. на решение Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 7 октября 2020 года по административному делу N 2а-3621/2020 по административному исковому заявлению Сергиенко Э. А. к призывной комиссии, осуществляющей призыв на военную службу граждан Российской Федерации, проживающих на территории внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Пороховые, ФКУ "Военный комиссариат города Санкт-Петербурга", врачу, руководящему работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, Басковой О. В. о признании незаконным решения, обязании произвести определенные действия
Заслушав доклад судьи Ильичевой Е.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Сергиенко Э.А. обратился в Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконными решение призывной комиссии МО "Пороховые" от 3 июля 2020 года о призыве его на военную службу; обязать призывную комиссию МО "Пороховые" устранить допущенные при призыве административного истца на военную службу нарушения путем исключения из протокола заседания Призывной комиссии записи о призыве административного истца на военную службу, взыскать с ФКУ "Военный комиссариат города Санкт-Петербурга" в пользу административного истца расходы по оплате государственной пошлины размере 300 рублей.
В обоснование своих требований ссылался на то, что при принятии решения от 3 июля 2020 года о призыве административного истца на военную службу не было учтено, что по состоянию здоровья он подлежит освобождению от призыва и зачислению в запас по основаниям статьи 13 пункта "г" Расписания болезней (Приложение к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года N 565).
Административному истцу при прохождении медицинского освидетельствования в военном комиссариате Красногвардейского района в весенний призыв 2020 года было выдано направление в "... " с предположительным диагнозом "... ". Направление выдано для прохождения амбулаторного обследования, несмотря на то, что статья 13 Расписания болезней предусматривает обязательное стационарное обследование при таком заболевании.
Решением Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 7 октября 2020 года отказано в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе административный истец ставит вопрос об отмене состоявшегося решения суда и принятии нового, полагает, что решение подлежит отмене в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела.
В заседание суда апелляционной инстанции административный истец Сергиенко Э.А, административные ответчики: призывная комиссия МО "Пороховые", ФКУ "Военный комиссариат города Санкт-Петербурга", врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу - Баскова О.В, не явились, извещены судом заблаговременно и надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, представителей своих не направили, в связи с чем, судебная коллегия в порядке части 2 статьи 150 и статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие указанных лиц.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и личного дела призывника Сергиенко Э.А, "дата" года рождения, административный истец с 27 ноября 2019 года состоит на учете в военном комиссариате Красногвардейского района Санкт-Петербурга (л.д. 25 об.).
В период весеннего призыва 2020 года Сергиенко Э.А. проходил медицинское освидетельствование в призывной комиссии, осуществляющей призыв на военную службу граждан Российской Федерации, проживающих на территории внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа "Пороховые".
В ходе прохождения медицинского освидетельствования административному истцу установлен диагноз "... ", ввиду чего 15 июня 2020 года Сергиенко Э.А. выдано направление на обследование в поликлинику по месту жительства (л.д. 116).
Результат пройденного обследования административным истцом в военный комиссариат не представлен. Сергиенко Э.А. ссылался на то, что медицинские исследования окончены не были в виду сложившейся эпидемиологической обстановки.
В весенний призыв 2020 года Сергиенко Э.А. определена категория годности к военной службе "Б-3" (годен к военной службе с незначительными ограничениями) в соответствии со статьей 13 пункта "б", статьи 59 пункта "в" графы 1 Расписания болезней (приложение к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации N 565 от 4 июля 2013 года).
Решением призывной комиссии, осуществляющей призыв на военную службу граждан Российской Федерации, проживающих на территории внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа "Пороховые", от 3 июля 2020 года Сергиенко Э.А. призван на военную службу.
15 июля 2020 года решением призывной комиссии Санкт-Петербурга решение о призыве Сергиенко Э.А. на военную службу от 3 июля 2020 года отменено как нереализованное в ходе весеннего призыва 2020 года.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что оснований для признания незаконным решения призывной комиссии судом не установлено, поскольку административным истцом не представлены достаточные медицинские документы, позволяющие сделать вывод о наличии у него заболеваний, препятствующих прохождению военной службы.
При этом суд первой инстанции указал, что административный истец, оспаривая медицинское заключение и решение призывной комиссии и указывая на то, что страдает заболеваниями, которые дают ему право на освобождение от военной службы, не воспользовался как правом на прохождение независимой военно-врачебной экспертизы, так и правом на доказывание своих доводов посредством проведения судебной медицинской экспертизы на предмет определения наличия у него заболеваний, препятствующих прохождению военной службы.
Судебная коллегия полагает, что данный вывод суда основан на неверном применении к рассматриваемым правоотношениям положений Федерального закона Российской Федерации от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", Расписания болезней и ТДТ, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года N 565 "Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе", что подтверждается представленными при рассмотрении спора доказательствами.
Так, пунктом 1 статьи 1 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" определено, что воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает: воинский учет; обязательную подготовку к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении них одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
В силу статьи 5.1 указанного Закона граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей.
Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б- годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе. В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования, гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию.
Порядок проведения действий по призыву граждан на военную службу регламентируется Инструкцией по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2007 года N 400 "О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663".
Согласно пункту 13 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663, призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе. В случае невозможности дать медицинское заключение о годности призывника к военной службе на месте, призывник по решению призывной комиссии или военного комиссара направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение, после которого ему назначается явка на повторное медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии с учетом предполагаемого срока завершения указанного обследования.
На основании пункта 4 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года N 565, при освидетельствовании проводятся изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент проведения экспертизы в целях определения их годности к военной службе.
Приложением к Положению о военно-врачебной экспертизе являются Требования к состоянию здоровья граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, граждан, подлежащих призыву на военную службу (военные сборы), граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в училища, военно-учебные заведения, военнослужащих, граждан, пребывающих в запасе вооруженных сил Российской Федерации, Расписание болезней, Таблица дополнительных требований к состоянию здоровья граждан.
Категория годности к военной службе определяется на основании требований к состоянию здоровья граждан, под которыми понимаются медицинские показатели, которые характеризуют состояние здоровья и физического развития (пункт 6 Положения).
В соответствии с пунктами 7 и 8 Инструкции о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан Российской Федерации при призыве на военную службу и лечебно-оздоровительных мероприятий среди граждан Российской Федерации, получивших отсрочки от призыва на военную службу по состоянию здоровья, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации N 240 и приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации N 168 от 23 мая 2001 года, не ранее 30 суток до начала медицинского освидетельствования призывников им проводятся: флюорографическое (рентгенологическое) исследование органов грудной клетки в двух проекциях (если оно не проводилось или в медицинских документах отсутствуют сведения о данном исследовании в течение последних 6 месяцев); анализ крови (определение СОЭ, гемоглобина, лейкоцитов); анализ мочи (удельный вес, белок); электрокардиографическое исследование. В день обследования проводится измерение роста и массы тела. Сведения о результатах флюорографического, лабораторных исследований, а также о профилактических прививках и непереносимости (повышенной чувствительности) медикаментозных средств и других веществ записываются в разделе II учетной карты призывника и в карту медицинского освидетельствования гражданина, подлежащего призыву на военную службу.
В соответствии с пунктом 20 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года N 565, в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе освидетельствования гражданин на основании решения комиссии по постановке граждан на воинский учет, призывной комиссии или военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований), принятого по заключению врачей-специалистов, направляется в медицинскую организацию государственной или муниципальной систем здравоохранения на обследование в амбулаторных или стационарных условиях для уточнения диагноза заболевания.
При возможности завершения обследования гражданина до окончания работы комиссии по постановке граждан на воинский учет или призывной комиссии врач-специалист выносит заключение о том, что гражданин нуждается в обследовании с указанием срока явки на повторное освидетельствование.
По завершении обследования составляется медицинское заключение о состоянии здоровья гражданина.
В случае если обследование гражданина не может быть завершено до окончания работы призывной комиссии, освидетельствование указанного гражданина проводится в период следующего призыва граждан на военную службу с вынесением заключения о категории годности к военной службе.
В соответствии с пунктом "г" статьи 13 графы I Расписания болезней, другие болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ в виде временных функциональных расстройств после острого заболевания, обострения хронического заболевания или операции соответствуют категории годности к военной службе "Г".
В соответствии с пунктом "д" статьи 13 графы I Расписания болезней, другие болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ, такие как пониженное питание, алиментарное ожирение II степени соответствуют категории годности к военной службе "Б-3".
К пункту "г" относятся временные функциональные расстройства после операций на щитовидной железе, других эндокринных железах, состояния после лечения острых и подострых тиреоидитов. При этом граждане при призыве на военную службу (военные сборы), поступлении на военную службу по контракту, в военно-учебные заведения признаются временно не годными к военной службе сроком на 6 месяцев.
При наличии недостаточности питания граждане подлежат обследованию и (или) лечению в стационарных условиях.
При этом граждане при призыве на военную службу (военные сборы) признаются временно не годными к военной службе на 6 месяцев.
Если по результатам обследования у граждан не выявлено вызывающих снижение массы тела заболеваний, то они подлежат освидетельствованию по пункту "д".
При выявлении заболеваний, обуславливающих пониженное питание или недостаточность питания, граждане подлежат освидетельствованию по соответствующим статьям расписания болезней.
Для оценки состояния питания используется индекс массы тела (ИМТ), который определяется по формуле:
Соотношение роста и массы тела в норме и при нарушениях питания приведены в таблице 2.
Для оценки состояния питания при освидетельствовании лиц, не достигших 18 лет, используются стандарты физического развития детей и подростков, принятые в субъектах Российской Федерации.
Сторонами не оспаривается и подтверждено материалами дела, что у административного истца индекс массы тела составляет 16, 89, то есть менее 18, 5, что свидетельствует о недостаточности питания.
Поскольку при наличии недостаточности питания граждане подлежат обследованию и (или) лечению в стационарных условиях, и только после этого могут быть повторно освидетельствованы призывной комиссией при наличии соответствующего заключения медицинского стационара, а материалы дела не содержат сведений о том, что административный истец направлялся на стационарное обследование при принятии решения о призыве на военную службу, как это предусмотрено вышеуказанными нормами права, то решение призывной комиссии об установлении Сергиенко Э.А. категории годности к военной службе "Б" - годен к военной службе с незначительными ограничениями, не может быть признано обоснованным.
При таком положении, судебная коллегия полагает, что для установления состояния здоровья административного истца призывная комиссия должна была располагать результатами, полученными в ходе стационарного наблюдения за состоянием здоровья Сергиенко Э.А. При этом, судебная коллегия принимает во внимание то, что результаты амбулаторного исследования в ходе проведения мероприятий по призыву также не были получены.
Таким образом, судебная коллегия признает неверным вывод суда первой инстанции о том, что медицинские документы, содержащиеся в материалах личного дела призывника, не подтверждают наличия у Сергиенко Э.А. болезни в той стадии, которая бы позволила освидетельствовать его по пункту "г" статьи 13 Расписания болезней и присвоить категорию ограниченно годен с последующим освобождением от призыва на военную службу, поскольку материалами дела установлено, что административным ответчиком не приняты меры к надлежащему установлению состояния здоровья Сергиенко Э.А. и к определению окончательного диагноза посредством проведения установленных нормативным правовым актом иследований.
Обстоятельство отмены обжалуемого решения не может быть принято во внимание судебной коллегией и положено в основу отказа в удовлетворении заявленного иска в виду следующего.
Согласно статье 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений; а равно с положением части 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которому каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Системное толкование приведенных положений закона позволяет судебной коллегии сделать вывод, что в случае, когда на момент рассмотрения административного иска права административного истца восстановлены в полном объеме, с учетом разумного и фактически возможного их восстановления в сфере административных и иных публичных правоотношений, не имеется оснований для удовлетворения требований административного иска.
Между тем отмена оспариваемого решения не привела к восстановлению нарушенных прав административного истца, поскольку основанием отмены указанного решения явилось нереализованность в ходе весеннего призыва 2020 года.
При этом нет оснований для возложения на призывную комиссию обязанности по принятию в отношении административного истца решения о признании его временно негодным к военной службе по пункту "г" статьи 13 Расписания болезней, сроком на 6 месяцев, с выдачей направления на дополнительное медицинское обследование в условиях стационара, поскольку на дату принятия настоящего судебного постановления административному истцу исполнилось 27 лет. Следовательно, Сергиенко Э.А. не подлежит призыву.
Требуемый административным истцом способ восстановления нарушенного права посредством исключения принятого в отношении него решения из протокола заседания призывной комиссии не предусмотрен нормам действующего законодательства.
В рассматриваемом деле надлежащим способом восстановления нарушенного права административного истца является признание незаконным решения от 3 июля 2020 года о призыве на военную службу.
С учетом изложенного, решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене, с принятием нового решения об удовлетворении требований административного иска.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 7 октября 2020 года отменить.
Признать незаконным решение призывной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Пороховые от 3 июля 2020 года о признании Сергиенко Э. А. годным к военной службе с незначительными ограничениями.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев в Третий кассационный суд общей юрисдикции, путем подачи кассационной жалобы через суд вынесший решение.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.