Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
Председательствующего
Ильичевой Е.В.
Судей
Есениной Т.В, Поповой Е.И.
при секретаре
Васюхно Е.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании 2 марта 2021 года апелляционную жалобу Танцевой О. Ю. на решение Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 3 ноября 2020 года по административному делу N 2а-2573/2020 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N27 по Санкт-Петербургу к Танцевой О. Ю. о взыскании обязательных платежей.
Заслушав доклад судьи Ильичевой Е.В, выслушав объяснения представителя административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N27 по Санкт-Петербургу - Шарова П.К, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N27 по Санкт-Петербургу (далее по тексту решения - МИФНС России N 27), обратилась в Фрунзенский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением к Танцевой О.Ю. о взыскании обязательных платежей.
В ходе рассмотрения дела административный истец уточнил свои требования в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации просил взыскать с Танцевой О.Ю. задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда России на выплату страховой пенсии, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года: недоимка в размере 23 399, 75 рублей, пени в размере 572, 01 рублей;
- по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года: пени на недоимку за 2018 год в размере 104, 18 рублей.
Решением Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 3 ноября 2020 года заявленные требования административного истца удовлетворены.
С Танцевой О. Ю, место жительства - "адрес" взыскана задолженность в бюджет Санкт-Петербурга:
- по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда России на выплату страховой пенсии, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года: недоимка в размере 23 399, 75 рублей, пени в размере 572, 01 рублей;
- по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года: пени на недоимку за 2018 год в размере 104, 18 рублей, государственная пошлина в размере 922, 28 рублей.
В апелляционной жалобе административный ответчик ставит вопрос об отмене состоявшегося решения суда, полагает решение постановленным при неправильном применении норм права и оценке доказательств.
В заседание суда апелляционной инстанции административный ответчик Танцева О.Ю. не явилась, извещена судом заблаговременно и надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие, в связи с чем, судебная коллегия в порядке части 2 статьи 150, статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие административного ответчика Танцевой О.Ю.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав административного истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, полагает решение суда оставить без изменения по следующим основаниям.
Как разъяснено в Определении Конституционного Суда Российской Федерации, обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства. Взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества; оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 8 февраля 2007 года N381-О-П).
Обязанность по уплате налога на территории Российской Федерации определена статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с данным Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
В силу статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации на налогоплательщика возложена обязанность по уплате налога при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Порядок уплаты страховых взносов до 1 января 2017 года был урегулирован положениями Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Порядок уплаты страховых взносов с 1 января 2017 года урегулирован положениями главы 34 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 6 Закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ и пункта 2 части 1 статьи 11 Закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ, - адвокаты являются страхователями по обязательственному пенсионному и медицинскому страхованию.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции установил, что в установленный законом срок административный ответчик обязательства по внесению страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование не исполнил. В связи этим требования налогового органа были удовлетворены.
Судебная коллегия полагает, что выводы суда основаны на правильном применении к рассматриваемым правоотношениям положений Налогового кодекса Российской Федерации, что подтверждается представленными при рассмотрении спора доказательствами, которым судом первой инстанции дана полная и всесторонняя оценка в соответствии со статьями 59, 62, 63 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, административный ответчик осуществляет адвокатскую деятельность с 3 июля 2012 года (номер в реестре адвокатов Санкт-Петербурга N...).
В связи с неуплатой страховых взносов в установленный законом срок налоговым органом в соответствии со статьями 69, 70 Налогового кодекса в адрес административного истца 26 февраля 2019 года было направлено требование N... по состоянию на 30 января 2019 года об уплате страховых взносов (л.д. 8-9) в размере 26545 рублей - страховых взносов на обязательное пенсионной страхование, пени в размере 137, 15 рублей, 5840 рублей - страховые взносы на обязательное медицинское страхование, пени в размере 167, 32 рублей. В срок не позднее 26 марта 2019 года.
Однако вышеназванное требование Инспекции остались без исполнения.
На основании поступивших возражений административного ответчика 29 июля 2019 года мировым судьей судебного участка N 192 Санкт-Петербурга вынесено определение об отмене судебного приказа от 9 июля 2019 года в связи с поступившими возражениями от Танцевой О.Ю.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить установленные законом налоги и сборы.
В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Закона 243-Ф3 взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.
В соответствии положениями главы 23 Налогового Кодекса Российской Федерации, налог на доходы физических лиц с доходов, облагаемых по ставке, установленной пунктом 1 статьи 224 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НДФЛ) относится к категории федеральных налогов и сборов (статья 13 Налогового Кодекса Российской Федерации). Налогоплательщиками НДФЛ признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а так же физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации (статья 207 Налогового Кодекса Российской Федерации).
На основании пункта 1 статьи 224, статьи 228 Налогового Кодекса Российской Федерации доход от источников в Российской Федерации, полученный физическим лицом - налоговым резидентом РФ, облагается по ставке 13%. Для доходов, в отношении которых предусмотрена данная налоговая ставка, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 - 221 Налогового Кодекса Российской Федерации.
Согласно статьям 228 и 229 Налогового Кодекса Российской Федерации физические лица, получившие доходы от источников в Российской Федерации обязаны не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (календарным годом), представить в налоговый орган по месту своего учёта налоговую декларацию и не позднее 15 июля того же года уплатить самостоятельно исчисленную сумму налога в соответствующий бюджет.
В соответствии со статьей 80 Налогового Кодекса Российской Федерации, налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах, об источниках доходов, о налоговой базе, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. Налогоплательщик подписывает налоговую декларацию, подтверждая достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации.
Так, в связи с неуплатой страховых взносов в установленный законом срок налоговым органом в соответствии со статьей 69, 70 Налогового Кодекса Российской Федерации в адрес административного истца 26 февраля 2019 года было направлено требование N... по состоянию на 30 января 2019 года об уплате страховых взносов (л.д. 8-9).
На основании пункта 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
Согласно пункту 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации в случае направления требования об уплате налога по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В соответствии с пунктом 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Согласно части 1 статьи 232 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с частью 2 названной статьи суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
В силу подпунктов 1, 2 пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции от 27 ноября 2017 года) плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, которые определяются в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:
в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса;
в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса плюс 1, 0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.
При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса.
Страховые взносы на обязательное медицинское страхование, фиксированный размер которых определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное медицинское страхование, установленного подпунктом 3 пункта 2 статьи 425 настоящего Кодекса.
В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками (абзац 3 пункта 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации).
По данным налогового органа сумма страховых взносов, начисленных административному истцу за 2018 год, составила:
в ПФР = (за 12 полных месяцев деятельности) 26 545, 00 рублей.
в ФФОМС = (за 12 полных месяцев деятельности) 5 840, 00 рублей.
Из представленного в материалы дела налогового требования об уплате налога N... судебная коллегия приходит к выводу, что процедура принудительного взыскания налога налоговым органом была соблюдена.
На основании пункта 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации на сумму недоимки должна быть начислена пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога.
Согласно пункту 4 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
При этом, как следует из резолютивной части оспариваемого решения суд первой инстанции взыскал с административного истца пени в размере 572 рубля 01 копейка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда России на выплату страховой пенсии, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года и по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года пени на недоимку за 2018 год в размере 104, 18 рублей.
Судебная коллегия не может согласиться с вынесенным решением в указанной части, поскольку как следует из требования N... по состоянию на 30 января 2019 года размер пени представленного в материалы дела расчета административного истца размер пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда России на выплату страховой пенсии, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года составляет 137 рублей 15 копеек, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года составляет 30 рублей 17 копеек, а всего 167 рублей 17 копеек (л.д. 10).
Таким образом, в соответствии со ст. 310 КАС Российской Федерации, в указанной части решение суда подлежит изменению.
Довод апелляционной жалобы о том, что судом не учтено, что административным истцом уплата страховых взносов за 2018 год произведена в полном объеме, не может быть принят судебной коллегией во внимание, поскольку доказательств уплаты страховых взносов за указанный период материалы дела не содержат.
Таким образом, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку обстоятельств, установленных судом первой инстанции при вынесении обжалуемого решения, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы суда первой инстанции, полностью повторяют позицию ответчика, изложенную при рассмотрении спора судом первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции является законным, обоснованным и не подлежит отмене по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 3 ноября 2020 года изменить в части размера взысканных пени.
Взыскать с Танцевой О. Ю. в счет уплаты пени в размере 167 рублей 32 копейки.
В остальной части решение Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 3 ноября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев в Третий кассационный суд общей юрисдикции, путем подачи кассационной жалобы через суд вынесший решение.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.