Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Фоминой Е.А.
судей: Нечепуренко Д.В, Вотиной В.И.
при секретаре Кутлубаевой К.В, помощник судьи Я, рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело N2-2938/2020 по иску Маренковой Валентины Валерьевны к муниципальному образованию "Город Томск" в лице администрации Города Томска о предоставлении вне очереди жилого помещения на условиях социального найма
по апелляционной жалобе представителя муниципального образования "Город Томск" в лице администрации Города Томска Ухановой А.В. на решение Советского районного суда г.Томска от 18 декабря 2020 года, заслушав доклад судьи Нечепуренко Д.В, возражения представителя истца Маренковой В.В. Ефимовой О.Е, установила:
Маренкова В.В. обратилась в суд с иском к муниципальному образованию "Город Томск" в лице администрации Города Томска о предоставлении вне очереди благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, расположенного в пределах территории муниципального образования "Город Томск", отвечающего санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее 60 кв.м.
В обоснование иска указано, что Маренкова В.В. является инвалидом /__/ группы. Заболевание истца входит в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание в одной квартире с другими лицами. Собственного жилья у истца нет, в настоящее время проживает по адресу: /__/ двумя дочерями Плотниковой А.А, /__/ г.р, и Климовой Н.А, /__/ г.р, а также двумя внуками П, /__/ г.р, и П, /__/ г.р. Решением общественной комиссии по жилищным вопросам от 15.04.2020 N6, утвержденным распоряжением главы администрации Ленинского района г. Томска от 15.04.2020 N482, истец с составом семьи из четырех человек признаны малоимущими и включены в единый список учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, а также в отдельный список граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний. До настоящего времени жилое помещение истцу не предоставлено.
В судебном заседании представитель истца Ефимова Е.В. исковые требования, с учетом уточнений, поддержала, просила об их удовлетворении в полном объеме.
Представитель ответчика Уханова А.В, представила письменный отзыв, суть которого сводится к тому, что в настоящее время на территории Томской области отсутствует законодательное урегулирование передачи полномочий по обеспечению жилыми помещениями инвалидов на уровень муниципальных образований. Таким образом, требования заявлены к ненадлежащему ответчику. В случае удовлетворения исковых требований просила предоставить ответчику разумный срок для исполнения решения суда - не менее шести месяцев.
Дело рассмотрено в отсутствие истца Маренковой В.В, представителя ответчика муниципального образования "Город Томск" в лице администрации Города Томска.
Решением Советского районного суда г.Томска от 18.12.2020 исковые требования Маренковой В.В. удовлетворены частично, на муниципальное образование "Город Томск" в лице администрации Города Томска возложена обязанность предоставить Маренковой В.В. вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, площадью не менее 50 кв.м, в черте муниципального образования "Город Томск", отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, с учетом права на дополнительную жилую площадь.
В апелляционной жалобе представитель ответчика муниципального образования "Город Томск" в лице администрации г. Томска Уханова А.В. просит решение суда отменить, принять новое, которым в удовлетворении требований отказать в полном объеме.
В обоснование доводов жалобы указывает, что муниципальное образование "Город Томск" в лице администрации Города Томска является ненадлежащим ответчиком по настоящему иску, поскольку не обладает правом по распоряжению жилищным фондом Томской области.
Обращает внимание, что расходы на обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации и не подлежат осуществлению за счет средств бюджета муниципального образования.
Отмечает, что при исполнении обжалуемого решения суда у муниципального образования "Город Томск" возникнут убытки вследствие исполнения государственных полномочий, которые в установленном законом порядке не переданы на уровень органов местного самоуправления.
Ссылаясь на положения подп. 24 п.2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", утверждает, что решение вопросов социальной поддержки инвалидов отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, кроме того на территории Томской области отсутствует нормативно-правовой акт, регулирующий передачу полномочий субъекта Российской Федерации органам местного самоуправления.
По мнению апеллянта, в настоящее время сложилась устойчивая практика, в соответствии с которой признается, что органы местного самоуправления не наделены полномочиями по обеспечению жильем инвалидов, как в системе судов общей юрисдикции, так и арбитражных судов.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель истца просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 327 и 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда по правилам абзаца первого части 1 и абзаца первого части 2 статьи 327.1 ГПК Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены или изменения судебного постановления не нашла.
Признавая право каждого на жилище, статья 40 Конституции Российской Федерации возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления создание условий для его осуществления и предусматривает возможность предоставления жилища малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в нем, бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В целях реализации положений статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации частью 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в установленном Кодексе порядке предоставляются жилые помещения муниципального жилищного фонда.
Согласно ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке.
В силу пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 данного Кодекса перечне.
Согласно этой норме гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом от 29.11.2012 N 987н Министерства здравоохранения Российской Федерации утвержден Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.
Иных (дополнительных) требований для предоставления жилого помещения вне очереди, кроме наличия у гражданина, состоящего на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в перечне, пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не предусмотрено. Для предоставления такому гражданину жилого помещения вне очереди, исходя из данной нормы, необходимы такие условия, как принятие гражданина на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений и наличие у него тяжелой формы хронического заболевания, указанного в перечне.
Установив, что истец относится к категории граждан нуждающихся в жилом помещении, страдает тяжелсой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ней в одной квартире невозможно, суд первой инстанции с учетом приведенных выше положений закона обоснованно признал за ней право на внеочередное обеспечение жилой площадью по договору социального найма, возложив соответствующую обязанность на ответчика.
Доводы апелляционной жалобы о том, что муниципальное образование "Город Томск" в лице администрации Города Томска является ненадлежащим ответчиком по настоящему спору, судебная коллегия отклоняет.
Статьей 17 Закона N 181-ФЗ предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном кодексом порядке.
В силу части 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления (часть 3 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно и которые указаны в перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации органом.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 17.12.2009 N 1563-О-О указал, что в силу статей 12, 130 (часть 1) и 132 (часть 1) Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.
Положениями Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" (статьи 14, 50), а также положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (статьи 14, 19) предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.
В соответствии с частью 1 статьи 14, пунктом 3 части 2 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления осуществляют также полномочия по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда как совокупности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
Порядок предоставления жилых помещений из муниципального жилищного фонда предусмотрен частями 3, 4 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой жилые помещения по договорам социального найма предоставляются по решению органа местного самоуправления. Решение о предоставлении жилья по договору социального найма является основанием заключения соответствующего договора социального найма.
При этом содержащееся в пункте 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации условие о предоставлении упомянутой категории граждан жилых помещений вне очереди в случае, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (пункт 4 части 1 статьи 51 указанного Кодекса), закрепляет только особенности реализации их жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.
Из определения Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2011 N551-О-О следует, что для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. Предоставление же жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения. При этом предоставление им жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями (часть 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В отношении категории лиц, к которой относится истец, вышеуказанное специальное регулирование отсутствует, в связи с чем по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда Томской области) жилое помещение ей не может быть предоставлено.
При этом отсутствие регулирования вопроса о предоставлении жилья определенным категориям граждан из государственного жилищного фонда не может лишить этих граждан права на получение жилья вне очереди, поэтому к данным правоотношениям должны применяться нормы пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, регулирующей предоставление гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма на основании решений органа местного самоуправления.
Кроме того, реализация прав граждан, требующих социальной защиты, - инвалидов на предоставление жилья не может быть поставлена в зависимость от разрешения вопросов передачи полномочий субъекта органу местного управления соответствующими органами, так как в решении указанных вопросов гражданин не участвует, в то время как действующим законодательством право на предоставление инвалидам жилых помещений по договору социального найма при определённых условиях, установленных законом, гарантировано.
Вопрос об убытках муниципального образования при исполнении не переданных ему полномочий за свой счет к предмету настоящего спора не относится, а потому судебной коллегией не рассматривается.
Таким образом, апелляционная жалоба не содержит доводы, влекущие отмену или изменение обжалуемого решения.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 328, статьей 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Томска от 18 декабря 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Муниципального образования "Город Томск" в лице администрации Города Томска Ухановой А.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.