Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Жидковой О.В, Зеленского А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу местной администрации муниципального образования Горбунковское сельское поселение муниципального образования Ломоносовского муниципального района Ленинградской области на решение Ломоносовского районного суда Ленинградской области от 12 марта 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 1 октября 2020 года по административному делу N 2а-80/2020 по административному исковому заявлению местной администрации муниципального образования Горбунковское сельское поселение муниципального образования Ломоносовского муниципального района Ленинградской области к Комитету по дорожному хозяйству Ленинградской области, Ленинградскому областному комитету по управлению государственным имуществом, Правительству Ленинградской области о включении дороги общего пользования местного значения в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального значения.
Заслушав доклад судьи Жидковой О.В, объяснения представителя административного ответчика Комитета по дорожному хозяйству Ленинградской области Касаткина С.В. и представителя заинтересованного лица ГКУ "Ленавтодор" Орлова П.Г, возражавших против доводов кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
на территории муниципального образования Горбунковское сельское поселение муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области (далее МО Горбунковское сельское поселение) находится автомобильная дорога общего пользования местного значения от шоссе "Ропша-Марьино" до шоссе "Стрельна-Кипень-Гатчина", общей протяженностью 1, 149 км (кадастровый номер 47:14:0000000:39329).
9 апреля 2018 года местная администрация МО Горбунковское сельское поселение обратилась в Комитет по дорожному хозяйству Ленинградской области с предложением о включении названной дороги местного значения в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального значения и постановки ее на баланс Комитета, указав на высокую интенсивность автомобильного движения указанной дороги, требующую большого внимания и постоянного контроля с целью сохранности ее нормативного состояния, и соответственно необходимость значительных финансовых вложений, в то время как бюджет МО Горбунковское сельское поселение является дотационным и не позволяет учесть проведение работ подобного масштаба.
Письмом Комитета по дорожному хозяйству Ленинградской области от 26 апреля 2018 года администрации указано, что осуществление мероприятий по передаче указанного объекта в собственность Ленинградской области, а также осуществление мероприятий по дальнейшему закреплению объекта на праве оперативного управления за ГКУ "Ленавтодор" не представляется возможным ввиду того, что вышеуказанная автомобильная дорога согласно информации ГКУ "Ленавтодор" не соответствует критериям, утвержденным постановлением Правительства Ленинградской области N 209 от 12 июля 2013 года "Об утверждении критериев отнесения автомобильных дорог общего пользования регионального значения и признанных утратившим силу некоторых постановлений Правительства Ленинградской области".
Не согласившись с данным ответом, 4 июля 2019 года администрация муниципального образования Горбунковское сельское поселение обратилась в суд с административным исковым заявлением к Комитету по дорожному хозяйству Ленинградской области об обязании включить в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального значения дорогу общего пользования от шоссе "Ропша-Марьино" до шоссе "Стрельна- Кипень-Гатчина", общей протяженностью 1, 149 км.
Судом к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены Ленинградский областной комитет по управлению государственным имуществом, Правительство Ленинградской области и администрация муниципального образования Ломоносовского муниципального района Ленинградской области, в качестве заинтересованных лиц - ГКУ "Ленавтодор".
Уточнив в ходе судебного разбирательства требования, административный истец просил признать дорогу местного значения с кадастровым N 47:14:0000000:39329 общей протяженностью 1, 149 км дорогой общего пользования регионального значения, обязать Ленинградский областной комитет по управлению государственным имуществом принять указанную дорогу в собственность, а также обязать Комитет по дорожному хозяйству Ленинградской области включить названную дорогу в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального значения.
В обоснование заявленных требований администрация МО Горбунковское сельское поселение указала, что спорный участок автомобильной дороги с кадастровым N 47:14:0000000:39329 входит в состав неделимой дороги регионального значения шоссе "Аннино-Разбегаево", в связи с чем должен быть принят в собственность Ленинградской области, что подтверждается схемой автомобильных дорог. Просила принять во внимание, что изменение технических характеристик спорной автомобильной дороги, а именно: увеличение интенсивности движения после открытия кольцевой автодороги (развязка в Марьино), не соответствует требованиям, предъявленным к дорогам местного значения.
В подтверждение заявленных требований административным истцом в ходе судебного разбирательства было представлено заключение N 602/2019 от 17 декабря 2019 года, выполненное ООО "Единая Оценочная Компания" по заказу администрации, в соответствии с которым автомобильная дорога общего пользования от шоссе "Ропша-Марьино" до шоссе "Стрельна- Кипень-Гатчина" с кадастровым N 47:14:0000000:39329, общей протяженностью 1, 149 км, можно отнести к дорогам общего пользования регионального значения
Решением Ломоносовского районного суда Ленинградской области от 12 марта 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 1 октября 2020 года, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поданной через Ломоносовский районный суд Ленинградской области 3 декабря 2020 года и поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 11 января 2021 года, местная администрация МО Горбунковское сельское поселение со ссылкой на существенное нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит об отмене судебных актов и принятии нового решения об удовлетворении заявленных требований. Настаивает на соответствии автомобильной дороги общего пользования местного значения от шоссе "Ропша-Марьино" до шоссе "Стрельна-Кипень-Гатчина", общей протяженностью 1, 149 км (кадастровый номер 47:14:0000000:39329) критериям дороги регионального значения. Полагает, что судами необоснованно не приняты во внимание доводы администрации об интенсивности движения на автомобильной дороге, а также доводы о невозможности использования автомобильной дороги как объекта имущества для решения вопросов местного значения и необходимости ее отчуждения в соответствии с пунктами 1, 5 статьи 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В возражениях на кассационную жалобу Комитет по дорожному хозяйству Ленинградской области указывает на отсутствие оснований для ее удовлетворения, просит оставить судебные акты без изменения.
Определением судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 12 января 2021 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
О времени и месте рассмотрения дела лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений из обжалуемых судебных постановлений не усматривается, доводы жалобы не могут повлечь их отмену в кассационном порядке.
Разрешая спор, и отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и исходя из того, что объект дорожного хозяйства автомобильная дорога с кадастровым N 47:14:0000000:39329, находящаяся в границах МО Горбунковское сельское поселение, проходит через населенный пункт, представляет собой улично-дорожную сеть и не соответствует критериям, указанным в постановлении Правительства Ленинградской области от 12 июля 2013 года N 379 "Об утверждении критериев отнесения автомобильных дорог общего пользования Ленинградской области к автомобильным дорогам общего пользования регионального значения и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Ленинградской области", пришел к выводу, что указанная автомобильная дорога, не относится к автомобильным дорогам регионального значения.
Проверяя законность и обоснованность решения в апелляционном порядке, судебная коллегия с такими выводами суда согласилась и нормам материального и процессуального права выводы судов первой и апелляционной инстанции, исходя из установленных ими обстоятельств, не противоречат.
Как установлено судами, на основании постановления главы местной администрации МО Горбунковское сельское поселение N 184 от 24 декабря 2012 года, принятого во исполнение решения Ломоносовского районного суда по делу 2-811/2011 от 7 июля 2011 года, автомобильная дорога общего пользования местного значения "От Ропшинского шоссе до деревни Разбегаево" Ломоносовского района была включена в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения Горбунковского сельского поселения.
Указанная автомобильная дорога находится в пределах земельных участков с кадастровыми номерами N 47:14:0000000:37074 площадью 15 699 кв.м N 47:14:0000000:35700 площадью 9484 кв.м, расположенных по адресу: Ленинградская область, Ломоносовский муниципальный район, Горбунковское сельское поселение, от Ропшинского шоссе до деревни Разбегаево, категория земель: земли населенных пунктов, предоставленных местной администрации МО Горбунковское сельское поселение постановлениями ее Главы от 11 ноября 2015 года N 245 и N 246 соответственно в постоянное (бессрочное) пользование.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 6 декабря 2019 года автомобильной дороге местоположением Ленинградская область, Ломоносовский район, Горбунковское сельское поселение, деревня Велигонты, деревня Разбегаево, протяженностью 1149м присвоен кадастровый N 47:14:0000000:39329.
Постановлением и.о.главы местной администрации МО Горбунковское сельское поселение N 113/1 от 8 июня 2018 года, постановление главы местной администрации МО Горбунковское сельское поселение N 184 от 24 декабря 2012 года признано утратившим силу. Утвержден новый перечень дорог общего пользования местного значения в населенных пунктах МО Горбунковское сельское поселение, куда включена автомобильная дорога от Ропшинского шоссе до деревни Разбегаево (пункт 34).
Распоряжением и.о. главы местной администрации МО Горбунковское сельское поселение N 31 от 28 июня 2018 года автомобильная дорога Ленинградская от шоссе Стрельна-Кипень-Гатчина до жилой застройки деревни Разбегаево включена в реестр муниципальной собственности муниципального образования Горбунковское сельское поселение.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ) под автомобильной дорогой понимается объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
В соответствии с части 1 статьи 5 Закона N 257-ФЗ определено, что автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на автомобильные дороги федерального значения, автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения, автомобильные дороги местного значения; частные автомобильные дороги.
В силу части 10 статьи 5 Закона N 257-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района.
На основании пункта 5 статьи 12 Закона N 257-ФЗ утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
Согласно части 3 статьи 5 Закона N 257-ФЗ к автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.
Частью 9 статьи 5 Закона N 257-ФЗ установлено, что автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского и сельского поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского поселения может утверждаться органом местного самоуправления городского поселения. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения сельского поселения может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района, если законом субъекта Российской Федерации вопрос осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения не отнесен к числу полномочий, закрепленных за сельским поселением.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2006 года N 209 "О некоторых вопросах, связанных с классификацией автомобильных дорог в Российской Федерации" рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации утвердить показатели определения автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, порядок утверждения перечней автомобильных дорог, относящихся к собственности субъектов Российской Федерации, а также общий порядок установления муниципальными районами показателей определения автомобильных дорог общего пользования, предназначенных для решения вопросов местного значения межмуниципального характера.
Во исполнение указанных рекомендаций Постановлением Правительства Ленинградской области от 12 июля 2013 года N 209 "Об утверждении критериев отнесения автомобильных дорог общего пользования Ленинградской области к автомобильным дорогам общего пользования регионального значения и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Ленинградской области" установлены критерии отнесения автомобильных дорог общего пользования Ленинградской области к автомобильным дорогам общего пользования регионального значения.
Поскольку судами на основании исследованных доказательств дела установлено, что объект дорожного хозяйства автомобильная дорога с кадастровым N 47:14:0000000:39329 находится в границах муниципального образования, проходит через населенный пункт, представляет собой улично-дорожную сеть и не соответствует критериям, указанным в постановлении Правительства Ленинградской области от 12 июля 2013 года N 209 "Об утверждении критериев отнесения автомобильных дорог общего пользования Ленинградской области к автомобильным дорогам общего пользования регионального значения и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Ленинградской области", оснований полагать ошибочным их вывод о том, что указанная автомобильная дорога не относится к автомобильным дорогам регионального значения, не имеется.
При этом, вопреки доводам кассационной жалобы о том, что спорная автомобильная дорога является продолжением автомобильной дороги регионального значения "Аннино-Разбегаево" и технически соединяет дорогу федерального значения "Красносельское Е20" и дорогу регионального значения "Ропша-Марьино", указанные обстоятельства не нашли подтверждения в ходе рассмотрения дела и обоснованно были отклонены судами.
Не влияют на правильность выводов судов и доводы кассационной жалобы об интенсивности движения на автомобильной дороге и о невозможности ее использования как объекта имущества для решения вопросов местного значения, поскольку исходя из положений СП 34.13330.2012 (Свод правил. Автомобильные дороги), категория автомобильной дороги и интенсивность дорожного движения по ней не являются основанием для ее отнесения к автомобильным дорогам регионального или местного значения.
Доводы кассационной жалобы об обратном не могут быть приняты во внимание, поскольку сводятся, по сути, к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Иные доводы кассационной жалобы также не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений, поскольку не свидетельствуют о существенных нарушениях судами норм материального или процессуального права, которые повлияли на исход дела.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ломоносовского районного суда Ленинградской области от 12 марта 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 1 октября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу местной администрации муниципального образования Горбунковское сельское поселение муниципального образования Ломоносовского муниципального района Ленинградской области - без удовлетворения.
Решение Ломоносовского районного суда Ленинградской области от 12 марта 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 1 октября 2020 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий:
Судьи:
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 10 марта 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.