Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Стешовиковой И.Г, судей Петровой Т.Г, Кротовой Л.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационные жалобы "адрес", Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству "адрес" на решением Волховского городского суда Ленинградской области от 12 декабря 2018 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 30 июня 2020 года по делу N2-1174/2018 по иску ФИО2 к "адрес" и Администрации Волховского муниципального района "адрес" о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, признании незаконным решение администрации "адрес" об отказе в предоставлении бюджетных средств и обязании предоставить бюджетные средства; по иску ФИО1 к "адрес" и Администрации Волховского муниципального района "адрес" о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, признании незаконным решение администрации "адрес" об отказе в предоставлении бюджетных средств и обязании предоставить бюджетные средства, заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Стешовиковой И.Г, объяснения представителя истца ФИО2 -адвоката ФИО5 (ордер). Представителя губернатора "адрес" - ФИО6 (доверенность N от ДД.ММ.ГГГГ), представителя "адрес" - ФИО7 (доверенность N от ДД.ММ.ГГГГ), УСТАНОВИЛА:
ФИО2 обратился в суд с иском к "адрес" и администрации Волховского муниципального района "адрес" с иском о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий; признании незаконным решения администрации "адрес" об отказе в предоставлении ФИО2 бюджетных средств, оформленное Выпиской из Протокола заседания рабочей группы при "адрес" для организации работы по реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы и обеспечению жилыми помещениями граждан, жилищное обеспечение которых осуществляется на основании федеральных законов от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ "О ветеранах" и от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ N; обязании "адрес" предоставить бюджетные средства, предусмотренные подпрограммой "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы и обеспечению жилыми помещениями граждан, жилищное обеспечение которых осуществляется на основании федеральных законов от ДД.ММ.ГГГГ N- ФЗ "О ветеранах" и от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Решением Волховского городского суда Ленинградской области от 12 декабря 2018 года исковые требования ФИО11 удовлетворены частично, в удовлетворении исковых требований Козловой Л.И. отказано.
Признан отказ "адрес", выраженный в протоколе заседания рабочей группы при "адрес", оформленный протоколом N от ДД.ММ.ГГГГ, на получение ФИО2 бюджетных средств в рамках реализации подпрограммы Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством" генеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы и обеспечению жилыми помещениями граждан, жилищное обеспечение которых осуществляется на основании федеральных законов от ДД.ММ.ГГГГ N "О ветеранах" и от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ N - незаконным.
"адрес" обязано в установленном законом порядке предоставить ФИО2 на состав семьи из пяти человек (он, жена, две дочери и внук) бюджетные средства в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы и обеспечению жилыми помещениями граждан, жилищное обеспечение которых осуществляется на основании федеральных законов от ДД.ММ.ГГГГ N- ФЗ "О ветеранах" и от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ N.
В остальной части требований, заявленных ФИО2, - отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 30 июня 2020 года решение Волховского городского суда Ленинградской области от 12 декабря 2018 года изменено в части лиц, на которых подлежат предоставлению бюджетные средства. Абзац 3 резолютивной части решения Волховского городского суда изложен в следующей редакции:
Обязано "адрес" в установленном законом порядке предоставить ФИО2 на состав семьи из четырех человек (он, две дочери и внук) бюджетные средства в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы и обеспечению жилыми помещениями граждан, жилищное обеспечение которых осуществляется на основании федеральных законов от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ "О ветеранах" и от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ N.
В остальной части решение Волховского городского суда Ленинградской области от 12 декабря 2018 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба Правительства Ленинградской области - без удовлетворения.
В кассационных жалобах, заявители просят об отмене постановленных судебных актов, ссылаются на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, что повлекло за собой вынесение судом неправомерных судебных актов.
Представители ответчиков в суде кассационной инстанции поддержали доводы кассационных жалоб.
Представитель истца возражал против удовлетворения кассационных жалоб.
Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с ч.1 ст.379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Доводы кассационной жалобы заслуживают внимания, поскольку при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций допущено нарушение норм материального и процессуального права.
Согласно статье 17 Федерального Закона "О социальной защите инвалидов в РФ" от ДД.ММ.ГГГГ N181-ФЗ инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.
ДД.ММ.ГГГГ принят Областной закон "адрес" N-оз "Об обеспечении жильем некоторых категорий граждан, поставленных на учет до ДД.ММ.ГГГГ", статьей 2 которого установлены формы обеспечения жильем отдельных категорий граждан предоставление жилых помещений по договорам социального найма либо (по желанию граждан) предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Статьей 1 указанного Закона установлено, что право на обеспечение жильем в соответствии с настоящим областным законом имеют являющиеся инвалидами граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и поставленные на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до ДД.ММ.ГГГГ на территории "адрес".
Частью 7 ст. 5 названного Закона установлено, что порядок предоставления гражданам единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения утверждается "адрес".
Согласно п. 4 Порядка предоставления гражданам безвозмездной субсидии для приобретения или строительства жилых помещений, утвержденного постановлением "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N, граждане, изъявившие желание улучшить свои жилищные условия с использованием субсидии, предоставляемой за счет средств генерального бюджета или областного бюджета, представляют необходимые для получения такой субсидии документы в администрацию муниципального района (городского округа).
Согласно пункту 3 Порядка предоставление мер социальной поддержки осуществляется в пределах средств федерального бюджета, предоставляемых на исполнение отдельных расходных обязательств "адрес" и передаваемых в областной бюджет "адрес" (далее - субвенции), и средств областного бюджета "адрес" на соответствующий год по соответствующим спискам граждан.
В соответствии с пунктом 4 Порядка главным распорядителем средств субвенций является комитет по жилищно-коммунальному хозяйству "адрес" (далее - уполномоченный орган).
Постановлением "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-пг образована рабочая группа при "адрес" по организации работы по реализации в "адрес" подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством "Федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы" и обеспечению жилыми помещениями граждан, жилищное обеспечение которых осуществляется на основании Федеральных законов от ДД.ММ.ГГГГ N- ФЗ "О ветеранах" и от ДД.ММ.ГГГГ N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Основными функциями рабочей группы являются подготовка рекомендаций комитету по жилищно-коммунальному хозяйству "адрес" по реализации подпрограммы, проверка документов учетных дел, списков участников подпрограммы и получателей сертификатов.
Поскольку обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей- инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, является переданным полномочием, осуществляется за счет средств федерального бюджета, к полномочиям рабочей группы отнесена проверка учетных дел на предмет соответствия требованиям действующего законодательства, в том числе в части законности оснований постановки граждан на учет нуждающихся.
Как установлено судом первой инстанции и усматривается из материалов дела, ФИО2 является инвалидом первой группы по зрению бессрочно.
Распоряжением мэра "адрес" N-р от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 принят на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий составом семьи 5 человек (он, жена, две дочери и внук), основание: в виде исключения.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратился с заявлением в администрацию Волховского муниципального района "адрес": включении его и члена его семьи супруги ФИО1 в список граждан - получателей мер социальной поддержки по жилищному обеспечению в виде единовременной денежной выплаты.
Как следует из Протокола заседания рабочей группы при "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N ФИО2 отказано в предоставлении бюджетных средств в связи с тем, что он принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в нарушение п. 15.1 Правил, утвержденных Решением Исполнительного комитета "адрес" Совета народных депутатов и президиума "адрес" Совета профессиональных союзов от ДД.ММ.ГГГГ N.
Разрешая спор, суд первой инстанции, проанализировав вышеприведенные нормы законодательства, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований ФИО2
С указанным выводом суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции, однако установив, что поскольку ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 скончалась, отсутствуют основания для предоставления денежных бюджетных средств с ее учетом, т.к. размер подлежащих выплате денежных средств будет рассчитываться ответчиком на настоящее время, и не может предоставляться на умершее лицо, в связи с чем решение суда в данной части изменено.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "О судебном решении", решение должно быть законным и обоснованным (ч. 1 ст. 195 ГПК РФ). Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст.ст. 55ст.ст. 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Приведенным нормам и разъяснениям принятые по делу судебные постановления не соответствуют.
В соответствии с протоколом рабочей группы при "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N ФИО2 отказано в предоставлении бюджетных средств в связи с тем, что он принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в нарушение п. 15.1 Правил, утвержденных Решением Исполнительного комитета "адрес" Совета народных депутатов и президиума "адрес" Совета профессиональных союзов от ДД.ММ.ГГГГ N (далее - Правила) "в порядке исключения".
Распоряжением мэра "адрес" N-р от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 принят на учет по улучшению жилищных условий составом семьи 5 человек (он, жена, две дочери и внук), основание: в "виде исключения" (далее - распоряжение). В распоряжении указано, что заявитель поставлен на учет в связи с тем, что в семье имеется два инвалида.
В соответствии с пунктам 2 и 15 Правил, нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, постоянно проживающие и имеющие постоянную прописку в данном населенном пункте, городе, районе "адрес", занимающие жилую площадь 5, 5 кв. метра и менее на каждого проживающего.
На дату приёма на учет (25.10.2000г.) ФИО2 зарегистрирован в отдельной двухкомнатной квартире жилой площадью 29, 9 кв.м, где на каждого проживающего приходилось по 5, 9 кв.м, жилой площади, что более действовавшей нормы постановки на учёт - 5, 5 кв.м, и менее на каждого проживающего, предусмотренной п.15.1 Правил.
Суды первой и апелляционной инстанции указывают, что в связи с тем, что распоряжение мэра "адрес" N-р от ДД.ММ.ГГГГ не отменено, то факт постановки ФИО2 на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по льготной категории "инвалид 1-2 группы" является установленным.
Однако, судом не принято во внимание то обстоятельство, что в соответствии с Положением о рабочей группе при "адрес", утвержденным постановлением "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-пг, рабочая группа вправе осуществлять проверку документов учетных дел с целью недопущения неправомерного предоставления федеральных бюджетных средств.
Органы местного самоуправления самостоятельно реализуют свои полномочия, установленные ст. 17 ЖК РФ по признанию граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, постановке их на учет и предоставлению им жилых помещений по договорам социального найма.
При этом реализация органами местного самоуправления указанных полномочий, автоматически не порождает обязанность органов государственной власти субъектов РФ предоставлять категориям граждан, установленным федеральным законодательством средства федерального бюджета в рамках реализации мер социальной поддержки.
Кроме того, удовлетворяя исковые требования ФИО2 о предоставлении бюджетных на состав семьи четыре человека (он, две дочери и внучка) ссудами не учтено, что в рамках исполнения полномочий установленных ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ, органы государственной власти субъектов Российской Федерации определяют порядок предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до ДД.ММ.ГГГГ.
В целях реализации положений Закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "адрес"ю принят закон от ДД.ММ.ГГГГ N-оз "Об обеспечении жильем некоторых категорий граждан, поставленных на учет до ДД.ММ.ГГГГ года", предусматривающий формы предоставления меры социальной поддержки за счет средств федерального бюджета - предоставление жилых помещений по договорам социального найма или единовременной денежной выплаты (далее - ЕДВ).
Порядок предоставления гражданам ЕДВ установлен постановлением "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N (далее - Порядок).
Согласно п. 5 Порядка граждане, изъявившие желание получить меры социальной поддержки, представляют в администрацию муниципального образования, в том числе, заявление, подписанное гражданином и членами его семьи, по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку.
В соответствии с распоряжением мэра "адрес" N-р от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 поставлен на учет составом семьи пять человек. Между тем, участие в программе реализующей меры социальной поддержки в рамках федерального закона N 181-ФЗ является добровольным и носит заявительный характер. ФИО2 изъявил желание быть обеспеченным за счет средств федерального бюджета составом семьи два человека он и его супруга.
В материалах учетного дела, находится заявление о предоставлении мер социальной поддержки - ЕДВ, подписанное ФИО2 и его супругой ФИО1(2 человека). Иные члены семьи (две дочери и внучка) волеизъявление на участие в данной программе не высказывали.
Решением рабочей группы при "адрес" отказано в предоставлении бюджетных средств, ФИО2 на состав семьи два человека - он и его супруга ФИО1
Кроме того, при вынесении решения об обязании "адрес" обеспечить ФИО2 составом семьи четыре человека, судами не учтены положения п. 24.1 Порядка, а именно: гражданином и членами его семьи, проживающими в жилом помещении, принадлежащем гражданину и(или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимается обязательство о безвозмездном отчуждении указанного жилого помещения в государственную или муниципальную собственность по форме согласно приложению 3 к настоящему Порядку;
к членам семьи гражданина - получателя меры социальной поддержки относятся постоянно проживающие с ним супруга (супруг), их дети и родители гражданина. Иные лица учитываются при определении общей площади жилого помещения, предоставляемого гражданину по договору социального найма, при условии признания их в судебном порядке членами семьи гражданина - получателя меры социальной поддержки.
Жилое помещение, в котором проживает ФИО2, принадлежит на праве собственности ФИО8 (дочери) и ФИО9 (внучке).
В материалы дела обязательство о безвозмездном отчуждении жилого помещения, в котором проживает ФИО2 и члены его семьи, не предоставлялось.
Кроме того, дочери истца и внучка заявление на предоставление ЕДВ не подписывали, согласие на получение жилья не давали.
Между тем, удовлетворяя исковые требования, суды разрешили вопрос о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле (дочери и внучка истца), что является существенным нарушением норм процессуального права, влекущим безусловную отмену решения суда в апелляционном и кассационном порядке (часть 1 статьи 330, пункт 4 части 2 статьи 364 ГПК РФ).
Принимая во внимание, что поименованные выше требования норм материального права судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела выполнены не были, а также необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (статья 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции находит апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 25 июля 2019 года подлежащим отмене с направлением дела на новое апелляционное рассмотрение.
Согласно разъяснениям. данным в пункте 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции" разъясняется, что если судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела (п. 1 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ), то суду апелляционной инстанции следует поставить на обсуждение вопрос о представлении лицами, участвующими в деле, дополнительных (новых) доказательств и при необходимости по их ходатайству оказать им содействие в собирании и истребовании таких доказательств. Суду апелляционной инстанции также следует предложить лицам, участвующим в деле, представить дополнительные (новые) доказательства, если в суде первой инстанции не доказаны обстоятельства, имеющие значение для дела (п. 2 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ), в том числе по причине неправильного распределения обязанности доказывания судом первой (ч. 2 ст. 56 ГПК РФ).
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует разрешить спор исходя из фактических обстоятельств дела и в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормам.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
Определение судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 30 июня 2020 года отменить. Направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции в ином составе судей.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.