Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Стешовиковой И.Г, судей Шкарупиной С.А, Петровой Т.Г, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Ломоносовского районного суда г. Архангельска от 1 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 17 сентября 2020 года по гражданскому делу N 2-598/2020 по исковому заявлению ФИО2 к ГУ УПФ РФ в "адрес" АО (межрайонное) о перерасчете размера пенсии, заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Стешовиковой И.Г, УСТАНОВИЛА:
ФИО2 обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в "адрес" (межрайонному) (далее - Управление) о перерасчете размера пенсии.
В обоснование заявленных требований указал, что с ДД.ММ.ГГГГ он является получателем пенсии. ДД.ММ.ГГГГ он обратился в пенсионный орган с заявлением о перерасчете пенсии в связи с необходимостью применения, по его мнению, более верного и выгодного варианта расчета пенсии, перерасчете пенсии исходя из размера стажа, исчисленного с учетом льготного исчисления. Решением заместителя начальника Управления в перерасчете пенсии отказано. С данной позицией он не согласен. При определении размера пенсии пенсионный орган выбрал вариант размера пенсии по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, определенного исходя из общего трудового стажа, учитываемого в соответствии с п. 4 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ") в календарном порядке - 33 года 10 месяцев 16 дней, как более выгодного, чем вариант расчета трудовой пенсии по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, определенный исходя из общего трудового стажа, учитываемого в соответствии с п. 9 ст. 30 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", с учетом работы в районах Крайнего Севера в полуторном и двойном исчислении в соответствии со ст. 94 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О государственных пенсиях в Российской Федерации" - 52 года 03 месяца 24 дня. Считает, что Управлением допущено неправильное толкование закона, что повлекло отмену для него права на пенсионное обеспечение, приобретенного им в соответствии с ранее действовавшим законодательством, и снижение уровня пенсионного обеспечения, что несовместимо с положениями Конституции Российской Федерации. Из письменных ответов пенсионного органа невозможно достоверно установить, включен ли в его страховой стаж период обучения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Просит произвести перерасчет размера пенсии по старости с учетом полуторного исчисления стажа при производстве расчета стажевого коэффициента и расчете суммы конвертации/валоризации от этого стажа с ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Ломоносовского районного суда г. Архангельска от 1 июня 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 17 сентября 2020 года, в удовлетворении исковых требований ФИО2 к Управлению Пенсионного фонда РФ в "адрес" о перерасчете пенсии отказано.
В кассационной жалобе, заявитель просит об отмене постановленных судебных актов, ссылается на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, что повлекло за собой вынесение судом неправомерных судебных актов.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, сведений о причинах неявки не представили. Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с ч.1 ст.379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Доводы кассационной жалобы, содержание судебных постановлений и материалы изученного дела о таких нарушениях не свидетельствуют.
Как следует из материалов дела и материалов пенсионного дела истца, ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ является получателем пенсии. Пенсия назначена в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ". При этом размер трудовой пенсии по старости на дату назначения составил 2 259 рублей 65 копеек, расчетный размер пенсии определен по п. 3 ст. 30 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", учтен заработок истца за 1975-1984 годы по справкам о заработке, отношение среднемесячного заработка к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации составило 1, 866. В связи с ограничением указанного соотношения п. 3 ст. 30 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" применен максимальный размер соотношения 1, 4. На дату назначения пенсии страховой стаж составил 32 года 10 месяцев 16 дней, стажевый коэффициент соответственно 0, 62.
Сторона истца полагает, что истец имеет право на перерасчет размера пенсии исходя из стажевого коэффициента 0, 75, определенного по правилам п. 4 и п. 9 ст.30 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", но с учетом порядка, предусмотренного п. 3 ст. 30 данного закона.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований ФИО2, суд первой инстанции исходил из отсутствия законных оснований для их удовлетворения.
С указанным выводом суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции отклонив доводы апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в апелляционном определении.
До ДД.ММ.ГГГГ действовал ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", в силу п.1 ст.30 которого осуществлялась оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.
Согласно п.3 ст.30 данного закона, расчетный размер трудовой пенсии зависит от величины стажевого коэффициента и среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000 - 2001 годы либо за любые 60 месяцев работы подряд (по выбору застрахованного лица) к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации за тот же период и определяется по формуле: РП = СК х ЗР / ЗП х СЗП, где РП - расчетный размер трудовой пенсии; СК - стажевый коэффициент; ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд: ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период: СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по ДД.ММ.ГГГГ для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации (1 671 рубль 00 копеек).
При этом стажевый коэффициент для застрахованных лиц: из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и из числа женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, составляет 0, 55 и повышается на 0, 01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0, 20.
В свою очередь, под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до ДД.ММ.ГГГГ, в которую включаются периоды работы, службы в Вооруженных Силах РФ и пр. периоды, а исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до ДД.ММ.ГГГГ, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности.
Как установлено п. 4 ст. 30 вышеуказанного закона, расчетный размер трудовой пенсии в данном случае определяется по следующей формуле: РП = ЗР х СК, где: РП - расчетный размер трудовой пенсии; ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд; СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц: из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и из числа женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет (за исключением лиц, указанных в абзацах седьмом - десятом настоящего пункта), составляет 0, 55 и повышается на 0, 01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0, 20.
При этом в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до ДД.ММ.ГГГГ, в который включаются также периоды работы, службы и пр. периоды трудовой деятельности. Исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до ДД.ММ.ГГГГ, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, за исключением ряда периодов службы по призыву, периодов работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, которые включаются в общий трудовой стаж в двойном и полуторном размере соответственно, т.е. закон предусматривает льготное исчисление ряда периодов деятельности гражданина, при осуществлении конвертации по п. 4 ст. 30 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ".
В то же время, расчетный размер трудовой пенсии, определенный в соответствии с настоящим пунктом, при наличии общего трудового стажа, равного 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин, а для лиц, имеющих стаж на соответствующих видах работ и страховой стаж, требуемые для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (ст. ст. 27 и 28 настоящего Федерального закона), при наличии общего трудового стажа, равного по продолжительности страховому стажу, требуемому для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, не может превышать сумму, равную 555 рублей 96 копеек, а для лиц. имеющих стаж на соответствующих видах работ и страховой стаж, требуемые для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренной подп. 1, 11 и 13 п. 1 ст. 27 настоящего Федерального закона, - 648 рублей 62 копеек. За каждый полный год, превышающий 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин, а для лиц, имеющих стаж на соответствующих видах работ и страховой стаж, требуемые для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, - продолжительность страхового стажа, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, указанные суммы повышаются на 1 процент, но не более чем на 20 процентов.
Как указано в п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", при исчислении расчетного размера трудовой пенсии по данному варианту установлено его ограничение, равное 555 рублям 96 копейкам - при наличии общего трудового стажа, равного 25 годам для мужчин и 20 годам для женщин, а для лиц, имеющих стаж на соответствующих видах работ и страховой стаж, требуемые для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, при наличии общего трудового стажа, равного по продолжительности страховому стажу, требуемому для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, а также равное 648 рублям 62 копейкам - для лиц, имеющих стаж на соответствующих видах работ и страховой стаж, требуемые для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренной подп. 1, 11 и 13 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ".
Таким образом, расчетный размер пенсии по п. 3 и п. 4 ст. 30 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" определяется по формулам, которые не являются одинаковыми. Исходя из п. 3 ст. 30 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" при исчислении расчетного размера пенсии учитывается также заработная плата по стране, расчетный размер исчисляется из отношения заработка гражданина и заработка по стране, в отличие от расчета, осуществляемого по п. 4 ст. 30 данного закона. При этом п. 4 ст. 30 Закона предусмотрена возможность включения ряда периодов деятельности в льготном исчислении, но установлено ограничение, равное определенной сумме, в отличие от п. 3 ст. 30 Закона, которым такое ограничение не предусмотрено и который не допускает льготного исчисления общего трудового стажа.
Истец же в исковом заявлении, прося произвести перерасчет пенсии и конвертацию пенсионных прав по п. 4 и п. 9 ст. 30 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" с учетом стажевого коэффициента, рассчитанного от общего трудового стажа в льготном исчислении (составит такой стаж, по его мнению, 52 года 03 месяца 24 дня, а стажевый коэффициент будет максимально возможным, т.е. 0, 75), расчетный размер пенсии производит по формуле, предусмотренной п. 3 ст. 30 закона, а не п. 4 ст. 30, что недопустимо, поскольку ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" для осуществления конвертации пенсионных прав по разным основаниям (п.3 либо п. 4 ст. 30 закона) четко предусматривает, каким образом она осуществляется, формулы определения расчетного размера пенсии, а следовательно и расчетного пенсионного капитала. Иными словами, закон не предусматривает возможности при применении п. 4 ст. 30 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", допускающего включение в общий трудовой стаж периодов в льготном исчислении, при этом определять расчетный размер пенсии по формуле, указанной в п. 3 ст. 30 вышеуказанного закона.
В случае применения п. 4 ст. 30 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" в полном соответствии с указанной нормой, т.е. определении расчетного размера пенсии по формуле, указанной в данном пункте закона, с учетом стажевого коэффициента 0, 75 и среднемесячного заработка истца, расчетный размер пенсии истца и соответственно расчетный пенсионный капитал будут меньше того, который определен по п. 3 ст. 30 закона, поскольку нормой п. 4 ст. 30 закона установлено ограничение, равное определенной сумме, и вне зависимости от того, каким будет фактически расчетный размер пенсии истца с учетом его стажевого коэффициента 0, 75 и среднемесячной заработной платы, расчетный размер пенсии будет ограничен суммой, указанной в законе. Для истца расчетный размер, определенный по правилам п. 4 ст. 30 закона будет невыгоден, о чем ответчик неоднократно извещал истца, направляя в его адрес письма с подробными расчетами пенсионного капитала.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения сторон.
Доводы жалобы, что такое ограничение в ситуации истца не должно применяться, не основаны на нормах пенсионного законодательства.
Ссылка на п. 9 ст. 30 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", в последней редакции, согласно которой конвертация (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал застрахованных лиц, указанных в п. 1 ст. 27 настоящего Федерального закона, в том числе лицам, в отношении которых при назначении досрочной трудовой пенсии по старости применяются положения ст. 28.1 настоящего Федерального закона, и застрахованных лиц, указанных в ст. 27.1 настоящего Федерального закона, может осуществляться по их выбору в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, с применением вместо общего трудового стажа (имеющегося и полного) стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного), в данном случае несостоятельна, поскольку у истца стаж на соответствующих видах работ, указанный в п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", отсутствует, пенсия ему назначена как лицу, имеющему страховой стаж и смешанный стаж работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к ним, соответственно и оснований для осуществления конвертации вместо общего трудового стажа применять стаж на соответствующих видах работ не имеется.
Доводы кассационной жалобы о том, что включение периода обучения повлияет на размер его пенсии, не могут быть приняты во внимание, поскольку конвертация пенсионных прав истца произведена по п. 3 ст. 30 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", этот вариант расчета является наиболее выгодным, а п. 3 ст. 30 данного закона включение в общий трудовой стаж периодов обучения не допускает.
Иные доводы кассационной жалобы фактически сводятся к изложению обстоятельств дела, которые являлись предметом исследования, не опровергают выводы судов, не подтверждают существенных нарушений судами норм материального и (или) процессуального права, не содержат данных о допущенных судами фундаментальных нарушениях существенного и непреодолимого характера, которые признаются основанием для отмены судебных постановлений.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции.
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ломоносовского районного суда г. Архангельска от 1 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 17 сентября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.