Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего: Петровой Ю.Ю.
судей Лепской К.И, Панфёровой С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-4549/2017 по иску Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к администрации МО ГО "Сыктывкар" о возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности
по кассационной жалобе МО ГО "Сыктывкар" на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 17 августа 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 26 октября 2020 г.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Петровой Ю.Ю, объяснения прокурора Власовой О.Н, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 17 августа 2020 г. исковые требования Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, удовлетворены с возложением на администрацию МО ГО Сыктывкар обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности в срок до 30.04.2021: обеспечить на территории пгт. Верхняя Максаковка (мкр. Яг-кар, м. Технологическая деревня, м. В.Мыртыю) запас воды для целей пожаротушения в соответствии с требованиями действующего законодательства; в целях пожаротушения создать условия в п. Выльтыдор (ул. Механическая, 2) для забора воды из источников наружного водоснабжения (пожарных водоемов) в любое время года в соответствии с требованиями действующего законодательства; обеспечить в пгт. Седкыркещ противопожарные разрывы между муниципальными жилыми домами и государственным лесным фондом, исключив факты сплошной застройки хозяйственными постройками, а также складирования горючих материалов в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 26 октября 2020 г. решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 17 августа 2020 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе МО ГО "Сыктывкар" ставит вопрос об отмене судебных постановлений, как вынесенных с нарушением требований закона.
Представитель ответчика администрации МО ГО "Сыктывкар", представитель третьего лица Отдела надзорной деятельности и профилактической работы г. Сыктывкара ГУ МЧС России по Республике Коми о времени и месте рассмотрения дела были извещены направлением судебных повесток, полученной 15 марта 2021 г. и 13 марта 2021 г. соответственно, в судебное заседание не явились.
Руководствуясь положениями ст.379.5 ГПК РФ, судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие ответчика, третьего лица, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции оснований для ее удовлетворения и отмены судебных постановлений не находит.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении данного дела такие нарушения норм материального права и процессуального права не были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Судами установлено и следует из материалов дела, что в соответствии с Уставом администрации МО ГО "Сыктывкар" принятым 18 января 2006 г. Советом администрации МО ГО "Сыктывкар", к вопросам местного значения городского округа, в том числе относятся: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа; организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.
Согласно ст. 23 Закона Республики Коми от 5 марта 2005 г. N 11-РЗ "О территориальной организации местного самоуправления Республики Коми" пгт. Верхняя Максаковка, п. В. Мыртыю, п. Выльтыдор, пгт. Седкыркещ находится в границах МО ГО "Сыктывкар".
Из представленных в материалы дела документов, в том числе ОНД и ПР г. Сыктывкара ГУ МЧС России по Республике Коми установлено, что на территории МО ГО "Сыктывкар" имеются нарушения требований пожарной безопасности, а именно:
- на территории пгт. Верхняя Максаковка (мкр. Яг-кар, м. Технологическая деревня, м. В.Мыртыю) не обеспечен запас воды для целей пожаротушения, чем нарушены ч. 4 ст. 4, ч. 1 ст. 68 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ (на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения), СП 8.13130.2009 (требования пожарной безопасности к наружному противопожарному водоснабжению, требования пожарной безопасности к расходам воды на наружное пожаротушение), п.п. 16, 80 Правил противопожарного режима в Российской Федерации (на территории поселений и городских округов, территории садоводства или огородничества обеспечивается наличие звуковой сигнализации для оповещения людей при пожаре, телефонной связи, а также запасов воды для целей пожаротушения в соответствии со статьями 6, 63 и 68 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; органами местного самоуправления поселений и городских округов для целей пожаротушения создаются условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях в соответствии со статьей 19 Федерального закона "О пожарной безопасности"; при наличии на территории объекта защиты или вблизи него (в радиусе 200 метров) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и др.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 x 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года), п. 2.11 СНиП 2.04.02-84* (расход воды на пожаротушение);
- в п. Выльтыдор (ул.
Механическая, 2) не созданы условия для забора воды в любое время года из источников наружного водоснабжения в целях пожаротушения, чем нарушены требования ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ, ч. 4 ст. 4, п.1 ст. 68 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ (на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения), п. 9.4 СП 8.13130.2009 (требования пожарной безопасности к наружному противопожарному водоснабжению, требования пожарной безопасности к расходам воды на наружное пожаротушение, водоемы, из которых производится забор воды для целей пожаротушения, должны иметь подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей в любое время года, при определении пожарного объема воды в резервуарах допускается учитывать пополнение его во время тушения пожара, если подача воды в них осуществляется системами водоснабжения I и II категорий), п.п. 16, 80 Правил противопожарного режима в Российской Федерации (на территории поселений и городских округов, территории садоводства или огородничества обеспечивается наличие звуковой сигнализации для оповещения людей при пожаре, телефонной связи, а также запасов воды для целей пожаротушения в соответствии со статьями 6, 63 и 68 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; органами местного самоуправления поселений и городских округов для целей пожаротушения создаются условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях в соответствии со статьей 19 Федерального закона "О пожарной безопасности"; при наличии на территории объекта защиты или вблизи него (в радиусе 200 метров) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и др.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 x 12 метров
для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года);
- в пгт. Седкыркещ допускается сплошная застройка в противопожарных разрывах между муниципальными жилыми домами и лесным массивом хозяйственными постройками, а также складирование горючих материалов, чем нарушены ст. 69 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ (противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями должны обеспечивать нераспространение пожара на соседние здания, сооружения. Допускается уменьшать указанные в таблицах 12, 15, 17, 18, 19 и 20 приложения к настоящему Федеральному закону противопожарные расстояния от зданий, сооружений и технологических установок до граничащих с ними объектов защиты при применении противопожарных преград, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона. При этом расчетное значение пожарного риска не должно превышать допустимое значение пожарного риска, установленное статьей 93 настоящего Федерального закона; противопожарные расстояния должны обеспечивать нераспространение пожара: от лесных насаждений в лесничествах до зданий и сооружений, расположенных: вне территорий лесничеств; на территориях лесничеств; от лесных насаждений вне лесничеств до зданий и сооружений; противопожарные расстояния от критически важных для национальной безопасности Российской Федерации объектов до границ лесных насаждений в лесничествах должны составлять не менее 100 метров, если иное не установлено законодательством Российской Федерации), п. 79 Правил противопожарного режима в Российской Федерации (запрещается использовать территории противопожарных расстояний от объектов защиты и сооружений различного назначения до лесничеств (лесопарков), мест разработки или открытого залегания торфа под строительство различных сооружений и подсобных строений, а также для складирования горючих материалов, мусора, отходов древесных, строительных и других горючих материалов).
При этом предписания Отдела надзорной деятельности и профилактической работы г. Сыктывкара Главного управления МЧС России по Республике Коми ответчиком на протяжении нескольких лет систематически не исполняются, с 2015 г. на контроле (на исполнении) Отдела надзорной деятельности и профилактической работы г. Сыктывкара Главного управления МЧС России по Республике Коми остаются предписания (в том числе в части нарушений, являющихся предметом разбирательства по данному делу) N 56/1/1 от 29 апреля 2015 г, N 483/1/1 от 17 мая 2016 г, N 201/1/1 от 10 мая 2017 г, N 166/1/1 от 30 апреля 2018 г, N 299/1/1 от 10 мая 2019 г, N 206/1/1 от 28 апреля 2020 г, N 222/1/1 от 21 мая 2020 г, анализ выполненных мероприятий показал низкий процент исполнения.
Постановлением мирового судьи Кутузовского судебного участка от 10 июня 2020 г. по делу N 5-657/2020 руководитель администрации МО ГО "Сыктывкар" Хозяинова Н.С. привлечена к административной ответственности по ч.12 ст. 19.5 КоАП РФ за неисполнение в срок (30 апреля 2020 г.) законного предписания по устранению нарушений пожарной безопасности N 299/1/1 от 6 мая 2020 г. В настоящем данное постановление обжалуется в Сыктывкарском городском суде г. Сыктывкара.
По результатам последней внеплановой проверки, проведенной на основании распоряжения N 281 от 7 июля 2020 г. с целью контроля исполнения предписания N 206/1/1 от 28 апреля 2020 г. по результатам которого составлен акт проверки 281 от 7 августа 2020 г. из которого следует, что нарушения, заявленные в настоящем иске, не устранены, по ходатайству администрации сроки исполнения предписания N 206/1/1 от 28 апреля 2020 г. перенесены до 30 апреля 2021 г.
Сыктывкарский природоохранный межрайонный прокурор, действуя в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации МО ГО "Сыктывкар" о возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности: обеспечить на территории пгт. Верхняя Максаковка (мкр. Яг-кар, м. Технологическая деревня, м. В.Мыртыю) запас воды для целей пожаротушения в соответствии с требованиями действующего законодательства; в целях пожаротушения создать условия пгт. Верхняя Максаковка, пгт. Седкыркещ для забора воды из источников наружного водоснабжения в любое время года (обеспечить подъезд к естественным водоисточникам с площадками (пирсами) с твердым покрытием для установки автомобилей) в соответствии с требованиями действующего законодательства; в целях пожаротушения создать условия в м. Лесозавод (ул. Пригородная, 2), п. Выльтыдор (ул. Механическая, 2), пгт. Седкыркещ (п. Трехозерка) для забора воды из источников наружного водоснабжения (пожарных водоемов) в любое время года в соответствии с требованиями с требованиями действующего законодательства; обеспечить в пгт. Седкыркещ противопожарные разрывы между муниципальными жилыми домами и государственным лесным фондом, исключив факты сплошной застройки хозяйственными постройками, а также складирования горючих материалов в соответствии с требованиями действующего законодательства; произвести очистку территории пгт. Верхняя Максаковка (Технологическая деревня), пгт. Краснозатонский (м. Лемью), пгт. Сыдкыркещ (ул. Пихтовая), прилегающей к зеленым насаждениям, на полосе шириной не менее 10 м от леса, от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов.
Определением суда от 17 августа 2020 г. принят отказ прокурора от исковых требований в части возложения на ответчика обязанности в целях пожаротушения создать условия пгт. Верхняя Максаковка, пгт. Седкыркещ для забора воды из источников наружного водоснабжения в любое время года (обеспечить подъезд к естественным водоисточникам с площадками (пирсами) с твердым покрытием для установки автомобилей) в соответствии с требованиями действующего законодательства; в целях пожаротушения создать условия в м. Лесозавод (ул. Пригородная, 2), пгт. Седкыркещ (п. Трехозерка) для забора воды из источников наружного водоснабжения (пожарных водоемов) в любое время года в соответствии с требованиями с требованиями действующего законодательства; произвести очистку территории пгт. Верхняя Максаковка (Технологическая деревня), пгт. Краснозатонский (м. Лемью), пгт. Сыдкыркещ (ул. Пихтовая), прилегающей к зеленым насаждениям, на полосе шириной не менее 10 м от леса, от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов в связи с фактическим устранением указанных нарушений администрацией МО ГО "Сыктывкар" к моменту проведения судебного заседания, что подтверждено также актом проверки N 281 от 7 августа 2020 г. Управления надзорной деятельности и профилактической работы Гласного управления МЧС России по РК отдел г. Сыктывкара.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, суд первой инстанции, руководствуясь положениями п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст.ст. 1, 3, 19, 34 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", п. 80 Правил противопожарного режима в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. N 390, п. 4 ст. 6, ст.ст. 62, 63, 68 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", исходил из того обстоятельства, что количество пожарных водоемов, запас имеющейся в них воды в сопоставлении с плотностью застройки, материала из которого изготовлены дома и количества жителей поселков, не отвечают требованиям и расчетным таблицам, приведенным в СП 8.13130.2009 (Свод правил системы противопожарной защиты источники наружного противопожарного водоснабжения требования пожарной безопасности), СНиП 2.04.02-84* "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения" (в части касающейся расхода воды на пожаротушение, п. 2.11-2.25).
Установив в ходе рассмотрения дела, что обеспечение требований пожарной безопасности является обязанностью администрации МО ГО "Сыктывкар", суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований Сыктывкарского природоохранного межрайонный прокурора о возложении на администрацию МО ГО Сыктывкар обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности в срок до 30 апреля 2021 г.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами районного суда, а доводы апелляционной жалобы признал несостоятельными и не имеющими правового значения для разрешения возникшего спора по существу.
Судебная коллегия Третьего кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов основанными на правильном применении норм материального права и сделанными без нарушений норм процессуального права.
Доводы кассационной жалобы ответчика о строительстве пожарных водоемов для нужд пожаротушения, неясность в отношении количества необходимых источников водоснабжения, о проведении работы, направленной на исполнение судебных постановлений, не дают оснований для удовлетворения жалобы, не свидетельствуют о допущенных судами при разрешении спора нарушениях, фактически сводятся к иной оценке установленных судом обстоятельств и представленных в материалы дела доказательств, в связи с чем не могут служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке.
Как указано в самой жалобе, мероприятия по устранению нарушений ответчиком выполняются, но до настоящего времени полностью не исполнены. С учетом наличия с 2015 года многочисленных не оспоренных администрацией предписаний, судом установлен разумный срок выполнения требований ППБ.
Не обоснован довод об отсутствии у ответчика обязанности содержать и приводить в нормативное состояние наружные пожарные водоемы, поскольку обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения включено пунктом 2 статьи 63 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" в систему первичных пер пожарной безопасности, а их выполнение прямо отнесено пунктом 10 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа на всей его территории.
Тот факт, что орган местного самоуправления заключил контракт на приведение пожарных водоемов в надлежащее состояние, но не добился его исполнения, не освобождает ответчика от дальнейшего принятия мер устранению нарушения ППБ.
Неясность в решении суда отсутствует, поскольку нормативы запаса воды установлены действующим законодательством, указаны в мотивировочной части судебного постановления, а также во всех не исполненных до настоящего времени предписаниях контролирующего органа.
Довод о том, что возведенные стихийно, без оформления разрешительной документации на муниципальной земле гражданами строения являются исторически сложившейся застройкой, не подлежащей сносу, несостоятелен. Ответчик не доказал свои возражения о законности существования угрожающих жизни и здоровью людей пожароопасных объектов, в том числе не отрицал, что право собственности на эти постройки не зарегистрировано и в дальнейшем администрация намерена принять меры к освобождению земельных участков от самовольных сооружений.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 17 августа 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 26 октября 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.