дело N88-2793/2021
Санкт-Петербург 3 марта 2021 года
Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Бакулин А.А, рассмотрев в порядке, предусмотренном частью 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационную жалобу ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Корткеросского района" на решение мирового судьи Корткеросского судебного участка Республики Коми от 21 июля 2020 года, апелляционное определение Корткеросского районного суда Республики Коми от 6 октября 2020 года, по делу N 2-1077/2020 по иску Макарова Б. В. к ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Корткеросского района" о взыскании компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, компенсации морального вреда, судебных расходов, установил:
Макаров Б.В. обратился к мировому судье с иском к ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Корткеросского района" (далее также ЦСЗН) о взыскании, с учетом уточнения, компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 20157, 0 руб, компенсации морального вреда в размере 10000, 0руб, расходов по оплате услуг представителя в сумме 5000, 0руб, расходов по оплате государственной пошлины в сумме 1105, 0руб. В обоснование заявленных требований истец указал, что с 2013 года являлся получателем мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с Законом Республики Коми N 55-РЗ. Решением ответчика предоставление указанных мер социальной поддержки было прекращено в связи со сменой им места жительства. Однако решением мирового судьи Куратовского судебного участка г. Сыктывкара от 28.05.2019 установлено, что истец место жительства не менял, оснований для прекращения выплат не имелось. Просил взыскать компенсацию расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за период с 01.11.2018 по 29.11.2019 в сумме 20157, 0руб, а также компенсацию морального вреда, поскольку незаконные действия ответчика причинили ему нравственные страдания, переживания, повлекли повышение артериального давления.
Решением мирового судьи Корткеросского судебного участка от 21 июля 2020 года постановлено: взыскать с ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Корткеросского района" в пользу Макарова Б.В. компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 20157, 0 руб.; компенсация морального вреда в размере 2000, 0руб.; расходы по оплате услуг представителя в сумме 5000, 0руб.; Макарову Б.В. возвращена сумма уплаченной государственной пошлины в размере 1105, 0руб.
Апелляционным определением Корткеросского районного суда Республики Коми от 6 октября 2020 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Корткеросского района" просит судебные акты отменить, как постановленные с нарушением норм процессуального и материального права.
В силу положения части 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса РФ, кассационная жалоба подлежит рассмотрению судьей единолично без проведения судебного заседания.
Проверив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, нахожу жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Разрешая спор и частично удовлетворяя заявленные исковые требования о компенсации морального вреда мировой судья, с выводом которого, согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что в связи с неправомерными действиями ответчика по непредоставлению истицу мер социальной поддержки и непринятию мер по его заявлению о выплате данной компенсации, является одним из видов гражданско-правовой ответственности, то нормы Гражданского кодекса РФ (ст. 1064, 1069), устанавливающие основания ответственности в случае причинения вреда в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, применимы как к возмещению имущественного, так и морального вреда, причиненного государственными органами и их должностными лицами.
С таким выводом судов согласиться нельзя, поскольку обжалуемые судебные постановления не отвечают требованиям положений п. 1 ст. 150, ст. 151, пп. 1, 2 ст. 1064, п. 1 ст. 1099, п. 2 ст. 1101 ГК РФ, регулирующих вопросы компенсации морального вреда и вынесены без учета разъяснений по их применению, содержащихся в пп. 2 и 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 г. N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда", п. 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 января 2010 г. N 1 "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина".
Право на компенсацию морального вреда возникает при наличии предусмотренных законом оснований и условий ответственности за причинение вреда, а именно: физических или нравственных страданий потерпевшего, то есть морального вреда как последствия нарушения личных неимущественных прав или посягательства на иные нематериальные блага, неправомерного действия (бездействия) причинителя вреда, причинной связи между неправомерными действиями и моральным вредом, вины причинителя вреда. Поскольку, предусматривая в качестве способа защиты нематериальных благ компенсацию морального вреда, закон (ст. 151, 1101 ГК РФ) устанавливает лишь общие принципы для определения размера такой компенсации, суду при разрешении спора о компенсации морального вреда необходимо в совокупности оценить конкретные незаконные действия причинителя вреда, соотнести их с тяжестью причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий и индивидуальными особенностями его личности, учесть заслуживающие внимания фактические обстоятельства дела, а также требования разумности и справедливости, соразмерности компенсации последствиям нарушения прав как основополагающие принципы, предполагающие установление судом баланса интересов сторон. При этом соответствующие мотивы о размере компенсации морального вреда должны быть приведены в судебном постановлении.
В кассационной жалобе представитель ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Корткеросского района" обосновано указывает на то, что требования истца о компенсации морального вреда не связаны с защитой его личных неимущественных прав, поскольку носят материальный характер (право на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг).
С учетом приведенного обжалуемое апелляционное определение Корткеросского районного суда Республики Коми от 6 октября 2020 года в части взыскания компенсации морального вреда нельзя признать законным. Оно принято с существенными нарушениями норм материального права, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемого судебного постановления.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судья
определил:
апелляционное определение Корткеросского районного суда Республики Коми от 6 октября 2020 года в части взыскания компенсации морального вреда отменить, дело в указанной части направить на новое апелляционное рассмотрение в Корткеросский районный суд Республики Коми.
Судья А.А. Бакулин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.