Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Нафикова И.А, судей Белоусовой Ю.К, Зайнуллиной Г.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Шидаковой Ф.М. на решение Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 31 июля 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 4 декабря 2020 г. по административному делу по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по г. Нальчику Кабардино-Балкарской Республики к Шидаковой Ф.М. о взыскании задолженности по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды.
Заслушав доклад судьи Нафикова И.А, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по г. Нальчику Кабардино-Балкарской Республики (далее также - ИФНС России N 1 по г. Нальчику, налоговый орган) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Шидаковой Ф.М. о взыскании страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование в размере 28 054 рублей 44 копеек.
В обоснование заявленных требований ИФНС России N 1 по г. Нальчику указала, что Шидакова Ф.М. надлежащим образом не исполнила свою обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, что привело к образованию недоимки. В связи с неисполнением обязанности по уплате страховых взносов налоговый орган обращался к мировому судье, судебным приказом которого с Шидаковой Ф.М. была взыскана задолженность по страховым взносам. Однако определением мирового судьи от 20 декабря 2018 г. судебный приказ отменен.
Решением Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 31 июля 2019 г. административное исковое заявление удовлетворено. С Шидаковой Ф.М. взыскана задолженность: по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 г, (пеня) в общей сумме 64 рубля 44 копейки; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 г. (недоимка) в общей сумме 4 590 рублей; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской федерации на выплату страховой пенсии, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 г. (недоимка) в общей сумме 23 400 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 8 ноября 2019 г. решение Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 31 июля 2019 г. отменено, дело направлено на новое рассмотрение в тот же суд.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 6 февраля 2020 г. апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 8 ноября 2019 г. отменено, дело направлено на новое рассмотрение в тот же суд апелляционной инстанции в ином составе судей.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 19 июня 2020 г. решение Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 31 июля 2019 г. оставлено без изменения.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 10 сентября 2020 г. апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 19 июня 2020 г. отменено, дело направлено на новое рассмотрение в тот же суд апелляционной инстанции в ином составе судей.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 4 декабря 2020 г. решение Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 31 июля 2019 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 1 марта 2021 г. и поступившей в Пятый кассационный суд общей юрисдикции вместе с делом 9 марта 2021 г, Шидаковой Ф.М. ставится вопрос об отмене решения Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 31 июля 2019 г. и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 4 декабря 2020 г, как вынесенных с нарушением норм материального и процессуального права.
Относительно доводов кассационной жалобы ИФНС России N 1 по г. Нальчику представила возражения, в которых предлагается оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. От налогового органа поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителя, Шидакова Ф.М. о причинах неявки в судебное заседание не сообщила. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса (часть 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких оснований по настоящему делу, влекущих отмену или изменение обжалуемых судебных актов, не усматривается.
Конституция Российской Федерации, провозглашая целью политики России как правового демократического и социального государства создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 1, часть 1; статья 7, часть 1), предусматривает, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7, часть 2); каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом; государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (статья 39, части 1 и 2).
Одним из важнейших средств реализации указанных гарантий является обязательное страхование, включающее систему страховых взносов - обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемых с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования, а также взносов, взимаемых с организаций в целях дополнительного социального обеспечения отдельных категорий физических лиц (пункт 3 статьи 8 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации, статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги (сборы, страховые взносы).
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов признаются индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
На основании пункта 3 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации, если плательщики начинают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев, начиная с календарного месяца начала деятельности. За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца.
В пункте 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 указанного Кодекса, в срок, установленный абзацем 2 настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 указанного Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
Как следует из материалов дела, Шидакова Ф.М. являясь плательщиком страховых взносов на обязательное медицинское страхование и обязательное пенсионное страхование, в установленные сроки сумму страховых взносов не уплатила, в результате чего за ней образовалась недоимка по указанным платежам в размере, предъявленном налоговым органом к взысканию. Судами первой и апелляционной инстанций представленный налоговым органом расчет задолженности проверен и признан верным. При этом административным ответчиком доказательств, опровергающих представленные истцом доказательства и свидетельствующих об уплате страховых взносов, предъявленных к взысканию, не представлены. Из возражений Шидаковой Ф.М. от 3 февраля 2020 г. (л.д. 62-63) на кассационную жалобу, усматривается, что она, закончив Саратовский юридический институт им. Д. Курского, по распределению поступила в коллегию адвокатов Кабардино-Балкарской Республики адвокатом, где работает до настоящего времени, что также подтверждается представленной в материалы дела справкой (л.д. 28), в связи с чем довод кассационной жалобы об отсутствии доказательств работы заявителя адвокатом не может быть признан состоятельным.
Доводы Шидаковой Ф.М. о пропуске налоговым органом срока обращения в суд с требованиями о взыскании страховых взносов обосновано отклонены судом апелляционной инстанции, как основанные на ошибочном толковании норм материального права.
В силу пункта 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно пункту 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании налога подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено этим же пунктом.
В соответствии с абзацами 2, 3 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Из материалов дела следует, что ИФНС России N 1 по г. Нальчику как с заявлением о выдаче судебного приказа, так и с административным исковым заявлением о взыскании с Шидаковой Ф.М. задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование и обязательное пенсионное страхование обратилась с соблюдением сроков, установленных приведенными выше правовыми нормами. 26 января 2018 года в адрес Шидаковой Ф.М. налоговым органом направлено требование N 524131 об уплате страховых взносов по состоянию на 26 января 2018 г. в срок до 15 февраля 2018 г, которое административным ответчиком не исполнено. 24 июля 2018 г, то есть до истечения
шестимесячного срока обращения в суд, налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа. Вынесенный мировым судьей судебного участка N 5 Нальчикского судебного района судебный приказ о взыскании с Шидаковой Ф.М. задолженности по страховым взносам отменено определением этого же мирового судьи от 20 декабря 2018 г. Административное исковое заявление в суд по настоящему делу предъявлено налоговым органом 20 июня 2019 г, то есть в срок, предусмотренный пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации. Из материалов дела также не усматривается, что к взысканию предъявлена задолженность по страховым взносам, образовавшаяся за пределами трехлетнего срока.
Вопреки доводам заявителя жалобы, судами первой и апелляционной инстанций правильно определены имеющие значение для дела обстоятельства и правильно применены нормы материального права; нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, ими не допущено; выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах, мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела.
Иное толкование заявителем кассационной жалобы норм материального и процессуального права, а также иная оценка обстоятельств дела не свидетельствует о неправильном применении нижестоящими судебными инстанциями норм права.
С учетом изложенного судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы Шидаковой Ф.М. не находит.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 31 июля 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 4 декабря 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Шидаковой Ф.М. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий И.А. Нафиков
Судьи Ю.К. Белоусова
Г.К. Зайнуллина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.