Постановление Первого кассационного суда общей юрисдикции от 25 марта 2021 г. по делу N 16-531/2021-
Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Полянина О.А., рассмотрев жалобу Соломахиной Л.И. (далее Соломахина Л.И.) на вступившие в законную силу постановление главного государственного санитарного врача по Тульской области от 01 ноября 2019 года, решение судьи Зареченского районного суда города Тулы от 30 июня 2020 года, решение судьи Тульского областного суда от 07 сентября 2020 года, вынесенные в отношении директора общества с ограниченной ответственностью (далее ООО) "Лазер Дент Плюс" Соломахиной Л.И. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением главного государственного санитарного врача по Тульской области от 01 ноября 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Зареченского районного суда города Тулы от 30 июня 2020 года, решением судьи Тульского областного суда от 07 сентября 2020 года, директор ООО "Лазер Дент Плюс" Соломахина Л.И. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде предупреждения.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, Соломахина Л.И. выражает несогласие с процессуальными актами, вынесенными в отношении нее по настоящему делу об административном правонарушении, считая их незаконными, просит их отменить и прекратить производство по делу. Полагает, что в ее действиях отсутствует состав вмененного административного правонарушения.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении, доводов жалобы заявителя, позволяет прийти к следующим выводам.
В силу статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Пунктом 1 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее Федеральный закон N 52-ФЗ) установлено, что на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункт 3 статьи 39 Федерального закона N 52-ФЗ).
Согласно статье 11 указанного Федерального закона индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны в числе прочего выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Частью 1 статьи 29 Федерального закона N 52-ФЗ определено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 мая 2010 года N 58 утверждены СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность" (далее СанПиН 2.1.3.2630-10).
В соответствии с пунктами 1.7, 1.7.1, 1.7.2 СанПиН 2.1.3.2630-10 при проведении инвазивных манипуляций во всех отделениях и амбулаторно-поликлинических организациях используются стерильные изделия медицинского назначения, которые после использования подвергаются при профилактической и очаговой дезинфекции обеззараживанию, а изделия многократного применения - также предстерилизационной очистке и стерилизации. Предстерилизационная очистка и стерилизация проводятся в централизованных стерилизационных отделениях, а при их отсутствии - в отделениях медицинской организации систематически во всех случаях при подготовке изделий к предстоящим медицинским манипуляциям, при которых эти изделия будут соприкасаться с кровью, раневой поверхностью, инъекционными препаратами или при которых имеется риск повреждения слизистых оболочек. Предстерилизационная очистка осуществляется в качестве самостоятельного процесса после дезинфекции изделий или при совмещении с ней. Ее цель - удаление с изделий медицинского назначения любых неорганических и органических загрязнений (включая белковые, жировые, механические и другие), в том числе остатков лекарственных препаратов, сопровождающееся снижением общей микробной контаминации для облегчения последующей стерилизации этих изделий. Целью стерилизации изделий медицинского назначения, в том числе эндоскопов и инструментов к ним, используемых в диагностических и лечебных целях с нарушением целостности тканей (то есть используемых при стерильных эндоскопических манипуляциях), является обеспечение гибели на изделиях (и внутри них) микроорганизмов всех видов, в том числе и споровых форм.
Пунктом 2.13 СанПиН 2.1.3.2630-10 установлено, что качество предстерилизационной очистки изделий оценивают путем постановки азопирамовой или амидопириновой пробы на наличие остаточного количества крови, а также путем постановки фенолфталеиновой пробы на наличие остаточного количества щелочных компонентов моющих средств (только в случаях применения средств, рабочие растворы которых имеют pH более 8, 5) в соответствии с действующими методическими документами и инструкциями по применению конкретных средств.
Согласно пункту 2.14 СанПиН 2.1.3.2630-10 контроль качества предстерилизационной очистки проводят ежедневно. Контролю подлежат: в стерилизационной - 1% от каждого наименования изделий, обработанных за смену; при децентрализованной обработке - 1% одновременно обработанных изделий каждого наименования, но не менее трех единиц. Результаты контроля регистрируют в журнале.
В силу пункта 8.3.13 СанПиН 2.1.3.2630-10 контроль качества предстерилизационной очистки проводят ежедневно. Контролю подлежат: в стерилизационной - 1% от каждого наименования изделий, обработанных за смену; при децентрализованной обработке - 1% одновременно обработанных изделий каждого наименования, но не менее трех единиц. Результаты контроля регистрируют в журнале.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что основанием для привлечения директора ООО "Лазер Дент Плюс" Соломахиной Л.И. к административной ответственности, предусмотренной указанной нормой, послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении от 10 января 2019 года выводы о выявленных в ходе проведения плановой выездной проверки должностным лицом Управления Роспотребнадзора по Тульской области 11 декабря 2018 года в 11 часов 00 минут нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, выразившихся в том, что в журнале учета контроля качества обработки (постановки) азопирамовых проб отсутствуют сведения о проведении контроля качества обработки (постановки) азопирамовых проб на зонды, карпульные шприцы, зеркала; не обеспечена должная концентрация рабочих растворов дезинфицирующих средств.
Обстоятельства совершенного директором ООО "Лазер Дент Плюс" Соломахиной Л.И. административного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Деяние директора ООО "Лазер Дент Плюс" Соломахиной Л.И. квалифицировано по статье 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащих применению нормативно-правовых актов.
Принимая обжалуемые акты, должностное лицо и судебные инстанции сочли, что директор ООО "Лазер Дент Плюс" Соломахина Л.И, являясь ответственным должностным лицом за соблюдение норм и правил, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но ею не были предприняты все зависящие меры по их соблюдению.
Из доводов поданной жалобы не следует, что при рассмотрении настоящего дела допущены какие-либо нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Совокупность установленных судебными инстанциями фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств.
Имеющие правовое значение доводы, аналогичные изложенным в настоящей жалобе, были предметом проверки в ходе производства по делу, правомерно отклонены по мотивам, приведенным в обжалуемых актах, не ставят под сомнение их законность и обоснованность, а также наличие в действиях директора ООО "Лазер Дент Плюс" Соломахиной Л.И. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несогласие заявителя с оценкой установленных по делу обстоятельств и собранных по делу доказательств не является основанием к отмене обжалуемых решений.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Первого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление главного государственного санитарного врача по Тульской области от 01 ноября 2019 года, решение судьи Зареченского районного суда города Тулы от 30 июня 2020 года, решение судьи Тульского областного суда от 07 сентября 2020 года, вынесенные в отношении директора ООО "Лазер Дент Плюс" Соломахиной Л.И. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Соломахиной Л.И. - без удовлетворения.
Судья О.А. Полянина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.